[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2005 СИВАН 5765 – 7 (159)     

 

Собиратель еврейской истории Латвии

Менахем Баркан, энергичный, склонный к полноте человек с заметной сединой, раскладывает на столе привезенные в Москву книги: фолиант в «супере», озаглавленный «Латвия. Синагоги и раввины. 1918–1940», большой комплект открыток с тем же названием, цветной каталог выставки с ярким рисунком на обложке. Наше общение представляет собой эмоциональный монолог реб Менахема, в который я лишь вставляю иногда уточняющие вопросы.

–Эта книга-альбом «Латвия. Синагоги и раввины. 1918– 1940» задумана еще моим отцом, раввином Натаном Барканом. Он был главным раввином Риги и Латвии с 1989 года и до последних своих дней в 2003 году. Отец – уроженец маленького латвийского городка Ливене; в 1969-м, в возрасте 46 лет, он репатриировался в Израиль и через 20 лет вернулся в Ригу. После смерти отца я приехал в Ригу, чтобы закончить начатые им дела. Период, обозначенный на обложке, – «1918– 1940 – это время, когда Латвия была независимым государством. В республике было свободное вероисповедание, свободный въезд и выезд, она уже не принадлежала Российской империи и еще не была присоединена к СССР.

Книга охватывает 61 город. В ней представлены фотографии 210 синагог с их точными адресами. Из них осталось только 17 зданий… Например, в городе Даугавпилсе было 45 синагог, сохранилась всего одна, 41 из них можно видеть только в этой книге. Также здесь содержатся более 200 историй жизни и характеристик раввинов, канторов, шойхетов, живших в Риге. Книга основана на архивных материалах, в ней представлено более 560 документов. Приведены данные 1935 года об общей численности жителей в каждом из названных городов и о количестве евреев соответственно. В конце тома приведен список из 40 имен: это евреи, жившие в советское время в Латвии по законам Торы, так называемое «хасидское подполье».

Книга издана в Риге издательством «Шамир» тиражом около полутора тысяч экземпляров. Она была отмечена дипломом на конкурсе «Лучшая книга Латвии» в 2004 году и посвящена памяти главного раввина Латвии Натана Баркана.

В рамках деятельности по подготовке этого издания, в дополнение к монографии, был издан большой комплект редких довоенных открыток и фотографий с видами исчезнувших синагог и с аннотацией на иврите, русском, английском, немецком языках.

Завершение проекта потребовало больше времени, чем ожидалось. Попутно возникли другие начинания.  Следует сказать, что «Шамир» – это международный фонд, одна из форм его деятельности – издание книг, посвященных еврейской традиции и истории; филиалы фонда есть в Израиле и Нью-Йорке.

Параллельно завершению монографии была переведена с идиша книга раввина Леви Овчинского «История евреев Латвии. 1561–

1923 годы». В этом году планируется ее издание на русском и английском языках. В наших планах также издание по-русски и по-латышски уже переведенной книги историка Менделя Бобэ, посвященной латвийским евреям: она была издана в Израиле в 1970-х годах. Три книги, о которых я сказал, поставленные на одну полку, составят полную историю латвийских евреев от появления в XVI веке и до конца XX столетия.

Мы подготовили также курс для гидов по еврейской истории Латвии и событиям, связанным с Холокостом. Во второй мировой войне погибло около 80 тыс. латышских евреев. Демографическая ситуация сегодня такова: евреи Латвии сосредоточены, главным образом, в столице республики и составляют около 10 тыс. человек. В Риге существует единое еврейское сообщество, состоящее из нескольких общин, дружное руководство, и совместными усилиями делается многое, чтобы память о погибших была сохранена. Восстановлено еврейское кладбище, собраны средства на ремонт синагоги в Старой Риге, запланирована постройка новой еврейской школы.

«Шамир» – член Совета еврейских общин Латвии. Он был создан в 1991 году. В то время ощущалась потребность в просветительской и воспитательной деятельности, поэтому международный фонд «Шамир» образовал в Риге свой филиал. Мы стараемся дополнять работу других общин и не конкурируем ни с кем.

«Шамир» занимается распространением сведений о Катастрофе европейского еврейства, чтобы подобное не могло повториться ни с евреями, ни с другими народами. Надо сказать, что мы наблюдаем большой интерес к этой теме со стороны жителей Латвии – и русскоязычных, и латышей. Мы не занимаемся распространением иудаизма. Мы просто напоминаем о том, что когда-то здесь жили евреи, восстанавливаем важный и драматический отрезок истории этой земли.

У меня возникла идея провести конкурс «Латвийские дети рисуют синагоги прошлого». Эта идея была поддержана филиалом ЮНЕСКО в Латвии, министерством просвещения, министерством иностранных дел и министерством интеграции. Исполнительным директором проекта мы назначили Анну Губерман, молодого и активного члена общины. В ответ на ее обращение более 20 средних и художественных школ прислали свои рисунки. Со всей Латвии нам пришло более 320 рисунков. В последний момент присоединилась израильская школа Хабад из города Лод: оттуда пришло шесть рисунков, но, согласно условиям, израильтяне не участвовали в конкурсе. Участвовали школьники из еврейской рижской школы им. Шимона Дубнова, но большинство участников – латышские и русские дети.

Очень интересно посмотреть, как дети в тех местах, где евреев уже нет, представляют себе еврейское присутствие. Вот шестилетняя девочка бесхитростно рисует деревянный домик и шестиконечную звезду над ним. Или 14-летняя участница конкурса из города Преили рисует мемориал погибшим местным евреям  – ее рисунок получил приз. Понятно, что они что-то чувствуют, когда это изображают. Или другая участница нарисовала синагогу в огне: это ее воображение, видеть такое она не могла. Все рисунки опубликованы в цветном каталоге с текстом на латышском и английском языках, это также издание «Шамир». Мы решили, что все победители в конкурсе будут равны между собой – для детей это важно, – и выбрали четырех лучших. Призом для них была поездка в Прагу, посещение еврейских кварталов города и Еврейского музея. Многие другие участники стали лауреатами и были отмечены дипломами «за художественное исполнение», «за понимание действительности» и «за понимание еврейской традиции». И каждый ребенок получил в подарок книгу «Евреи Латвии» на латышском языке и диплом о своем участии в конкурсе.

16–17 мая, при подведении итогов конкурса, все рисунки были выставлены в Доме Конгрессов. Присутствие представителей сейма и министра просвещения на открытии выставки подчеркнуло важность этого конкурса. Он посвящен памяти исчезнувших еврейских общин Латвии и осуществляется в рамках исторического проекта «Латвия. Синагоги и раввины» покойного раввина Натана Баркана.

Хаяль Маргалиот, Мейрав Гамлиэль.

Олеся Пичугина, Агата Лоза, Наталья Демина, Алиса Рогова.

Хаяль Маргалиот, Мейрав Гамлиэль.

Елена Плешанова. Первое место.

Юлия Подскочья. Первое место.

 

17 ноября, в День независимости Латвии, выставка будет повторена в Музее Диаспоры в Тель-Авиве.

Еще один наш проект – создание точных архитектурных макетов синагог в масштабе 1:50. Макеты снабжены фотографиями и аудиолекциями о местечках или городах, где синагоги находились. Новая выставка, подготовленная «Шамир», откроется 27 июня и продлится весь июль, а разместится в «Доме Братства Черноголовых» в Старой Риге. На ней будут представлены участвовавшие в конкурсе рисунки, 48 больших фото исчезнувших синагог, восемь макетов синагог, в частности макет Хоральной синагоги Риги. Мы выставим также изданные нами книги.

К началу выставки должен быть готов еще один проект: карта автомобилиста, где отражена история евреев Латвии. Карта уже в печати. В ней будут обозначены бывшие и существующие синагоги, кладбища, места массового захоронения, где стоят мемориальные памятники (их около 40), места концентрационных лагерей на территории Латвии и около 40 предполагаемых мест массовых расстрелов. Карта будет издана в двух вариантах: с надписями по-английски и по-русски, а также на латышском и немецком языках.

Еще одна важнейшая для нас программа – написание нового Свитка Торы. В Святой Торе 79 976 слов. Это число совпадает с числом евреев Латвии, погибших в Катастрофе. 16 мая в память о них «Шамир» объявил о создании нового Свитка. Многие из погибших безымянны, поэтому каждое слово в свитке будет напоминать об одной из жертв. Есть такое пожелание, чтобы каждый еврей раз в жизни переписал Тору. Но это практически невозможно, Свитки Торы пишутся специалистами, которые проходят большой и сложный курс обучения. Работа уже началась, она продлится год, Свиток пишут в Иерусалиме, затем он будет торжественно внесен в одну из латвийских синагог.

Всё, что я делаю, – продолжение деятельности моего отца. Он построил мост между прошлым и современной еврейской общиной, был главным раввином Латвии, способствовал повышению самосознания членов общины и повышению статуса общины в государстве. За свою деятельность в 2002 году он был награжден высшей наградой Латвии – орденом «Три звезды». И мне приятно отметить, что внуки раввина Натана Баркана сегодня являются посланцами движения Хабад в Москве, Екатеринбурге, Ростове, Казани, Венеции, Базеле и Дюссельдорфе.

Материал подготовил

Александр Рапопорт

 

2 июня главный раввин России и губернатор Калининградской области Владимир Егоров договорились о прекращении строительных работ на территории старинного еврейского кладбища в Калининграде.

Как сообщил глава Департамента ФЕОР по связям с общественностью Борух Горин, около месяца назад в старой части Калининграда начали строить тепловую подстанцию для передачи энергии по микрорайону. Во время строительства обнаружили человеческие останки и надгробия. Стало очевидно, что речь идет о давних еврейских захоронениях. Первыми сообщили об этом жители близлежащих микрорайонов, которые помнили, что некогда на этом месте действительно находилось старое еврейское кладбище. Вскоре об этом стало известно еврейской общине, информация дошла до главного раввина России Берла Лазара и специалистов в Израиле. Подняли карты старого Кенигсберга и обнаружили, что в этом месте находилось еврейское кладбище, которое существовало до начала ХХ века и даже позже: оно нанесено на карты Кенигсберга 1938 года. В 1960-х годах на территории кладбища был построен микрорайон – люди помнят, как во время строительства тракторами убирали останки…

Когда до руководства ФЕОР дошли сведения, что еврейское кладбище снова вскрывается, главный раввин России обратился к властям Калининграда с требованием немедленно прекратить строительство на этой территории и вместе с еврейской общиной искать выход из сложившейся ситуации. После обращения раввина Лазара работы были приостановлены и власти города обещали, что до встречи с представителями еврейской общины они не будут возобновлены.

В результате встречи раввина Лазара и раввинов из Израиля, США и Швейцарии с губернатором области В. Егоровым и мэром города Ю. Савенко была достигнута договоренность о создании совместной комиссии. Решено никакого строительства на территории кладбища не проводить, а вынести подстанцию за пределы его территории. Рытье траншей для прокладки коммуникаций будет проводиться при согласовании с еврейской общиной, чтобы больше не тревожить останки усопших.

Борух Горин подчеркнул, что главный раввин России удовлетворен результатами встречи и считает, что власти региона проявили здравый смысл и понимание святости захоронений.

И. Яранцева

 

 

МАЗЛ ТОВ!

Дорогую сестру и бабушку Маню Абрамовну Беренгольц поздравляем с 80-летием и желаем здоровья и долгих лет жизни. Счастья тебе, сестричка!

Сестра Анна, Женя и Оля

 

Еврейская община Смоленска поздравляет июльских юбиляров Гельфанд Юлию Хаймовну, Лившиц Марию Наумовну, Трифонова Юрия Аркадьевича, Черномордик Софью Абрамовну.

Желаем им здоровья, радости и благополучия до 120!

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru