[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2005 СИВАН 5765 – 7 (159)
ЗАМЫКАЯ КРУГ ДОБРЫХ ДЕЛ
У одного еврея было два сына за границей – богатый и бедный. Бедный даже телефона не имел. Однажды отец позвонил богатому сыну и пригласил на торжество: «Меня награждают орденом, приезжай и брата обязательно с собой возьми. Все расходы возмещу немедленно». Богатый сын обрадовался и сразу побежал покупать самую дорогую праздничную одежду. Только в последний момент вспомнил, что брата отец тоже звал. Примчался к нему, кричит: «Давай, поехали, отец приглашает!» Даже переодеться не дал – впихнул в самолет, и полетели. Приезжают к отцу. Праздник в разгаре, собрались важные люди, поздравляют старика. Входит богатый сын – все аплодируют: дескать, каков отец, такие и дети у него. Входит бедный сын в лохмотьях – изумились гости, даже ничего толком не поняли… Короче, когда торжество закончилось, богатый сын потребовал, чтобы отец оплатил ему поездку. «Извини, – говорит отец, – я обещал возместить все расходы, которые вы понесете ради меня. Если бы ты обо мне думал, ты бы, наверное, сначала о брате позаботился, как я просил. А ты всё для себя…»
В Торе и в Талмуде Б-г множество раз обещает вознаградить человека за добрые дела. Например: «Ты должен дать десятину, а Я тебе верну вдесятеро».
Возникает вопрос: зачем Б-г сулит нам награду за то, что мы и так должны делать? Ведь ясно же, что творить добро надо не потому, что за него можно получить «вдесятеро»: просто это соответствует природе человека, созданного по образу Б-жьему! Точно так же и служить Б-гу следует из любви к Нему, а не ради воздаяния. Так откуда же в святых книгах эти «торговые» предложения?
Самое доступное и самое распространенное объяснение в том, что Б-г воспитывает нас, как детей. Вспомните: когда мы были маленькими, мама уговаривала нас съесть суп и второе, обещая конфету, а то и мороженое тому, кто всё доест до конца. Мама хочет, чтобы ребенок был сыт. При этом она знает, что ее доводы – вырастешь сильным, не будешь болеть и т. д. – ребенок не поймет. Он дитя малое, неразумное. Вот мама и предлагает съесть суп «за конфету» или «за мороженое».
Объяснение простое, но годится, наверное, не для всех, а только для тех детей Б-жьих, что воистину «малы и неразумны». Однако Тора и Талмуд созданы, как известно, не только для них, но и для вполне зрелых людей. Поэтому Рамбам предлагает другое объяснение, более универсальное. Обещанная награда, учит он, имеет свое предназначение: она облегчает человеку дальнейшее выполнение заповедей. Если человек совершил доброе дело и получил за это вознаграждение от Б-га (здоровье, богатство, семейное счастье), он потом сможет сделать еще больше во имя Всевышнего, он найдет в себе силы «идти путями Его».
Основатели хасидизма предложили третье объяснение. Баал-Шем-Тов говорит: «Б-г взял духовность и превратил ее в материю. Нам заповедано взять материальное и вновь превратить его в духовность».
Что это значит? Превращение духовности в материю есть акт Творения: мы сотворены словом Всевышнего. Всё, чем мы обладаем, даровано нам Б-гом. И наша задача – замкнуть круг, использовать те материальные блага, что мы получили от Него, для выполнения заповедей, для благих дел, для помощи ближнему. Иными словами, материальная награда, которую нам обещает Тора и о которой говорят мудрецы Талмуда, предназначена не для «личного потребления», а для того, чтобы лучше служить Б-гу, чтобы облегчать жизнь других людей.
Только правильно используя дары и награды, полученные от Г-спода в нашей земной, временной жизни, мы обретем настоящее вознаграждение в жизни вечной. На этот счет существует хасидская притча. В некотором царстве жители ежегодно выбирали себе нового царя. Соберутся на площади, выйдут все вместе за городские ворота – и первого, кого встретят, назначают своим правителем. Год он правит, все его слушаются, а потом выбирают нового монарха. Прежнего же выгоняют из страны в чем был, с пустыми карманами. Вот как-то раз встретился им человек бедный, но умный. Он быстро понял местные обычаи и весь год, пока царствовал, тратил деньги из казны на помощь честным и достойным людям. Закончился срок – ушел бедняк из дворца в старых своих лохмотьях. Но люди, которым он помогал, разумеется, не оставили его в беде: он получил дом, хорошую работу и жил в достатке, пользуясь всеобщим уважением.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru