[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

 

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Меноры единственного в Адыгее мастера расходятся по синагогам и домам многих евреев на всей Кубани.

 Адыгеец Мурат Тхакумашев живет в Майкопе. Он – единственный в республике, да и на всей Кубани, кто изготавливает меноры.

С Муратом мы встретились в офисе правления еврейской религиозной общины Майкопа, куда он частенько захаживает уже более двух лет. Интерес к еврейству объясняет просто: жена – еврейка.

– Но в общину-то еврейскую ведь я ее привел, а не она меня, – улыбается Мурат. – Увидел в газете объявление об организации еврейской общины, прочитал – и мы пошли на сбор будущих ее членов вместе с женой. И там с удивлением увидел много хороших знакомых. С тех пор наша семья старается уже не пропускать и встречи Шабоса, и еврейские праздники.

Мурат говорит, однако, что лично он все-таки не отдает предпочтение какой-то одной религии. Считает, «что-то наверху есть, и это – единое для всех». Уверяет при этом также, что празднование Шабоса стало для него поистине откровением.

– В эти дни ощущается особенная святость, мы заряжаемся энергией на всю следующую неделю. Я – адыгеец и мог бы, конечно, вечер каждой пятницы проводить в кругу своих соотечественников – мусульман. Но меня тянет сюда.

Неожиданно – да притом именно на одном из Шабосов! – и возникла у Мурата Тхакумашева, инженера-механика по образованию, идея: а не попытаться ли самому изготовить менору? Однако все же сначала решил он сделать ханукальный подсвечник, тем более что уже приближалась Ханука. О своей задумке, однако же, тогда Мурат никому не сказал – вероятно, потому, что просто захотел сделать сюрприз друзьям...

Председатель майкопской еврейской общины Яков Френкель теперь вспоминает о том, что, когда Мурат принес подсвечники, все были просто потрясены. Это стало для всей общины настоящим праздничным ханукальным подарком.

Настало, в конце концов, время и для того, чтобы начать изготовление меноры. Однако прежде чем приступить к этому еще вовсе незнакомому для него делу, Мурат, вооружившись лупой, листал книги, альбомы – рассматривал фотографии и рисунки в еврейской литературе, которую, по его просьбе, охотно приносили ему друзья и родные. Одним словом, понемногу «овладевал теоретическми знаниями», учился и примеривался. К работе уже вскоре ему пришлось привлечь своих старых знакомых – фрезеровщика и токаря. А уже непосредственно самой сваркой и расточкой металла занимался сам.

– От скуки стал мастер на все руки – прямо по старой присказке, — шутит теперь Мурат.

А между тем его меноры уже перешагнули ныне границы майкопской общины и стали популярны среди евреев столицы целого края – Краснодара. Сначала менору заказало краснодарское отделение «Хеседа», потом с той же просьбой к Мурату обратились из краснодарского еврейского музыкального ансамбля «Эзра»...

Оба заказанных светильника Мурат сделал бесплатно, к тому же он и вообще-то совершенно искренне считает, что «за семисвечник брать деньги нельзя». Менора для ансамбля «Эзра», над изготовлением которой он так старался, стала подлинным произведением искусства: Мурат сделал ее специально для сцены – внушительных размеров, чтобы из зрительного зала хорошо всем видно было.

Мастер рассказывает теперь с улыбкой, что только на изготовление ее макета ушло у него тогда аж... несколько недель:

– По тогдашней своей неопытности пришлось перебрать множество вариантов. В итоге решил сделать ту мою первую менору в форме шестиконечной звезды. Повозиться основательно пришлось и с самими подсвечниками, – добивался чтобы они выглядели естественно. А значит, старался сделать подсвечники таким образом, чтобы они «вписывались» в общую композицию и были бы в художественном единстве со стержнем, на котором держится вся конструкция.

Не дает покоя Мурату Тхакумашеву рисунок меноры на карте Израиля, висящей в офисе общины.

– Посмотрите, какая тонкая работа, – застывает перед картой мастер, приглашая внимательнее вглядеться в красочную иллюстрацию. – А ведь это не простое литье. Ковка – это, пожалуй, самый сложный из всех разнообразных технологических процессов, применяемых в работе с металлом.

На возражение окружающих о том, что ведь это – всего лишь рисунок, Мурат отвечает, что «менору для карты Государства Израиль художник уж наверняка срисовывал с реального предмета»...

И, немного помедлив, и добавляет:

– Что смог сделать один мастер, сможет  повторить  и  другой.  Если,  конечно, он действительно мастер, а не подмастерье.

С. Ладожская

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru