[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2005 ЭЛУЛ 5765 – 10 (162)     

 

Однажды в Сергеевке

Многие ли дети cегодня знают, что такое «коммунальная квартира»? Как при наличии одного санузла на этаж и полной информированности всех о каждом сохранить добрососедские отношения? В атмосферу советских времен может окунуться каждый, кто рискнет посетить территорию любого из бывших советских лагерей. В одном из таких «культурных заповедников», расположенном в живописной Сергеевке, обосновался одесский лагерь «Ган Исроэл».

В течение нескольких недель сначала девочки, а потом мальчики Одессы и других городов юга Украины наслаждались чистым степным воздухом и разнообразием флоры и фауны. Последняя, помимо не очень симпатичных комаров и сороконожек, была представлена щенком, котятами, кротами, лягушками и ящерицами, которых после нашествия «юных натуралистов» смело можно заносить в Красную книгу как вымирающий вид.

 

В общем, на первый взгляд это обычный детский лагерь с линейками, походами на море, костром, строгим режимом и его нарушителями. Необычным было только обилие взрослых, представляющих три, так сказать, «социальных класса»: воспитатели (мужественные учителя школы Хабад), мадрихи (юные и оч-чень темпераментные гости из США) и преподаватели (студенты ешив и просто молодые активисты религиозных общин Украины).

В лагере «ходила» своя «валюта», и на каждом уроке дети зарабатывали деньги собственным умом. Итогом занятий стало одно из самых волнующих мероприятий лагеря – аукцион, проведенный координатором образовательных программ, творческим директором клуба «Цивойс Ашем» в Одессе Шмуэлом Еришем. Во время аукциона ведущий задавал вопросы, а капитаны команд-отрядов торговались… за право ответить на них. Наиболее азартными оказались малыши. Но им немного не хватило деловой хватки и жизненного опыта. Победителями стали старшеклассники.

Параллельно с детьми изучением Торы занимались приехавшие на семинар студенты. Контингент разнообразный, как народ Израиля: студенты израильских и украинских ешив, слушатели одесского «Тора-института» и просто молодые люди, впервые окунувшиеся в еврейскую атмосферу. Поэтому часть слушателей семинара уехали домой, буквально пресытившись новой информацией, а остальные жили по принципу: «Повторенье – мать ученья». Тем не менее всем было интересно и полезно вместе ходить в микву (она же море), смотреть фильмы и «грызть гранит науки». Помогали им в этом директор Одесской ешивы раввин Довид Фельдман, раввин города Белгород-Днестровского Фишл Чичельницкий, шойхет из Донецка раввин Арье Спектор. Под руководством последнего все желающие из числа студентов ешивы изучали нелегкое ремесло шхиты.

Большой интерес вызывали мадрихи-американцы. С первых дней лагеря всем стало ясно, что миссия этих молодых людей – продемонстрировать миру «иудаизм с человеческим лицом». Цветущий вид юношей словно провозглашал: «Долой скучного еврея-очкарика! Да здравствуют бейсбол, краска для волос и утренняя молитва перед ужином!» Их «Биркас a-мозон» заставлял резонировать не только детские сердца, но и оконные стекла… Скандируемые ими в мегафон «12 псуким» к концу лагеря знала назубок вся Сергеевка – еврейская и нееврейская… На Шабос один из мадрихов, вместо традиционных черных сюртука и шляпы, надел лиловые камзол и треуголку. Любопытно было бы взглянуть на этого изобретательного «кутюрье» во время Пурима: наверняка неописуемое зрелище!

Скованные поведенческими стереотипами, преподаватели старались свести «международные контакты» к минимуму. А вот ребятишкам заокеанский темперамент пришелся по душе.

Из-за обилия мероприятий время в лагере протекало «сюрреалистично»: с обилием «дежа вю» и «черных дыр». Поэтому дирекция лагеря в лице А. Рехельман, В. Сеплярского и Ш. Виглера при составлении расписания ощущала себя задействованной в съемках какого-нибудь «Гарри Поттера» или «Матрицы». Тем не менее ценой неимоверных усилий строптивых координаторов программ удалось усадить за стол переговоров и добиться компромиссов. В результате ни одно мероприятие не понесло серьезного ущерба.

Выстоять в нелегкой лагерной жизни помогало четырехразовое кошерное и вполне съедобное питание. Нужно отдать должное работникам столовой: несмотря на строгий контроль машгиаха Х. Перекрестова, они до последнего дня оставались приветливыми, как в «Макдональдсе».

Хватало в лагере и зрелищ: блестящее выступление фокусника-иллюзиониста В. Шевченко, эмоциональное выступление театра «Гевел геволим» под руководством В. Басселя, после которого дети без понукания воспитателей (!) говорили актерам «спасибо».

Кстати, сами дети оказались незаурядными артистами. Каждый Шабос демонстрировались поставленные собственными силами мини-спектакли, инсценировавшие известные истории из жизни хасидов и не менее «знаменитые» истории из жизни лагеря. В смене мальчиков состоялся даже театральный фестиваль (еврейский аналог «Оскара»), где наряду с обычными встречались и такие номинации: «лучший Ребе», «самое неправильное трубление в шофар», «самая короткая непонятная история».

Без преувеличения знаковыми стали два футбольных чемпионата, в которых сборная лагеря сразилась со сборной вожатых и сборной преподавателей, оба раза одержав уверенную победу. Команда победителей была награждена кубком (почему-то баскетбольным), а их побежденные наставники подбадривали друг друга словами известной песни: «Главное, ребята, сердцем не стареть».

Всё хорошее когда-нибудь кончается. Подошло к концу и время пребывания в лагере. Работники «из местных» опасались «королевской ночи» с традиционным обмазыванием пастой, порчей имущества и прочими видами асоциального поведения. Но не тут-то было! Все уснули, как младенцы. Ведь завтра – ранний подъем и долгая дорога в аквапарк, прощание с друзьями и подробные расспросы домашних… А там и до следующего лагеря недалеко!

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru