[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2005 ИЯР 5765 – 6 (158)     

 

Аркадий Вайнер. Наш современник

Умер Аркадий Вайнер – один из самых известных мастеров детективного жанра советской эпохи, телевизионный продюсер и президент Ассоциации общественных еврейских организаций. Это произошло утром 24 апреля в его квартире на Тверской улице в Москве. Врачи констатировали смерть от сердечного приступа. Церемония прощания с писателем состоялась 28 апреля в Центральном доме кино, а затем он был похоронен на Востряковском кладбище столицы. Похороны прошли в соответствии с традиционным еврейским обрядом.

Редакцию  журнала «Лехаим» связывали с Аркадием Александровичем теплые  отношения. Мы приносим свои искренние соболезнования родственникам писателя.

В советское время братья Вайнеры были одним из непререкаемых авторитетов в детективной литературе, их имя – своеобразным знаком качества. Бренд «Аркадий и Георгий Вайнеры» гарантировал неизменный успех у читателей, и к началу 1990-х годов общий тираж их произведений превысил миллион экземпляров.

Писательская карьера Аркадия Вайнера началась в 1967 году, когда одновременно в двух журналах – «Нашем современнике» и «Советской милиции» – был опубликован его первый роман «Часы для мистера Келли», написанный в соавторстве с братом Георгием и положивший начало их литературному дуэту. С этого момента каждое следующее произведение Вайнеров – «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру», «Эра милосердия», по которому Станислав Говорухин в 1979 году снял фильм «Место встречи изменить нельзя», – обязательно становилось бестселлером. Помимо детективной романистики Аркадий Вайнер небезуспешно пробовал себя в драматургии и вместе с братом написал несколько сценариев к кинофильмам.

Аркадий Александрович Вайнер родился 13 января 1931 года в Москве. Окончив школу с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт, но после первого курса перевелся на юридический факультет МГУ. По окончании университета некоторое время работал следователем в 21-м отделении милиции, а закончил карьеру в должности старшего следователя по особо важным делам МВД СССР.

Выбранная им профессия и опыт работы в милиции сослужили хорошую службу: Аркадий не понаслышке был знаком с сыскным делом, и зачастую сюжеты романов брались из реальной жизни. Однако детективная составляющая вайнеровских произведений не была главенствующей. Не случайно сам Аркадий Александрович предпочитал называть свои произведения «психологическими романами на криминалистическую тему», избегая определения «детектив». Это, скорее, своеобразные саги, в которых дух времени зачастую превалирует над сюжетной линией. Таковы «Эра милосердия», «Петля и камень в зеленой траве», посвященный темам преследования евреев в СССР и действий КГБ и МГБ, или «Евангелие от палача» – роман о «деле врачей-убийц».

Последние два романа писались без надежды на публикацию: за подобную работу в брежневские времена вполне можно было получить не один год тюрьмы. Однако пришел день, когда работа братьев Вайнеров увидела свет и была оценена по достоинству.

В последние годы Аркадий Александрович активно занимался организационной работой в качестве президента DetectiveFESTа – фестиваля фильмов и телепрограмм, посвященных работе правоохранительных органов. В этом году, чтобы попасть на церемонию открытия седьмого по счету фестиваля, старший Вайнер выписался из больницы, где находился в связи с болезнью сердца. Закрывался фестиваль уже без него.

Максим Василенко

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru