[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2004 АДАР 5764 – 3 (143)

 

СНЕГ

Симон Джекобсон

Нельзя судить о внутренней сути лишь по внешнему виду. Так, например, что скрывается за мириадами очаровательных снежинок, тихо слетающих с неба на землю? Откуда берутся эти белые ангелы? Может быть, это само небо говорит с нами?

Мистицизм объясняет, что все в материальной Вселенной имеет свою духовную параллель. Подобно тому, как слеза – внешнее проявление эмоций человека, а гнев – выражение его энергии, не нашедшей выхода, так и физические явления по существу проистекают из духовной реальности. И они в то же время служат ее проявлением.

Таким образом, снег – это канал энергии, это Б-жественный глас, обращающийся к нам через визуальный образ для того, чтобы мы могли воспринять его всеми пятью чувствами.

Метеоролог может рассматривать снег  как результат смены давления и уровня осадков. Физик признает в снеге субатомные частицы, которые и создают его. Но мистик усматривает в снеге проявление космической энергии  и считает, что он освящает грани нашей души.

Рассмотрим, что же такое духовная суть снега?

Вода во всех своих формах есть символ знания. Вода, падающая сверху вниз, олицетворяет передачу знаний, это – поток информации, от учителя к ученику. На космическом уровне вода принимает формы дождя и снега. И дождь, и снег отражают различные пути, по которым из высокой – духовной – сферы течет к нам Б-жественная энергия. Таким образом вода, текущая вниз, – это символ того, как Г-сподь передает нам Свою энергию. Это – канал, где взаимодействуют наше материальное существование и Б-г.

Цель существования – установить единство между Б-гом и человеком. Установить, чтобы мы в своем ограниченном материальном бытии могли вступить в доверительные и равноправные отношения с Б-гом. И тем самым – смогли бы стать едины с Ним. Для достижения этой цели нельзя поступаться ни Б-жественным, ни человеческим. Если бы подобное единство было достигнуто на условиях, продиктованных Б-гом, тогда оно аннулировало бы самобытность человека, зачеркнув его существование как личности. Можем ли мы, то есть наши «эго», с нашими тщеславными стремлениями и нуждами, сосуществовать в единении с Б-гом? С Тем, Кто бесконечен, безграничен и не поддается определению?

С другой стороны, единение с Всемогущим, осуществленное на наших – материальных, конечных – условиях, было бы ущербным для Б-га. Потому что тогда Ему пришлось бы ограничить Себя нашими возможностями, ограничить Себя нашим существованием.

Если бы вода – Б-жественная премудрость – текла постоянно, тогда она неминуемо затопила бы и уничтожила все вокруг, не позволяя существовать никому и ничему, кроме нее самой. Поэтому вода и течет более или менее размеренно и каким-то удивительным образом рассредоточивается повсюду. Порой вода течет в виде дождя, порой замерзает и превращается в другую субстанцию – в снег, град или в нечто среднее вроде снега с дождем. Но стоит лишь вдуматься, и мы осознаем: все это – метафоры, рисующие, как наш Учитель следит за потоком воды и какими средствами  преобразует знание в такие формы, которые Его ученики в состоянии усвоить.

Дождь – это форма передачи воды, более всего отвечающая условиям Б-га. Дождь падает каплями, символизируя какой-то уровень сжатия материи. Дождь, однако, падает непрестанно, как поток информации, сохраняя при этом текучесть и быстро впитываясь в почву.

Лед, наоборот, – передача информации, больше отвечающая условиям получателя. В виде льда информация прибрела компактную форму, дабы ученик смог быстрее вобрать ее и освоить. Вода перестала литься потоком и приобрела форму льда, твердого тела. Для чего? Дабы ученик не был ошеломлен непрестанным потоком новых идей и успевал их усвоить.

Снег – промежуточная стадия между жидкой водой и твердым льдом. Чтобы глубоко и всесторонне оценить духовные аспекты этого процесса, необходимо детальнее ознакомиться со свойствами снега. Для формирования снежинки требуются, по меньшей мере, три компонента. Во-первых, необходим холодный воздух, это ясно. Во-вторых, нужен пар, то есть мельчайшие капельки воды в воздухе. И, наконец, в-третьих, в этом паре необходимо наличие ядра. Ядро, в свою очередь, состоит из пылевых осколков – минералов или других находящихся в воздухе микроскопических частиц. Снежинка образуется в тот момент, когда вода обволакивает эти микроскопические частицы, и при этом холодный воздух превращает ее в кристаллы льда. Таким образом, снег, а значит, каждая из составляющих его массу снежинок, состоит из двух компонентов – из воды и земли.

Земля – материальный мир, не знающий Б-га. Вода – познание Б-га, это – Б-жественная энергия, передаваемая нам без каких-либо «контейнеров-емкостей».

Таким образом, именно снег, будучи наполовину небесным, а наполовину земным телом, является идеальным посредником между этими двумя мирами.

Снег состоит из отдельных снежинок, каждая из которых представляет собой фактически независимое целое. Каждая из снежинок состоит примерно из сотни ледяных кристаллов. Снежинки подчас слипаются друг с другом, но в то же время они вовсе не существуют как что-то единое. Хотя при этом снег и состоит из капелек, и когда каждая капля соединяется с другой, лишь тогда они в массе становятся единой водой.

Каким же представляется символический смысл этого явления в потоке передачи и усвоения знания?

Когда учитель должен достучаться до своего ученика, который находится на низком уровне знаний и понимания, он не может допустить, чтобы вода информации текла свободно, бесконтрольно. Приходится облекать ее в метафоры, поток знаний приходится выдавать строго отмеренными дозами. А для того чтобы ученик понял новую концепцию, учитель отталкивается от какого-то отправного пункта, ссылается на то, что ученику уже известно. Поэтому учитель нередко использует примеры, анекдоты, разные истории и аналогии.

Снежинки подобным же образом иллюстрируют необходимость сообщать ученику знания постепенно, шаг за шагом, излагая их доступным языком. Снег падает тихо, мягко, наглядно показывая нам, как следует вести себя не только при обучении других, но и воспитывая самого себя. Ясно: так снег учит нас, что учитель должен быть мягким, дружелюбным, понимаю-щим.

Если мы станем обучать с помощью кувалды, – то есть будем обрушивать на ученика непрекращающийся поток знаний,  что выйдет из того? Поток этот попросту затопит потенциальный урожай понимания, усвоения – и уничтожит его...

Даже если идет проливной дождь, наука говорит нам, что в небесах – на более высоком уровне, – возможно, все начиналось со снежинок. Итак, снежинки – это символ первого, мягкого шага в деле обучения.

...В ком не вызывала благоговения красота города, сельского пейзажа после снегопада? Белизна и нежность тихого снегопада привлекают нас неизменно. Мы радуемся чистоте снега, когда, просыпаясь утром, видим, что улицы, укрыты белым одеялом. Снег уравнивает всё. Все дома – от убогих хижин до роскошных дворцов, все автомобили – от шикарных «лексусов» до рабочих лошадок-«хонд» – всё под снежным покровом! Снег способен скрыть нечистоту, нередкую в жизни, и призван напоминать нам о нашей внутренней чистоте.

Итак, снег – это небеса, беседующие с нами, радующие наши души своей чистотой, говорящие с нами тихо и неспешно, чтобы они были понятынами. Снег – промежуточная стадия между небесами и землей. Мокрый снег – промежуточная стадия между снегом и льдом.

Лед же намного ближе к земле.

Все явления природы – будь то дождь, снег, лед, изморозь или град, – воспринимаются нами, как имеющие определенный смысл. Воспринимаются как дающие нам урок.

В конечном счете, снег должен растаять и превратиться в воду. Но если снега слишком много, если он мешает уличному движению, если замело дороги к нашему дому, тогда мы хотим, чтобы снег поскорее растаял.

Вот и в процессе обучения есть подобное: в учебе обязательно следует делать перерывы. Они просто необходимы, чтобы ученик смог усвоить урок.

...Вода на холоде должна замерзнуть, затвердеть, став льдом. Однако же – рано или поздно! – потеплеет, а тогда лед должен растаять и опять превратиться в воду. Дабы, сделавшись частью нашего организма, вода и далее способствовала его росту и развитию.

 

***

Идея метода обучения с помощью использования метафор может быть выражена посредством раскрытия цифрового «секрета» снега.

Гематрия – числовой эквивалент суммы всех букв, составляющих какое-либо слово. Так вот, гематрия слова «снег» (на иврите «шелег»), выражается числом 333 (шин = 300, ламед = 30, гимел = 3).

В кабале сказано, что «шелег» – гематрия трижды взятой буквы алеф. Буква алеф означает число 111 (алеф, ламед и фей = 1 + 30 + 80 = 111). Итак, трижды по 111 равняется 333, а это и есть гематрическое значение слова «шелег» – снег.

В чем же кроется глубинное значение этого факта? Мудрый царь Шломо использовал три тысячи метафор. Число 3000 в буквенном выражении, – это три алефа, так как буква алеф также применима и к слову «элеф» – «1000». Выходит, алеф одновременно равен также и одной тысяче, и это следует тоже обязательно учитывать в гематрии снега. Итак, цифровое значение снега сопряжено еще и с концепцией трех тысяч метафор.

Какова же связь между тем и другим? Шелег (снег) – это концепция самой метафоры. Духовное измерение снега и его призвание – служить посредником между Б-жественной энергией и Вселенной. Снег – концепция передачи знания с помощью метафор.

Космическое значение снега следующее: оно призвано помочь нам понять тот процесс, с помощью которого Б-г создал Вселенную. Ибо Б-г не мог допустить, чтобы духовность и Б-жественность текли вниз безостановочно и размыли бы границы всего существующего. Б-гу необходимо было сдержать поток. Он и сделал это, а каким образом – отражено в таком явлении, как снег.

Мистический же смысл существования снега – в его двояком качестве: небо встречается с землей, вода – с сушей.

...Когда в следующий раз вы посмотрите на снежинки – эти мягкие создания Всемогущего, падающие с неба и принимающие землю в свои белые объятия, – вспомните о том, что вы являетесь свидетелем поцелуя.

Это – поцелуй двух начал: Б-жественного и земного.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru