[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2005 ТАМУЗ 5765 – 8 (160)

 

ПУТИ ИГОРЯ ТЕРНАВСКОГО

Главному режиссеру и художественному руководителю (а в недавнем прошлом еще и директору) Пермского театра кукол отец в свое время говаривал: «Фамилия у тебя Тернавский. Значит, и путь твой будет тернистым». Как в воду глядел. И в искусстве, и в религии Игорю Нисоновичу Тернавскому путь пришлось пройти непростой, но очень интересный. Недавно его имя было внесено в энциклопедию «Лучшие люди России», в раздел «Цвет российской культуры».

Игорь Тернавский говорит, что никогда не скрывал того, что он еврей: «Много за это получал, но не только за это. Я вообще диссидент и вообще из диссидентов». В 1986 году его спас «Союзгосцирк», помогли такие люди, как Юрий Никулин, Игорь Кио, – Тернавского «плавно перевели». Он шутит: как дворян ссылали на Северный Кавказ, его сослали в Краснодар. Там он проработал шесть лет. «Много жизнь покидала, – рассказывает он. – И на эстраде, и в театре, и 17 лет цирку отдал. К концу жизни я здесь, в Театре кукол, вот уже 10 лет. Я изъездил полстраны и могу сказать: Пермь – земля особая, терпимая, народ у нас в основном понимает друг друга, к какой бы нации ни принадлежал. Это моя земля. Я благоговейно отношусь к земле предков, но я остаюсь жить здесь, это мое место до последних дней».

Действительно, путь у Игоря Нисоновича оказался нелегким, но в конечном итоге многое удалось сделать. Есть театр Тернавского, который знают и любят, есть любимый ученик, Борис Мильграм, который недавно стал главным режиссером Пермского драматического театра. «Театр Тернавского, хороший или плохой, – это мой театр, я за него отвечаю, я его должен сделать таким, каким я его вижу», – рассуждает он.

Игорь Тернавский считает, что ему очень повезло и с родителями, и с дедами: «Отец – необыкновенной силы человек. Он был управляющим областным мясотрестом. 1952 год – а дед ходит по городу и всем доказывает, что синагогу “надо отдать”... Пару раз я видел, как он приходил с разбитым носом. Этот дед был глубоко верующим и в то же время необыкновенного юмора человеком».

 

«У меня деда как бы два, – продолжает Тернавский. – Был еще один, родной брат моего деда, Яков Виткин, Зарубавел[1]. Этот человек – сподвижник Бен-Гуриона, один из виднейших политических деятелей и писателей Израиля. В 1959-м он приезжал сюда, но мы об этом не знали. Мама с ним тайно встречалась в Киеве. Он предлагал уехать, говорил, что всё для нас сделает. Мама сказала тогда, что мы никуда не поедем. Мы были так воспитаны».

Его путь к иудаизму сложный, но последовательный. Тернавский много помогает общине Перми, предоставляет помещения театра для еврейских праздников, комнаты для занятий и, естественно, сам в них участвует: «Я рад, что могу давать возможность евреям собираться. Я хозяин в этом театре. Хотя пришел в сарай…»

В 57 лет Игорь Тернавский прошел брис-милу и взял себе еврейское имя Моше – в честь деда. «Я сделал обрезание. Я вдруг понял, что после 50 лет должен прийти к своим предкам. Не могу сказать, что я сегодня глубоко верующий человек. Для меня этот процесс долгий, я только прихожу к Б-гу. Но сегодня я могу сказать, что я окончательно верующий человек».

Недавно в Театре кукол состоялась премьера спектакля «Колобок». Для Игоря Тернавского, как он признается, это был очень тяжелый момент – одновременно и премьера спектакля, и праздник Пурим. Он был очень загружен репетициями, при этом надо было выделить несколько дней для того, чтобы провести в театре праздничные торжества. «И тогда рав Залман сказал мне: “Б-г с нами, Он поможет, и у нас будет всё хорошо!”»

Игорь Нисонович сожалеет, что не знает языка: «Только одна страна была такая, где родители разговаривали на языке своих предков, чтобы дети не понимали, о чем они говорят». А тогда, перед премьерой, он помолился своей молитвой. «И у меня прошло всё не просто хорошо, а блестяще. И спектакль взбудоражил весь город – у меня сейчас нет билетов на “Колобок”! И я сказал: “Г-споди, прости меня за то, что я смог даже усомниться…” И теперь я понимаю, что всё, что мы делаем, – это всё с Его помощью. Теперь для меня это несомненно».

Игорь Тернавский заканчивает свой рассказ: «Да, забыл сказать! Еще я изменил русскую народную сказку. Мы оставили Колобка живым. Я думал, что меня побьют. Не побили. Дети пищат от восторга…»

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] Яков Виткин (А. Зарубавел; 1886–1976). Видный деятель сионистского движения, основатель партии «Паолей Сион» («Трудящиеся Сиона»), члены которой выдвинули идею органического единства научного социализма и сионизма. Они считали, что массовое переселение евреев в Эрец Исроэл является социальной закономерностью, ибо только там евреи смогут построить общество, основанное на справедливых трудовых отношениях. В 1917 году – член первого правительства независимой Белоруссии. Один из основателей государства Израиль. Редактор-составитель книги «Еврейство Палестины – народам СССР» о помощи Советскому Союзу, организованной «Лигой V», которая была создана в Иерусалиме в 1943 году.