[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2004 КИСЛЕВ 5765 – 12 (152)     

 

ВОЗВРАТИТЬ ПОТЕРЯННЫМ ДЕТЯМ СЕМЬЮ

Не так давно пришла ко мне на прием одна женщина; имя ее в России известно немалому числу людей. И, что называется, с порога ошеломила меня вопросом: «Как сделаться еврейкой?» Я принялся объяснять, что иудаизм – религия, не признающая миссионерства. Что человек, не родившийся евреем, конечно, может им стать, но это весьма длительный процесс, нужно многое узнать, многому учиться… И так далее. А женщина мне на это говорит: «Ничего страшного, я готова преодолеть любые трудности. Хочу стать еврейкой!» Удивленный, спрашиваю, почему ей больше не подходит нынешняя национальность и что заставило ее из всех религий выбрать именно еврейскую. «Да понимаете, – отвечает посетительница, – я в детстве очень любила свою бабушку, мамину мать, а она была еврейкой. Вот и мне теперь захотелось…»

Наверное, ни одна идея, имеющая целью развитие еврейской жизни на постсоветском пространстве, не вызвала столько споров, сколько идея проведения «еврейской переписи» в России. Одни горячо ее приветствуют, другие с такой же горячностью против нее возражают. В личных беседах меня нередко спрашивают: «Если государство уже провело перепись, зачем еще одна? Она к тому же и денег стоит…» «А что нам даст “еврейская перепись”? – Это я, между прочим, слышал множество раз. – Какой в ней смысл? В России, слава Б-гу, все народы равны, национальная принадлежность – личное дело каждого». Есть, наконец, люди, опасающиеся, что перепись принесет больше вреда, чем пользы. «Зачем привлекать к себе особое внимание? – привычно недоумевают они. Недоумевают и тревожатся. – Антисемиты и без того увлеченно предаются поискам евреев в правительстве, в экономике, в культуре и в науке!»

Конечно, перепись – дело серьезное. Проблем в связи с ней возникнет порядочно, и я понимаю тех, кто сомневается, не приемлет и даже побаивается. Все они хотят добра евреям – так, как сами это добро себе представляют. Тем не менее я убежден: перепись нам необходима. Прежде всего для того, чтобы знать, сколько евреев живет в каждом городе, чтобы решить, кому и как помочь, где нужно безотлагательно строить синагогу и открывать школу…

На Западе такие вопросы давным-давно исчерпаны: там жизнь каждой еврейской общины во всех деталях отлажена много десятилетий назад. А здесь все только начинается. Пятнадцать лет назад еврейской жизни в нашей стране фактически не было! И двадцать лет назад тоже не было, и пятьдесят, и семьдесят пять… В результате подавляющее большинство евреев полностью лишены всего, что входит в понятие еврейства и составляет его суть: своей религии, своей древней культуры, своего языка. Сейчас каждый год возникают новые общины, строятся общинные центры, синагоги, открываются школы и детские сады. Это бесспорно.  Но чем больше мы делаем, тем отчетливее сознаем, сколько еще предстоит сделать. Наша конечная цель – добиться того, чтобы община сама предложила каждому еврею то, что его еврейство может и должно ему дать. А поскольку мы физически не в состоянии сделать это за день, за неделю, за год, надо установить приоритеты. Но чтобы их установить, следует точно знать, сколько нас и где мы живем. Круг, таким образом, замыкается: без переписи не обойтись.

Разумеется, мы не возьмем за образец ту схему, что существует при государственной переписи населения; мы не собираемся отправлять активистов общины звонить во все двери и спрашивать людей об их национальной принадлежности. Система опроса предлагается прямо противоположная. Люди сами станут приходить в общину и сообщать о далеких предках и ныне живущих родственниках. На основании их рассказов мы постепенно составим генеалогическое древо каждой еврейской семьи. Данные будут занесены в компьютер, и таким образом российские евреи смогут узнать о своих корнях, о пращурах, о потерянных родных, в том числе и о тех, кто когда-то переселился за границу. Итогом нашей работы станет восстановление многовековой традиции «пинкас а-кеила» – родословных общинных книг.  Они существовали некогда в каждой еврейской общине Российской империи.

Разберемся теперь со вторым доводом противников переписи: еврейство,  мол, есть личное дело каждого. Это не совсем так. В Талмуде сказано: «Все евреи в ответе друг за друга». Б-г заключил союз не с каждым из нас, а со всем народом как с нераздельным единством, и мы должны выполнять Его заповеди. Если какой-нибудь еврей заповедей не выполняет – это отнюдь не только его личное дело, это впрямую касается остальных – хуже в конечном счете будет не одному еврею, а всем. На сей счет имеется хасидская притча. Плывет человек на корабле, сидит себе в каюте, а сосед вдруг замечает, что он долбит обшивку возле своей койки. «Прекрати немедленно, корабль потонет!» – кричит сосед, а человек отвечает: «Ты мне не указ. Я за свое место заплатил, что хочу, то на этом месте и делаю!»

Любой из нас сочтет естественным при виде нищего еврея, у которого ни денег, ни дома, ни лекарств, прийти бедняге на помощь – насколько это в его силах. Таков наш человеческий и еврейский долг. Но в той же мере обязаны мы помочь еврею, «бедность» которого, так сказать, духовного свойства, который и ведать не ведает про еврейские традиции, еврейские праздники, а заповеди не выполняет просто потому, что никто никогда не учил его заповедям. Вот для чего нужна «еврейская перепись» – чтобы установить контакт с каждой семьей и сделать так, дабы люди узнали как можно больше о своем народе и его уникальной истории. Чтобы помочь соплеменникам ощутить гордость, оттого что они евреи. Гордость, а не страх, как повелось с незапамятных времен. Это возвышает и укрепляет дух.

Если прибегнуть к сравнению, наша национальная семья сейчас оказалась, в общем-то, в такой же ситуации, что и миллионы семей после Великой Отечественной войны. Скольких людей тогда разметало по стране – эвакуация, поспешное бегство… Да мало ли что еще! А сколько детей пропало без вести! Малыши даже не помнили, кто их отец и мать; иные воспитывались в детских домах, иные стали  приемышами… А настоящие родители долгие годы, порой и десятилетия, искали их повсюду. И какое счастье испытывали, когда находили!

Вот и в нашей еврейской семье так: мы просто не можем теперь не искать близких, когда-то потерянных и по чужой вине лишившихся своего еврейства. Этого требует от нас высший нравственный закон. Если хотите – даже инстинкт кровного родства. Так что заблуждаются полагающие, будто перепись способна разъединить людей. Ее задача именно в том, чтобы вернуть в лоно семьи детей, оставленных на произвол судьбы в ужасные времена. Пусть потом каждый идет своим путем; главное – он будет знать, что не сир, не одинок в этом мире!

Главный раввин России Берл Лазар

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru