[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2005 ЭЛУЛ 5765 – 10 (162)     

 

РАВВИН С УЛИЦЫ ХАБАД-ЛЮБАВИЧ

Кишинев за последние годы очень изменился. С одной стороны – состояние «полумира-полувойны» Молдавии с Приднестровьем, тяжелое экономическое и социальное положение, из-за которого из страны уехало множество людей. С другой – резкий взлет предпринимательской деятельности; иностранцы, в поисках объектов для инвестиций рыскающие по Кишиневу; горожане, вдруг ощутившие себя жителями столицы европейского государства, «одной ногой» уже вступившего в Евросоюз. Многие евреи уехали, зато оставшиеся гордо ходят в кипах на кишиневский базар.

 

Все изменения последних лет проходят перед глазами пожилого человека, вот уже 16 лет каждый день приходящего в синагогу, на улицу Хабад-Любавич, дом 8. Именно благодаря ему, главному раввину Кишинева и Молдавии Залману-Лейбу Абельскому, улица и получила это название.

Легенды о нем ходят не только в Молдавии – и в Израиле, и в России, и на Украине знают о реб Абельском. Иногда на улицах Кишинева к нему походят люди – не только евреи, но и молдаване, цыгане, представители других национальностей, – целуют края одежды, просят благословения. «Я говорю: ты перепутал, я не ваш поп! – с доброй улыбкой рассказывает реб Залман. – А он отвечает: я знаю. И я даю броху».

О кишиневском раввине рассказывают разное. Например, о том, что уже на старости лет он выучил русский язык. Да так, что говорит на нем без малейшего акцента. На самом деле русский давался ему без затруднений, потому что родился он в Москве, в доме напротив Минаевского рынка – был такой когда-то на Сущевском валу. Говорят, в молодости реб Залман курил, но, узнав про письмо, в котором Любавичский Ребе указывал, что не одобряет эту дурную привычку, бросил. Также поговаривали, что в молодые годы Абельский мог выпить… чайник водки из носика. (Впрочем, глядя на его крепкую фигуру, в это верится без труда.) Когда же он прочитал письмо, где Ребе выражал свое удивление по поводу возлияний хасидов, немедленно прекратил «злоупотреблять».

Семейное предание гласит, что фамилия Абельский возникла пять поколений тому назад по названию местечка Абель – было такое когда-то около Витебска. Это по линии отца, родившегося уже в самом Витебске, а впоследствии жившего в Литве, в Вильнюсе, где некогда существовала целая улица, населенная Абельскими. Деда по матери звали Иешая-Зуся Буйдеров – по названию украинского городка Средние Буды, где тот был раввином. После революции дед переехал в Москву, где стал раввином любавичских хасидов, и многие представители старшего поколения его еще помнят. Скончался он перед войной.

Родители реб Залмана познакомились в Москве, в 1921 году поженились. Он родился в 1927-м. Отец Залмана был подпольным шойхетом. После начала Великой Отечественной семья из Москвы уезжает. «Во время войны мы эвакуировались, – рассказывает реб Залман. –  Учился я в подпольной ешиве в Самарканде. После войны, когда любавичские хасиды бежали из СССР, прихватили и меня. Всю ешиву из Самарканда вывезли в Европу. Это было в 1946 году. Когда мы бежали из Советского Союза, получилось так, что нас разбили на три группы. Специально это не планировалось. Люди, которые работали с беженцами, направляли нас туда, где было свободное место. Получилось так, что часть попала в Вену, часть в Германию, часть в Париж. А потом все перебрались в Париж, и из Парижа Ребе распространил всех по всему миру. Наша ешива была в лагере Вальдштадт под Мюнхеном, там я проучился целый год. Оттуда в 1948 году меня еще предыдущий, шестой Ребе направил в Румынию посланником».

 

 

Шлихус в Румынии продлился три года, реб Залман занимался там еврейским образованием. После работы в Бухаресте получил указание приехать в Эрец Исроэл, поселился в Кфар Хабаде и, как вспоминает, сразу отправил письмо к Ребе: «Это было как раз тогда, когда скончался шестой Ребе, и седьмой Любавичский Ребе взял бразды правления в свои руки. Он мне написал: “Тебе предлагают всякую работу, но не это ты должен делать. Твоя миссия в этом Мире – это воспитание. Тебе Всевышний дал талант, причем большой талант – воспитывать весь еврейский народ. Всех!”»

Вместе со своим другом, известным хасидом по имени Зуся Партизан (звавшимся так потому, что во время войны был в партизанах), он начал организовывать школы и детские сады. «Получилось так, что жребий пал на меня. И я стал преподавателем, потом директором школы Хабад. Школы раньше назывались по имени предыдущего Ребе. Это была не одна школа, а целая сеть школ, в первый же год мы открыли их в четырех местах: Иерусалиме, Кфар Сабе, Яффо и Зарнуге (возле города Реховот). А потом это распространилось дальше, каждый год открывались в одном, двух и более местах. Так прошло около десяти лет. Потом меня перебрасывали с места на место: посылали туда, где были слабые места».

Следующим «слабым местом», куда седьмой Любавичский Ребе послал р. Залмана, оказался Кирьят Гат, где также нужно было открывать еврейскую школу: «Цель была, чтобы весь Кирьят Гат превратился в хасидский городок. Хорошие годики пробыл я там, с 1959-го по 1980-й, – рассказывает реб Залман. – А потом было другое мероприятие. Ребе хотел объединить весь мир посредством изучения Торы. И меня направляют в левые кибуцы. Мне говорят, что у меня хороший подход к нерелигиозным евреям (смеется). И я поехал и работал там».

С началом перестройки его решают направить в Советский Союз: «Мне сразу предложили Москву, – рассказывает реб Залман. – “Москвич? В Москву!” И спрашивают мое мнение. А я говорю: “Куда пошлете, туда и поеду”. Хотя Москва мне льстила… “Страна моя, Москва моя…”»

Однако в американской организации «Эзрас Ахим», которая занималась посланниками в СССР, появилось новое мнение: р. Абельского нужно послать в Кишинев. Сам реб Залман объясняет это так: «В Москве уже были люди, которые работали. В Кишиневе наших не было, поэтому мне предложили Кишинев. Говорят: выбирай! А я говорю: я ничего не выбираю, куда пошлете… Мы люди дисциплинированные. И решили, что в Кишинев. Так я здесь уже 16-й год».

Сразу после приезда он открывает ешиву «Томхей Тмимим», здесь начинают работать кружки, различные учебные учреждения: «Я использую тут свои силы, а мои силы – это воспитание, – говорит реб Залман. – Поэтому я открыл сеть учебных заведений. Я здесь один, и постоянно приходится не соревноваться, а состязаться. Много помех! Без конца! Но я не сдаюсь, не из пугливых. Боремся. Всё-таки у нас есть результат: уже есть дети, которые выросли, обзавелись семьей, уже есть дети у них… Они постоянно присылают письма, фотографии».

Тора говорит о том, что в каждом поколении есть свой Мошиах, и реб Залман является последовательным проводником этой идеи. Он абсолютно уверен: седьмой Любавичский Ребе является Царем нашего поколения. Причем реб Залман один из немногих, кто начал говорить об этом очень давно, еще в 1950 году.

Однажды в Нью-Йорке Ребе сказал, чтобы реб Залман благословлял евреев. «Это было, когда Ребе раздавал доллары. Тогда в кабинет к нему не входили – он стоял в проеме дверей и каждому давал доллар и благословение. Иногда задерживал кого-то. Ребе выразился так: “Благословляй евреев, и я их благословляю”. Когда Ребе сказал мне эти слова, они мне были не очень понятны. Между тем в Торе читаем: Всевышний сказал коэнам, чтобы они благословляли евреев, и “Я их буду благословлять”. Наши комментаторы объясняют: что говорит Всевышний? Чтобы вы благословляли. А вас кто будет благословлять? Всевышний говорит: Я вас буду благословлять. Но есть еще один комментарий. Всевышний говорит: “То, что вы будете говорить, на самом деле Я, то есть Мое благословение проходит через ваши уста”».

Те, кто находился рядом, слышали слова Ребе. И, когда реб Залман вышел на улицу Нью-Йорка, к нему стали подбегать хасиды, повторяя слова Ребе. И каждый просил броху. И тогда, по словам реб Залмана, он начал «бросать брохи направо и налево»: «А назавтра подходят ребята и говорят, что мои брохи работают! И начинают рассказывать, что там было так, а тут эдак… Это происходит уже много лет – я благословляю евреев и, в общем, творятся чудеса. Я удивляюсь до сих пор. Есть маленькие, обыкновенные чудеса, а есть такие вещи, что весь мир переворачивается! И всё у меня на глазах».

 

Примеров множество – письма благодарности с фантастическими и просто удивительными человеческими историями регулярно появляются в общинной газете. О некоторых случаях вспоминает сам реб Залман.

«Когда мы приехали сюда, тут была семья: он – врач “скорой помощи”, она – домохозяйка. Это была дружная супружеская пара. Но она немножко верующая, а он атеист. И они часто спорили, но по-дружески. Когда мы приехали в конце 1989 года, она “прилепилась” к нам. Моя супруга организовала кружки для женщин, и она приходила каждую неделю. Училась, со мной общалась. И вот в один прекрасный день она приходит ко мне и говорит, что у них дома был спор с мужем. В чем дело? У них родился второй ребенок. Старшему мальчику было уже четыре годика, а теперь родился второй. Старшего мальчика она кормила грудным молоком всего два месяца и не хотела бы кормить второго ребенка так же, как первого. Муж сам врач, и другие врачи ему говорят: ничего нельзя сделать, это природа человека, никто не может помочь. И она пришла ко мне, чтобы я дал ей броху. Муж говорил ей: зачем ты к нему идешь? это же Кашпировский! Но она с ним спорила и пришла ко мне. Я дал ей броху. Прошло два года. Она приходит веселая, смеется. Говорит: “Помните, я просила у вас броху два года назад?” – “Ну и что?” – “Я не вижу конца молоку!” Она рассказывает, что это настолько повлияло на мужа, что он уже говорит про меня, что я порядочный человек! Но вместе с тем он стал кричать на нее: пойди к Залману и скажи, что хватит! Я спросил: ты хочешь броху на “хватит”? Нет, говорит она. Так что ж ты хочешь? Я хочу броху, чтобы младенец не нервничал. Она сама его потом отучит от молока… Представляете, она кормила его грудным молоком 2 года и 7 месяцев!

Еще пример. Ко мне прибегает еврейчик один, такой напуганный, просит броху для своего товарища. На того напал какой-то убийца, дал ему топором по голове и отрубил кусочек головы, с черепом и мозгами... Его даже не положили в палату, а сразу положили возле смертных комнат, в общем, никто ему помочь уже не мог. Я дал броху. Через два дня он опять у меня, уже веселый. Я спрашиваю: что случилось? А случилось что-то невероятное. Когда он пришел просить броху, он даже не думал, что что-то будет. От меня вернулся в больницу. А его друг уже лежит в палате! В чем дело? А он в таком состоянии, весь залитый кровью, вдруг открыл глаза и попросил пить. Врачи, когда увидели какие-то признаки жизни, сразу перевели его в палату, стали им заниматься. Он пролежал две недели, и у него срослась голова. Это было лет 12–13 назад. Он и сейчас жив и здоров, если вы увидите его, у него еле-еле виден шрам. Но самое интересное, что раньше этот человек имел кличку Дебил: у него в голове “роликов” не хватало. А после моей брохи у него всё наладилось! Он стал умный человек, с ним советуются!»

Реб Залман объясняет: для того, чтобы благословение сработало, тот, кого благословляют, тоже должен что-то сделать. Конечно, на 99% главная сила – в благословении, но человек должен сам «создать сосуд», подготовить себя к тому, чтобы принять благословение: «Ведь это не то, что упадет мешок с золотом на голову, – чтобы разбогатеть, надо поработать или сделать что-то духовное. Я советую, чтобы сделали одно духовное и одно материальное. Не надо ничего искать, всё есть в естественном ходе жизни. Мужчинам я говорю, чтобы надевали тфилин, кушали кошерную пищу, женщинам – чтобы вовремя зажигали свечи. Такие простые вещи. Когда человек ничего не делает, ничего и не получается. Но когда он относится к этому серьезно, то всё работает. Наш Б-г всемогущ, Он может спасти любого».

За 16 лет, прошедших с тех пор, как на Хануку в Кишиневе появился посланник Любавичского Ребе, работа проделана большая. Сейчас в Молдавии есть общины не только в Кишиневе, но и в Тирасполе, Бендерах, Бельцах, Археях. В этих городах открыты синагоги, работают кружки. Правда, школ и детских садиков там нет, нет и раввинов. «Всевышний один во всем мире, а я один во всей Молдавии», – смеется реб Залман. «В Молдавии приблизительно 25 тысяч евреев, и больше половины тут, в Кишиневе, – уже серьезно продолжает он свой рассказ. – Но на самом деле намного больше. Многие люди приходят ко мне на прием, и я их разоблачаю: он думал, что цыган, а на самом деле он еврей. Но бывает наоборот: думал, что еврей, а он цыган».

То, что по просьбе еврейской общины переименовали улицу, – случай, наверное, беспрецедентный для всего бывшего Советского Союза. Реб Залман рассказывает об этом так: «Когда я приехал сюда, этот переулок назывался Якимовским. Что за Яким такой? Кто его знает? Они в горсовете тоже не знали, и я попросил, чтобы переименовали улицу в Хабад-Любавич. И они удовлетворили мою просьбу. Наверное, одна такая улица во всем СНГ».

Реб Залман вспоминает, что он стоял у истоков первых на территории бывшего СССР парадов Лаг ба-омер. «Первый парад в СНГ был мой, – с гордостью сообщает он. – Тогда все боялись, в Москве нанимали пароход и куда-то ехали. Я слышал, что это продолжается и сейчас. Парадом тогда никто нигде не шел. А я решил пойти парадом. Пошел в полицию, перекрыли улицы, и пошли. Два километра туда и обратно. Шло очень много людей, тысячи. Приходили молдаване, таращили глаза, не понимая, что происходит».

К сожалению, Лаг ба-омер теперь так широко не празднуют – реб Абельский говорит, что евреи разъехались, народу набирается мало. На Хануку не ставят ханукию, как прежде, в центре города – теперь она устанавливается у синагоги на улице Хабад-Любавич, дом 8, издавна известной в Кишиневе как Синагога стекольщиков.

Но раввин Залман-Лейб Абельский по-прежнему бодр и много работает. Изданы три его книги: «Праведник – основа мира (Из архивов и документов Любавичского Ребе)», «Маарал», «Дочь шаха». Еще пять им написаны и ждут своей очереди быть изданными. И, несмотря на то, что ему скоро 80, Учитель с добрыми и удивительно проницательными глазами полон замыслов и идей. До 120-ти вам, рав!

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru