[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2004 АДАР 5764 – 3 (143)

 

Поэма об умении плавать

 

Глава первая

Меня учили плавать следующим образом:

 

1

Капитан-лейтенант Шефтелевич (теперь-то известно: Sabthai – «рожденный в субботу»), каплей Шефтелевич, тогдашний жених моей тетки, взял надувную понтонную лодку и выгреб на середину реки.

Я сидел на резиновом круглом боку, удивляясь его жесткости. Мне чудилось – воздух должен быть мягким. Отсюда, естественно, вытекает: я ничего не знал о давлении.

– Встать! – приказал каплей.

И я встал, болтая руками, что не давали мне распрямиться.

– Смирно! – сказал каплей.

Мои ненадежные плечи, что не управляли руками, расправиться не могли. И шея – продолжение позвоночника – не подпирала голову. Я стоял, точно лошадь, чья морда уткнулась в торбу с овсом. Моя голова упала в реку, и страх хрустел мною, как лошадь – своею кормежкой..

– На старт! – приказал каплей.

Что означало: я должен взобраться на круглый и жесткий бок, где прежде сидел. Теперь надлежало стоять.

Взобрался...

Каплей бросил весла.

Солнце расчертило реку, как страницу в тетради, пунктиром, и каждая черточка – зеркало, чтоб солнцу смотреться... Десантная черная лодка качалась и мокла в воде, будто ржаная баранка.

Резиновый бок, придавленный моими ступнями, толкал меня кверху. Каплей, как жених, сидел в полной парадной форме: сапоги, китель, фуражка, кортик. Под солнцем, на широкой груди, плавились-расплавлялись боевые награды, заслуженные в боях и походах.

– Марш! – приказал каплей.

И я подумал, как будто не был десятилетним мальчиком: почему (я подумал) именно мне тут стоять, источая пятками липкий страх, дабы приклеиться к лодке желательно намертво?

А каплей Шефтелевич, мой будущий дядюшка, сидел женихом в полной парадной форме – не в длинных зеленых трусах, как прежние четырнадцать раз...

 

Но почему не другой?

– думал я. –

Пускай бы другой!

Ему бы стоять,

а не мне!

 

...вдруг прыгнул и стал тонуть. В пятнадцатый раз – тонуть. И вытащен был каплеем, награды которого блестели – умытые – и клацали друг об друга с металлическим звяком, словно отряхиваясь...

Но вытер он только кортик.

И медленно-медленно, как облако в небе, качался на волнах платок с алым пятном губной тетушкиной помады.

Я плавать не научился.

 

2

Воспитатель Велвл (он же – Володя) усадил нас на землю, на возвышенный каменный кряж, в северных наших широтах именуемый «кенда», велел опереться руками, ноги поднять.

– Тяни носок! – командовал он, как в стародавнем кино.

Мы тянули, попеременно пинаясь, вдавливая колени. На счет «раз» – левой, на счет «два» – правой...

Этим серьезным делом – избиением воздуха с помощью ног – мы занимались над самой водой.

С противоположной низины, на местном наречье – с «урёмы» или, пускай, с «урмана», заросшего мелколесьем, – оттуда, мне кажется, тамошний птичий люд воспринимал нас большими пернатыми, галдящими на краю и пробно крутящими крыльями перед полетом.

Что?.. Почему невозможно?

Раз человек посредством верхних и нижних конечностей одолел стихию воды, – отчего же ему не летать?

Есть пароходы и дизель-электроходы, и атомные подлодки, и суда на воздушной подушке типа «ракета». Но есть «брасс» и «кроль», и «спина», и «дельфин». Есть самолеты и вертолеты, и древний воздушный шар с дирижаблем и дельтапланом...

Но найдено будет нечто: простое движение мышц – и человек воспарит: «брассом» и «кролем», «дельфином» и на спине. А девушки непременно будут порхать «баттерфляем» в воздушном том океане.

Воспитатель Велвл (он же – Володя), за пазухой у которого болталась книжка-картинка «Как научиться плавать», командовал с суши почти что стихами:

 

В воду по пояс войди,

рот посильней отворяй

и вдыхай!

Голову окунай,

рот растворяй,

выдыхай!

 

Мы пускали пузыри, как утопленники. Вода разъедала нам ноздри, как щелочь. Фыркали, как лошади. Мотали головой, как телята.

– Усложним упражнение! – командовал Велвл-Володя. – При вдохе и выдохе будем работать руками! – И показывал на суше, как надо.

Книжка под майкой мешала ему, била по пузу, но делал он хорошо.

И вот, дабы проучить упрямую реку, мы изо всех сил колотим ее. Кулаками в скулу. Ладонями по мордасам. Пальцами острыми тычем, ногтями карябаем... Чтоб стало ей больно. И чтоб удержала нас.

Брызги... ни зги... колотим, молотим...

Если бы тут случился (на идише) балабос, то бишь по-русски – хозяин, нынешний хваткий фермер иль головастый глава ОАО (прежний колхоз «Красный лапоть»), он бы, конечно, использовал даровую энергию. И мельницей наших рук зерна намолол бы триста пудов. А может, и тысячу. И воду, нагретую нами, отвел в парники...

Да не было там балабоса! То бишь хозяина... Впустую мы дрались с рекой. Руками, а после – ногами. И даже макушкой.

Я плавать не научился.

 

3

Девочка Ева в резиновой розовой шапочке кувыркалась и брызгалась, изображая фонтан.

– Иди же, Адам, иди... я вот... догоняй!

Яркие губы, отмытые ярче розовой шапочки, изгибались под углом любви. Длинные робкие руки, обретшие смелость в воде оттого, что ее подчинили, Адама (меня) увлекали. Ева-русалка, она опускалась на дно и, присевши (как я теперь понимаю), делала резкий толчок. Выскакивала по пояс. Вода ниспадала, как платье, стеклянно шумящее.

– Ну же, Адам, иди! – так трепетали    губы и шея, и грудь.

Однако Адам (я) ничего не видел, не слышал...

– Да, – канючил, – сама зовешь, а сама утопишь!

       И не научился плавать.

 

Глава вторая

Я научился плавать следующим образом:

 

В озеро, именуемое «старица» поутру забрел. Никого не было. Умевшие плавать плескались в реке, чистой,  холодной,  с  твердым  песком. А  я – здесь.  Один.  Слышал  счастливые голоса с утренней дрожью и свежестью.

Раздевался, входил в воду, покинутую рекой, наверное, в мезозойский период. Тут не ступала нога человека. Никто не ходил сюда, как не ходят к старухе, когда есть молодая.

Однако же опытом негоже пренебрегать. Мне пригодилась моя «старица», которая так соскучилась в одиночестве, что долго не отпускала меня прощаясь. Ноги, черные до колен, омывал я в реке, что относилась ко мне как к существу низшего разряда. Будто я был пресноводный карась, нахально заплывший в Средиземное море.

...Передвигался прыжками по дряблому дну моей «старицы».

Оттолкнулся.

В тухлом повис

кипятке.

Снова встаю.

Толчок.

Полсекунды

борьбы со стихией.

Опять остановка.

Толчок...

 

Продолжите сами.

Вода не текла в моем водоеме – время текло. Месяц прошел сквозь меня в болотном протухшем пруду, и я научился плавать.

 

Глава третья

Сформулируем краткие выводы:

 

Если бы некто Адам умел мыслить не ретро-, а перспективно, он мог бы уже тогда будущее прозреть.

1

Адама бросают в воду, предварительно оповестив: спасенья не будет.

Инстинкт, пробудись! Сработай автоматически, возьми на себя ответственность и выручи человека.

 

Однако Адам

тонет.

Где же ты,

спрашиваем,

инстинкт

самосохраненья?

 

2

Адаму талдычат: плыви, не потонешь! Будет вразрез с наукой, чтобы тебе потонуть. Ты, вытесняя воду, уменьшаешь вес своего тела. Это закон Архимеда, архимудрого древнего грека.

 

Однако Адам

тонет.

Где же ты,

спрашиваем,

светлая голова

и архимедов

рычаг?

 

3

Адама манят: забудь и забудься! Сделай шаг к наслаждению, к счастью. Вот оно! Машет тебе голой веселой рукой.

Ну же, Адам, иди! Поднимись, окунись, испытай!

 

Однако Адам

тонет.

Где же ты,

спрашиваем,

отвага любви,

отчаянье

страсти?

 

4

И наконец, Адам забирается в

 лужу. Героизма ни на полушку. И доводы разума ни к чему. А счастье, вы знаете, в лужах не водится.

Однако Адам забирается в лужу.

 

Потому что не в силах

общепринятым методом

овладеть умением

плавать.

Свой способ

изобретает.

В луже.

 

5

Я мог бы тогда понять, в то детское время, – если бы, повторяю, мыслил перспективно, то есть был бы Адамом, мыслящим человеком, – я мог бы уразуметь, как на земле проживу.

 

Я проживу так,

как научил

ся

плавать.

Быть может,

и в луже.

Но сам.

Свой способ

изобретя.

Ни от кого

не завися.

 

А я по натуре

ласковый,

мордой хочу

тереться...

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru