[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2005 СИВАН 5765 – 7 (159)     

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ АЛЕКСАНДРА БОРОДЫ

В октябре 2004 года на III съезде Федерации еврейских общин России председателем правления ФЕОР был избран Александр Борода, до того занимавший пост исполнительного вице-президента. Вряд ли новая должность сделает эту фигуру еще более значимой для Федерации: Борода на протяжении пяти лет является фактическим руководителем ФЕОР, а о его авторитете красноречиво cвидетельствует тот факт, что даже работающие под его руководством коренные израильтяне, которые имя «Александр» обычно сокращают до «Алекса», научились выговаривать «Александр Моисеевич» без запинки. Правда, сам он скромно отшучивается: «Александром Моисеевичем меня и в армии называли».

Александр Борода родился в 1968 году в Москве, как он говорит, «в простой еврейской семье» инженеров. Детство его прошло в Марьиной роще – там, где много лет спустя при его непосредственном участии открылся крупнейший в России Московский еврейский общинный центр. Когда-то в этом московском районе стояла старая деревянная синагога – единственная, построенная в советские времена. В Марьиной роще прошли годы занятий в техникуме, службы в морской авиации, учебы в институте, работы в Метрострое, риэлтерского бизнеса и – возвращения к иудаизму...

«Я всегда знал о том, что я – еврей, с самого рождения. Таково родительское воспитание, – говорит он. – Никто не открывал мне никаких тайн».

Итак, этап первый: после восьмого класса Александр поступил в техникум по специальности «маркшейдерское дело».

Второй этап. Вторая половина 1980-х годов, город Николаев, база морской авиации, затем – военный порт в Крыму, учебный полигон для авианосцев – это два года службы в армии после техникума. «В Советской армии национальный вопрос, пожалуй, был одним из самых острых, – рассказывает Александр Борода. – Кого там только не было! В нашем подразделении из сотни человек – десять чеченцев, пять дагестанцев, узбеки, казахи… И разделялись все только по национальному признаку. Мне серьезно помогло то, что я активно позиционировал себя именно как еврей. Многих это просто обезоруживало. Ну, еврей и еврей! У вас так – а у меня эдак! По моей просьбе на Пейсах родители прислали мне мацу. В многонациональном сообществе соблюдение традиций вызывало уважение».

Демобилизовавшись, Борода вернулся к маркшейдерскому делу. Однако ненадолго: после четырех лет работы он ушел из Метростроя. А незадолго до этого окончил заочный Политехнический институт: шесть лет программы обучения он уместил в три с половиной года.

В 1989 году, учась в институте и работая, он стал посещать синагогу. Пробудившийся интерес к еврейству сам он объясняет влиянием… армии: «Мне было интересно узнать подробнее, что же такое “еврей”. Захотелось разобраться в своей жизненной позиции».

Сначала он пошел в Хоральную синагогу на улице Архипова. Но там он увидел объявления о мероприятиях в другой московской синагоге. «В Марьиной роще мне понравилось больше, – признается он. – Там была более демократичная обстановка. На Архипова я чувствовал себя зрителем, а в Марьиной роще – участником». Александр начал посещать лекции по иудаизму. Впрочем, «тшува» – «возвращение» – оказалось процессом длительным, требующим постепенного осознания происходящих в нем перемен.

«В религиозной среде у меня не было близких друзей – я был с внешней стороны, а они – внутри. Всё происходило постепенно и уж точно не противоречило моим воззрениям. Следование законам иудаизма состоит из массы бытовых вопросов, и решение каждого из них – дело непростое. Возьмем, к примеру, кашрус. Сначала я перестал употреблять в пищу “мясное” вместе с “молочным”, затем – свинину. Через некоторое время я вообще отказался от некошерного мяса. Для меня это стало важным этапом. По мере того как я размышлял, ходил на лекции, читал книги, мне всё более естественным представлялось соблюдение принципов иудаизма. И когда ощущение дискомфорта одерживало верх, я делал очередной шаг вперед».

В 1991 году Александр Борода познакомился с раввином Берлом Лазаром, который приехал в Россию в качестве посланника Любавичского Ребе. Борода отмечает, что в то время никакой системы управления еврейской общиной еще не существовало – было просто сообщество раввинов, во главе которого стоял раввин Лазар. «Это не считалось престижной должностью, просто все решили, что кто-то должен общаться с властями и со спонсорами; раввин Лазар был “первым среди равных”».

Новое знакомство началось с уроков иудаизма, которые раввин давал у себя дома. С тех пор минуло много лет… Учитель стал главным раввином России, ученик – руководителем крупнейшей еврейской организации страны.

«С раввином Лазаром нас связывают товарищеские отношения, – поясняет Борода. – У нас идеологическая близость – схожесть целей и задач, их видение, оценка действий… Я приходил к нему и часто отыскивал ответы на многие вопросы, которые не были связаны с уроком. Дискомфорт от несоблюдения заповедей заметно усиливался. Мне неудобно было просто так приходить к нему, что-то изучать с ним, не соблюдая при этом заповедей. Мне было неудобно перед ним! Впрочем, он этого не знал – мы не обсуждали с ним эти темы. Просто потом мне становилось неприятно от сознания того, что мой образ жизни является своего рода обманом, идет вразрез с обсуждаемыми темами. И это стимулировало меня. Были вопросы, в разрешении которых он мне помог, даже не ведая о том, что они для меня вообще существовали».

Деловые качества Александра Бороды проявились еще в годы работы в Метрострое, когда параллельно со строительством метро он занимался риэлтерским бизнесом. Эти навыки пригодились ему и позднее, в начале 1993-го, когда он вместе с нынешним руководителем Департамента по связям с общественностью ФЕОР Борухом Гориным работал над проектом журнала «Лехаим». «Мы с Борухом тогда достаточно много контактировали, – вспоминает он. – Прежде я никогда не занимался сбором денег. Решил попробовать, хотя реально никого тогда не знал. Позвонил Борису Хаиту, президенту страховой компании “Спасские ворота”, мы встретились. Тот познакомил меня с Невзлиным… Потом – банк “Столичный” Смоленского. Я вышел на его заместителя Друкера… В общем, деньги на журнал были собраны».

Александр работал в журнале «Лехаим» до 1998 года. Тогда же небольшая еврейская община в Москве преобразовалась в Федерацию еврейских общин России. А через два года в Марьиной роще открылся крупнейший в СНГ еврейский общинный центр. С тех пор спонсором ФЕОР является российский предприниматель Роман Абрамович. «Мы с ним знакомы уже лет десять, – рассказывает Борода. – У нас не было и нет никаких деловых отношений. Когда я работал в “Лехаиме”, мы познакомились с Романом через одного бизнесмена. А что касается его помощи еврейской общине, то, думаю, она обусловлена его ощущением причастности к еврейству».

Со своей будущей женой Александр познакомился в 1996 году в США. Международный шидух своему ученику организовал раввин Берл Лазар. Будущая супруга Александра Бороды вместе с родителями эмигрировала в США из СССР в конце 1980-х годов. Уже в Америке она училась в университете и еврейском колледже.

В семье Бороды растут пятеро детей. На вопрос, что предпримет глава семьи, если его дети, когда вырастут, захотят стать светскими людьми и уйдут из религии, Александр отвечает, что всё же предпочел бы видеть их религиозными: «Я надеюсь на воспитание. Правда, у меня наступает тот возраст, когда прямое воздействие на детей становится всё слабее. И всё же я полагаю, что основные духовные ценности останутся у них незыблемыми».

р. Йосеф Херсонский, А. Фишман

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru