[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

 

ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Владимир Бурсановский

 

 

Исраэль-Меир га-Коэн.

ОТЕКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

М : Мосты культуры ;

Иерусалим : Гешарим, 2003. — 288 с.

 

В книгу, о которой пойдет речь, включены около 100 притч, собранных из более чем 20 трудов, составляющих основу творческого наследия автора – выдающегося еврейского религиозного мыслителя, имя которого широко известно на Западе, но, по понятным  причинам, пока мало знакомо российскому читателю.

Предисловие к книге, написанное одним из ее составителей с израильской стороны, Менахемом Ягломом, знакомит читателя с биографией р. Исроэла-Меира и дает представление о масштабе личности праведника.

Родившийся в 1838, а по другим данным в 1839 году в белорусско-литовском местечке Дятлово, которое евреи, имевшие страсть придавать географическим названиям некий комический оттенок (вспомним Шолом-Алейхема), именовали не иначе как Жотл, Исроэл-Меир уже в раннем детстве проявил феноменальные способности к учению.

Денно и нощно он учился, постигая Святое Писание, и уже в возрасте 24 лет, в 1873 году, опубликовал свою первую книгу «Хофец Хаим», что  по-русски означает «жаждущий жизни». Этот труд прославил автора, которого с тех пор чаще называли Хофецом Хаимом, нежели его собственным именем.

Очевидно, «Хофец Хаим» это все-таки –  «жаждущий жизни вечной», удела в грядущем мире. Сам же Исроэл-Меир готов был отказаться от райской участи во имя постижения Торы. Главным делом своей жизни он считал изучение Священной книги  ради нее самой.

Менахем Яглом  пишет: «Даже в своем поколении, давшем миру множество великих праведников и мудрецов Торы, Хофец Хаим был единственным и уникальным». Современник р. Исроэла-Меира, один из ярчайших представителей движения Мусар, стремившегося к улучшению всего народа посредством нравственного совершенствования отдельных личностей, рабби Нохум Велвл Зив из Кельма, говорил: «Я знал гениев в Торе, праведников согласно Торе, но настоящего еврея Торы не сподобился узнать, пока не встретил Хофец Хаима». Эти слова вынесены на обложку книги притч.

Рабби Исроэл-Меир был человеком невероятной скромности и повторял, что его первый труд был создан «заслугами всего Израиля», что участие в нем автора «не больше, чем всех остальных евреев».

Миропонимание Хофец Хаима отвечало самым высоким критериям морали. Нравственные императивы, которым он непреклонно следовал, не позволяли  ему брать плату даже за преподавание в доме учения, где он вел ежедневные занятия. По его собственным словам, он всю жизнь стремился «соответствовать определению человека», а его близкие помогали ему в этом.

Разъезжая по городам и весям западных окраин Российской империи, р. Исроэл-Меир нес в народ Слово Святого Писания. «Слух о безграничных  познаниях Хофец Хаима разнесся по всем окрестностям, – пишет Менахем Яглом, – и, когда в близлежащем местечке освободилась должность раввина, ее предложили именно ему». Хофец Хаим категорически отказался, заявив, «что… у него недостаточно знаний для того, чтобы принимать галахические решения».

После того как открылась вакансия раввина в самом Радине (ныне Радунь в Белоруссии), где р. Исроэл-Меир проживал со своей семьей, горожане буквально настояли на том, чтобы он возглавил местную еврейскую религиозную общину. Он согласился при условии, что не будет получать плату за служение. Однако вскоре отказался и от этого назначения.

В конце 1869 года р. Исроэл-Меир основал в Радине  ешиву для взрослых, вошедшую в историю под названием «Йешивас Хофец Хаима» и на протяжении шестидесяти лет служившую образцом для всего еврейского мира.

После большевистского переворота Хофец Хаим, опасаясь преследований, был вынужден перевести ешиву в Черниговскую область. Затем, под давлением обстоятельств, возвратился в Польшу, где продолжал свою подвижническую деятельность.

В 1925 году Хофец Хаим, к тому времени уже достигший преклонных лет, принял решение уехать в Эрец Исроэл, дабы  «провести  в Торе и служении остаток дней». Но ему так и не суждено было увидеть Святую землю, где его почитатели приобрели для любимого учителя дом в Петах-Тикве по соседству с ешивой Ломжа. Польские  раввины уговорили р. Исроэла-Меира остаться в Европе – «ради благополучия изучающих Тору».

В 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, во всеуслышание заявивший о намерении уничтожить еврейский народ. Отвечая на вопрос: «За что евреи терпят такие страдания?», Хоафец Хаим говорил: «Все эти беды ниспосланы нам в наказание за прекращение изучения Торы… За пренебрежение Торой и нарушение Субботы на мир насылаются “меч и грабеж”».

Вместе с тем, предвидя грядущую Катастрофу, он утверждал: «Ничто не сможет уничтожить весь Израиль». И в обоснование своей уверенности приводил слова пророка Овадии:  «На горе Цион будет остаток (еврейского народа. – В.Б.), и она будет свята».

Какими эпитетами объясняется Хофец Хаим в любви к Торе! Повторяя слова Писания, он называет ее «уделом благим», «скрытым сокровищем»; восклицает: «Дороже она, чем перлы»! Вновь и вновь напоминает: «Писание криком кричит, что цель создания мира – это Тора, что только ради нее сотворены небеса, земля и природные законы». И далее: «Тора была приготовлена для передачи человеку с самого момента сотворения мира», который, по словам наших мудрецов, будет существовать шесть тысяч лет (вот-вот закончится 5763 год! – В.Б.). И только грех первого человека, Адама, помешал ему получить Тору уже в райском саду. А ведь не будь этого греха, говорят толкователи Талмуда, и люди жили бы вечно!

Хофец Хаим сравнивает изучение Торы и исполнение заповедей с заработками. Но если человек, не жалея себя, затрачивает колоссальные усилия, зарабатывая деньги, то «во сколько же раз больше его обязанность сделать то же самое ради собственной души, чтобы достичь страха перед Б-гом и понимания Торы Его!»  восклицает он. Это следовало бы иметь в виду очень многим в стране «победившего капитализма».

Как замечает Менахем Яглом в предисловии к книге, «любовь р. Исроэла-Меира к Торе сравнима разве что с его человеколюбием». Своей любовью к людям Хофец Хаим пытался достучаться до их сердец, наставить на путь истинный. Р. Исроэл-Меир главной задачей своей жизни, – продолжает автор предисловия, – считал «исправление этого материального и чувственного мира, а вместе с ним смятенных, ошибающихся, небезгрешных людей». Жестокость, вероломство, алчность, злоязычие, неблагодарность – язвы, от которых мечтал излечить человечество Хофец Хаим. Совершая каждый из  этих грехов, человек создает себе по одному ангелу-обвинителю, который на Высшем суде будет свидетельствовать против грешника.

Но главным преступлением, на которое способен человек, р. Исроэл-Меир называет пренебрежение изучением Торы. Соответственно и наказание здесь – самое тяжкое.

Однако мы часто задаем себе вопрос: почему люди, не только пренебрегающие Торой, но и отвергающие ее, преуспевают в этом мире?  Хофец Хаим утверждает, что рано или поздно богатство злодеев будет проклято и полностью исчезнет.

Для иллюстрации этого тезиса р. Исроэл-Меир приводит притчу о богатом царедворце, восставшем против правителя. Монарх заключает преступника во дворец, роскошное убранство которого соответствует высокому рангу узника. Но морит голодом. В страшных муках несчастный начинает грызть собственную плоть и в итоге погибает в «золотой клетке».

В другой притче Хофец Хаим рассказывает о министре, посягнувшем на власть царя. Суд приговорил мятежника к смертной казни. Государь же  сделал ему поистине царский «подарок»: перед приведением вердикта в исполнение состоялся концерт того же оркестра, что в свое время выступал на церемонии коронации его величества. 

Р. Исроэл-Меир резюмирует: людям, совершающим преступления, оскверняющим Субботу и пренебрегающим Торой, Творец нередко ниспосылает процветание в этом мире, чтобы лишить их мира будущего. «Это то же самое, что музыка перед казнью», заключает он. Одним из основополагающих в книге является постулат о неотвратимости наказания за пренебрежение Торой и несоблюдение заповедей. Человек, совершивший грех, – не только преступник, но еще и глупец. «И как глупы те люди, которые всю жизнь занимаются тем, чтобы собрать побольше денег, не задумываясь, для чего послали их сюда!» – с гневом восклицает Хофец Хаим. Они полагают, что, став богатыми, достигли в жизни многого и весьма этим удовлетворены. «Все время, пока стремления и страсти материального мира ослепляют человека, он, как пьяный, не понимает, где оказался, не видит он, что валяется в грязи». Поведение этих людей р. Исроэл-Меир характеризует словами «позор», «стыд» и подчеркивает, что те, кто совершает такие ужасные грехи, не досаждают Всевышнему, а губят самих себя.

Р. Исроэл-Меир, будучи праведником, относился резко отрицательно к малейшим отступлениям не только от религиозных канонов, но и от уклада жизни ортодоксальных евреев. С этих позиций он резко критиковал Соединенные Штаты как страну нечестивую. Он писал: «Каждый праведный человек, попадая туда, испытывает жестокие душевные терзания, когда видит, какой ущерб понесла вера множества людей, проклинает тот день, когда решил посмотреть на это собственными глазами. …А уж что касается его детей – ясно ему, что ни в коем случае, Б-же упаси, не привезет он их туда, чтобы затерялись они среди идолопоклонников». «Достигнутый там успех, говорил Хофец Хаим,  не стоит и гроша».

В отличие от людей, как правило, не прощающих ближним их слабости и недостатки, Всевышний милостив и милосерден. Об этом – притча. Два еврея решили породниться и договорились передать надежному человеку на хранение до свадьбы их детей необходимую для приданого сумму денег. Отец невесты свою долю внес, а отец жениха, столкнувшийся с серьезными финансовыми проблемами, этого сделать не смог. После нескольких великодушно предоставленных своему свату отсрочек отец невесты  выдал дочь замуж за более состоятельного человека. Когда в молодой семье появилось прибавление, счастливый дедушка устроил по случаю обряда «брис-мила» (обрезание) внука большой пир, созвав множество гостей. Слуга спросил хозяина, не пригласит ли он за  праздничный стол своего прежнего незадачливого свата. Тот ответил решительным «нет».

«Совсем не таков путь Святого, благословен Он», пишет Хофец Хаим. «Того, кто желает породниться с Всевышним, благословен он, но по не зависящим от него причинам не смог исполнить соответствующие заповеди,  Создатель, благословен он,  невзирая на это, приглашает на Свой пир».

Философия иудаизма зиждется на «трех китах»: на преданности Торе,  верности заповедям и стремлении творить только добро. Казалось бы, так просто. Но лишь единицам из миллионов удается воплотить сию нехитрую мудрость в жизнь. Эти единицы, по словам р. Исроэла-Меира, «подобны драгоценным камням, стоящим в глазах Б-га  благословенного сотни обычных людей; заслуга их в Вышнем мире также необычайно велика».

Одной из таких «единиц» был сам рабби Исроэл-Меир а-Коэн из Радина, прозванный Хофец Хаимом.  Он прожил долгую и праведную жизнь и покинул этот мир в 1934 году в возрасте 96 лет. Пусть душа его пребывает в Ган-Эдене!

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru