[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2005 ИЯР 5765 – 6 (158)
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
На сей раз я не буду рассказывать вам притчи. Есть одна тема, и никаких притч, никаких аллегорий в связи с ней быть не может. Тема, говорить о которой очень трудно – сжимается горло. Поэтому я прошу вас сейчас посидеть вместе со мной минуту без слов. Почтим минутой молчания шесть миллионов погибших наших соплеменников. И миллионы солдат, отдавших жизнь в годы Великой Отечественной войны за то, чтобы наш народ сохранился на Земле, чтобы остальные народы могли жить свободно. Вечная им память.
Самый страшный, самый опасный момент в многовековой истории еврейского народа – это Холокост. Германский фашизм и его приспешники (а среди них и те, что жили и на территории бывшего СССР) хотели уничтожить нас всех. До последнего человека. И сделали для этого, что смогли, что успели. Треть еврейского народа, в том числе и большую часть его элиты, расстреляли во рвах, замучили в гетто, задушили в газовых камерах. Мир безмолвствовал.
Потом многие любили потолковать на тот счет, что евреи якобы шли на бойню, как скот. Что они не сопротивлялись. Возможно, люди, которые так говорили (и, кстати, продолжают говорить) хотели успокоить собственную нечистую совесть, переложив на плечи жертв хотя бы часть вины за случившееся. Честные историки давным-давно доказали, что это ложь. Были восстания – не только знаменитое восстание в варшавском гетто, не только восстание узников в Собиборе, но и другие. Евреи неповинны в том, что не могли одержать победу над вооруженными до зубов и хорошо обученными солдатами нацистского рейха. Но они могли крикнуть перед смертью «Шма, Исроэл!», показав палачам, более того – самим себе, что и в свой последний миг они остаются евреями, остаются людьми.
Тысячи людей действительно послушно шли в газовые камеры. Но не потому, что решили покорно принять смерть; они не могли поверить в то, что их ждет. У человека, воспитанного на идеях гуманизма и добра, в голове не укладывалось, что стариков, женщин и детей можно просто загнать в бетонный бункер, замаскированный под баню, и пустить цианид через вентиляционные люки.
Недавно я побывал в Иерусалиме на открытии нового здания Музея Холокоста («Яд ва-Шем»). Израильский премьер-министр Ариэль Шарон показал мне письмо, которое еврейская женщина выбросила из вагона для скота. Поезд вез ее и сотни других евреев к печам Освенцима. Женщина просила тех, кто подберет конверт, послать его друзьям в Швейцарию, чтобы они позаботились о ее двухлетнем ребенке. «Нас разделили, – писала она, – меня везут в трудовой лагерь, а ребенка куда-то в другое место. Я боюсь, что не смогу его найти. Пожалуйста, отыщите моего малютку через Красный Крест, позаботьтесь о нем!..» Матери даже в голову не могло прийти, что ребенок ее уже мертв: маленьких детей убивали сразу, они ведь не могли «принести пользу» нацистам.
Читая и слушая подобные рассказы, люди спрашивают: если такое возможно – где же тогда был Б-г? Я считаю, Б-г был в каждом солдате, сражавшемся с нацистами и их пособниками. В каждом, кто, рискуя жизнью, громил гитлеровцев, приближал День Победы. Шестьдесят лет назад наш еврейский Б-г был в каждом солдате Советской армии.
Мудрецы Талмуда в свое время подробно изучили вопрос о том, почему все животные были сотворены попарно, а первый человек поначалу оказался один, и лишь потом Всевышний создал ему жену. Таким образом Б-г объяснил нам, говорит Талмуд, что акт сотворения человека равен сотворению мироздания. Каждый человек – это целый мир. И спасающий одного человека спасает целый мир. Если хотите – даже тысячи миров, ибо он спасает и потомков этого человека, бессчетные поколения…
По закону Торы, по закону еврейской морали, предельных высот духа каждый из нас может достичь одним-единственным путем – освятить Имя Б-жие, пожертвовав собой ради спасения других. И тут мы обязаны сказать, что подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне – это Б-жественное дело. Если бы не те, что покоятся сейчас в бесчисленных воинских могилах на просторах от Волги до Эльбы, если бы не те, что прошли всю войну, расписались на стенах поверженного рейхстага и вернулись домой с победой, не бывать бы не только тому поколению, которое мы называем «ницолей Шоа» («уцелевшие в Катастрофе»). Не бывать бы и потомкам их. Не бывать ни одному из нас.
Осталось еще, слава Б-гу, немало евреев, воочию видевших собственную смерть и спасенных Советской армией. Уверен, до последнего дня они будут нести в своих сердцах великую благодарность к воинам-освободителям. Точно такое же чувство должны испытывать и нынешние поколения, ибо советский солдат дал им возможность появиться на свет.
У нас, евреев, чувство благодарности, именуемое в Торе «акарат това» (буквально: «признание добра»), всегда считалось одним из главных положительных свойств человеческой натуры. Если некто помог мне, а я и не помню об этом, совершаю грех, чреватый забвением нравственного закона, потерей человеческого облика.
Вот почему наша благодарность солдатам Великой Отечественной безгранична. В эти дни каждый из нас должен подойти к ветерану войны и выразить ему свою признательность.
Но 9-м мая благодарность не может кончиться. Не может, не должна кончиться и нашим поколением. Родители и деды выжили, потому что советские воины не щадили собственной жизни в те далекие и страшные годы. Благодаря этим воинам живем и мы сами. Наш долг – внушить своим детям ту же неизбывную признательность.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru