[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2005 АДАР-2 5765 – 4 (156)     

 

ВеликаЯ американскаЯ скорбь

Америка скорбит: вечером 10 февраля в своем доме в Роксбери, штат Коннектикут, на девяностом году скончался Артур Ашер Миллер, один из величайших американских драматургов ХХ столетия. Как сообщили на следующий день информационные агентства, он умер от остановки сердца. Вместе с ним умерла целая эпоха, частью которой он был.

Пьесы Артура Миллера, в своих произведениях соединившего знание социальных реалий и глубокое понимание сути человеческих слабостей, продолжили реалистическую традицию, появившуюся в литературе Соединенных Штатов в период между двумя мировыми войнами. А сам он стал одним из наиболее значимых драматургов Америки второй половины ХХ века.

За свою жизнь Артур Миллер написал более тридцати пьес и получил бесчисленное количество различных наград в области литературы, в частности знаменитую премию принца Астурийского, самую престижную в испаноязычном мире литературную награду, и  Иерусалимскую премию. Но мировую известность Миллеру принесла его пьеса «Смерть коммивояжера», за которую в 1949 году он получил Пулитцеровскую премию, и роман «Фокус», посвященный проблеме антисемитизма в США.

Общественно-политические взгляды Миллера формировались в атмосфере «красного десятилетия», отмеченного подъемом рабочего и антифашистского движения в Америке. Он был близок к левым радикалам, за что поплатился во времена маккартизма. В 1956 году Артур Миллер был вызван в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности и за отказ назвать имена знакомых коммунистов объявлен «сочувствующим» и обвинен в «неуважении к конгрессу». Его оштрафовали на пятьсот долларов и приговорили к месяцу тюрьмы условно.

Спустя два года Верховный суд снял с драматурга все обвинения. Есть мнение, что это произошло благодаря влиянию его жены – знаменитой киноактрисы Нормы Джин Бейкер, известной под именем Мерилин Монро.

Артур Миллер родился в 1915 году в Нью-Йорке в еврейской семье выходцев из Австрии. Его отец имел небольшую фабрику женской одежды, а мать была школьной учительницей. Все его детские друзья и одноклассники были евреями, так же как и соседи. Вообще, вся жизнь драматурга, несмотря на то, что он не придавал этому особого значения, была пронизана чувством принадлежности к еврейской общине. Всё, что происходило в мире, рассматривалось им с позиций еврейства, с учетом того, как это отразится на евреях.

Семья Миллеров принадлежала к среднему классу и имела вполне приличный  достаток. Но после фондового кризиса 1929 года Изадор Миллер потерял свой бизнес и большую часть сбережений, поэтому по окончании школы Артуру пришлось попробовать себя в самых разных профессиях: от певца на радио до водителя грузовика и клерка на складе автомобильных частей.

Затем он поступил в Мичиганский университет, где поначалу специализировался по журналистике, печатался в нескольких газетах и параллельно с этим пробовал себя в драматургии.

Стимулом его интереса к этому роду литературы служило посещение семинара профессора Кеннета Роу, который подробно разбирал со своими студентами пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена. Они произвели на Миллера неизгладимое впечатление и впоследствии оказали отчетливое влияние на его творчество.

После окончания университета в 1939 году Миллеру понадобилось лишь десять лет, чтобы подняться на вершину славы и стать легендой. Пулитцеровская премия – это самое большее, чего писатель мог добиться в Америке. До этой премии у Миллера был просто успех, теперь он стал оглушительным.

Каждая новая работа драматурга имела большой резонанс в литературном и театральном мире и активно воздействовала на зрителей. В пьесе «Суровое испытание», рассказывающей об одном из процессов над «салемскими ведьмами», явственно звучит намек на Америку начала 1950-х годов: Америку времен президента Эйзенхауэра и сенатора Джозефа Маккарти.

В дальнейшем Миллер отошел от прямолинейной «проблемности» своих ранних пьес, больше внимания уделяя вечным темам жизни, смерти и смысла человеческого существования.

Он был трижды женат: сначала на Мэри Грэйс Слэттери, затем на Мерилин Монро, принявшей ради него иудаизм. А в 1962 году женился на фотохудожнице Инге Морат, с которой прожил почти сорок лет. От этого брака у него появилась дочь Ребекка.

В некотором смысле жизнь Артура Миллера представляет собой воплощение Великой американской мечты, которую он так упорно развенчивал в своей «Смерти коммивояжера». Он добился всего, чего только мог желать: еврейский мальчик из Бруклина превратился в национальное достояние Америки.

Его жизнь была полной и насыщенной, а смерть – респектабельной и достойной.

Максим Василенко

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru