[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)

 

Лаван

Илана Арци

«…И призвал Ицхак Яакова,

и благословил его, и повелел:

“Пойди в Падан-Арам

и бери себе жену из дочерей Лавана,

брата матери твоей”».

 

Вышел Яаков из земли Израиля, из Беэр-Шевы.

Сразу стемнело.

Из камней соорудил себе «подушку» и заснул.

 

СОН ЯАКОВА

Лестница. Верхушкой упирается в небо. Крылатые создания поднимаются и спускаются по ней. Два ангела провожают

Яакова до границы Эрец Исроэл. Сменившие их двое других охраняют его на пути к Лавану.

Яаков спит, а подушка под головой шевелится – спорят камни: кому лежать под головой праведника?

Услышал Ашем, соединил все двенадцать камней в один камень. А Яакову сказал:

– Я – Б-г Всесильный Авраама и Ицхака.

Землю, на которой лежишь, тебе отдам и потомству твоему.

Отпрысков же у тебя будет, как песчинок на земле.

Распространишься на все стороны света.

И благословятся тобою и потомством твоим все племена Земли.

Я с тобой, сохраню везде, куда ни пой-дешь.

Возвращу в эту страну и не оставлю тебя.

Пробудился Яаков, шепчет:

– Это – Дом Всесильного и Врата Небес!

А я и не знал.

Во славу Ашема возолью масло на валун, на котором спал.

Назову этот камень и это место – Бейс-Э-ль (Дом Б-га).

И поклялся:

– Если Всесильный сохранит меня, даст пропитание и одежду, с миром возвратит домой, от всего имущества отделю Творцу десятину.

НА ПОДСТУПАХ К ХАРАНУ

На горизонте показались стены Харана.

Видит Яаков: колодец накрыт огромным камнем. А пить хочется. Губы запеклись. Стада овец лежат.  Пастухи «мух ловят».

– Мир вам, люди добрые, – сказал Яаков. – Почему овец не поите?

– Мы бы и рады, да не можем. Колодец завален.

– Отчего так?

– Воды мало. Мы ее делим, когда все пастухи соберутся.

Яаков сбрасывает «крышку» с колодца, вода прибывает, поднимается ему навстречу, переливается в поилки для скота, заливает окрестные поля, сады, виноградники.

Стоит праведнику ступить на эту землю – сразу исполняется обещанное: «…И благословятся тобою и потомством твоим все племена Земли».

– Не знаете ли вы человека по имени Лаван?

– Да вон дочка его меньшая овец поить ведет.

– Как зовут ее?

– Рахель (овечка).

ЛАВАН

Лаван – дядя Яакова (родной брат Ривки).

Хотелось выглядеть так, чтоб никто не понял, какой он на самом деле – злодей из злодеев.

Вспомните: когда Элиэзер, раб Авраама, сватал Ривку за Ицхака, решил Лаван:  все богатства забрать, сестру задержать, посланника отравить.

Да промахнулся – отправил на тот свет собственного отца.

И сейчас: как только он услышал от Рахели радостную весть, сразу побежал навстречу к Яакову.

Так несся, аж дух захватывало. Ну, вот и колодец.

– А где же верблюды с подарками? Не видно.

Может, будущий зять шелк прячет за пазухой, а драгоценные камни за щекой?

И ну обнимать и целовать Яакова. Ощупал и обнюхал – ничего нет.

Огорчился, но виду не показал. Ласково к себе в дом проводил и за стол усадил.

Яаков ему тем временем поведал:

– Мой родной брат Эсав подослал своего сына, чтобы меня убить. Пришлось отдать племяннику всё, чтоб отпустил живым.

– Что ж, поживи у меня. Будешь пастухом! Что хочешь за свой труд?

– Полюбилась мне Рахель, меньшая твоя дочь.

– Семь лет за нее отработаешь.

Пролетели годы как один день. Назначили свадьбу.

Говорит Яаков Рахели:

– Дядя Лаван на всякие каверзы горазд. Чтоб не обманул меня, уговоримся о знаках. Запомни их хорошенько. Чуть что – дашь знать.

Принято было невесте закрывать лицо вышитой белой тканью.

Вдруг видит Рахель: отец ведет под свадебный балдахин… сестру Лею.

– Но Яаков мой! Только мой! Он сейчас всё поймет. Будет скандал. При всех...

Нет, скандала допустить нельзя!.. Отказаться от любимого? Навсегда?

Подбегает к сестре и рассказывает об условленных знаках.

Предает себя, счастье, свое будущее.

Отказывается от Яакова.

Только уселись гости за стол, как слуги Лавана свечи в зале погасили.

– Зачем темень устраиваете? – спросил Яаков. – Так и соседу вилкой в руку попасть можно.

– Это у вас в Ханаане принято выдавать девиц при полной иллюминации, а мы люди скромные, экономные.

Утром пошел Яаков с тестем разбираться:

– Я сватал Рахель, а не Лею! Зачем меня обманул?

– А разве ты не назвался Эсавом, когда благословение получал? Да и не принято у нас выдавать замуж младшую прежде старшей! Ладно, не горюй! Через неделю отдам тебе Рахель. Семь лет еще отработаешь за нее!

У Леи уже четыре сына: Реувен, Шимон, Леви и Иеуда.

Родились сыновья у рабынь Билги и Зилпы: Дан, Нафтоли, Год и Ошер.

Рахель усердно молится.

Наконец – сын!

Называет она его Йосефом.

Годы спустя появился на свет и второй мальчик – Биньёмин.

У Леи – дочка Дина.

Объясняют мудрецы: «Наши праматери были пророчицами и знали, что всего должно родиться двенадцать мальчиков – двенадцать глав колен Израилевых..

Пролетело четырнадцать лет. Стал Яаков домой проситься. А Лаван в ответ:

– Что ж с пустыми руками-то уходить? Потрудись еще. Я тебе скотом заплачу.

– Ну, хорошо. Забирай из стада всех крапчатых овец. А все ягнята с крапинами – мои с этого момента.

Ещё шесть лет миновало. Говорит Ашем Яакову:

– Возвращайся домой, в землю отцов твоих!

Яаков – к своим женам. А те:

– Делай, как Ашем велит!

Собрались они, когда Лавана с сыновьями дома не было – овец стригли.

Только миновал Яаков с семейством и отарами скота границу Харана, как в колодцах сразу воды поубавилось.

– Не иначе Яаков-праведник ушел из этих мест навсегда, – горевали пастухи.

Быстрее мысли побежали они к Лавану:

– Зять твой сбежал!

– Как посмел?! Догнать! Задержать! Вернуть! Эй, люди, за мной!

Погоня.

С караваном верблюдов и стадами овец Яаков не мог идти быстро.

В сумерках Лаван разглядел вдалеке шатры зятя и очень довольный лег спать.

Решил, что утром непременно разделается с беглецом.

Только смежил веки, явился ему Ашем и приказал:

– Не говори Яакову ни хорошего, ни плохого! Тронешь праведника – костей не соберешь!

Очень испугался Лаван. Проснулся в холодном поту. Рассвело. Уже совсем в другом настроении отправился к зятю. Достигнув лагеря, вызвал Яакова для беседы:

– Зачем сбежал от меня? Даже не попрощался! Нехорошо... Не чужие ведь! Ты бы попросил по-человечески – я бы с радостью тебя отпустил, да еще пышные проводы устроил. С песнями, с плясками. Эх ты, даже с внуками проститься не дал!

– Говорил я тебе, и не раз, что домой хочу! Ты же мне условия найма чуть не всякий день менял. А на родину не отпускал!

– Соскучился по родным, хорошо, я понимаю, но зачем еще и идолов моих – «терафим» – с собой прихватил?

– Я? Для чего мне твои деревяшки? В моем стане их нет и быть не может! Не веришь? Обыскивай! Если у кого найдешь, тот умрет! Это я тебе обещаю.

Лаван принялся обходить палатки. Наконец вошел к Рахели. Обыскал всё – не нашел. Рахель сидела на верблюжьем седле, в нем и спрятала она «терафим» – волшебных говорящих кукол.

Зачем украла?

Лаван был колдун и с помощью своих идолов узнавал все секреты. Боялась Рахель, что расскажут они отцу, по какой дороге бежал Яаков и куда скрылся.

Но то, что праведник устанавливает, Ашем скрепляет печатью.

Надо быть очень осторожным, чтоб в запальчивости не сказать лишнего.

Во время родов, когда появился на свет Беньёмин, скончалась Рахель.

Мать успела дать мальчику имя «Бен Они» – «сын бедности моей».

Но отец исправил на Биньёмина. «Бен Ёмин» – «сын правой руки».

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru