[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2005 ЭЛУЛ 5765 – 10 (162)

 

РОШ А-ШОНА

Илана Арци

«...В седьмом месяце,

в первый день… святым будет у вас,

никакой работы не делайте;

день трубного гласа будет у вас».

(Бемидбар, 29:1)

Новолетие – Рош а-Шона – всегда приходится на первое тишрея – день рождения Адама!        В названии праздника есть скрытый смысл: «рош» на иврите – «голова», «решис хохма» – «начало мудрости».

В этот день определяется благополучие человека на целый год!

В праздник новолетия заряжаются люди энергией святости на все 365 дней. Отмечают его два дня.

Рош а-Шона – время суда, но это не время грусти и уныния.

Мы радуемся и веселимся, ибо уверены: нас, детей своих неразумных, Ашем простит и на сей раз.

Когда мужчины накануне новогодья возвращаются из синагоги домой, женщины зажигают свечи и приглашают друзей и близких к накрытому столу.

В центре – блюдо с головой рыбы или барана.

На почетном месте – запотевшая бутыль красного вина.

Рядом – круглая красавица-хала. Праздничный хлеб!

Вместо соли – мед!

«Кидуш» – торжественное благословение на вино, слова благодарности Творцу за то, что дал дожить до благословенного нынешнего вечера.

Омывают руки, и глава семейства с молитвой возносит халу. Ломает и макает ее…

– В мед!!!

– Правильно! Чтоб весь год был сладким!

Потом каждый берет кусочек яблока и снова – с пожеланиями благополучия остальным – окунает в мед.

Наступает очередь головы рыбы или барана. Всем желаем стать в новом году головой, а не хвостом! Обязательно!

Поднимаем кверху плод граната:

– Пусть праведных дел наших станет так же много, как зернышек в гранате!

Берем немного морковного цимеса:

– Чтоб множились наши заслуги!

На идише «морковь» – «мерн» (от глагола «увеличиваться»).

В Рош а-Шона – Йом Труа – мы трубим в шофар – бараний рог, чтобы Ашем услышал, как мы коронуем Его на царство над всей землей, и вспомнил о заслугах наших праотцев, готовых отдать жизнь за Него.

Цель трубления в шофар – напомнить и о жертвоприношении Ицхака.

 

АКЕЙДАС ИЦХАК

Как-то ангел-обвинитель (сатана) говорит Ашему:

– Авраам служит Тебе ради своего потомства и себя!

– Всё, что делает Авраам, делает он только из любви ко Мне! – отвечает Ашем. – Если Я попрошу, он принесет Мне в жертву даже Ицхака.

На земле в это время спорят сводные братья – Ишмаэл и Ицхак:

– Нет никакой твоей заслуги в том, что на восьмой день жизни ты вступил в Союз с Творцом, – кипятится Ишмаэл. – Вот я в тринадцать лет сделал это осознанно!

– Зато я, если потребуется, жизнь за него положу!

Сказано в Талмуде: «Человек не должен давать повод сатане придраться к нему».

Зовет Ашем Авраама:

– Авраам!

– Вот я!

– Бери сына.

– Какого из двух?

– Единственного твоего.

– Каждый единственный у своей матери.

– Того, которого любишь!

– Я обоих люблю.

– Ицхака.

– Что с ним сделать?

– Веди в землю Мория. На высокой горе сожжешь его – принесешь мне в жертву.

Застыл Авраам в ужасе.

Когда пришел в себя, говорит жене:

– Завтра мы с Ицхаком едем поклониться Ашему. Не волнуйся. Скоро вернемся. Дай мальчику праздничные одежды, да в дорогу собери чего-нибудь из еды.

Сердце матери – вещун. Чует недоброе. А куда деваться? Парит, жарит, укладывает в суму...

Авраам колет сухие дрова, вяжет, закрепляет на спине у осла.

– Встают чуть свет. Отправляются в путь вчетвером.

Авраам, Ицхак, Элиезер, Ишмаэл... Вот и горы.

Вдруг одна из них осветилась странным каким-то светом.

Авраам поглядел на спутников:

– Видите вы что-нибудь необычное на той горе?

– Нет, – ответили хором Ишмаэл и Элиезер.

– А ты, Ицхак?

– Я вижу очень яркий свет.

– Хорошо, – обрадовался Авраам, – значит, ты меня поймешь. А вы, – обратился он к Ишмаэлю и Элиезеру, – побудьте здесь с ослом. Мы с Ицхаком только на ту гору прогуляемся и назад.

Снимает с осла поклажу и кладет на Ицхака. Берет огниво и нож.

Долго бредут. Останавливаются.

Ицхак отирает пот со лба и спрашивает:

– Отец, как же так? Вот дрова, огниво, нож, а где же агнец для всесожжения?

– Ашем найдет себе жертву, сынок.

Появляется сатана и начинает смущать Авраама:

– Ну, куда ты идешь? Зачем?

– Ашему служить.

– Сына пожалей, ирод! Вот я сейчас разольюсь речкой, и всё, и ты не виноват! Вернетесь домой оба.

Тотчас разливается полноводная река. Путники пробуют перейти ее вброд, да не тут-то было. Вода уже до ноздрей достает. Плачет Авраам, взывает к Всевышнему:

– Ашем, я делаю всё, что могу, но как идти дальше? Как мне выполнить Твою волю?

Вмиг становится сухо.

Поднимаются они на гору. Авраам вместе с Ицхаком камни собирают, строят жертвенник.

Ни ягненка, ни козленка не видать.

И внезапно понимает Ицхак, что жертва – он сам.

Говорит:

– Только ты свяжи меня, отец, а то, может, дернусь под ножом – жертва будет неугодна.

Авраам так и поступает.

Обвязывает Ицхака веревкой, кладет на жертвенник поверх дров... Только руку к ножу протянул – голос с неба:

– Авраам! Авраам!

– Вот я!

– Не поднимай руки твоей на отрока!

– Может, кровь ему пустить?

– Не делай ему ничего, знаю я теперь, что боишься ты Ашема, ибо не жалеешь для Меня единственного сына!

Поднимает Авраам глаза, осматривается.

О чудо!

В кустах – барашек!!!

Берет его Авраам и возносит на жертвенник вместо сына.

Спускаются они с горы. Забирают Элиезера и Ишмаэля и возвращаются в Беэр-Шеву.

 

СМЕРТЬ САРЫ

Тем временем сатана не дремлет. Летит к Саре и начинает:

– А муж твой совсем того!

– Что с ним?

– Ты только погляди в этот волшебный кристалл. Видишь, он сына твоего единственного вяжет и на жертвенник тянет. Сейчас кровушка хлынет!

Трижды вскрикивает Сара, и душа ее уносится в голубую даль к Ашему.

Возвращаются Авраам с Ицхаком в родной город, а соседи бегут навстречу:

– Ой, – кричат, – горе-то какое!

 Хозяйка ваша умерла!

– Как? Не дождалась? Мы же вернулись... Ох! Да горевать уже некогда! Надо схоронить ее сегодня же, до захода солнца. Но где? Как найти кусочек земли?

– Есть подходящая пещера на поле Эфрона-хитийца! Соберем народ, обратимся к владельцу: «Продай пещеру!»

– Зачем продавать? Обижаете! – говорит Эфрон. – Берите так! Вместе с полем.

– Скажи, за сколько отдашь?

– Говорю: даром! Не хотите? Ну, платите четыреста шекелей серебром. Деньги-то небольшие...

– Куда хватил! – заволновались соседи. – Да за такую сумму двадцать пять полей купить можно!

Авраам отвешивает серебро.

Оформляют сделку.

Сару хоронят в пещере. Называется она Махпела.

Там уже была похоронена первая на земле супружеская пара – Адам и Хава.

Пусто в шатре без Сары. Какой дом без женщины!

И женит Авраам Ицхака на Ривке.

Но и сыну тяжко видеть, как тает от тоски Авраам. Разыскивает Агарь, вводит ее в шатер к отцу. Имя у нее теперь другое – Кетура. Рожает она мужу шестерых сыновей.

Умирает Авраам в глубокой старости. Хоронят его сыновья рядом с Сарой.

В Рош а-Шона вспоминаем мы историю с «Акейдас Ицхак» и трубим в шофар.

Ради заслуг наших праотцев, может, и нам выйдет снисхождение?

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru