[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2005 ЭЛУЛ 5765 – 10 (162)
РОШ А-ШОНА
Илана Арци
«...В седьмом месяце,
в первый день… святым будет у вас,
никакой работы не делайте;
день трубного гласа будет у вас».
(Бемидбар, 29:1)
Новолетие – Рош а-Шона – всегда приходится на первое тишрея – день рождения Адама! В названии праздника есть скрытый смысл: «рош» на иврите – «голова», «решис хохма» – «начало мудрости».
В этот день определяется благополучие человека на целый год!
В праздник новолетия заряжаются люди энергией святости на все 365 дней. Отмечают его два дня.
Рош а-Шона – время суда, но это не время грусти и уныния.
Мы радуемся и веселимся, ибо уверены: нас, детей своих неразумных, Ашем простит и на сей раз.
Когда мужчины накануне новогодья возвращаются из синагоги домой, женщины зажигают свечи и приглашают друзей и близких к накрытому столу.
В центре – блюдо с головой рыбы или барана.
На почетном месте – запотевшая бутыль красного вина.
Рядом – круглая красавица-хала. Праздничный хлеб!
Вместо соли – мед!
«Кидуш» – торжественное благословение на вино, слова благодарности Творцу за то, что дал дожить до благословенного нынешнего вечера.
Омывают руки, и глава семейства с молитвой возносит халу. Ломает и макает ее…
– В мед!!!
– Правильно! Чтоб весь год был сладким!
Потом каждый берет кусочек яблока и снова – с пожеланиями благополучия остальным – окунает в мед.
Наступает очередь головы рыбы или барана. Всем желаем стать в новом году головой, а не хвостом! Обязательно!
Поднимаем кверху плод граната:
– Пусть праведных дел наших станет так же много, как зернышек в гранате!
Берем немного морковного цимеса:
– Чтоб множились наши заслуги!
На идише «морковь» – «мерн» (от глагола «увеличиваться»).
В Рош а-Шона – Йом Труа – мы трубим в шофар – бараний рог, чтобы Ашем услышал, как мы коронуем Его на царство над всей землей, и вспомнил о заслугах наших праотцев, готовых отдать жизнь за Него.
Цель трубления в шофар – напомнить и о жертвоприношении Ицхака.
АКЕЙДАС ИЦХАК
Как-то ангел-обвинитель (сатана) говорит Ашему:
– Авраам служит Тебе ради своего потомства и себя!
– Всё, что делает Авраам, делает он только из любви ко Мне! – отвечает Ашем. – Если Я попрошу, он принесет Мне в жертву даже Ицхака.
На земле в это время спорят сводные братья – Ишмаэл и Ицхак:
– Нет никакой твоей заслуги в том, что на восьмой день жизни ты вступил в Союз с Творцом, – кипятится Ишмаэл. – Вот я в тринадцать лет сделал это осознанно!
– Зато я, если потребуется, жизнь за него положу!
Сказано в Талмуде: «Человек не должен давать повод сатане придраться к нему».
Зовет Ашем Авраама:
– Авраам!
– Вот я!
– Бери сына.
– Какого из двух?
– Единственного твоего.
– Каждый единственный у своей матери.
– Того, которого любишь!
– Я обоих люблю.
– Ицхака.
– Что с ним сделать?
– Веди в землю Мория. На высокой горе сожжешь его – принесешь мне в жертву.
Застыл Авраам в ужасе.
Когда пришел в себя, говорит жене:
– Завтра мы с Ицхаком едем поклониться Ашему. Не волнуйся. Скоро вернемся. Дай мальчику праздничные одежды, да в дорогу собери чего-нибудь из еды.
Сердце матери – вещун. Чует недоброе. А куда деваться? Парит, жарит, укладывает в суму...
Авраам колет сухие дрова, вяжет, закрепляет на спине у осла.
– Встают чуть свет. Отправляются в путь вчетвером.
Авраам, Ицхак, Элиезер, Ишмаэл... Вот и горы.
Вдруг одна из них осветилась странным каким-то светом.
Авраам поглядел на спутников:
– Видите вы что-нибудь необычное на той горе?
– Нет, – ответили хором Ишмаэл и Элиезер.
– А ты, Ицхак?
– Я вижу очень яркий свет.
– Хорошо, – обрадовался Авраам, – значит, ты меня поймешь. А вы, – обратился он к Ишмаэлю и Элиезеру, – побудьте здесь с ослом. Мы с Ицхаком только на ту гору прогуляемся и назад.
Снимает с осла поклажу и кладет на Ицхака. Берет огниво и нож.
Долго бредут. Останавливаются.
Ицхак отирает пот со лба и спрашивает:
– Отец, как же так? Вот дрова, огниво, нож, а где же агнец для всесожжения?
– Ашем найдет себе жертву, сынок.
Появляется сатана и начинает смущать Авраама:
– Ну, куда ты идешь? Зачем?
– Ашему служить.
– Сына пожалей, ирод! Вот я сейчас разольюсь речкой, и всё, и ты не виноват! Вернетесь домой оба.
Тотчас разливается полноводная река. Путники пробуют перейти ее вброд, да не тут-то было. Вода уже до ноздрей достает. Плачет Авраам, взывает к Всевышнему:
– Ашем, я делаю всё, что могу, но как идти дальше? Как мне выполнить Твою волю?
Вмиг становится сухо.
Поднимаются они на гору. Авраам вместе с Ицхаком камни собирают, строят жертвенник.
Ни ягненка, ни козленка не видать.
И внезапно понимает Ицхак, что жертва – он сам.
Говорит:
– Только ты свяжи меня, отец, а то, может, дернусь под ножом – жертва будет неугодна.
Авраам так и поступает.
Обвязывает Ицхака веревкой, кладет на жертвенник поверх дров... Только руку к ножу протянул – голос с неба:
– Авраам! Авраам!
– Вот я!
– Не поднимай руки твоей на отрока!
– Может, кровь ему пустить?
– Не делай ему ничего, знаю я теперь, что боишься ты Ашема, ибо не жалеешь для Меня единственного сына!
Поднимает Авраам глаза, осматривается.
О чудо!
В кустах – барашек!!!
Берет его Авраам и возносит на жертвенник вместо сына.
Спускаются они с горы. Забирают Элиезера и Ишмаэля и возвращаются в Беэр-Шеву.
СМЕРТЬ САРЫ
Тем временем сатана не дремлет. Летит к Саре и начинает:
– А муж твой совсем того!
– Что с ним?
– Ты только погляди в этот волшебный кристалл. Видишь, он сына твоего единственного вяжет и на жертвенник тянет. Сейчас кровушка хлынет!
Трижды вскрикивает Сара, и душа ее уносится в голубую даль к Ашему.
Возвращаются Авраам с Ицхаком в родной город, а соседи бегут навстречу:
– Ой, – кричат, – горе-то какое!
Хозяйка ваша умерла!
– Как? Не дождалась? Мы же вернулись... Ох! Да горевать уже некогда! Надо схоронить ее сегодня же, до захода солнца. Но где? Как найти кусочек земли?
– Есть подходящая пещера на поле Эфрона-хитийца! Соберем народ, обратимся к владельцу: «Продай пещеру!»
– Зачем продавать? Обижаете! – говорит Эфрон. – Берите так! Вместе с полем.
– Скажи, за сколько отдашь?
– Говорю: даром! Не хотите? Ну, платите четыреста шекелей серебром. Деньги-то небольшие...
– Куда хватил! – заволновались соседи. – Да за такую сумму двадцать пять полей купить можно!
Авраам отвешивает серебро.
Оформляют сделку.
Сару хоронят в пещере. Называется она Махпела.
Там уже была похоронена первая на земле супружеская пара – Адам и Хава.
Пусто в шатре без Сары. Какой дом без женщины!
И женит Авраам Ицхака на Ривке.
Но и сыну тяжко видеть, как тает от тоски Авраам. Разыскивает Агарь, вводит ее в шатер к отцу. Имя у нее теперь другое – Кетура. Рожает она мужу шестерых сыновей.
Умирает Авраам в глубокой старости. Хоронят его сыновья рядом с Сарой.
В Рош а-Шона вспоминаем мы историю с «Акейдас Ицхак» и трубим в шофар.
Ради заслуг наших праотцев, может, и нам выйдет снисхождение?
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru