[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2005 ЭЛУЛ 5765 – 10 (162)     

 

ЭТА СЛАДКАЯ ЛАГЕРНАЯ ЖИЗНЬ

В аэропорту «Шереметьево-1» началась регистрация на рейс, вылетающий в Ростов-на-Дону. Экран над регистрационной стойкой загорелся ярко-желтой надписью: «РОСТОВ-НА-ДО». Под Ростовом находился летний детский лагерь «Амихай», организованный местной общиной при поддержке ФЕОР и фонда «Ор Авнер». Нам туда было НА-ДО.

На подлете к южной столице России, как любят величать этот город его жители, под крылом самолета замелькали разноцветные лоскутья полей, очерченные темными линиями лесополос, – зеленые, бурые, ярко-желтые… Желтые – подсолнечника, светлой охры – пшеничные. Розоватые, наверное, ковыльные. Ну прямо конкурс детского рисунка на асфальте…

«Рисунок» детских еврейских лагерей, организованных этим летом в разных местах юга России и Украины, оказался на удивление разнообразным.

  

У моря

Лагерь «Амихай» (название звучит символично – «Мой народ жив!») для детей из еврейских общин городов России под Ростовом-на-Дону проходил впервые. Он обосновался в прекрасном месте – на Павло-Очаковской косе, у самого берега Азовского моря.

Двенадцать дней лагерной жизни – это двенадцать месяцев еврейского календаря и соответствующих им праздников. Ирина Писарева, директор лагеря «по хозчасти», удивляется: а ведь и вправду, каждому месяцу соответствовали не только праздники, но и погода! После «начала года» – первого дня, то есть месяца тишрей, празднования Рош а-Шона, – пошел дождь, «наступила осень». В последующие дни, в разгар лета, слегка похолодало. «Ну вот, еврейская зима…» – констатировали обитатели лагеря. Но самое интересное, что аналогичная картина наблюдалась и в дни заезда мальчиков, и в дни заезда девочек… В общем, образовалась еврейская климатическая зона на берегах Азова.

Но в целом погода не подкачала, теплое и неглубокое в районе лагеря Азовское море радовало детей из южных городов России, из центральных районов страны, с Волги и Урала. Детишки самого разного возраста – от 6 до 17 лет – купались, загорали, набирались сил и запасались витамином D. Но не только…

«12 месяцев еврейского календаря» были наполнены соответствующим содержанием – праздниками, обрядами, заданиями по географии, истории, культуре и традициям своего народа: тишрей, Ханука, Ту би-шват, Пурим, День рождения Ребе, Швуэс, Аавас Исроэл и даже… свадьба под хупой!

Лагерь «Амихай» расположился на территории лагеря «Казачок», принадлежащего, как нетрудно догадаться, донским казакам. По этому поводу руководитель «Амихая» по культурно-воспитательной части Людмила Давыдовна Мирошникова философски заметила: «Важно, чтобы казаки увидели, что евреи – нормальные люди, а не с рогами и копытами». Казаки это действительно увидели, с обитателями лагеря подружились и регулярно катали на лошадях еврейских детишек – к неописуемому восторгу последних.

В изобретательности и творческой смекалке девочкам не откажешь – например, на мотив песни Николая Расторгуева «Комбат» они сложили свою – «Хабад!» Песня получилась замечательная – задорная, с бодрым настроем.

Девочки побывали на экскурсиях в дельфинарии, в ростовском зоопарке, сами организовывали выставки самодельных ханукий, сувениров и рисунков, викторины и конкурсы (например, на лучший пуримский костюм), поставили спектакль «Белое солнце Пурима».

Чтобы унять шумных детей, периодически звучала кричалка: «Ша-ша-ша! Шекет, бевакаша!» («Тишина, пожалуйста!»), от которой лопались барабанные перепонки. Но, как ни странно, после этого действительно наступала тишина. Причем за «шекет» боролись не только девушки-мадрихи из Израиля (или, как их ласково называли за глаза, «матрешки»). Демократия в лагере «Амихай» полнейшая, поэтому Людмилу Давыдовну на общем лагерном собрании запросто лишили ее главного атрибута – мегафона. Она не растерялась и стала пользоваться микрофоном, подключенным к усилителю и динамикам. Менее мобильно, зато еще громче…

Девушки-мадрихи Ита, Адас, Хана, Либа, Хаша – студентки педагогических институтов Израиля, для них лагерь «Амихай» – прекрасная практика и возможность проверить свои силы «на педагогическом фронте». Кроме Иты, русским языком никто из них почти не владеет, поэтому со своими подопечными общаются на англо-русско-ивритском диалекте. В результате оказывается, что это прекрасная языковая практика для всех – и воспитанниц, и воспитателей.

От избытка чувств накануне закрытия лагеря девочки искупали своих любимых мадришек в море – прямо в одежде, обуви и вместе с мобильными телефонами! Телефонов, конечно, жаль, но нельзя сказать, чтобы девушки из Израиля были расстроены: хоть и недолог был «лагерный срок», они со своими воспитанницами искренне привязались друг к другу. А сколько было слез при расставании с израильтянками! Река Иордан наверняка бы вышла из берегов…

Ривка – старшая вожатых-мадрихов, выпускница израильского института «Бет Ривка» – рассказала, что больше всего в лагере «Амихай» ее удивило и порадовало то, что 75% девочек хорошо знают еврейские традиции. Правда, остальные 25% не знают их совсем, – но зачем  бы иначе нужен был лагерь?!

В день закрытия лагеря всем девочкам подарок: посещение ростовского аквапарка, катание на каруселях, аттракционы… В качестве награды за успехи для некоторых девочек была организована поездка по святым для каждого хасида местам. В частности, на еврейское кладбище Ростова-на-Дону, на могилу пятого Любавичского Ребе*.

А вечером – финальный фейерверк, раздача призов, теплые слова и слезы, слезы… Это – как обрамление, элемент композиции: вначале слезы расставания с родителями, в конце – с лагерем, вожатыми, воспитателями и новыми друзьями. Не плачьте, девочки, в будущем году всё повторится!

 

В лесу

В конце ХХ века, по данным ЮНЕСКО, по количеству зеленых насаждений в пересчете на душу населения Донецк считался самым зеленым городом на планете. Наверное, поэтому нынешним летом детский лагерь местная община организовала в 70 километрах от города, на базе пансионата «Лесной» в Велико-Анадольском лесу – привыкли, видимо, донецкие евреи дышать чистым воздухом… На подъезде к лагерю дорогу нашей машине перебежал настоящий пятнистый олень!

«Анадол», согласно словарю Брокгауза и Эфрона, «большая страна на востоке» (это название окрестным местам в середине XIX века дали греки – переселенцы из Крыма). Велико-Анадольский лес – настоящее «рукотворное чудо», 2, 55 тыс. гектаров зеленых насаждений, которые создавались здесь с середины XIX века для борьбы с пыльными бурями. Тут есть дубы, которым почти 170 лет! Лагерь «Ган Исроэл» в Велико-Анадольском лесу разместился впервые. Получился он в этом году небольшой, четыре отряда, собрались здесь ребята со всего Донбасса – Донецка, Макеевки, Мариуполя, Краматорска, других городов Украины.

Три составные части жизни лагеря – учеба и молитва, отдых и развлечения, кошерное питание и «лесное хозяйство». За каждую из них отвечают разные люди, но все они мастера своего дела. Реб Элияу Киржнер – директор донецкой ешивы – ведает молитвой и учебой. На втором этаже, над столовой устроен большой молельный зал, где собирается всё мужское население лагеря, «подгоняемое» неутомимым реб Элияу… Для занятий с мадрихами место специально выбирать не приходится – кругом огромные тенистые деревья и скамейки под ними.

Молитвенная жизнь, изучение Торы, обучение еврейским традициям практически не прерываются, органично переплетаясь с отдыхом, купанием в озере, развлечениями, играми, экскурсиями, поездками к морю. Есть в лагере и актовый зал, где разыгрываются сценки, театрализованные действа, проходят самодеятельные концерты. За эту «составляющую» отвечают воспитатели во главе с неугомонной Юлей Вириной – заводилой всех игр, викторин, спектаклей, конкурсов и всяческих «хулиганств». Четыре отряда «Ган Исроэл» имеют остроумные названия. Самые старшие – «Нишарим» («Орлы», с улыбкой говорящие о себе: «Не шарим!»), самые младшие – «Евродети» (естественно, «Еврейские дети»); еще два отряда – «Хазак» («Крепкий») и «Барак» («Молния»). У каждого – свои отрядные песни и девизы собственного сочинения.

В день нашего приезда в лагерь здесь… запускали ракету. Рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса! Первый еврейский космический корабль появился именно в донецком «Ган Исроэл». Ставились тут и другие рекорды (например, по поеданию котлет). Под руководством Юли Вириной организовали игру «Стратег», но больше всего ребятам запомнился КВН, в котором, как положено, отразились актуальные стороны жизни лагеря. С частушками, буриме, конкурсом капитанов… Особенно понравилось всем выступление группы «Кошерные бабули», которые пели так, что было «звукам тесно».

За всё «лесное хозяйство» отвечал Александр Лазарев, в мирной жизни – администратор донецкой синагоги. В лагере организовано прекрасное пятиразовое кошерное питание (в этом деле Донецк вообще является лидером на Украине, здесь производится несколько сотен наименований кошеных продуктов!). Хотя это, по признанию Саши, было непросто: время проведения лагеря совпало с постом, предшествующим 9 ава.

В лагере «Ган Исроэл» собрались доброжелательные профессионалы, для которых летние лагеря стали одной из составляющих процесса воспитания еврейской молодежи, – преподаватели и воспитатели донецкой ешивы, «Теплого дома для мальчиков», школы «Ор Менахем» и других еврейских учебных заведений города. Реб Элияу задает тон всей жизни лагеря, благодаря его мудрости и чувству юмора здесь установилась веселая и непринужденная атмосфера. Донецкий «Ган Исроэл» отличается от лагерей «американского типа», которые, по мнению р. Киржнера, ментально не совсем подходят для СНГ. Здесь нет «экшн», «муштры», «кричалок», но всё, что надо, дети получили, считает реб Элияу. Лагерь получился домашний, теплый, «камерный». «Было хорошо, и горло не срывали, – резюмировал он. – Есть такое понятие – “ахдус”, “сплочение”. Это нам, кажется, удалось».

Все мадрихи, работавшие этим летом в Велико-Анадольском лесу, – учащиеся ешив Донецка и других городов Украины, а «расстановка кадров» (какого вожатого в какой отряд направить) очень важна, и тут всё также сложилось удачно. Ребята из старших отрядов помогали вожатым, чувствовали себя их помощниками. Отсутствие в донецком лагере «американских» мадрихов, по уверениям р. Элияу, концептуально. Пожив в атмосфере донецкого лагеря, понимаешь, что в подобном подходе к организации лагеря есть и свой смысл, и свой «шарм».

Подводя итоги работы лагеря, реб Элияу сказал: «Время пролетело незаметно, как один день, но оно прошло плодотворно – и со смыслом, и с пользой. Лагерь зиждется на трех основах: Тора – уроки, которые проводили мадрихи; авойда – работа, которую выполняли воспитательницы; добрые дела – поступки, которые совершали сами ребята. Благословенный отпуск, который мы провели вместе, закончился. И я надеюсь, что на будущий год нас здесь будет больше!»

Последний в жизни лагеря Шабос, молитва, празднично накрытые столы, свечи, наивкуснейший субботний чолнт, приготовленный лично женой р. Элияу Эстер, халы, которые пекли все вместе и каждый сам для себя, стараясь «перещеголять» друг друга. А затем – общий костер, поздравления и награждение призами победителей, прощальные слова и песни под гитару до глубокой ночи. И бесконечные «спасибо». Спасибо всем, кто организовал этот прекрасный лагерь!

   

В горах

Лагерь без «американцев» отличается от лагеря с «американцами» тем же, чем «их» кинофильмы от «наших» – старых советских. Главное отличие – «экшн». «У них» он есть, «у нас» его не было. Но теперь есть. Третий год для еврейских детей, приезжающих со всей Украины, днепропетровской общиной проводится лагерь, в котором «экшн» становится важной составляющей, своеобразной доминантой и «изюминкой» лагерной жизни. Конечно, «наши» на ТАКОЕ не способны. Для организации ТАКОГО лагеря нужны «американцы».

Место его проведения – Баланово, которое не зря зовут Крымской Швейцарией. В 30 километрах от Симферополя, окруженное горами, поросшими лесом, – чистейшее и удивительно красивое озеро, на берегу которого расположился лагерь. Здесь проходит горный хребет Караби-Яйла и средиземноморские воздушные потоки, создающие в живописных горах удивительный микроклимат.

Летние лагеря еврейская община Днепропетровска проводит уже много лет, отпраздновав в этом деле своеобразную «бар-мицву». В них воплощается идея седьмого Любавичского Ребе о том, что нужно проводить лагеря в каждой общине и они важны для любого еврейского ребенка. Ведь не все дети ходят в еврейскую школу, часто – просто в разные кружки, а то и вообще могут быть не связаны с еврейской средой. Ребе говорил, что, независимо от этого, попадая в лагерь, они получают возможность находиться в еврейской атмосфере все 24 часа. Особую роль играют молитвы и изучение Торы, общение с мадрихами, сверстниками из разных городов, кошерное питание, которое не всегда доступно в семьях. Кроме того, в лагеря приезжают учащиеся ешив – юноши 17–20 лет, чтобы стать вожатыми и передать детям знания, полученные в ешиве.

Это движение, начавшись почти 60 лет назад в США, распространилось по всему миру, дойдя до СНГ. На этот раз в днепропетровский лагерь «Ган Исроэл» приехали 125 ребят со всей Украины. Здесь девять отрядов: «Аавас Исроэл», «Мошиах», «Цдока», «Тфилин», «Ешива», «Обрезание», «Шабос», «Кашрус». И даже отряд под названием «Гуш-Катиф» – вот что значит еврейская солидарность! Принцип комплектации отрядов – не только по возрасту, но и так, чтобы нерелигиозные мальчики находились в отряде вместе с религиозными.

Ребята вожатых называют канцлерами, по-американски это слово значит не только «канцлер», но и «советник». Советники по вопросам лагерной жизни… Канцлеры – участники движения «Цивойс Ашем» – перед приездом в лагерь прошли строгий отбор и, что удивительно, работать сюда приехали за свои собственные деньги. У мадрихов есть свой сайт, дающий полную информацию о лагере и частично помогающий решить финансовые проблемы. Билеты мадрихи покупают за свои деньги, кроме того, собирают в США деньги на подарки, призы, спортивный инвентарь.

 

Руководитель канцлеров Акива Данзингер рассказывает, что у них большой опыт проведения лагерей. Раньше этот лагерь организовывал его брат, Хаим Данзингер, но недавно он женился и «эстафету» передал Акиве. Главная цель – чтобы мальчики из нерелигиозных еврейских семей прошли школу Хабада и в конце концов пришли в днепропетровскую ешиву. Лагерь и ешива тесно связаны – именно в лагере ребята начинают понимать: чтобы быть религиозным человеком, необязательно жертвовать материальными благами. Михоэл Гурари, второй старший вожатый лагеря, считает: очень важно, что у ребят появляется еврейская гордость. «Дети должны видеть, что заповеди – это классно, – сказал Михоэл с неподражаемым акцентом. – Например, соблюдать кашрус – это не значит кушать голимую еду». Как видите, и вожатые чему-то научились у ребят – жаргону.

Мадрихи – очень креативные люди, имеющие разнообразные таланты. И это видно: игровая программа крымского лагеря поражает разнообразием. Это и пейнтбол, и уроки плавания, хоккея, каратэ, джиу-джитсу, и студия видеофильмов и киномонтажа, и Школа выживания, и «Colour War» («Цветная война»). За каждый аспект отвечает свой канцлер, в каждом отряде – двое вожатых, приехавших из США, Израиля, Франции, Канады, Австралии, Гонконга и Южной Африки, – всего их 29. В эти три недели ребят ждут экскурсии в Севастополь, Ялту, Евпаторию, Судак, Новый Свет, посещение дельфинария, зоопарка, аквапарка, аттракционов, боулинга, морские купания, катания на «банане» и скутерах, лазание по горам с альпинистским снаряжением.

Все американские канцлеры, приехавшие в «Ган Исроэл», прошли школу летних лагерей в США и других странах. На вопрос об отличии «их» лагерей от «наших» Акива Данзингер ответил, что там нет таких проблем с кошерной едой и, конечно, легче материально: «Но чем меньше материальности, тем больше духовности. Часто труднее всего воспринять духовность. И это проблема в Америке».

  

Директор днепропетровской ешивы «Ктана» р. Рувен Чупин отвечает за религиозную составляющую лагерной жизни – молитву, уроки Торы, изучение традиций. К активному игровому компоненту, находящемуся в ведении канцлеров, относится спокойно и с пониманием. «Дети довольны» – вот главный критерий. А раз довольны, будет результат. Поэтому и сам он участвует во всех лагерных «сумасшествиях» с удовольствием. А о том, что детям здесь действительно нравится, свидетельствуют цифры: в первом крымском лагере было 80 ребят, в прошлом году их приехало 100. По мнению р. Рувена, Акивы Данзингера и других мадрихов, прошлогодний лагерь получился очень успешным. В этом году приехали уже 125 человек...

Честно говоря, благословение после еды, сопровождаемое «кричалками» и «стучалками», сперва слегка ошеломляет. Это с непривычки, уверяет заведующий «хозчастью» лагеря Меир Карогодский. Он также считает, что детям это «в кайф». Ведь это не мешает, а помогает главному – религиозной составляющей: молитвенной жизни и урокам, которые ежедневно проводят с ребятами вожатые из днепропетровской ешивы «Нахлас Леви» и других ешив Украины, субботним соревнованиям на лучшую сценку, лучшее знание Торы.

Вечером третьего дня в лагере появился… Сумасшедший Фил. Его появлению предшествовал снятый мадрихами и показанный на большом экране обитателям крымского кампуса художественный фильм: о жизни, «истории болезни» и обстоятельствах, предшествующих попаданию в «Ган Исроэл» этого одиозного персонажа. После демонстрации фильма с крыши летнего театра под восхищенные крики зрителей спустился его главный герой – Сумасшедший Фил собственной персоной! И тут такое началось! Да, видимо, за три лагерные недели немало любопытных приключений предстоит испытать ребятам в компании этого симпатичного «крэйзи»…

Наблюдая лагерную жизнь, вспоминаешь философские рассуждения о форме и содержании – вроде бы во всех лагерях то же самое, но в каждом есть что-то свое, особенное. Всех детей захватывает игровой компонент, хотя кому-то ближе «экшн», американский футбол, пейнтбол, бесконечные «хлопалки», «свистелки» и «кричалки», а кому-то – КВН, «Что? Где? Когда?», песни под гитару у костра и задушевные беседы с вожатыми. Но и в том и в другом случае игровая форма наполняется серьезным содержанием. И, вовлеченные в игру, приняв ее условия, дети с радостью впитывают знания, несмотря на то, что они весьма серьезные и совсем не игровые. Здесь часто вспоминают слова Ребе о том, что каникулы, летний лагерь – это не просто отдых, это тоже армия, но только Цивойс Ашем, Армия Всевышнего.

…Когда рано утром мы покидали гостеприимный крымский лагерь, из леса навстречу нам вышли люди в камуфляже и маскировочной одежде. Стало как-то не по себе… Но это были наши новые друзья! Они возвращались из «ночного»: под руководством мадрихов из Франции начала свою работу Школа выживания. Пока только тренировки, но не за горами (вернее, в горах) – состязания между отрядами. Всю ночь лазили по горам, учились маскировке, разжигали костер. Правда, когда потребовалось его потушить, влаги в «огнетушителях» не оказалось ни у бойцов, ни у канцлеров… На вопрос, что больше всего запомнилось в ночном походе, один из ребят, Илья Устинов, со вздохом ответил: «Колючки…»

  

  

 

 [ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



*   На новом еврейском кладбище Ростова-на-Дону, в его юго-восточном углу, находится могила пятого Любавичского Ребе. Усилиями хасидов, сохранивших священную память о нем, в 1990-х годах над могилой был сооружен склеп. Мраморная доска гласит:

 

V Любавичский Ребе

Шолом-Дов-Бер Шнеерсон

родившийся в местечке Любавичи

во 2-й день месяца

хешван 5621 г. (1860)

и ушедший во 2-й день месяца

нисан 5680 г. (1920)

в г. Ростове-на-Дону.

 

    Пятый Любавичский Ребе жил в Ростове-на-Дону с 1915 года, скончался 21 марта 1920 года и был захоронен на старом еврейском кладбище города, на месте которого ныне стоят жилые дома. Когда в 1938 году хасиды узнали о предстоящем уничтожении старого кладбища, они тайно перезахоронили тело Ребе. По свидетельству очевидцев, оно оказалось нетленным.