[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)

 

ВсЁ, Что вы хотели знать об иудаизме, но боЯлись спросить: проблемы гомосексуализма

Симон Джекобсон

Я хотел бы затронуть очень деликатную тему. Не секрет, что среди нас много людей, мучительно ищущих решения трудных проблем, с которыми им пришлось столкнуться в жизни. И часто они очень скептически относятся к предлагаемым рецептам, не желают их принимать. Я обращаюсь именно к такой читательской аудитории – людям ищущим и скептикам.

К теме гомосексуализма меня побудил обратиться личный жизненный опыт нескольких человек, с которыми мне довелось беседовать. Для начала позвольте процитировать письмо, которое я получил от одного из своих слушателей:

 

Дорогой рабби Джекобсон!

Мне пришлось столкнуться с очень трудной проблемой, которая касается и многих других людей. Я присутствовал на нескольких Ваших занятиях и слышал Ваши передачи по радио. Ваша искренность и широта знаний восхищает; я верю, что Вы сможете помочь мне самым деликатным и вместе с тем действенным образом.

Сразу перейду к сути дела. Мой брат – гей. Он заявил об этом семье в прошлом году. Мало сказать, что все мы были потрясены. Мы мучительно страдаем. Его слова заставили нас пересмотреть всю свою жизнь, полностью перевернули наши представления, поставили под сомнения все те духовные ценности, которые создавали мир и покой в семье.

Передо мной, как религиозным евреем, теперь стоит трудная дилемма (я уж не говорю о всех прочих личных, психологических, эмоциональных проблемах). Как мне, еврею, соблюдающему Тору, общаться с братом? Как я должен относиться к нему? Перестать общаться? Следует ли звать его на сейдер? А если он станет настаивать, чтобы его друг пришел вместе с ним?

И в более широком смысле – как к нему должна относиться еврейская община? Надо ли привечать в наших синагогах людей, выбравших для себя такой образ жизни?

Таких вопросов накопилось множество, а мы испытываем боль и страдания. Я задавал эти вопросы своему раввину, да и многим другим раввинам, но внятного ответа так и не получил. Если уж быть откровенным, то со мной разговаривали с неохотой или высокомерно. Реакции колебались от замешательства и неприязни до крайнего отвращения к геям и полного их неприятия.

Никто так и не смог (или не пожелал) обсудить со мной этот вопрос прямо и заинтересованно, а главное, в духе Торы.

 

Прочитав письмо, я подумал, что эти вопросы возникают не только в связи с Библией, религией, но касаются и психологии человека, его личности. И если мы не будем обсуждать эти вопросы, то как мы найдем их решение?

Когда заходит разговор о сексуальном влечении человека, мне представляется важным понять одну вещь: мы погружаемся в сферу интимную, полную субъективных переживаний.

В каждом человеке есть сексуальное начало. И никто не может обладать нейтральным взглядом на сексуальное влечение. У каждого из нас к нему свое личное, субъективное отношение – здоровое или нездоровое, оно существует. И это отношение глубоко запрятано, укоренено в нашей психике, часто с раннего детства. Поэтому при обсуждении подобных вопросов крайне трудно (в том числе и мне) как бы отойти в сторону и сказать: «А почему бы нам не поговорить об этом объективно и беспристрастно?»

Когда дело касается сексуальной сферы, все мы не лишены предрассудков. Обратите внимание, стоит только начать обсуждать тему гомосексуализма – и люди сразу занимают крайние позиции. Не случайно автор письма спрашивает у меня совета, как следует относиться к человеку (в данном случае его брату), который оказался геем. Иногда подобный выбор сексуального поведения для людей совершенно неприемлем, и они просто отвергают геев; другие же полностью принимают гомосексуализм, полагая его не менее законным, чем гетеросексуальные отношения.

Но зададимся вопросом: есть ли что-то посредине? Можно ли найти какое-то взвешенное решение, далекое от субъективных крайностей?

Теперь, после необходимого вступления, я должен напомнить об одной очень важной вещи: следует отделять выбор людей от самих людей.

Приведу пример. Каждую среду я провожу занятия на Манхэттене. И однажды на занятия пришел гей. Он остался доволен нашим общением и предложил мне провести беседу с компанией его друзей, тоже геев. Я согласился выступить перед ними и поделиться своими соображениями на предмет гомосексуализма – с опорой на Тору, духовные ценности и внутренний опыт, который мне довелось пережить в своей жизни. Нельзя сказать, что аудитория была доброжелательной; наоборот, она была настроена довольно враждебно. Но я честно попытался изложить им свои представления.

Первое, что я им сказал: послушайте, я не хочу занимать оборонительной позиции. Мне не хочется, чтобы меня обвиняли в каком-то ущемлении вашего права на выбор, в дискриминации. Главное, что мне хочется донести до вас, – это то, что нужно отделять выбор людей от самих людей. Мне очень не нравится, когда в дискуссиях переходят на личности: когда кто-то не согласен с вашим образом жизни или любым иным вашим выбором и на этом основании объявляет вас ущербным. Так не должно быть. Мне может не нравиться, как ведет себя мой ребенок, но я не перестаю безраздельно любить его.

Тора говорит нам, что у каждого живого существа есть душа, Б-жественный образ, по которому все мы сотворены. Каждый человек – мужчина, женщина, ребенок – несет в себе этот образ в течение всей жизни. Ничто не может разрушить человеческую душу, поскольку она дана Б-гом.

Для меня это определяющий фактор в отношениях с людьми. Какой бы выбор ни сделал человек – в пользу гетеро- или гомосексуальности, – душа всегда остается душой. Но даже если мы с этим согласны, если мы ценим человеческую душу и любим людей, то это вовсе не значит, что мы не совершаем ошибок.

Каковы будут последствия ошибок для вашей души? Ошибка не разрушает душу, но закрывает некоторые пути, на которых наша душа реализует себя в мире.

Я сказал этим людям: «Первое: я вас всех люблю. Люблю без всяких предварительных требований и условий. Вы – человеческие существа, созданные Б-гом. Ваш выбор – это ваше внутреннее с Б-гом дело, и моя любовь никак не связана с этим выбором.

В то же время, принимая вас такими, какие вы есть, я не обязан одобрять ваш выбор. Я не думаю, что это означает дискриминацию. Да, человеческая душа несет в себе Б-жественный образ, но в то же время вы должны сознавать, что всякий ваш выбор имеет свои последствия.

Моя позиция не предполагает в отношении к вам никакого субъективного отвращения или субъективного либерализма. Иными словами, дело не в том, вызывает ли некий образ жизни неприятие у меня или кого-то другого. В большей степени здесь имеет значение вопрос о добре и зле. В этом – суть проблемы, выходящей за рамки гомосексуализма и связанной с сексуальной сферой в целом, с вопросами жизни, любви, интимных отношений. Вопрос заключается в том, как, имея от природы сексуальное влечение, мы к нему относимся? Можно ли один образ сексуальной жизни считать объективно правильным, а другой – нет?

Если человек делает свой выбор и говорит: “Послушайте, всё это очень спорно. Всякий может выбрать то, что ему нравится”, то он исходит из иных аксиом, чем те, на которые опираемся мы. Мы говорим: нет, сексуальное влечение человека имеет четкие границы.

Теперь, из практических соображений, я попробую сформулировать аксиому, из которой исхожу. Итак, Б-г создал человеческое существо, и в силу этого мы обладаем Б-жественным правом на человеческую свободу. Б-гом также задано наше сексуальное начало и то, каким образом человеку его лучше проявлять.

Разумеется, человек может сказать: “А у меня иные склонности, иной образ жизни, иной выбор”. Но тогда нам придется выяснить, насколько это утверждение согласуется с тем положением, которое мы, по самой своей человеческой сути, занимаем в мироздании.

Человек, как индивидуум, может нанести себе вред различным образом. И даже если он чувствует себя комфортно, это вовсе не значит, что он живет согласно своему высочайшему предназначению.

С моей точки зрения, мы живем в эпоху кризиса в сексуальной сфере, что делает необходимым для нас взглянуть на себя еще раз – а свет Торы помогает нам в этом – и осознать, что означает сексуальное начало в человеке и что такое вообще сексуальная сфера, интимная близость. Какой путь будет наиболее здоровым и послужит инструментом нашей самореализации, освятит нашу жизнь?»

Я понимал, когда говорил всё это, что кое-что из мною сказанного произвело эффект разорвавшейся бомбы. Но, идя путем Торы, я хочу заявить: настало время, когда мы можем вести осмысленный диалог на тему гомосексуализма, и нам не нужно скатываться к крайностям.

Я думаю, можно найти средний путь. Нельзя отрицать очевидный факт: если исходить из религиозной перспективы – а в Библии однозначно утверждается, что гомосексуализм не может быть предметом выбора, – то нет никаких сомнений: Б-г сказал, что сексуальную жизнь следует вести определенным образом, и всякие иные варианты, как бы они ни устраивали человека, не позволяют ему жить согласно его высочайшему предназначению.

В то же время это не означает, что человека, который пытается решить свою проблему (а я уверен, что многие люди борются со своим гомосексуализмом – и это не простой выбор, а сопряженный с тяжелыми страданиями), следует отвергнуть. Нет, к его проблеме надо отнестись самым серьезным образом, очень индивидуально. Честно говоря, лучше всего беседовать с ним один на один, хотя доброжелательные дискуссии на эту тему закладывают хорошую основу.

И конечно, в связи с темой гомосексуализма нельзя не упомянуть о недавней сенсационной новости: иудеи-реформисты постановили, что «отношения иудейских партнеров одного пола достойны легализации через соответствующий иудейский обряд». Это событие беспрецедентно для иудаизма: деноминация, называющая себя «реформистским иудаизмом», недвусмысленно признала и одобрила образ жизни гомосексуалистов.

Попробуем разобраться: в чем заключается проблема с таким постановлением, если вообще здесь есть какая-то проблема? Можно ли с ним согласиться? Как к нему должны относиться евреи? Ведь в Библии ясно говорится: гомосексуализм – отклонение от нормы, извращение!

Я ни в коей мере не врач, не психиатр и выступаю исключительно с точки зрения Торы – которую, как я полагаю, следует отстаивать. В то же время обсуждение темы гомосексуализма неизбежно порождает вопросы: гомосексуальные склонности зависят от природы или от воспитания? Может быть, дело в генетике, в некоем «гей-гене»? Было бы правильным адресовать эти вопросы ученым и медикам, но мне думается, что Тора и дух Торы, особенно представления Торы о сексуальном начале в человеке, могут в значительной степени пролить свет на нашу проблему.

Если сочетать научно-медицинские взгляды с глубокими и всеобъемлющими представлениями Торы о сексуальном влечении, то, мне кажется, мы пришли бы к ясному пониманию темы, преодолев ее политизированность. Могу порекомендовать в этом плане очень интересную книгу – «Гомосексуализм и политика правды». Ее автор, Джеффри Сатиновер, очень детально исследовал связь проблемы гомосексуализма с политикой.

Позиция автора не всякому может понравиться. Одно из важных положений книги состоит в том, что автор рассматривает гомосексуализм как отклонение от нормы, как ущербный образ жизни, и старается помочь людям отказаться от него.

Но может ли человек полностью измениться? Это другой вопрос, на который стремится ответить автор. Пусть даже гомосексуализм вызван естественными причинами и у человека существует соответствующий ген или генетическая предрасположенность, но ведь и многие болезни имеют генетическую основу. Однако никто не утверждает, что если виновата генетика, то с болезнью нельзя бороться. Кроме того, изучать генетику человека – дело сложное: что имеет генетическую основу, а что определяется характером человека? Как воспитание и раннее детство влияют на мозговую деятельность? Но даже если мы столкнулись с генетической предрасположенностью, это еще не означает, что ее не следует преодолевать. Вообще, у всех нас есть к чему-то предрасположенность, например, многие рождаются с плохим характером… Наши склонности не всегда бывают хороши, но мы обязаны жестко их контролировать.

Заметим, корень проблемы здесь даже не в том, что у кого-то есть склонность к гомосексуализму. Поведение гетеросексуала также может быть далеким от нормы и требовать жесткого контроля.

Иудаизм учит нас, что сексуальное влечение – это духовная, священная сила, которая при надлежащем применении может стать мощнейшим орудием и помочь достигнуть Б-жественных высот. В то же время сексуальное влечение – это страшная сила, которая, будучи использована не надлежащим образом, лишенная контроля, может оказать на человека разрушительное воздействие, подобно силе ядерной энергии. Сексуальное начало может иметь как огромное созидательное значение в нашей жизни, так и превратиться в нечто извращенное, подавляющее, действующее, как наркотик, заставляющее людей вести себя иррациональным, нездоровым образом.

Так что с вопросами генетики не так всё просто, как кажется на первый взгляд. Тут не обойтись без научно-медицинского исследования. А многие врачи утверждают: даже если к гомосексуализму есть генетическая предрасположенность, то это еще не означает, что он является самым здоровым путем для реализации человеком своего сексуального влечения.

Безусловно, есть много психологических факторов, которые обусловливают у людей те или иные сексуальные предпочтения. Забудем на минуту о гомосексуализме. Разве в гетеросексуальных отношениях не действуют те же законы? Вопрос не в том, какие силы оказывают на нас влияние, а в том, как выбрать здоровый путь для реализации сексуального влечения.

Вызов нашего времени – кризис в интимных отношениях – заставляет нас искать суть проблемы, а не останавливаться на ее политизированных аспектах.

В иудаизме, да и в других религиях, существует идея, что Б-г подвергает людей определенной проверке. Например, кто-то подвергается искушению украсть, в то время как другие таких желаний не испытывают. Желание обладать «женой ближнего твоего» хотя и не выставляется напоказ, но в общем-то узаконено тем же самым общественным большинством, которое отвергает гомосексуализм и прочие формы сексуальных отклонений. Тут я вижу, с одной стороны, признак двойного стандарта в отношении общества к проблемам сексуальной жизни. С другой стороны, это еще раз свидетельствует о глубоко укорененных проблемах сексуальной сферы в целом. Мы живем в эпоху, когда сексуальность, в лучшем случае, стала очень аморфным понятием, а в худшем – настоящим бедствием… Люди говорят: «нельзя с ними, нельзя без них» – это настоящий кризис близких отношений, который касается всех людей, кем бы они ни были! Важно понимать, что каждому из нас жизнь бросает вызов, и очень трудно примерить на себя вызов, брошенный другому человеку. Примерив на себя «чужой» вызов, мы могли бы его не выдержать… Но это не отменяет исходной позиции. Мы рассматриваем ситуацию с точки зрения Торы: Б-г задал определенные рамки для сексуального влечения, даровал нам таинственно-мистическую сторону сексуального влечения и интимной близости, благословил сексуальную жизнь человека. Б-г учит нас, как сексуальное начало воплощать в жизни.

Одна из слушательниц моей радиопрограммы рассказала историю. Они с братом и сестрой выросли в неблагополучной семье, где процветало насилие. Брак ее родителей был смешанным, иудейско-католическим, но религия в семье никакой роли не играла. Брат, будучи совсем молодым человеком (сейчас ему уже больше 60, а ей 45 лет) вступил в отношения с мужчиной, с которым живет уже почти 40 лет. Она была ребенком и помнит, как этот мужчина появился в их доме. По словам женщины, если бы не он, то брата уже не было бы на свете, он давно покончил бы с собой. Партнер брата стал родным в их семье. И хотя этой женщине в глубине души всегда хотелось, чтобы брат женился и имел семью, никаких объективных доводов в защиту своей позиции она не находила. Да, обычно родителям сыновей-геев и их родственникам очень трудно понять, почему их дети бесконечно меняют партнеров. Это саморазрушительный процесс, и так происходит очень часто. Но бывают и крепкие, многолетние отношения, и как бы ни хотелось их развенчать, этого нельзя сделать: прожив вместе столько лет, партнеры доказали устойчивость своей связи. Вокруг нас существует множество гетеросексуальных пар, к которым слово «самореализация» никак не подходит – столько в их отношениях негатива. А здесь двое мужчин абсолютно верны друг другу! Более того, эти отношения стали единственно прочными в семье: обе сестры давно разведены…

Эта же слушательница рассказала о своей приятельнице, которая вышла замуж, развелась, имела очень трудные отношения с мужчинами. Ей было тридцать с небольшим, когда у нее начались отношения с женщиной, и последние 15 лет она называет себя лесбиянкой. Сравнивая судьбу своей приятельницы с судьбой брата, слушательница сказала, что ей легче примириться с выбором брата, поскольку он имел с партнером «чистый» опыт участия, сострадания и поддержки; причину же выбора приятельницы она видела в неудачных отношениях с мужчинами.

Эта женщина мучительно пыталась найти ответ на вопрос: а можно ли иногда оправдать гомосексуальную связь?

Мне кажется, что рассказ слушательницы больше свидетельствует о печальном состоянии сексуальной сферы и, в частности, гетеросексуальных отношений в нашем обществе, чем о необходимости признать пользу гомосексуализма. Я полагаю, и говорю это с полным уважением к этой женщине и ее брату, что он выбрал из двух зол то, что принесло ему больше комфорта и утешения. И самое печальное в этом деле, что у человека не было альтернативы. Та атмосфера сексуальной вседозволенности, в которой сегодня воспитываются наши дети-старшеклассники, производит тяжелое впечатление и ведет к очень негативным последствиям. По сути дела, люди даже гомосексуализм осуждают, исходя из ложных посылок. Они отвергают его по сугубо личным причинам – из отвращения, невозможности принять и понять, – а вовсе не по той причине, на которой я настаиваю: Б-г дарует нам сексуальное влечение и предлагает наилучший путь его воплощения в жизнь.

Есть гетеросексуалы, которые искренне полагают, что генетическая природа заставляет их каждую ночь менять партнеров. Эти люди не знают, что такое верность. Это такое же нездоровое явление. Многие люди пришли к гомосексуализму из-за ущербности сексуальной сферы в целом: гомосексуальная связь становится чем-то вроде отдушины.

Всегда найдутся те, кто отвергает людей, ведущих подобный образ жизни. Я не готов так поступить, потому что верю: во всяком порыве человека коренится нечто священное. Но этот порыв может иметь здоровый или нездоровый характер. Когда я вижу человека, сексуальное поведение которого искажено, моя цель состоит не в том, чтобы предлагать ему воздержание или безбрачие, а в том, чтобы направить его сексуальную энергию в нужное русло и добраться до здоровых корней его влечения.

Расскажу еще одну историю. Однажды ко мне на занятия пришел парень, явно наглотавшийся наркотиков – ЛСД или чего-то еще. Оказывается, когда-то в юности он потерял веру и снова обрел ее через наркотики. Так сказать, нашел Б-га через ЛСД. И он спросил, что я об этом думаю. Группа на занятиях состояла из 50–60 человек, и все с интересом ждали, что я отвечу – могу ли я признать употребление наркотиков как законный путь к Б-гу. Этот путь, похоже, прошли многие из них.

Понятно, что я никак не мог ответить утвердительно и привел им пример: «Давайте представим, что какой-то человек попадает, Б-же сохрани, в катастрофу и находится в коме. Ничего не помогает. Врачи говорят, что единственное, что они попытаются сделать, – это ввести ему дозу наркотиков, чтобы встряхнуть его, разбудить и вернуть сознание. Здоровому человеку подобную инъекцию никогда бы не сделали. Такой прием может сработать. Допустим, человек выживет. А теперь я отвечаю на ваш вопрос. Есть здоровые пути выхода из коматозного состояния. Вы были в духовной коме. По какой-то причине Б-г наделил некоторые растения и химические вещества способностью вызывать духовное переживание. Но раз вы пришли сюда, вы ищете здоровые пути! Для меня это печальное свидетельство состояния нашей религии: она не могла привести вашу жизнь к Б-гу надлежащим образом, и для того, чтобы выйти из комы, вам понадобилась какая-то мощная инъекция. Но сейчас вы вышли из комы, поэтому идите и говорите людям, которые оказались в таком же положении, как некогда вы, что есть здоровый и естественный путь переживания трансцендентного опыта, опыта общения с Б-гом».

Думаю, то же самое верно и для сексуальной сферы. Человеческое существо нуждается в любви и заботе. И если мы не обнаруживаем такой любви и заботы на здоровом пути, то найдем на нездоровом. И начнем оправдывать свой путь, сваливая в одну кучу здоровое и нездоровое. Вы скажете: ну и что же, может быть, это не очень здоровый путь, но в нем ведь есть здоровые элементы! Вон, например, сколько гетеросексуальных пар распадаются…

Моя позиция состоит в том, что все мы должны жить в соответствии с высочайшими нормами, заложенными в нас – людях, созданных по образу Б-жьему. Почему надо быть неразборчивыми? Только потому, что мы живем в обществе, которое так много извратило в сексуальной сфере? Почему мы должны разрушать себя, не живя в соответствии с высочайшим потенциалом, который в нас заложен?

И еще на одну важную вещь я хотел бы обратить внимание. Надо понимать, что религиозная вера – это не что-то обтекаемое. Она не должна быть удобной. Верующий человек не может делать выбор, исходя исключительно из собственного удовольствия. Либо существует анархия, либо некоторые высшие объективные ценности. Десять заповедей – это нечто непререкаемое, священное, что требует безусловного исполнения, иначе религия перестает быть религией. Особенно важно это помнить, когда мы имеем дело с сексуальным влечением, которому подвержены. Мы не можем излишне доверять своим чувствам, поскольку они слишком сильны. Какой человек не бывал охвачен сексуальной страстью? Мы знаем, какое это особое, подчас не контролируемое состояние и как глубоко мы можем пасть в этот момент.

Люди должны понять: если говорить о религии, то существуют некоторые объективные истины, и надо поступать, исходя не из того, что тебе приятно, а из объективных истин.

Затронем еще один важный вопрос. Некоторые библейские запреты – например, из Десяти заповедей – имеют общественное значение, например, «не кради, не лжесвидетельствуй» и т. д. Нарушение их ведет к нарушению устоев общества, разрушению общественного механизма. Как в этом смысле рассматривать библейский запрет на гомосексуализм? Ведь он является личным делом каждого человека и нарушение заповеди может повредить только самому человеку. В каком смысле оно может повредить обществу?

Чтобы ответить на этот вопрос, повторю: нарушая библейские заповеди, человек вредит в первую очередь самому себе. Когда мы говорим о Б-ге, создавшем мироздание, можно привести следующее сравнение. Вы покупаете новый компьютер, приходите с ним домой и берете руководство по эксплуатации. Кто-то скажет: а я не хочу делать так, как написано в учебнике, а буду делать, как пожелаю! Он рискует сломать компьютер и лишиться всей информации, записанной на его винчестере.

Между тем, освоив учебник, вы ничем не ограничены в использовании машины, главное – изначально точно следовать инструкции.

Если это верно для компьютера, то насколько же это верно применительно к такому сложному механизму, как сама жизнь! И особенно в отношении такого сложного организма, как человеческое существо, составным элементом которого является сексуальное начало. Мы видим, как сексуальное влечение продолжает мистифицировать нас, продолжает оставаться непонятным, оставаться тайной жизни, тайной близких отношений, секретом любви и привязанности.

Для раскрытия этой тайны у нас есть единственный путь – путь Торы. Надо верить, что Тора – это учебник жизни, наше руководство, наша «инструкция пользователя жизни», – во имя того, чтобы прожить жизнь наилучшим образом.

Когда человек не следует предписаниям Торы, это не только преступление против общества, это прежде всего преступление против себя. Это всё равно, что сунуть руку в огонь – рука обгорит. Никто же не скажет, что от огня никуда не деться или что против нас устроили заговор. Нет, мы имеем дело с естественной причинно-следственной связью применительно к нашей системе-организму. Некоторые вещи помогают системе развиваться, а некоторые ее разрушают. То же касается и сексуальной сферы.

Я не хочу навязывать вам путь, который вы выбираете в жизни. У каждого свой выбор, и этот выбор остается между Б-гом и человеком. Но я приведу один убедительный довод: у всех нас есть душа, и сексуальное влечение – одно из самых мощных орудий, которыми постигается душа. Дело не только в том, чтобы иметь детей, продолжить род, получить удовольствие, ощущать рядом близкого человека, обрести наслаждение в сексе. Это еще и постижение своей души, проникновение в самые глубокие, скрытые богатства человеческой личности.

Когда сексуальное начало носит здоровый характер, оно преодолевает свои рамки и оказывает влияние на всю жизнь человека. Ваша натура становится более творческой и жизнерадостной. Секс благотворно влияет на вашу работу, улучшает взаимоотношения с друзьями и другими людьми.

Нездоровое же сексуальное влечение, все всяких сомнений, несет в себе элемент обособленности, отделенности. Оно замыкается на самом себе. Даже доставляя в какой-то миг удовольствие, такое влечение никогда не оказывает здорового влияния на другие сферы жизни. Оно приводит к навязчивому состоянию, которое ухудшает или даже разрушает вашу жизнь.

Это не значит, что нездоровое сексуальное влечение лишено всякой силы и здоровых элементов. В нем может присутствовать здоровое ядро, но облеченное в непригодные одежды.

Более того, я признаюсь: мне неизвестно, есть ли в сегодняшнем мире такая вещь, как здоровая сексуальность. Но все мы ищем этого здоровья! В реформистском постановлении больше всего меня удручает то, что, составляя его, авторы не задались вопросом: а кто высший авторитет в этих вопросах, каким высшим принципам соответствует такое постановление? Если мы верим в Б-га, а Б-г дал нам правила сексуального поведения, то разве мы не должны спросить Б-га: что говорит о сексуальной сфере Он сам, а не группа раввинов? Ведь такое постановление не может быть просто итогом общего согласия. Это и не тема для новых медицинских открытий. Речь идет о наиболее здоровом пути, на котором человек может в максимальной степени реализовать себя. К сожалению, многие из нас поддаются покорному заключению: «выберем наилучшее из того, что имеем». А мы живем в больном обществе, в больных семьях, вот и выбираем из того, что есть…

Тора однозначно говорит такому выбору «нет». Вы можете жить осмысленной жизнью и максимально раскрыть в ней свой человеческий потенциал – почему же его нужно подрывать? Зачем урезать дарованные нам величайшие способности?

Разумеется, всем нам присуща человеческая ограниченность. Но, может быть, как раз поэтому нам дана возможность обратиться к собственным корням? Ведь каждый человек имеет Б-жественный образ в душе, и в сексуальном влечении мы сможем увидеть важный элемент духовного роста человека, способность достигать величайших вершин.

Так что если отвечать на вопрос об ущербе гомосексуализма для общества, я бы ответил следующим образом: изначально вы наносите вред себе, мешаете раскрыться своему потенциалу. А нанося вред себе, вы тем самым наносите вред обществу. Судьбы человека и общества взаимосвязаны. Порой мы должны защищать людей от самих себя, от собственного разрушительного духа.

Это довольно щекотливая тема. Я не предлагаю вводить законодательные ограничения во все сферы личной жизни человека. Наша цель – как индивидуумов, как сообщества людей – жить в соответствии с нашим высочайшим человеческим потенциалом и позволить ему раскрыться в максимальной степени.

А теперь вернемся к тому вопросу, который задал автор процитированного в самом начале письма. Каким должно быть отношение соблюдающего Тору еврея к брату, который объявил семье о своей гомосексуальности?

Я отвечу на вопрос предельно прямо. Он ваш брат, и его нужно любить таким, какой он есть. Его нужно пригласить на сейдер, его нужно пригласить в синагогу. С ним нужно обращаться как с человеком. Он человек, а не животное. Общаться независимо от того выбора, который он сделал. К нему надо относиться с любовью и подавлять в себе чувство отвращения.

В то же время, если вы кого-то любите, то не можете не хотеть, чтобы всё у него было как можно лучше, чтобы его человеческий потенциал раскрылся в максимальной степени. И я полагаю, что вы должны сделать всё возможное, чтобы помочь брату разобраться со своей сексуальной жизнью, понять, что означает интимная близость в Б-жественной перспективе, с точки зрения Торы. Можно много говорить о том, что значит изучать собственную душу. Заглянуть в нее – означает понять глубины сексуального влечения.

Человек может иметь сильные гомосексуальные склонности и хочет выбрать соответствующий образ жизни. Однако всегда есть возможность умного и тонкого подхода к нему. Очевидно, отношение вашего брата к своему образу жизни носит очень эмоциональный и субъективный характер. Он может замкнуться в себе. Но я бы не стал опускать руки. Он ваш брат, и вы должны сделать для него всё возможное.

В конечном итоге я верю в честность, искренность людей, в цельность их натуры, при всех их субъективных подходах. Каждый из нас обладает способностью преодолеть свою субъективность, которая мешает решать подобные вопросы. Мы можем сослужить себе самую плохую службу, особенно в нашей сексуальной жизни, если позволим поддаться мгновенным страстям, непосредственным впечатлениям, если нас успокоит немедленное признание нашего образа жизни – за таким признанием обычно стоит политика.

И мне кажется, очень важно понять: не следует строить общественную систему, опирающуюся на индивидуальные страсти, индивидуальные отклонения и сексуальные предпочтения, поскольку общество без четких правил в сексуальной сфере – а говоря о правилах, я имею в виду не навязанные законы, а Б-жественные правила, Б-жественные пути их осуществления – это общество, которое разрушает себя.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru