[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2005 СИВАН 5765 – 7 (159)     

 

СТО ЛЕТ ИСПЫТАНИЙ

В этом году синагога Челябинска – одна из старейших, сохранившихся в России, – отмечает юбилей. Сто лет назад здесь, на Пушкина, дом 6б – а в ту пору улице Мастеровой, – появилось это красивое, но многострадальное здание.

Челябинск – миллионный город, евреев на сегодняшний день здесь проживает около 10 тыс. Впервые они появились в этих краях в первой половине XIX века. Тогда на Урал целыми партиями отправляли еврейских мальчиков, часть которых раздавали до совершеннолетия крестьянам, а часть – направляли в школы военных кантонистов. Солдаты-кантонисты, служившие в ту пору по 25 лет, заводили здесь семьи, положив начало еврейскому населению Урала. В том числе и Челябинска – города, основанного в 1736 году на месте башкирского поселения Селяба (Челяба).

К концу ХIХ века еврейское население города значительно умножилось. Евреи селились в основном недалеко от центра, в районе улицы, носившей название Мастеровая. Были в этом районе деревянные молельные дома, по воспоминаниям очевидцев, регулярно горевшие. Здесь же обитал купец 2-й гильдии Соломон Брент, в 1884 году купивший участок земли по адресу Мастеровая, 6 специально для строительства капитального здания синагоги.

Через 10 лет Соломон Брент умер, так и не успев осуществить задуманное, но территорию по улице Мастеровой завещал под строительство храма, которое и началось в 1903 году, а закончилось в 1905-м. Неизвестным теперь уже архитектором, на добровольные пожертвования, по всем канонам было выстроено кирпичное здание синагоги площадью более 400 квадратных метров, в два этажа, с молельным залом и балконом, крытое железом. Звезды Давида на толстых стенах не уничтожили ни время, ни Советы.

При синагоге открыли еврейскую школу, погребальное братство (еврейский квартал на Цинковом кладбище существует и по сей день), пункт помощи бедным евреям. До Октябрьской революции, по свидетельствам современников, здесь наблюдалась бурная еврейская жизнь. Во время первой мировой войны в помещении синагоги располагался небольшой военный госпиталь, который обслуживал не только евреев.

Начиная с 1919 года «бурная жизнь» постепенно сходила на нет: были запрещены книги на иврите и изучение самого языка. Церковь отделили от государства, еврейскую школу ликвидировали. В 1921 году была конфискована вся серебряная утварь, а в 1929-м указом большевистских властей синагогу закрыли, и на долгие 63 года это здание перестало выполнять свое истинное предназначение.

В начале 1930-х годов синагога была превращена в концертный зал, а с 1937 года стала… протезно-ортопедическим предприятием. С тех самых пор здание не знало ремонта, его планировка была нарушена: внутри выстроили дополнительный этаж, сделали склады и мастерские, поставили станки.

Основой молитвенной жизни еврейской общины, как известно, является наличие как минимум десяти евреев-мужчин и одного свитка Торы. И если с миньяном проблем не было, то со свитками Торы у челябинской общины, по воспоминаниям ее нынешнего председателя Абрама Жука, истории случались почти детективные.

В 1970–1980-х годах, когда религиозная деятельность в СССР находилась под негласным запретом, члены еврейской общины Челябинска арендовали квартиры и собирались тайком – молились «подпольно». Тогда у них имелось два свитка Торы. В 1987 году общину постигло боьшое несчастье: на съемной квартире свитки Торы украли. Возможно, «помогла» квартирная хозяйка – в любом случае в те времена в милицию с подобными жалобами не обращались… Впрочем, из сложившейся ситуации сумели найти выход. Как в старом анекдоте: «Нам было трудно, но мы достали». Вскоре у общины снова появились два свитка Торы.

В 1992 году, после долгого хождения по инстанциям, синагога на улице Пушкина, дом 6б, была возвращена общине. В том же году ее тогдашний председатель Михаил Наумович Мохрик зарегистрировал устав. После передачи помещения евреям, по словам Абрама Жука, избранного председателем общины в 1998-м, «это было не здание, а хуже сарая»: окна и арочные пролеты женской галереи заложены, полы провалены, полно крыс… В полуразрушенной синагоге, где, кроме стен, ничего целого не осталось, проводили молитвы, отмечали праздники. Сюда приехали первые раввины...

Тогда община находилась на стадии становления: не было ни секретаря, ни телефона, ни пишущей машинки, не говоря уже о компьютерах и Интернете. Охрана отсутствовала, сейф, в котором хранились свитки Торы до появления Арон-Койдеша, толком не закрывался. Увы, несчастье повторилось: в 1996 году оба свитка Торы опять украли, теперь уже из синагоги…

В том же году началась реконструкция здания. Восстанавливать его помогали местные бизнесмены и предприниматели, руководители предприятий, губернатор области и мэр города. Большую поддержку оказал главный раввин России Берл Лазар. В Челябинск приехал раввин Меир Кирш, и к открытию синагоги, которое состоялось 20 октября 2000 года, один свиток Торы челябинской общине передали из Москвы. «А с одной Торой очень неудобно, – убежден Абрам Жук. – Например, если новомесячье – надо листать без конца, это очень плохо. Минимум надо две Торы, а еще лучше – три-четыре».

В 2001 году председатель общины Жук и раввин Кирш случайно узнали о том, что в Центральной публичной библиотеке Челябинска с 1941 года хранится свиток Торы, привезенный сюда в период эвакуации из западных районов страны.

Свиток хранился в фонде редких изданий, получить доступ к которому было непросто, но всё-таки Абраму Ицковичу это удалось. Он убедился, что Тора находится в прекрасном состоянии, и, как он признается, «мы загорелись желанием ее достать». Абрам Жук и раввин Меир Кирш обратились к директору библиотеки с просьбой передать этот свиток общине. Но, по словам председателя общины, «заведующая библиотекой оказалась злая» и категорически отказалась передать Тору еврейской общине. «Она сказала: “Никогда!” – вспоминает беседу с непоколебимой директрисой Абрам Ицкович. – Ладно, реб Меир, пойдем. А вам пусть Б-г поможет, сказал я ей. И мы пошли…»

   

И всё-таки этот свиток оказался в синагоге. Как бы извиняясь за происшедшее, Абрам Ицкович рассказывает: «Через какое-то время эта директриса заболела. Она еще не старая была, где-то лет 50 с чем-то, но скоро скончалась… Вместо нее осталась заместитель. Мы написали письмо, обратились в областную администрацию, и там разрешили передать свиток еврейской общине! Это был большой праздник, мы пригласили телевидение, сделали это очень торжественно».

Сейчас в челябинской синагоге снова две Торы. Правда, второй свиток пока не получил благословения: «Никак не соберемся в Москву. Хотя она совсем новая, но всё равно надо везти Тору к сойферу на проверку», – поясняет председатель общины.

На фасаде здания синагоги, внизу, заметны следы черной краски. «Недавняя работа местных скинхедов,– объясняет один из членов общины. – Самое интересное, что в милиции их всех знают и в лицо, и по именам – мне недавно один знакомый мент рассказывал. А как подобное ЧП случается, так найти не могут…»

Так что страдает челябинская синагога и по сей день. Но продолжает жить, и довольно активно. Не так давно построили прекрасную микву. Ежедневно проходит общественная молитва, открыта благотворительная столовая, под руководством Елизаветы Златкиной и ребецн Дворы Кирш собирается женский клуб, городская еврейская библиотека при синагоге под опекой Зинаиды Соломоновны пополняет свои фонды. Работает также воскресная школа, молодежный клуб, детский летний лагерь. Община организует гуманитарную помощь и делает всё, чтобы каждый, сюда пришедший, почувствовал заботу о себе.

   

Илья Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru