[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2004 ТИШРЕЙ 5765 – 10 (150)

 

ТРИ ДНЯ –  ТРИ  СИНАГОГИ

8–10 сентября состоялся визит главного раввина России Берла Лазара на Дальний Восток. Он посетил Владивосток, Хабаровск и Биробиджан – и в каждом из этих городов принял участие в открытии новой синагоги.

Синагога в Хабаровске.

В столице Приморья состоялась встреча Берла Лазара с губернатором Сергеем Дарькиным. В беседе приняли участие вице-губернаторы края, руководители департаментов краевой администрации, а также раввин Приморья Менахем-Мендл Раскин и председатель еврейской общины Владимир Янкелевич. Как известно, в 90-х годах Приморский край «прославился» в России прежде всего избирательными скандалами и беспрецедентно высоким процентом голосования «против всех». Но в последнее время жизнь здесь налаживается, и это позволяет, в частности, существенно расширить возможности еврейской общины. Сергей Дарькин передал главному раввину России пакет документов, регистрирующих право бессрочного безвозмездного пользования общины на историческую синагогу на улице Прапорщика Комарова. Это здание, построенное на деньги местных евреев в начале прошлого века, было реквизировано большевиками 80 лет назад, и до последнего времени в нем помещался магазин местной кондитерской фабрики. В знак благодарности Берл Лазар подарил губернатору большой шофар на подставке, с металлической отделкой и инкрустацией. Затем стороны обсудили перспективу открытия во Владивостоке первой в Приморье еврейской школы – и здесь также было достигнуто полное взаимопонимание.

У хабаровского Вечного огня.

После официальной части визита раввин Лазар ознакомился с новым еврейским общинным центром Владивостока, осмотрел учебный класс, библиотеку и компьютерный центр, где еврейская молодежь постигает премудрости Интернета. Под руководством рабанит Ханы Раскиной в общинном центре была организована кошерная трапеза, после чего главный раввин России ответил на вопросы журналистов местных СМИ.

Затем гости из Москвы посетили здание синагоги – там еще не были убраны витрины и торговое оборудование. Но все выразили надежду, что скоро здесь сможет молиться любой еврей, необходимо только время и средства на реконструкцию синагоги. Первые пожертвования от членов общины уже поступили, на часть собранных денег изготовлена бима.

Вечером в Пушкинском театре Владивостока собрались представители всех еврейских организаций Приморья, гости от традиционных конфессий и представители посольств стран АТР, чтобы присутствовать на концерте в честь праздника возвращения Б-жьего дома. Со сцены театра Берл Лазар сказал: «Я очень рад, что сегодня состоялось возвращение здания синагоги. Мы так долго за это боролись – более 10 лет. Трудно было этого достичь, только чудом можно объяснить то, что сейчас это радостное событие состоялось. Благодаря Б-гу в этот раз без особых усилий с нашей стороны удалось добиться возвращения нашей синагоги, единственной сохранившейся в Приморье за время коммунистического правления».

В хабаровском онкологическом центре.

«Быть евреем – это образ жизни, – подчеркнул главный раввин России, – и теперь синагога войдет в жизнь владивостокских евреев как неотъемлемая часть нашего еврейского образа жизни».

Глава департамента социального развития Приморья Андрей Норин торжественно вручил символический ключ от синагоги Берлу Лазару, а тот, в свою очередь, передал его раввину Раскину. В память о посещении Владивостока главному раввину России был передан подарок от губернатора – картина с видом приморского города. Затем состоялся праздничный концерт, на котором выступили клейзмерский ансамбль «Ноар», знаменитый кантор Борух Финкельштейн, известные артисты Евгений Валевич, Александр Левенбук и др.

На следующий день главного раввина России принял Хабаровск – столица Дальневосточного федерального округа. Утром Берл Лазар и сопровождавшие его лица возложили цветы к подножию мемориального комплекса на площади Славы, отдав дань памяти солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне, защищая человечество от коричневой чумы. Официальную часть визита продолжила встреча с руководством края. Стороны обсудили широкий круг вопросов социального и духовного развития региона, специфические проблемы еврейской общины. Главный раввин России особо отметил благожелательную межнациональную атмосферу на Дальнем Востоке. «Я чувствую себя здесь, как дома», – сказал он. В свою очередь, помпред президента Константин Пуликовский подчеркнул, что власти «обязаны сделать все для сохранения национальных культур нашего многонационального народа – будь то культура еврейская, якутская или любая другая». На востоке России, сказал он, не существует еврейского вопроса, евреи здесь не боятся и не стесняются называть свою национальность.

 

Владивосток. Посещение возвращенной cинагоги.

Центральным моментом визита главного раввина России в Хабаровск также стало открытие синагоги. Здесь дом Б-жий выстроен с нуля – и стал самой большой синагогой Восточной Сибири и одним из красивейших зданий города: стройное высокое сооружение с белым куполом выросло в престижном квартале Хабаровска, на Уссурийском бульваре. Вокруг архитектурного комплекса уложена брусчатка, установлена красивая ограда. Полы синагоги выложены полированным гранитом: на лестницах – серым цвета, в молельном зале – красным. На торжественной церемонии открытия присутствовало все руководство края, а также раввин города и края Яков Снетков, председатель общины Марк Аршинский, глава попечительского совета еврейского культурно-религиозного центра Павел Минакир.

10 сентября главный раввин России в сопровождении Константина Пуликовского прибыл в Биробиджан, столицу Еврейской автономной области. Это был символический визит – он приурочен к началу празднований 70-летия Еврейской автономии в России. И здесь тоже, как и во Владивостоке и Хабаровске, Берл Лазар торжественно открыл новую синагогу – третью за три дня!

С губернатором Владивостока С. Дарькиным.

Перед зданием синагоги и культурно-просветительского центра еврейской религиозной общины «Фрейд» собрались сотни жителей и гостей города. Перед тем как разрезать алую ленту у входа в дом Б-жий, губернатор ЕАО Николай Волков и главный раввин России обратились к публике с кратким приветственным словом. Губернатор напомнил, что решение о строительстве синагоги было принято в ходе предыдущего визита раввина Лазара в Биробиджан, и особо подчеркнул, что здание построено на пожертвования прихожан и взносы еврейских организаций. Такая взаимопомощь, указал Николай Волков, может служить хорошим примером и для других национальных общин России.

В свою очередь, Берл Лазар отметил, что, пожалуй, ни одна страна в мире не гордится так своим еврейством, как Россия: «Мы стали гордиться тем, что мы евреи. Еврей в России уже не чувствует себя человеком второго сорта». Затем он напомнил, что Еврейская автономия была задумана советским режимом как район абсолютного атеизма, – но сейчас, в свободной России, евреи возвращаются к своим корням, к своей богатейшей духовности, высшим проявлением которой служит общение с Б-гом Израиля. «Пусть и с опозданием на семьдесят лет, но Б-жий дом в Биробиджане открылся, – сказал Берл Лазар, – это событие станет этапом в развитии общественной и духовной жизни Еврейской автономной области».

Встреча с губернатором Иркутска Б. Говориным.

Слова раввина Лазара подкрепил главный раввин ЕАО Мордехай Шайнер: «Новая синагога станет не только местом богослужения, но и еврейским культурным центром. В большом, оригинальной архитектуры здании разместятся молельный зал, библиотека, воскресная школа, молодежный клуб и столовая, где будут готовить кошерную пищу».

Главный раввин России и губернатор ЕАО разрезали ленту у входа в синагогу. Затем раввин Лазар прикрепил над входом мезузу. Председатель Совета федерации еврейских общин Дальнего Востока Валерий Гуревич и глава биробиджанской общины «Фрейд» Лев Тойтман вручили памятные подарки большой группе строителей Б-жьего дома. По завершении церемонии открытия Берл Лазар и Николай Волков возложили венки к мемориалу, воздвигнутому в память биробиджанцев, погибших в боях с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.

Новая синагога в Биробиджане.

Дальневосточный визит Главного раввина России по плану должен был завершиться посещением столицы ЕАО. Но 11 сентября Берл Лазар побывал в Иркутске, где встретился с губернатором области Борисом Говориным. Здесь цель визита была также связана с синагогой. В конце июля историческая иркутская синагога, лишь недавно возвращенная еврейской общине и еще не отремонтированная, сгорела в результате короткого замыкания электропроводки. Берл Лазар договорился с губернатором, что она будет воссоздана в первоначальном виде за полтора года. Деревянные перекрытия заменят на кирпичные, кровлю выложат черепицей, а молельный зал, переделанный большевиками 70 лет назад под спортивный, вновь станет двухэтажным. К зданию также пристроят микву и кошерную столовую. Восстановлена будет и библиотека, сгоревшая при пожаре, а основную часть учебников и молитвенников предполагается приобрести в Израиле. С Земли обетованной привезут и главную книгу – рукописную Тору. Зато алтарь синагоги будет изготовлен в Иркутске. Стоимость проекта – 2 млн долларов, основные расходы берет на себя Федерация еврейских общин России.

АЕН

 

 

 

 

Чтоб вам хорошо жилось!

Как вам это известие? Когда  в семье проживающих в областном центре Абдимилатипа Карасатова и его жены Гулзады родился малыш, они не нашли ему иного имени, кроме как  – Биробиджан. Единственный за 70 лет ребенок с таким именем в Еврейской автономной области. Длинновато имя, правда, но не длиннее, чем Абдимилатип... Скажите, если бы вам не нравился город и его название, разве назвали бы так свое чадо? Я думаю, они настоящие патриоты Биробиджана, эти супруги, раз поступили так в годовщину создания области – тем более что к юбилею ЕАО здесь почему-то не родился Исаак Рабинович.

Памятника Рабиновичу в Биробиджане нет. Зато в городе есть памятник великому еврейскому писателю Шолом-Алейхему, который, правда, в Биробиджане не был по одной простой причине: умер задолго до создания еврейской автономии. Но разве это мешает горожанам считать его своим писателем и цитировать? Нет. К тому же Шолом-Алейхем, если разобраться, и был настоящим Рабиновичем  – по паспорту.

 

Праздника могло не быть

Памятник ему открывали про большом стечении народа, а потом вся эта людская масса плавно перемещалась с одной праздничной площадки на другую: то в синагогу, то к набережной, то к филармонии  – вместе со мной... На вокзале зажурчал фонтан с еврейской менорой и памятник первостроителям Биробиджана  – это в память о временах, когда в 1934 году на станцию Тихонькая прибыли первые искатели счастья. А у филармонии в считанные месяцы была возведена Театральная площадь  – почти как в Москве, только, извините, лучше. И тоже кстати, с фонтаном.

В гостинице я обнаружила шампунь в фирменной упаковке "Биробиджан" и разные щетки-расчески, как положено приличному отелю. К юбилею области главный раввин России Берл Лазар открыл здесь новую синагогу, где будет молельный зал, библиотека, воскресная школа, благотворительная столовая с кошерной пищей. Специальным рейсом из Израиля на праздник привезли бывших соотечественников. Я видела, точно видела в их глазах слезы. Только из Китая, с которым у области протяженная граница, прибыло целых пять делегаций!

Брожу я по городу Биробиджану в этой людской массе, с блуждающей улыбкой. И чему, спрашивается, улыбаюсь? И чему улыбаются идущие мне навстречу? Оказывается, мы забыли, когда это делали в последний раз. Устали жить в напряжении, ожидая беды. Всю неделю накануне говорили о террористах. Власти даже подумывали отменить празднества, к которым готовились целый год, ведь многие гости не смогли приехать. Горе в России большое, очень большое. И биробиджанцы, разделяя его, послали в Беслан свою лепту. Но, скажите, разве не бывает так, что люди плачут и смеются одновременно, тем более если эти люди  – из Еврейской области?

 

О прозе и шариках

Денег на фонтаны и развлечения биробиджанцам никто не насыпал. Поднатужились сами, помогли коммерсанты. Полпред президента в Дальневосточном округе Константин Пуликовский, замечено, очень любит посещать Биробиджан. Даже в отпуске. Что его туда тянет? Во-первых, здесь не жалуются и ничего у полпреда не просят. А это уже приятно.

Во-вторых, Пуликовский считает ЕАО одним из самых динамично развивающихся дальневосточных субъектов. К примеру, губернатор Николай Волков пообещал жителям области, что к 2005 году валовый региональный продукт вырастет более чем в полтора раза. Охотно верю: темпы роста инвестиций в экономику области растут как на дрожжах. И это при том, что еще несколько лет назад единственная дымящая труба в городе указывала лишь на работу ТЭЦ.

Последние пять лет экономика области работает устойчиво, хотя не так давно для властей было проблемой выплатить зарплату и социальные пособия. Сейчас бюджет отдает их день в день. ЕАО  – одна из немногих территорий, где не слышат о кризисах с теплом, хотя климат такой же, как везде, суровый, и перед энергетиками долгов у города нет.

В области выпускают стройматериалы, минеральную воду, трикотаж, собирают пылесосы, скоро начнут выпускать стиральные машины и телевизоры. Резко выросли объемы строительства и прирастает объемами агропромышленный комплекс. Жилья за год – удвоили. На днях запустили в эксплуатацию телефонную станцию на десять тысяч номеров в Биробиджане и оптико-волоконную линию связи с селом Ленинское. В этом селе население за последний год увеличилось на тысячу человек: народ стал подтягиваться назад. А разве заставишь человека ехать туда, где ему будет плохо? Люди видят, что здесь открыли несколько производств, весьма перспективных, и образовалось сразу две тысячи вакансий.

В Биробиджане есть что-то от социализма есть в городе: здесь сохранили Дворец пионеров, не превратив его в торговый дом, и музеи работают, и библиотеки (их в области 96). Торжественное собрание приветствовали, как в 60-х годах, дети в черно-белом с шариками.

Зато здесь билет в автобусе стоит всего пять рублей, а не десять. И взгляд у людей не затравленный, внутрь себя, как в больших городах, а  – наружу  – мол, ты кто? Как твои дела? У биробиджанцев нет столичных амбиций, хотя их город и столица ЕАО. Их городок не избалован высокими фигурами. Поэтому для них любые фигуры заметны. Неудивительно, что мэр знает в лицо половину горожан.

 

Об искателях счастья

Итак, встретила нас на вокзале отлитая в металле повозка с первопоселенцами и нехитрым скарбом. Посади меня сейчас в одноконную повозку и отправь искать лучшей жизни, я бы спросила: а есть там телефон? А душ? А интернет? Чтобы сорваться из Украины на Дальний Восток с его болотами и комарами, надо быть или очень бедным, или очень предприимчивым. Земля тут трудная, условий  – никаких. В тридцатых годах собирали по всей Стране Советов трудолюбивую голытьбу, для которой земля приамурская должна была быть если не раем на земле, то хотя бы родиной, местом компактного проживания, чтобы борцы за права евреев замолчали. Кто-то ехал за несбыточным счастьем, кто-то  – чтобы увезти мужа на край света от допекающих кокеток, кто-то действительно хотел найти землю обетованную. А где, спрашивается, советской власти создавать еврейскую автономию, чтоб империалисты закрыли рот? Лучшие земли были разобраны, оставался дикий и топкий дальневосточный край, на который никто не заявлял претензий. Так что спешили.

Михаил Котляр – один из таких искателей счастья. Сын кузнеца и домохозяйки из Винницкой губернии, он ехал сюда целый месяц – в 1932 году на товарном поезде. А что встретил вместо земли обетованной? Три фонаря да тучи комаров. Собственную квартиру в Биробиджане он получил лишь спустя 14 лет после победы. Таких, как он, в городе осталось уже немного. В Биробиджане первостроители и ветераны  – почти как аксакалы на Кавказе, пользуются особыми почестями. Например, мэр города Винников здоровается с ними всегда первый – за руку.

Лев Тойтман, возглавляющий биробиджанскую еврейскую общину «Фрейд», получил на юбилее области из рук полпреда Пуликовского именные часы. Часы хорошие, но счастье для Тойтмана не в этом. Он счастлив и незаменим у себя во «Фрейде»: там у него и свой сайт в Интернете, и связь с международной организацией Джойнт, и благотворительные дела для горожан. В его общине действует несколько объединений: узников гетто, инвалидов и участников войны, инвалидов по зрению. Есть и клубы по интересам: интеллигенции, молодежный, недавно созданный клуб любителей еврейской кухни. Будет класс изучения Торы. Лев Григорьевич невероятно радуется тому, что в городе наконец есть своя синагога. И ничего, что он появилась с опозданием на 70 лет.

– Спрашивать, для чего нам нужен дом молитвы, по-моему, все равно, что спросить: «А для чего еврею вообще надо быть евреем?» Биробиджанская диаспора и без того немало утратила.

Ефим Кудиш – тоже один из еврейских аксакалов. Он же – «нештатный областной архив», все про историю, географию, литературу области вам расскажет.

Извините, еврейский вопрос

– Скажите, сколько в Биробиджане евреев?

– А вам скока нада?

Так отвечают некоторым занудам, которые на протяжении десятков лет пытаются выяснить удельный вес титульной нации в области. В самом Биробиджане живут около 80 тысяч жителей, в области – 189 тысяч. Но не спрашивайте, сколько из них евреев. Одни говорят, два процента, другие – четыре, а некоторые вообще: каждый четвертый!

По-моему, каждый четвертый – это гражданин КНР. Китайцы здесь торгуют, работают на полях, строят, немало их в сельских районах. Их с русскими не спутаешь. Остальных – с трудом. В маленьком городе, где давно переженились русские, евреи и украинцы, поди разберись, кто есть кто. Итоги исторического эксперимента и особенности уникальной автономии на Дальнем Востоке с интересом изучают регулярно приезжающие в область западные журналисты. Ведь Еврейская автономная область пережила и борьбу с космополитами, и разгром еврейской культуры. В области есть своя культура – яркая, пышная и очень трудолюбивая.

Фестивали в Биробиджане – это суперкласс, знающие люди подтвердят. Такие фестивали может организовывать только один специалист – Татьяна Кадинская, она же местный радиодиктор. Услышишь в эфире: «Здравствуйте, дорогие биробиджанцы!» – и можно плакать от нежности. Камерный еврейский музыкальный театр, потрясший спектаклями весь мир, родом из Биробиджана. А в сентябрьские дни артисты работали прямо на улицах: «Мазлтов», «Иланот», «Адекс», казачий и русский народный хоры, оркестры, ансамбли... Казацкие и еврейские пляски вперемешку. И кто сказал, что еврей с казаком живут как кошка с собакой?

Недавно мэр города Александр Винников посетил израильский город-побратим Нацрат и был там дорогим гостем, потому что биробиджанская диаспора в Нацрате – более трех с половиной тысяч человек. Живут они там, на российский взгляд, припеваючи, особенно пенсионеры. Но не знают, куда деть свою ностальгию. Ведь их семьи разделились, часть осталась в России. Годы реформ отразились на миграции: люди рвались из Биробиджана любой ценой. А вслед за евреями, спешно исправляя документы и вступая в фиктивные браки, рвались русские и украинцы, татары и белорусы. За полгода из Израиля вернулось вдвое больше семей, чем уехало.

– Им не хватает российского воздуха, домашности, потому что Биробиджан – город уникальный, «город одной семьи», здесь все друг за друга, – поясняет Александр Аронович.

В эти дни тележурналисты из Би-Би-Си встречаются со старожилами: их интересует современная еврейская жизнь и образование, межнациональные отношения, причины эмиграции российских евреев в Израиль, и еще более – причины, заставившие их вернуться на родину.

– Здесь каждый русский – немножечко еврей, – говорят мне биробиджанцы, которые умеют готовить рыбу фиш и танцевать «семь сорок». Им просто нравится жить автономно – область вроде и Россия, но какая-то особенная, теплая, домашняя.

Это при том, что основное население живет в области небогато: средняя зарплата немногим более шести тысяч. И дачи здесь держат не столько для отдыха, сколько для пропитания, как мои знакомые биробиджанские интеллигенты, кстати, известные работники культуры. Приличная, устраивающая по всем параметрам работа есть пока далеко не у всех, особенно в селах, где стало невыгодно выращивать овощи из-за большой конкуренции с китайскими. Не избалованы в области и визитами ярких звезд и больших политиков, отсюда – большая любовь к собственным.

И все же статистика неумолимо показывает, что представители титульной нации опять возвращаются в Биробиджан и в этом году их, в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке, вернулось еще больше.

Ведь уровень жизни меряют не только по материальной шкале, но и по духовной. Сейчас Еврейская автономная область пусть не земля обетованная, но воистину уникальная территория, где даже на бытовом уровне не спорят и не выясняют, чей нос длиннее и «кто продал Россию». А раввин Мордехай Шайнер, проживший в области два года, как-то заметил: «Если бы отношения между народами были такими, как в Биробиджане,  – мир был бы иным...»

Ирина Степура,

«Российская газета»

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru