[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2005 ТЕВЕС 5765 – 1 (153)
Сказание об Иоанне Грозном и о разгроме еврейской общины в Полоцке
И. Берлин
Сказание о происхождении семьи Барканов, которое мне приходилось неоднократно слышать в различных вариантах в бытность мою в городе Полоцке Витебской губернии, является, насколько я знаю, единственным сказанием об Иоанне Грозном в еврейском фольклоре. Цикл произведений фольклора о грозном московском царе вообще представляет значительный интерес не только по богатству и разнообразию мотивов, но – и это главное – по разительному несоответствию изображенных там личности и деяний Грозного реальным историческим фактам. Судьба была настолько милостива к Иоанну Грозному, ожившему в созданиях народного творчества, что по истечении сравнительно короткого времени после смерти кровавого этого властителя из людской памяти как бы испарились его «пагубные и скверные дела». Всего три четверти века спустя, после того, как Иоанн IV почил в бозе, английский врач Самуил Коллинз, живший в Москве в 1659–1667 годах, в своем некогда известном сочинении «О современном состоянии Руси» уже счел нужным остановиться на этом необъяснимо доброжелательном отношении народных сказителей к Иоанну Грозному, объяснив его тем, что царь унизил ненавистное народу боярство.
Сказание, о котором речь, – это отголосок разгрома еврейской общины в Полоцке при взятии города Грозным в 1563 году, во время его похода на Ливонию. Об этом сообщают Матвей Стрыйковский, Ал. Гаванини и другие. Разумеется, сие нисколько не говорит в пользу давности нашего сказания, приуроченного к событию, слишком известному в истории края, – к взятию Полоцка Московским войском. Но оно служит важным подтверждением имевшего место разгрома еврейской общины при завоевании Полоцка, ибо сведения о нем дошли до нас большею частью из ненадежных источников.
Вот сюжет еврейского народного сказания:
«Была лютая зима. Завоевал московский царь Иоанн Грозный Полоцк и повелел всех евреев с женами и детьми, всех до единого, согнать к берегу реки Двины, к месту нынешнего Алтштодта, что близ княжеского замка. Собрали всех евреев, их жен и детей, числом 3000 душ*, и поставили всех у реки Двины, как приказал царь. И лишь двое детей – мальчик, сын одного когена, и девочка, тоже дочь когена, во время суматохи были забыты и не приведены к берегу Двины. И приказал Иоанн Грозный поставить всех евреев на лед реки и затем разрубить лед. И были все потоплены, числом 3000 душ. Спаслись только те двое детей, которых Иоанн Грозный затем пощадил; их приютили добрые люди. Выросли оба и сочетались браком, получив имя Бар-Коген (Баркан). Они-то и положили основание новой общине и семье Барканов».
Пушки, захваченные в Ливонской войне. Иллюстрация из книги «Русская летопись».
Иоанн Грозный выступает здесь отнюдь не в своем истинном виде; еврейскому сказанию он нужен, чтобы ввести в текст мотив, связанный со «снисхождением» московского царя, а это, в свою очередь, объясняет, каким образом разгромленная община сумела возродиться к новой жизни. В основе повествования лежит легенда – о чете спасшихся жителей разрушенного Полоцка, о двух подростках, по воле Провидения восстановивших целый пласт утраченного было еврейского бытия. По общей сюжетной канве это сказание приближается к другой легенде – об остатках еврейской общины Могилева (на Днепре), истребленной при вторжении царя Алексея Михайловича в Белоруссию (1655 год), а также к общеизвестной русской легенде про «Ивана да Марью». От первой наше сказание отличается лишь временем и местом действия, вторую же напоминает лишь мотивом, обретшим в сказании об «Иване да Марье» трагический смысл (там речь идет о кровном родстве уцелевшей пары, не позволявшем ей сочетаться законным браком).
В дополнение к сказанию о погроме в Полоцке, следует упомянуть и об установившемся в связи с ним местном обычаe. В память о гибели общины члены погребального полоцкого братства ежегодно постятся и совершают заупокойное Б-гослужение на древнем кладбище, находящемся на расстоянии нескольких верст от города, возле урочища Салоник: там, по преданию, похоронены всплывшие на поверхность трупы мучеников 1563 года. Согласно другому преданию, на этом кладбище погребены раввин и раввинша, ксендз и поп, жених и невеста. Поп – это униатский священник, который вместе с другими названными жертвами погиб при взятии Полоцка царем Алексеем Михайловичем. Местное православное население, воспользовавшись появлением в городе московских войск, отобрало тогда имущество у поляков, униатов и евреев. И устроило заодно еврейский погром.
«Еврейская старина», 1915 год
* Вариант: «И пошел Иоанн Грозный посмотреть на мучения утопленников, и встретил он мальчика, и велел пригреть его…» И т. д.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru