[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)     

 

В ШКОЛЕ ВСЕ ДОМА

В оренбургской школе и детском садике «Ор Авнер» удивила какая-то необыкновенная «домашность». Вернее, не в школе, а в школах, так как разбросаны учебные заведения этого педагогического «куста» по всему городу.

У  оренбургского садика и школы «Ор Авнер» юбилей – пять лет. За этот срок учебный центр приобрел большой авторитет, и ныне здесь обучаются 150 детей. «С младых ногтей» они изучают Тору, традиции, иврит, английский язык, плавают в бассейне, с ними занимаются музыкой, изобразительным искусством. В общем, полноценная детская жизнь. И, что важно, еврейская.

Заведующая детским садом Татьяна Васильевна Михальская объясняет, что «ор-авнеровская» система очень удобна, есть преемственность, процесс воспитания и обучения не прерывается: «Из садика – в начальную школу, оттуда – в среднюю, потом – в старшую. Дети всегда как дома». Детский садик и начальная школа расположены в одном здании. Детишек развозят по специально разработанным маршрутам – чтобы было удобно им и родителям, которые каждое утро приводят своих чад к остановкам, откуда их забирает автобус. Три подразделения школы – детсад и начальная, средняя и старшая – хоть и разбросаны по разным частям города, но, шутят педагоги, связаны «самым главным» – кошерным питанием. Его готовят на кухне в средней школе, а потом развозят по остальным.

 

Домашняя обстановка создается общими усилиями – учителей, воспитателей, родителей, девушек-практиканток, выпускниц женского педагогического колледжа «Бет-Хана», добрейших поваров и нянечек. И, конечно, супруга раввина Кинерет Майерс, которая успевает везде – и во всех школах, и в садике, и в женском клубе…

Есть в учебных заведениях «Ор Авнер» и «трудные» дети. К ним нужен особый подход: питание, врачи, лекарства, каждый новый сезон – одежда и обувь… Неполная семья, пьющая мать и – больной ребенок, предрасположенный к эпилепсии… К сожалению, он здесь такой не один. Но благодаря долгой и затратной индивидуальной работе (как говорит Кинерет, «очень личной») мальчик Витя, слава Б-гу, «стал похож на ребенка»…

В оренбургской школе «Ор Авнер» мы познакомились с девушками из Украины, которые раньше учились в Днепропетровске, в «Бет-Хане». Сейчас Марина Афтонас и Настя Мирошникова в садике и в начальных классах школы ведут занятия по еврейским традициям и изучению Торы, а Илана Кузнецова преподает традиции в старших классах. Они провели здесь целый учебный год и собираются работать постоянно.

 

Марина родом из города Котовск Одесской области. Она – педагог потомственный, пошла по маминым стопам, и ее заветная мечта – работать с самыми маленькими – в Оренбурге обрела реальные очертания. Конечно, сначала было страшно, всего боялась, но сейчас привыкла. «Недаром провела этот год, приобрела опыт, – говорит Марина. – Главная наша цель – поднять еврейский дух, еврейскую культуру. Потому что у народа, который не знает своего прошлого, нет будущего. Нашим детям все это очень интересно. Вообще, с ними здорово, каждый день открываешь что-то новое».

Практикантки Хана и Либа приехали из Израиля. Там они учатся в институте «Бет-Ривка», приехали на четыре месяца, этот срок засчитывается им в рабочий стаж. Студенток из института посылают в школы и детские сады «Ор Авнер» по всему СНГ, для них эта практика очень важна, так как дает и опыт, и определенную перспективу на будущее. Израильтянки рассказывают, что особых трудностей не испытали – им помогают, о них заботятся. Больше всего им нравится возиться с детишками. Конечно, главная проблема – язык. Но, говорят девушки, «мы даже не подозревали, что и без слов с детьми можно так замечательно общаться». Это общение они считают главным в своей работе.

Директор учебного центра – Светлана Александровна Нудельман, о которой рав Гоел Майерс говорит: «Она лучший директор школы “Ор Авнер” в СНГ!». Ни больше ни меньше… Светлана Александровна рассказывает: «Оренбургская еврейская школа, как и все учебные заведения “Ор Авнер” такого типа, – это негосударственная школа полного дня с этнокультурным компонентом, где отличное образование сочетается с традиционным еврейским воспитанием. Дети проводят здесь почти весь день, получают трехразовое питание, изучают, помимо общих для всех школ дисциплин, иностранные языки – иврит и английский (с 1-го класса), еврейские традиции, Тору». Директор объясняет, что концепция, программа развития, образовательная программа строятся на российском стандарте образования – то есть включают обязательные для всех школ России предметы. Учебный план составлен на основе этого самого «базового стандарта», но иврит (в качестве иностранного языка) и традиции (история и культура своего народа) являются обязательными.

Светлана Александровна показывает мне Устав и «Индивидуальный план работы ученика школы “Ор Авнер”». Здесь указан этот «стандарт» – обязательные предметы, а также предметы по выбору – деловой английский, психология, информатика, экономика, дополнительные занятия по ивриту и традициям… Несмотря на то, что школьники изучают по выбору дополнительно до 12 предметов, разрабатывается еще и «индивидуальный маршрут» для каждого ребенка – предлагается третий иностранный язык (французский), уроки по дизайну, хореографии, занятия с психологом (по развитию памяти, внимания, коммуникативности и т. д.).

Замдиректора по учебно-воспитательной работе Ирина Малютина.

Директор школы Светлана Нудельман.

Работе школьного психолога здесь уделяется очень много внимания: постоянно отслеживается развитие у детей познавательной и эмоциональной сферы.

У школы есть лицензия, она является членом Ассоциации гимназий Оренбурга, в ближайшее время должна получить аккредитацию. Педагогический состав школы очень сильный: семь кандидатов наук, большинство учителей – высшей и первой категории. Светлана Александровна рассказывает, что на базе школы проходит много общегородских и областных педагогических мероприятий – методические семинары,  школа передового опыта, заседания творческих лабораторий. Участвуют учителя школы и в международных конференциях, их научный конек – учебно-воспитательная работа в диалоге культур…

Старшие классы – с 9-го по 11-й – учатся в «главном офисе» школы. Мы попали к ним на Шабос. В уютной столовой девушки зажигали свечи, произносилась молитва. Школа уже четвертый год выпускает 9-й класс и третий год – 11-й. Отличительная черта учебных заведений «Ор Авнер» еще и в том, что после окончания связь выпускников со школой не прерывается. Она продолжается через их учебу в еврейских учебных заведениях в Москве и в Израиле, через участие в работе клубов и просто через помощь, оказываемую родной школе.

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru