[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)     

 

Хасиды на Дону

В истории Любавичского движения Ростов-на-Дону занимает особое место – этот город связан с именами трех последних Любавичских Ребе. Сюда, гонимый первой мировой войной, из Могилевской губернии, к которой тогда относились Любавичи (ныне – запад Смоленской области), приехал пятый Ребе Рашаб – Шолом-Довбер Шнеерсон. Здесь со временем был куплен дом, ставший в годы войн и революций прибежищем для хасидов, где жил и работал его сын Йосеф-Ицхок – Ребе Раяц. Сюда из Екатеринослава приехал и Менахем-Мендл Шнеерсон, будущий седьмой Любавичский Ребе.

В подвальном помещении этого доме по Братскому переулку была построена уникальная миква, устройство которой впоследствии стало образцом при строительстве других микв. Когда после развала СССР дом пятого Ребе вернулся к хасидам, начались поиски миквы, вход в которую, оказалось, был просто завален мусором. После расчистки завалов обнаружилось, что миква цела, а в бассейне после многих десятилетий сохранилась вода – чистая и абсолютно свежая… Сейчас в Доме Ребе расположилась ешива «Томхей Тмимим», в которую приезжают учиться юноши из многих стран мира.

Пятый Любавичский Ребе скончался в Ростове-на-Дону. Его могила на еврейском кладбище города является местом, священным для всех хасидов, здесь всегда белым-бело от пан (записок).

В Ростове-на-Дону хасиды появились в 1915 году, в первую мировую войну, когда из-за наступления немецких войск евреи были насильственно эвакуированы из прифронтовой полосы на Дон. Так здесь очутились пятый Любавичский Ребе Шолом-Довбер Шнеерсон (1860–1920) и его семья, а также ученики и последователи. Сначала они поселились в центре Ростова на ул. Пушкинской, 78 (теперь №38, кв. 5), а с 1918 года – в доме по Братскому переулку, 44 (ныне №42).

Ребе Рашаб родился в семье четвертого Любавичского Ребе 20 хешвана 5621 года (5 ноября 1860) в Любавичах. Он начал заниматься общественной деятельностью уже в 14 лет, а в 22 года стал преемником своего отца, пятым Любавичским Ребе. В 1895 году он организовал съезд общественных и религиозных деятелей в Ковно (Каунасе), а в 1897 году основал ешиву «Томхей Тмимим» («Опора чистых сердец»), отделения которой в наши дни существуют в разных странах. Он прилагал много усилий в борьбе за улучшение положения евреев в черте оседлости. Эту же позицию он отстаивал и в 1910 году, будучи членом VI раввинской комиссии в Петербурге. Им опубликованы десятки философских книг о проблемах иудаизма.

 

Любавичские Ребе бережно хранили рукописи сочинений всех представителей своей династии и священные книги хасидов. Еще в 1915 году, покидая Любавичи, Ребе Шолом-Довбер Шнеерсон сдал 35 ящиков с рукописями на хранение на склады Персица. Впоследствии они были конфискованы ВЧК. Несмотря на прилагавшиеся его сыном усилия, рукописи так и не были возвращены хасидам. Являясь огромной исторической и религиозной ценностью, эти рукописи, до сих пор не только не исследованные, но даже не описанные, служат предметом спора о праве собственности на них.

Ребе Рашаб скончался 2 нисана 5680 года (21 марта 1920) и был похоронен на Старом еврейском кладбище Ростова. В 1938 году, когда стало известно о предстоящей застройке территории этого кладбища, хасиды, верные его памяти, тайно перенесли тело Ребе (по свидетельству очевидцев, нетленное) на ныне существующее Новое еврейское кладбище. Над его могилой в юго-восточном углу кладбища, как над святыней, в 1990-х годах усилиями хасидов был возведен склеп (оэль), посетить который приезжают делегации евреев со всего мира.

Его сын Ребе Раяц – Йосеф-Ицхок Шнеерсон (1880–1950) родился 12 тамуза 5640 года (21 июня 1880) в Любавичах. Еще юношей, в 15 лет, он стал секретарем отца и его правой рукой, а в 18 лет уже руководил ешивой «Томхей Тмимим».  Несмотря на начавшиеся преследования хасидов, после установления в 1920 году в Донской области советской власти он наладил связи практически со всеми еврейскими общинами страны, считая себя лидером всех евреев Советской России, которые, при поддержке хасидов, должны бороться за сохранение иудаизма и свои национальные права.

Наконец, с Ростовом-на-Дону неразрывно связано начало деятельности Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона (1902–1994), сына екатеринославского раввина. К 1920 году, когда в Екатеринославе утвердилась советская власть, он уже окончил экстерном курс гимназии и владел несколькими языками.

В 1923 году Менахем-Мендл приехал в Ростов-на-Дону и здесь познакомился с р. Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном и его семьей. Вскоре он стал ближайшим помощником Ребе и женихом его дочери Хаи-Мушки (1901–1988). За помощь в деле просвещения евреев Ребе Раяц называл его «мой министр просвещения». В 1924 году р. Менахем-Мендл Шнеерсон переехал вместе с шестым Любавичским Ребе в Ленинград, позднее вместе с ним уехал в Ригу, а затем в Варшаву. Там 27 ноября 1928 года он вступил в брак с Хаей-Мушкой. После смерти Ребе Раяца Менахем-Мендл Шнеерсон стал седьмым Любавичским Ребе – выдающимся еврейским религиозным лидером, получившим всемирное признание.

Е. Мовшович,

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru