[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2005 ТЕВЕС 5765 – 1 (153)
ДЛИННЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ ХАСИДИЗМА
…Шел один человек в город. Дошел до развилки, а там мальчик сидит. «Какая дорога в город ведет?» – спрашивает путник.– «Обе, – отвечает мальчик, – только правая длинная, хотя и покороче будет, а левая короткая, хоть и подлиннее».
Путник, конечно, двинулся левым путем, коротким. Немного прошел – вот он, город, уже на горизонте виден. Только дорога грязная, разбитая, вся в рытвинах. Прошагал еще чуть-чуть, испачкался весь, ноги сбил. А тут новая беда: бурная река впереди! И от моста одни опоры из воды торчат – снесло мост…
Делать нечего, вернулся путник к развилке, спрашивает ребенка: «Что ты меня в этакую грязь бездорожную загнал? И не стыдно тебе над людьми издеваться?!» А тот ему: «Да я всё честь по чести объяснил! Левая дорога и впрямь короткая, только по ней скоро не дойдешь. А правая, хоть и в обход, длинная, зато хорошая, мощеная, идти по ней одно удовольствие. И времени уйдет куда меньше».
Алтер Ребе напоминает нам об этой истории, чтобы с ее помощью объяснить, что должен делать человек, чтобы принять слово Б-жие в свою душу. Сказано: «Слово Г-спода близко душе твоей, оно на устах твоих, в сердце твоем, и исполнится оно, благодаря тебе» (Дворим, 30:40). Однако для того, чтобы слово Б-жие действительно «исполнилось, благодаря нам», у нас есть два пути – длинный и короткий. В трактате «Тания», излагающем основы хасидизма, Алтер Ребе предлагает нам именно тот «длинный путь, что покороче будет» – путь через любовь к Б-гу.
Когда человек только начинает читать Тору, когда впервые произносит молитву «Шма Исроэл», у него сразу же возникает серьезный вопрос: как понимать заповедь «и возлюбишь ты имя Г-спода Б-га нашего»? Что она означает на деле? Допустим, Б-гу нужно, чтобы мы исполняли Его волю, поступали всякий раз так, как Он хочет. Но при чем тут любовь? Разве мало веры и послушания? Зачем Ему, сотворившему нас и весь мир, нужно, чтобы мы Его еще и любили? И вообще – как можно приказать испытывать любовь?! Отец же не станет говорить детям: «Вы обязаны любить меня»!
Что касается заповеди любви к Б-гу, то есть еще одна проблема. Как исполнять все остальные заповеди Торы, понятно, даже если ты не понимаешь, почему Б-г повелел именно так, а не иначе. Например, заповедь соблюдения кашруса: мы не знаем, почему Творец определил для нас именно такие законы, но мы знаем, что надо делать, чтобы исполнить заповедь. А как исполнить заповедь «возлюби Г-спода Б-га твоего»? Что для этого нужно делать?
Есть такие люди, объясняет Алтер Ребе, которые знают, чего Б-г от них хочет. Они соблюдают заповеди, потому что так написано в Торе: Б-г сказал – я исполняю. Это хорошие, праведные люди, но они идут «коротким путем, который подлиннее». Действительно, человек исполняет заповеди, как солдат приказы, – не тратя время на «лишние» раздумья: что в Торе написано, то делаю, что не написано – не делаю. В определенном смысле такое поведение сокращает путь к Б-гу: Он сказал – я сделал. Но в душе человека – именно потому, что он выбрал «короткий путь» – раз за разом возникают сомнения: а почему надо делать именно так? Вот в Торе сказано, что надо помогать бедным – я и помогаю. Но ведь я так тяжело работал, чтобы получить свои деньги, почему же я должен отдавать их другому человеку, который наверняка работал меньше, а может и вовсе не работал?! Или сказано, что надо молиться столько-то раз, столько-то времени: а ведь это мое время, я мог бы потратить его с большим удовольствием для себя!..
Иначе не бывает! Человек не может не думать над тем, что делает: таким его сотворил Б-г. Тот, кто выполняет заповеди лишь потому, что «так сказано в Торе», подобен путнику, который добирается до города короткой, но разбитой дорогой. Может, он и дойдет до цели – но усталым, в синяках, в грязной одежде и порванной обуви.
А второй путь, «длинный, зато покороче», – это путь через любовь. Если любишь – все делаешь с охотой, делаешь не для себя, а для того, кого любишь. Иными словами, человек, познавший суть хасидизма, возлюбивший Б-га, соблюдает заповеди не потому, что «так написано в Торе», а потому, что сам этого хочет. Вот тогда Тора и заповеди становятся действительно «очень близки» нам, как говорил Алтер Ребе.
Чтобы полюбить Б-га, надо осилить долгий путь, требуется очень серьезная душевная работа. Рамбам учит: «Только когда человек всесторонне обдумает и поймет, кто такой Б-г и что Он сделал, только тогда придет он к настоящей любви». Что нужно «обдумать», чтобы понять способ своего движения по «долгому пути», – этому учит «Тания».
Зато идти по этому пути легко и радостно. Выбор нашей «длинной короткой дороги» продиктован внутренним чувством, имеющимся у каждого человека, – потребностью любить. Любить не за что-то, не за какие-то подарки (хотя, если говорить о подарках, так ведь это Он даровал нам жизнь и весь мир вокруг!), а потому, что любовь – воистину неотъемлемое свойство нашей души, потому что любить естественно. Естественно и стремиться к Б-гу, ибо любовь – это Его язык.
Здесь, в конце «длинной короткой дороги» хасидизма, нас ждет ответ на вопрос: зачем Б-гу нужна наша любовь? Она нужна Ему не для Него – для нас. Потому что Он нас любит. Пробуждая в нас любовь к Себе, Он облегчает нам жизненный путь. Полюбив Создателя по-настоящему, мы совершенно по-другому начинаем относиться к жизненным проблемам, к житейским обязанностям, к выполнению заповедей.
И последнее: только полюбив Б-га, человек может по-настоящему полюбить людей, своих ближних. Как рассказывает притча, некто сказал своему другу: «Я очень люблю тебя, но не люблю твоих детей», – и получил ответ: «Значит, ты и меня не любишь: люби ты меня, любил бы и тех, кто мне всего дороже». Настоящая любовь к Отцу – это любовь к его детям.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru