[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2005 ТЕВЕС 5765 – 1 (153)
Поменьше глупостей!
Уважаемый редактор!
Одной из задач еврейских СМИ является борьба с антисемитизмом. Многие ваши материалы тоже вносят свою лепту в это дело. Тем досадней сталкиваться с публикациями, которые могут ему лишь навредить, причем в чудовищной степени.
В данном случае я имею в виду интервью с А. Городницким. С развязной легковесностью, недостойной известного барда, доктора геолого-минералогических наук и просто интеллигентного человека, Городницкий заявляет, что самыми злыми антисемитами являются евреи-полукровки, приводя в пример Фета и Жириновского. Я думаю, что у всех у нас, учитывая частоту смешанных браков, есть близкие родственники-полукровки. Нередко это даже наши дети, жены или мы сами. Но часто ли мы видим среди них воинствующих антисемитов? Пример Фета неубедителен хотя бы потому, что, когда он пописывал свои антисемитские статейки, он ничего не знал о своем еврейском отце. Узнал же он о нем лишь из письма матери, вскрытого после ее смерти. Жириновский – одиозная фигура, клоун-эксцентрик; к нему вообще нельзя подходить с обычными человеческими мерками. Встречаются куда более злые антисемиты и среди «чистых» евреев. Это такие «писатели», как монах Неофит, автор «Книги кагала» Яков Брафман, современный харьковский «жидоборец» Эдуард Ходос, а также Карл Маркс, Отто Вейнингер, Бобби Фишер и другие. Их пасквили, труды и тиражируемые средствами массовой информации высказывания охотно используются как свидетельские показания против евреев. Что касается нееврейских антисемитов, то, естественно, они преобладают – и по количеству, и по злобности, и по радикальности взглядов на решение «еврейского вопроса». История евреев, а также современный Интернет – тому свидетельство. Так что оскорбление полукровок и мерзко, и несправедливо. Представьте, что кто-то скажет, будто самые ярые антисемиты – армяне.
Или татары. Или белорусы. Ведь это прозвучит оскорбительно для людей, принадлежащих к упомянутым нациям, отнюдь не юдофобов. А почему можно оскорблять евреев-полукровок, которых, по-моему, сейчас больше, чем «чистых» евреев?
А теперь о главном. О том, что побудило меня написать в редакцию. Городницкий вдруг объявляет евреем Сталина, приводя смехотворные доказательства. Первое: его в этом убеждали бухарские евреи. Заметьте – не грузинские, а бухарские. Им, очевидно, видней. Второе: окончание «швили» в грузинских фамилиях якобы присваивали инородцам. Это неправда. «Швили» по-грузински значит «сын». Очень многие грузинские евреи действительно носят фамилии с этим окончанием, но всё же подавляющее большинство людей с фамилиями на «швили» – грузины. «Дзе» и «швили» – наиболее распространенные окончания. Вспомним князя Андроникашвили, художника Пиросманишвили, поэта Паоло Яшвили, грузинского политика хрущевских и брежневских времен Джавахишвили, балерину Ананиашвили, академика-психиатра Зурабашвили, нынешнего президента Грузии Саакашвили и многих других.
Далее: слово «джуга», по мнению Городницкого, размышляющего, понятно, о фамилии «Джугашвили» – это по-грузински «еврей». Еще одна фантазия. Еврей по-грузински «эбраэли». Есть еще пренебрежительное «урия». А «джуги» нет. Наконец, последний довод, не выдерживающий критики. Отец Сталина был сапожником, а это, дескать, исключительно еврейская профессия в Грузии. Можно ли себе представить, что во всех грузинских селах и деревнях, в отрыве от соплеменников, преимущественно обитавших в Кутаисской губернии, жили евреи-сапожники, отдававшие своих детей в церковно-приходские школы, а затем и в семинарии, подобно отцу Сталина? Как бы тогда сохранились в Грузии евреи, чье 2600-летнее пребывание в стране отмечалось недавно и весьма торжественно.
Общеизвестны антисемитские списки, где фигурируют политики, которым присвоены еврейские, якобы «настоящие», фамилии. Керенский объявлен Кербисом, Чичерин – Мейердорфом, Луначарский – Байлахом, Берия – Берманом, Суслов – Зюссом, Хрущев – Перельмутером, Брежнев – Ганапольским, Лужков – Кацем, Черномырдин – Шлеером, Горбачев – Гайдером, Ельцин – Эльцыным, Кучма – Кучманом и т. д.
Уже и Путин оказался Шаломовым, и на патриотическом сайте «Алекс-информ» он называется не иначе как «президент-еврей». Евреями объявляются такие враги человечества и, кстати, уничтожители еврейства, как Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Эйхман. Впрочем, само уничтожение, как вы знаете, тоже отрицается…
«Открытий» в отношении Сталина было много. Его отцами уже перебывали и безвестный грузинский князь, и осетинский торговец, заехавший в Гори с товарами (тогда утверждалось, что «джуга» – осетинский корень), и знаменитый путешественник Пржевальский. Сейчас же важно показать, что всё зло в мире связано с евреями.
А Сталин – это зло. Лагеря и репрессии, массовое обвинение мусульманских народов Кавказа и Крыма в предательстве и переселение, во время которого они потеряли половину своих соотечественников, оголтелый антисемитизм, ложь и лицемерие как способ существования и выживания. Но никто и никогда не отождествлял Сталина и Берию, зловещих душегубов, со всем грузинским народом, который не меньше других пострадал в годы их диктатуры. А вот в отношении евреев, в соответствии с общепринятой традицией, это обобщение будет сделано. В то же время сталинисты-патриоты ни за что не согласятся с этой версией и не отдадут любимого вождя ненавистным евреям.
Повторяю, я не возражал бы так упорно против публикации «Лехаима», если бы в ней действительно имелись хоть какие-то серьезные аргументы. Среди евреев разумеется, тоже есть негодяи – кто спорит? Евреи ведь часть человечества… Но зачем же нам шутя и играючи объявлять соплеменником величайшего тирана и гнусного убийцу?
С уважением, Александр Нисс,
Бостон
Йом Кипур в Рогозном
В 70 километрах от Винницы раскинулось небольшое живописное местечко Шпиков.
До войны здесь проживало много евреев. Была еврейская община, 3 синагоги.
Мирная жизнь в местечке была нарушена 22 июня 1941 года. Мысли об эвакуации ни у кого не возникали, а через месяц пришли немцы. Организовали управу, полицию, а всех евреев местечка и еврейские семьи, проживавшие в окрестных селах, переселили в гетто, созданное на одной из улиц. Вскоре всех жителей гетто отконвоировали в концентрационный лагерь, в село Рогозное. Дорога от Шпикова до Рогозного была усеяна трупами стариков и инвалидов, убитых на глазах у родных.
Это была дорога смерти!
Ночью прибыли в Рогозное…
Наступил Новый год – Рош а-Шона, а за ним Йом Кипур. В этот день лагерь будто замер. На улице не зажигались, как обычно, костры. С утра все ходячие узники собрались в помещении клуба. Сцена, зал и оркестровая яма были заполнены людьми. Толпа не попавших внутрь клуба стояла, сидела на земле целый день, слушая молитвы и плач. Все постились!
На сцене в талисе и кипе стоял кантор шпиковской синагоги Пинхас и так истово молил Б-га за всех присутствующих,
что люди в едином порыве стали в свою очередь молить Б-га о спасении родных и близких. Громкий плач сотен людей вырвался на улицу. Затихли даже полицаи. В течение целого дня в окрестностях лагеря далеко была слышна эта необыкновенная молитва. То был отчаянный крик о помощи!
Наступило время поминальной молитвы Изкор. Поминали умерших давно и успевших умереть в лагере. Экстаз толпы молящихся невозможно передать словами. Многие падали в обморок, но никто не уходил.
Прошло 63 года, но этот Йом Кипур в Рогозном забыть нельзя. Пусть антисемиты всех мастей отрицают Холокост, но пока живы свидетели истребления евреев, им это не удастся. И мой рассказ тоже свидетельство минувшего.
М. Краснер, Белая Церковь
Этого никогда не будет, потому что этого не будет никогда!
Осенью прошлого года телезрители видели многосерийную передачу Феликса Разумовского «Еврейский вопрос – русский ответ» (Канал «Культура»). Я ждал, что журнал «Лехаим» откликнется на нее. Но не дождался. Передача замечательная по содержанию, блестящая по форме и явно направлена на улучшение русско-еврейских отношений. Однако хотелось бы кое в чем и возразить автору.
В первой передаче Разумовский говорит: «еврейский вопрос» – это «вопрос» религиозный, он начался с Христа на Голгофе и может закончиться только с Христом. Но если
уж отступать так далеко во времени, то надо начать не с Христа, а с Авраама: «еврейский вопрос» возник тогда, когда появилось племя, исповедующее единоб-жие
в языческом окружении. А на Голгофе начался разве что «русский ответ» на «еврейский вопрос». Вот и Разумовский говорит о страшном грехе Б–гоубийства и о том, как наши предки, собравшись на площади в Иерусалиме, кричали «Распни его!» и «Кровь его на нас и детях наших!» Да еще прибавляет: «Это не миф, это история». Выходит, даже такой светлый человек, как Феликс Разумовский, считает, что по сию пору на мне и на всех нас, евреях, лежит «страшный грех того убийства». Он, судя по всему, православный. А вот католические иерархи уже лет 40 назад сняли с нас этот грех (см. М. Грант, «История Древнего Израиля», 1998, с. 298: «Обвинение в Б-гоубийстве было снято Вторым Ватиканским Собором в 1962–1965 гг.»).
А Разумовского я понимаю так: проклятый этот вопрос будет окончательно разрешен, когда русские люди все по-настоящему уверуют в Христа, то есть не просто будут исполнять внешние обряды, а проникнутся подлинным духом Евангелия. Но этого никогда не будет – потому что этого не будет никогда. Человеческая натура воспротивится.
Во времена Пушкина и Лермонтова «еврейский вопрос» еще не давал о себе знать. Пушкин в пору южной ссылки видал евреев издали, но вряд ли имел о них понятие, зато мнение имел вполне определенное. Об этом свидетельствует запись в его «Дневниках» от 15 октября 1827 года. А Пушкин пишет, что увидел молодого человека, он был «с виду настоящий жид – я и принял его за жида, и неразлучные понятия жида и шпиона произвели во мне обыкновенное действие; я поворотился <...> спиною».
Но это оказался Кюхельбекер, обросший бородою. А на кого шпионил еврей в 1827 году? Не знаю.
Во времена войн с Наполеоном – вероятно, на обе стороны. А вот что говорил генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович, когда ему доносили, что евреи без дозволения поселяются в Петербурге: «Ну и что? Они прекрасные подданные. Без них мы не победили бы Наполеона!» Вот даже как. К сожалению, не знаю печатного источника, запомнил из передачи, которая прошла этим летом по каналу «Культура» и называлась «Милорадовичи».
Разумовский говорит, что необязательно евреям ассимилироваться, и рисует идиллическую картину: еврей остается евреем среди русских, идет плодотворный диалог двух культур. Что было бы в таком случае? Рассказчик признается, что не знает, но думает, что могло бы быть больше Левитанов, Гершензонов, Пастернаков, Мандельштамов. Но разве Пастернак и Мандельштам – не плоды ассимиляции? Разве это еврейские поэты, кем-то блестяще переведенные на русский язык?
Да и Левитан с Гершензоном тоже, думаю, явились в России благодаря ассимиляции. А какие-то черты еврейского народа, выработанные многими столетиями и посегодня окружающим недоброжелательством, еще не скоро сотрутся. Написано ведь: «Хоть два раза окрести, а кровь-то скажется!»
Но независимо от сказанного я глубоко благодарен Феликсу Разумовскому за то, что услышал и увидел. Всегда смотрю его передачи и другим советую, благодарен каналу «Культура» и рад, что дожил до такого времени, когда в России подобное бывает на ТВ.
В. Комиссарук, Казань
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru