[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2005 СИВАН 5765 – 7 (159)

 

УЧЕНИЕ РЕБЕ ОБ УЧЕНИИ

Арье Саломон

 

Преображение мироздания

 

Благая природа трансформации ближнего

Ребе подчеркивал, что возможность для трансформации ближнего, его преображения всегда открыта. При этом он замечал, что человек отзывается на попытку трансформации прежде всего тогда, когда присущие ему положительные мотивации и врожденные добродетели получают возможность реализоваться в действии. В связи с этим Ребе указывал на пример рабби Элазара бен Дурдая (Авойда Зора, 17а), чье раскаяние и сокрушение о прошлых прегрешениях были столь сильны, что ускорили исход его души из тела. Ребе подчеркивал: с Элазаром бен Дурдая произошла очень глубокая трансформация, но всё же было бы лучше, если пережитое им нашло бы выражение в серии практических деяний, совершенных тогда, когда «душа облечена телом».

Почему же предпочтение отдается действиям в материальном мире? В этом вопросе Ребе следует рабби Шнеуру-Залману из Ляд, учившему, что «цель ишталшелус (последовательного схождения) миров, следующих, в соответствии с чином своим, от высшего к низшему, лежит не в высших мирах – это из их перспективы развертывание миров есть низвержение, шаг за шагом… Истинная цель творения есть дольний мир, ибо Святой, будь Он благословен, возжелал иметь обитель в низших мирах». Ребе подчеркивает: наибольшее благо приносит та трансформация, которая не отделяет человека от ближних, а наоборот, дает ему глубже осознать эту связь. Кстати, этот путь противоположен пути Койраха, искавшего не действия в материальном мире, но прикосновения к миру духовному.

Следуя принципам анализа, разработанным кабалистами, и ранним учителям движения Хабад, Ребе указывает: само имя Койрах, начертание образующих его букв, указывает на те ловушки, которых следует избегать, если мы желаем преображения. Все три буквы, составляющие имя, – коф, рейш и хес – являются по начертанию производными от буквы эй.

Так, коф отличается от эй тем, что ее левая «ножка» продлена ниже строки, на которой помещается эта буква. Рейш отличается от эй отсутствием левой ножки, а хес – тем, что ее левая ножка присоединена к верхней черте.

В Талмуде подчеркивается: буква эй есть образ мира, как его сотворил Создатель. Эта буква образована тремя чертами. Горизонтальная черта, вознесенная над остальными, символизирует мысль; соединенная с ней перпендикулярная черта олицетворяет речь; левая же черта, отделенная от двух других промежутком, есть олицетворение действия, ибо зачастую действие не связано с отражением идеалов в сознании и слове. Промежуток, отделяющий левую черту буквы эй от двух других, дает нам увидеть, в чем состоит наша жизненная задача: мысль и речь не самодостаточны – они должны реализоваться в действии, которое является главным в нашей жизни.

По Ребе, три буквы, образующие имя Койрах, указывают на три препятствия, стоящие на пути перехода мысли и слова в действие.

Буква коф с ее левой чертой, спустившейся ниже строки, указывает на столь глубокую вовлеченность человека в мир действия, что им уже забыты идеалы, существующие на уровне мысли и ее артикуляции в речи.

Буква рейш, с отсутствующей у нее левой чертой, символизирует бездействие, доведенное до абсолюта, – абстрактные идеалы и говорение, не имеющие ни малейшего отношения к реальному делу, – всё то, что свойственно человеку, «живущему в соответствии с буквой рейш».

Наконец, буква хес, с ее левой чертой, соединенной с двумя другими, олицетворяет ошибку, заблуждение особого рода: человек настолько оказался захвачен материальным, что забыл и помышлять о дистанции между духовным и физическим, о лестнице миров.

 

Пути трансформации мироздания

Фрагмент Торы, описывающий события, связанные с Потопом, читается в последнюю неделю месяца тишрей. Заметим, наши мысли в течение этого месяца должны быть отданы духовному – тишрей «посвящен» духовным усилиям человека. С началом следующего месяца – хешвана – мы заново погружаемся в земное, стремясь прежде всего к его очищению, к преображению дольнего мира. Практика, принятая движением Хабад, подразумевает, что окончание месяца тишрей знаменуется чтением стиха «И Яаков пошел своим путем…» (Брейшис, 32:2). Стих этот должен напоминать нам, что мы вновь всецело возвращаемся в «узкие» пределы земного во имя того, чтобы обновленным взором увидеть, как на наших ежедневных путях мы можем способствовать его превращению в обитель Б-га (Тания, гл. 36). Теперь, пройдя через духовную экзальтацию месяца тишрей, мы должны заботиться, чтобы на всех наших помыслах и деяниях лежал отблеск святости, которым был насыщен предыдущий период. Комментируя этот переход от возвышенного к земному, маркированный пересечением границы между двумя месяцами, Ребе напоминает: имя месяца хешван в полной форме звучит как «мархешван». Корень «мар» мы встречаем в стихе из пророка Ишаяу: «Ведь народы – как капля из ведра, и пылинкой <на весах> считаются они» (Ишаяу, 40:15). Упоминание «мар» («капли из ведра») в имени месяца указывает на связь этого периода с земными занятиями, и прежде всего – с сельскохозяйственной деятельностью, столь зависящей от дождя.

Но почему наш переход к активному «служению Б-гу в мире дольнем» (а именно в этом цель человеческого бытия) отмечен чтением текста о Потопе, заставляющего трепетать и погружающего нас в мрачные раздумья?

Ребе указывает: текст о Потопе – это прежде всего текст о творении «нового мира». Историю Ноаха лишь в ее начальной части можно рассматривать как историю о неблагоприятном, обернувшемся катастрофой столкновении человека с миром материальности. Ее же конец, когда Ноах покидает Ковчег, повествует нам о человеке, оставшемся лицом к лицу с миром после того, как тот был обновлен.

Ребе также отмечает, что в комментарии мидраша о Ноахе, ступившем из Ковчега на землю, сказано, что «видел он мир новый» (Брейшис Раба, 30:8): здесь подразумевается не только «новое» состояние мира по сравнению с «допотопным», уничтоженным разлившимися водами, но состояние вполне «новое», в том числе по отношению к миру, каким он был явлен сразу после Творения.

Можно задаться вопросом: как же так, почему мир Ноаха, со всей его предысторией от грехопадения до Потопа, качественно «новее» мира, каким он был сразу после Творения? Но это именно так: можно говорить об улучшении мира по сравнению с тем, каким он был до Потопа. Можно даже говорить о привнесении в этот мир качества стабильности, не присущего допотопному миру, ибо сказано Вседержителем: «Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Брейшис, 8:22). Вновь возникают вопросы. Разве эта новизна может сравниться с новизной мира, только что сотворенного из ничего? Разве повествование Торы о Сотворении мира не звучит значительно более радостно, чем рассказ о Потопе? А ведь радость – величайший из источников вдохновения!..

В интерпретации Ребе именно рассказ о Ноахе содержит источник вдохновения более глубокий, чем повествование в самом начале книги Брейшис: с событий после Потопа начинается процесс трансформации мира, очищения и движения к той цели, во имя которой мир был создан. Именно с Ноаха человек становится настоящим соработником Б-га и начинает приготовлять Творцу «обитель в нижних мирах». С этой точки зрения рассказ о Потопе воистину является источником величайшего вдохновения, которым следует проникнуться всем нам, стараясь, по мере сил, служить Б-гу. Именно поэтому наше годовое служение открывается чтением этого текста.

Сравнивая два повествования о «началах» мира – рассказ о Творении в книге Брейшис и рассказ о начале, положенном Потопом, в главе Ноах, Ребе отмечает: Тора начинается с повествования о трансформации ничто в нечто, когда мироздание вызывается к бытию ex nihilo. И в этом смысле Сотворение мира принадлежит первой стадии той трехчастной парадигмы, на которую раз за разом указывал Ребе. Первая, идеальная стадия связана с изначальным замыслом, когда индивидуальное «прислушивается» к Б-жественному замыслу и «сопрягается» с ним. Затем наступает черед следующего этапа, на котором ищутся пути реализации этого замысла в «сопротивляющемся» и «неподатливом» окружении. И лишь затем наступает заключительная стадия реализации, на которой идеал обретает зримое воплощение. Последняя стадия важнее первой, она – «выше» ее, ибо начало служит завершению основанием и тем самым уступает ему. Глава Ноах говорит о реализации второй стадии указанной парадигмы: в ходе трансформации происходит поиск того, как материальное может быть «возвращено» к духовным измерениям, которые служили для него своего рода «лекалом».

 

Рассказ о Потопе – это рассказ о пере-Сотворении мира: физически существующее было возвращено в небытие, сведено к ничто, из которого оно вышло. Уникальное свойство человека заключается в том, что он наделен способностью к трансформации разных аспектов физического мира и потому может быть соработником Б-га в Творении. Благодаря соучастию человека физическая природа тварного мира, не причастная духовному напрямую, преображается – человек вовлекает ее в действие духовного, и, шаг за шагом, бытие меняется, чтобы стать тем, чем ему назначено в Б-жьем замысле. Потому преображение мироздания при участии человека – это достижение даже большее, чем сотворение мира из ничего.

Ребе напоминает: мудрецы Талмуда считали, что обращение сущего в не-сущее – достижение большее, чем выявление физической сущности из небытия и наделение ее существованием. Учители движения Хабад, развивая эту традицию, вывели на основе Талмуда (Ксубойс, 5а) формулу: «У деяний праведных больше величия, чем в самом сотворении Неба и Земли». Можно напомнить также рассказ Агоды (Таанис, 25а) о рабби Ханине и его жене, живших в великой бедности и столь ею угнетенных, что в своих молитвах взывали они о ниспослании хотя бы доли тех сокровищ, что приуготованы для праведников в грядущей жизни, еще при жизни этой. Молитва рабби Ханины была услышана, и ему была дарована одна из золотых ножек стола, за которой назначено ему сидеть среди праведников, удостоенных воздаяния. Узнав, однако, что тем самым уменьшится его награда в грядущей жизни, рабби Ханина вновь вознес молитву – и ножка стола исчезла. Талмудисты подчеркивали: исчезновение этой ножки – чудо большее, чем ее ниспослание: то, что вызвано Б-гом к бытию, по сути, невозможно лишить существования.

При этом Ребе указывал, что Потоп нельзя рассматривать в качестве кары как таковой. Кара – это окончательный приговор, то есть действие, которое, свершившись раз, не изменяет уже характер своего бытия. Кара, свершившись однажды, продолжает пребывать неизменной. А длительность Потопа ограничилась сорока днями. Значит, в Потопе следует видеть не столько кару, сколько средство очищения и преображения мира. Потоп был критическим событием в истории мироздания, но вместе с тем самой нижней точкой в процессе очищения, возвышения и преображения мира.

В подтверждение Ребе ссылается на комментарий Раши к стиху «И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей» (Брейшис, 7:12), где указывается, что поначалу дождь был умеренным. Раши пишет об этом стихе: «А ниже сказано: “и был потоп” (7:17). Однако ниспосылая <на землю воды>, Он <вначале> ниспослал их с милосердием, чтобы, если люди раскаются, они стали дождями благодатными. Но поскольку те не раскаялись, <воды> стали потопом». То есть, даже начавшись, Потоп еще был призывом к покаянию, тшува: даже на этом этапе для живущих оставалась возможность измениться и избежать гибели в водах Потопа. Б-жественная воля даже при начале Потопа была направлена на преображение людей, а через них – всего мира, но не встретила поддержки ни в ком, кроме Ноаха. Ноах был единственный в своем поколении, кто внял этому призыву к покаянию, и тем самым стал проводником Б-жественной воли в отношении мироздания. То есть Ноах был первым человеком, чьи деяния послужили трансформации дольнего мира в обитель Б-га.

 

Первичность деяний

Обосновывая примат поступков, Ребе ссылается на учение рабби Исроэла Баал-Шем-Това, утверждавшего, что нисхождение души в тело, где ей суждено пребывать около семидесяти-восьмидесяти лет, оправдано, если за это время человек совершит хотя бы один альтруистический поступок, радея не о себе, а о ближнем. И не важно, имеет ли этот поступок материальную или духовную природу. Человек не ведает, в каком именно деянии будет реализован истинный смысл и суть его земной миссии (о том, что нам не дано это знать, напоминает стих псалма: «Знаков наших не увидели мы, нет больше пророка, и не с нами знающий – доколе?» (Теилим, 74:9). А потому всякий контакт с ближним следует воспринимать как акт, через который может осуществиться глубочайший смысл нашего существования. Тем большее значение имеют совершаемые нами поступки. В сущности, любой из них может оказаться определяющим для всей нашей жизни.

Ребе приводит наглядный пример, указывающий на то, что определяющее значение имеют именно поступки. Как происходит установление начала нового месяца? Закон говорит, что определение даты Рош Койдеш – прерогатива бейс дина (религиозного суда). Тора велит нам справлять этот праздник, но соответствующий день зависит от решения бейс дина, на который возложено установить начало месяца. А решение это, в свою очередь, зависит от свидетельств тех, кто видел только что народившуюся Луну. И даже если свидетельствующие ошиблись, признание этих свидетельств бейс дином придает им силу: провозглашается начало месяца и день праздника.

Эта ситуация помогает понять, что имеют в виду кабалисты, говоря, что Б-г являет Себя через мир. Это происходит так же, как воля Б-га, явленная в Торе, обретает реализацию в праздновании Рош Койдеш: «активность» Вседержителя оказывается реализованной через активность людей, действующих в физическом мире. Ребе замечает, что тем самым подчеркивается определяющее значение событий, совершающихся в нашем, физическом мире: само функционирование «духовных царств» зависит от решений, принятых людьми и укорененных в «мире действия».

 

Еще о характере трансформации

Во времена Потопа полное уничтожение общества, как оно существовало в ту пору, было условием трансформации мироздания: «И стерлось всякое существо, что на поверхности земли, от человека до скота, и гада, и птицы небесной, – и стерлись они с земли; и остался только Ноах и те, что с ним в Ковчеге» (Брейшис, 7:23). Но после Потопа «стирание», уничтожение предшествующей стадии уже более никогда не становилось условием трансформации. В Торе читаем: «и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от молодости его, и не буду более поражать всё живущее, как Я сделал» (Брейшис, 8:21). Комментируя это место, Раши подчеркивает: «не буду более... и не буду более. Повтор слова <служит> для <выражения> клятвы. К сему <относится> сказанное: “Как клялся Я, что воды Ноаха не пройдут вновь по земле” (Ишаяу, 54:9)». Здесь отрицается сама возможность того, что разрушение мира может быть повторено. В мире после Потопа действуют только созидательные, а не разрушительные средства трансформации.

Отныне задача выглядит не так, что единственный способ подвести материальное к той духовной цели, которая является сутью его существования, заключается в том, чтобы это материальное уничтожить. Теперь материальное должно пройти процесс возвышения и раскрытия истинного смысла его существования, то есть выявить Б-жественную сущность, сокрытую под покровом материальности. Напомним формулу Рамбама, утверждавшего, что Б-жественность есть суть всего сущего в физическом мире (Законы основ Торы, 1:1).

Ребе указывает: о том же самом Б-г говорит Аврааму, когда требует от него изменить свою жизнь и жизнь окружающих. От Авраама вовсе не требуется полностью перечеркнуть всю свою жизнь, предшествующую этому моменту. Отныне для человека открыт путь раскаяния, тшува, – путь преображения и трансформации, не требующий полного, всеохватывающего самоотрицания. От человека требуется отнюдь не коллапс, а восхождение на иную, более высокую ступень, возвышение того, что заложено в нем от природы, до уровня нового идеала.

Алоха требует, чтобы лишь раз в году, по окончании празднования Йом Кипура, мы читали молитву Шма, выражающую готовность оставить эту жизнь и земное существование во имя исповедания единого Б-га. Но во всё остальное время Алоха требует, чтобы в своем служении мы просто осознавали себя существами, чье земное существование посвящено Б-гу – и старались бы действовать в соответствии с этим. То есть Алоха дает нам осознать, что мы проходим в этой жизни процесс трансформации, но это не требует от нас отрицания собственного бытия, – просто мы должны стремиться возвысить это бытие до Б-жественного идеала.

Так же и преображение мира – это процесс, не требующий тотального революционного изменения всего его порядка. Этот процесс осуществляется посредством накопления множества индивидуальных поступков, направленных на благо – и в конечном счете меняющих этот мир.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru