[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2005 ТЕВЕС 5765 – 1 (153)     

 

ЧУЖИЕ

Леонид Радзиховский

Для любого еврейского СМИ антисемитизм – главная, вечная, тошнотворно-излюбленная тема. Писать об этом довольно противно – воняет, чувствуешь себя каким-то замшелым местечковым провинциалом, кругом нормальная жизнь, а ты все про какой-то столетний бред… Наконец, это просто психологически нездорово: если юдофобы видят кругом «одних евреев», то евреи – «одних юдофобов», развивается «юдофобо-фобия».

С другой стороны, как известно, отвращение к антисемитам – одна из основ еврейской самоидентификации. Конечно, это плохая основа «от противного» (в буквальном смысле слова!), но для миллионов ассимилированных и нерелигиозных евреев только она и реальна. Значит ли это, что с исчезновением антисемитов рухнет еврейское самосознание (как был уверен, скажем, Эренбург), – вопрос спорный, но вполне абстрактный. В реальности антисемитизм может исчезнуть (не сразу!) лишь после того, как исчезнут евреи, окончательно ассимилировавшись.

Среди антисемитов всегда хватает ученых и писателей, юдофобия не только живуча, но часто бывает «интеллектуально модной». Так, может, мы и вправду что-то «такое» сделали – но ЧТО?! Попытки встать на точку зрения юдофобов порождают психоз «еврейской самоненависти».

Однако, при всей увлекательности путешествий по «дурной бесконечности» лабиринтов антисемитизма, разумно поставить вопрос шире. Все-таки не такие уж мы и исключительные – других тоже ненавидят.

Ксенофобии подвержены все нации, почти все бесхвостые обезьяны Homo sapiens, в том числе сами евреи. Никакой «солидарности обиженных» нет: например, кавказцы – первые юдофобы, но и евреи подвержены «кавказофобии». И про русских евреи часто говорят вполне «русофобски».

Ксенофобия – отвращение к чужаку, страх перед ним – естественное биологическое чувство. Вопрос «за что» – бессмысленный. Не «за что», а «почему». Потому что – ЧУЖОЙ. Чужой и на моей территории. Почти все религии наряду с «плодитесь и размножайтесь» (для СВОИХ!) словесно оформляют и другой «основной инстинкт» племени – борьбы с чужаками. «Ксенофобия» есть у всякого организма – это иммунитет. Организм жив до тех пор, пока различает свои и чужие клетки, белки, вирусы и т. д. и борется с чужими (и наоборот – пока жизнь в нем теплится – борется). Люди то же самое переносят в социальные отношения, к «чужим» возникает чувство беспощадно-сильное, как всё природно-племенное, изощренное, как всё «культурно-племенное». Такой, чисто биологический, расистский, подход, как известно, очень развит и у евреев, для верности определяющих «своего» даже не по отцу, а по матери – тут уж без обмана…

Прогресс если и есть в человеческой истории, то в том, что в беспощадных формах борьба за существование сейчас встречается редко. Новое великое смешение народов в Европе происходит без войн – культура все-таки одолевает биологию, политкорректность со страшным скрипом выдавливает расизм и шовинизм в подсознание Европы. У «культурных наций» сегодня ксенофобия есть атавизм, оставшийся от времен каннибализма, прочих прелестей зоологической родоплеменной борьбы.

Конечно, евреи вызывали и вызывают у всех народов самые сильные ксенофобские чувства. Словесно это оформляется в сложный бред – Б-га распяли, царя убили, ко мне подбираются, народ споили водкой, сами пьют кровь младенцев, работать не хотят. И – венец всего, закольцовывающий отдельные «глюки» в законченную параноидальную систему: евреи составили всемирный заговор коммунистов-капиталистов-сионистов…

Евреи – образцовые «козлы отпущения», поскольку везде были самыми беззащитными «чужими» – своего государства нет, нет статуса «иностранца», защищающего юридически, физически, а главное, психологически. В таком положении были еще цыгане. Но цыгане – народ легкий, кочевой. Погадали, наркотики продали, поплясали-попели, коней украли – и ускакали. Чужие, не претендующие на роль «своих», да и вообще ни на что, кроме развлечений и краж, не претендующие, «в печенку не лезут».

«Народ книги» – оседлый, серьезный, иудаизм глубоко диалектически переплетен с христианством, для христиан евреи «чужие» уже не на внешнем, а на интимно-духовном уровне (родственники треклятые!). Да и социально евреи, не будь дураками, претендуют – на всё! Суровая юдофобская школа заточила евреев, они стали самой конкурентоспособной нацией в Европе. Поэтому и ответ Давида юдофобскому Голиафу оказался нокаутирующим. Вы нас преследуете – а мы защищаем себя тем, что входим в вашу элиту! С XIX века гонимые евреи – самый элитарный народ Европы, их процент почти в любой элите (научной, политической, деловой) любой страны в 10–20 раз превышает их процент в населении (а сейчас в России в 100–200 раз).

Отдельные евреи в составе любой национальной элиты всегда разобщены по партиям, школам, группам; не преследовали никаких общих «специально-еврейских» целей; приносили пользу (вред) не больше и не меньше, чем другие члены элит. Но, будучи «чужими», вызывали соответствующие эмоции – и в элитах и в народе. И европейские элиты постарались (составили «всемирный антисемитский заговор»?) – разработали целую сложную юдофобскую идеологию, тот самый, освященный традицией, системный бред, ставший «мифом народов мира», неотъемлемой частью христианской культуры.

Конечно, сейчас культурная ассимиляция евреев исключительно глубока, а при сохранении нынешних темпов ассимиляции биологической в Европе через пару поколений еврейский вопрос будет – нет, не «окончательно решен», но «окончательно снят». Будет ли это означать исчезновение юдофобии и чем европейцы заполнят зияющую пустоту в своих головах?

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru