[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2004 НИСАН 5764 – 4 (144)

 

Один день и всЯ жизнь

Заслуженный деятель искусств России  известный режиссер Григорий Кантор – не просто один из активнейших участников еврейской культурной жизни российской столицы, но и ее неутомимый организатор. Впрочем, Кантор еще и замечательный поэт. В предисловии к сборнику его стихов «Геометрия звука» Юнна Мориц писала: «Драматургия, музыка, сценическая живопись, мир и язык театра… стали для поэта живой, благодатной почвой, сквозь которую пробилось его самобытное, свежее зрение и слово».

Но сегодня речь о другом…

 

 

– Григорий, в семидесятые годы вы поставили спектакль на идише, имевший большой успех у зрителей и высоко оцененный российской и зарубежной прессой...

– Вот как раз о нем-то и вспоминали недавно на вечере в МЕОЦ, посвященном прекрасной актрисе ГОСЕТа Марии Котляровой, презентовавшей свою книгу воспоминаний «Плечо Михоэлса». Она – человек высоконравственный, немало сделавший для развития театра на языке идиш, ее любят и ценят многие. Об этом говорили на встрече Марк Розовский, Жанна Дозорцева, Римма Быкова…

Свой вечер Мария Ефимовна начала с теплых воспоминаний о моем спектакле «Три изюминки» по Шолом-Алейхему в Московском еврейском драматическом ансамбле. Там я встретился и работал с актерами, выпестованными Михоэлсом, в том числе с легендарным Зиновием Каминским. Оформляли этот еврейский спектакль мои друзья – дочь и зять большого русского поэта, главного редактора легендарного тогда журнала «Новый мир» Александра Твардовского, Володя Макушенко и Оля Твардовская, успешно работавшие потом с Марком Захаровым в «Ленкоме». Наш спектакль получил за свое оформление первое место в РСФСР – это в семидесятые-то годы!

Творческая встреча с продюсером, президентом группы компаний «Кинотавр» Марком Рудинштейном.

 

– Вечера цикла «Знаменитые евреи России», организатором и ведущим которых вы являетесь, всегда проходят в Московском еврейском общинном центре при переполненных залах. Чем вызван такой интерес к ним?

– Обычно я приглашаю на встречи своих добрых знакомых – популярных деятелей искусства, литературы, спорта, внесших большой вклад в развитие российской культуры. Их знают и любят россияне. Об их жизни и творчестве известно почти все – но именно почти… Поворот темы, отраженный в названии цикла – «Знаменитые евреи России»,  – делает драматургию каждого из вечеров по-своему уникальной, а рассказы героев встреч бывают подчас просто сенсационными.

– Какая из встреч запомнилась вам больше всего?

– За прошедшее время в клубе выступили Иосиф Кобзон, Элина Быстрицкая, Владимир Этуш, Александр Ширвиндт, Аркадий Вайнер, Оскар Фельцман, Яков Костюковский, Александр Журбин, Алла Гербер, Лев Новоженов, Матвей Ганапольский, Аркадий Арканов, Лариса Рубальская, Аркадий Инин, Марк Рудинштейн, Григорий Натансон, Павел Чухрай, Виталий Вульф, Юлий Гусман, Борис Грачевский, Эммануил Виторган, Иосиф Райхельгауз, Александр Митта, Леонид Жуховицкий, Александр Гомельский и еще многие знаменитости. И каждая из встреч была по-своему интересна и неповторима…

Встреча с Эфраимом Севелой.

 

– Признайтесь, много ли времени вам приходится тратить на подготовку к вечерам, на которых вы так ярко и содержательно выступаете в роли ведущего?

– Мне часто задают этот вопрос. Я отвечаю: ведущему нужно готовиться за день до начала встречи… и всю жизнь. Если у тебя есть опыт и, главное, достаточный уровень образования и культуры, ты всегда будешь «в материале». Если нет – будет видно твое «донышко».

Вечер, посвященный Оскару Фельцману.

 

– На встречах в МЕОЦе случалось что-нибудь неожиданное?

– Творческие встречи – это не концерты. Это скорее импровизационные ток-шоу, на которых герои доверительно разговаривают со зрителями, отвечают на их весьма компетентные, а подчас и очень трудные вопросы. Однажды у нас была встреча с Иосифом Кобзоном, имевшая оглушительный успех. Он сразу же согласился прийти, а я предупредил его: «Иосиф, ты можешь не петь, а только рассказывать и отвечать на вопросы – это главное для людей». В МЕОЦ собралось около полутора тысяч человек, встречу открыл главный раввин России Берл Лазар. Иосиф Давидович замечательно рассказывал и искренне отвечал на все вопросы, но потом сказал: «Если я певец, я не могу встречаться с вами и не петь». Этот незапланированный сольный концерт еврейской песни запомнился всем надолго.

 

– В конце прошлого года вы в качестве главного режиссера руководили постановкой грандиозных гала-концертов Международного конкурса и Фестиваля искусств «Золотая Ханукия», проводившихся Всемирным конгрессом русскоязычного еврейства в Берлине и Дюссельдорфе. Каковы ваши впечатления?

– В конкурсе и в заключительных мероприятиях фестиваля в Германии участвовали исполнители из разных стран и разных континентов. Все они – выходцы из России или из стран бывшего СССР. Международное жюри под председательством народного артиста СССР профессора Иосифа Кобзона выбрало лучших из лучших в разных жанрах. Но только лауреаты, удостоенные I премии за высокое мастерство, приняли участие в триумфальных гала-концертах еврейского искусства с участием всенародных любимцев – Иосифа Кобзона, Клары Новиковой, Тамары Гвердцители, Льва Новоженова.

На сцене МЕОЦ – Александр Розенбаум.

 

– Что для вас означает еврейская культура?

– В ней есть что-то щемящее, трагическое и возвышенное. Часто ее герой – маленький человек, неутомимый оптимист, с душой и неукротимой энергией делающий свое дело. И это творческое начало – важнейший элемент еврейской ментальности, во все времена позволяющий добиваться наиболее положительных результатов при самых отрицательных сопутствующих обстоятельствах.

Беседовала А. Баскакова

 

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru