[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ

В общественном музее истории и культуры евреев Узбекистана в Ташкенте недавно приняли сотую группу посетителей – учащихся ташкентской еврейской школы-гимназии № 321.

Группу этих необычных посетителей провела по залам и познакомила с экспозицией создатель музея и его бессменный руководитель, кандидат исторических наук Галина Дресвянская.

– Недавно мы отметили первую годовщину нашего музея, – рассказала нашему корреспонденту директор. – Обязательно следует отметить, что наш музей появился благодаря представительству Всемирного Любавичского движения и Центру еврейского воспитания. Самое активное участие в создании экспозиции принял главный раввин Узбекистана Довид Гуревич, который также еще и передал в дар музею ряд ценнейших экспонатов.

...Девочки-гимназистки с пытливым интересом рассматривали Вавилонский Талмуд, изданный в Бердичеве в 1896 году. А потом застыли у экспоната, расположившегося рядом: это – также переданная музею раввином Гуревичем старинная картина «Моше разбивает скрижали», выполненная в оригинальной технике финифти.

В отличие от других музеев здесь все можно потрогать своими руками, мало того – даже и примерить! Гимназистки в джинсах, как я убедился, с удовольствием надевают головные уборы своих бабушек и прабабушек, накидывают на плечи золотошвейные халаты из Бухары, некоторые даже пробуют поиграть на дойре.

Экскурсия продолжается. Внимание привлекает уникальная карта древних еврейских поселений в Средней Азии.

– Евреи появились в нашем регионе еще в первых веках новой эры, – охотно комментирует Галина Дресвянская. – Со временем их основным промыслом стала покраска шелковых тканей из Китая и перепродажа их в Европу. При монгольском хане-завоевателе Тамерлане, «Железном Хромце», евреи были в массовом порядке отправлены жить в Бухару. Понятно, что именно отсюда и пошло их название – бухарские евреи. Оторванные от главных традиционных центров иудаизма, они тем не менее сохранили основные обычаи и традиции своего народа. А кроме этого – бухарские евреи еще и оставили заметный след в развитии местных, среднеазиатских ремесел, искусства, литературы, музыки.

...На стене два старых фотопортрета – подарок члена координационного совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Риммы Головиной. На снимках –  ее прабабушка и прадедушка, типичные члены большой еврейской общины Ташкента конца девятнадцатого столетия.

Особенно пристально девушки-экскурсантки рассматривали подлинный брачный договор (ктубу) позапрошлого века. Этот редкостный подарок музею сделал другой раввин – Довид Колтун.

Заставила призадуматься молодых сегодняшних гимназисток о не столь давнем ужасающем прошлом картина ташкентского художника Савелия Розенблюма «Нехама», написанная на тему Холокоста.

...Надо также отметить, что небольшой музей этот постоянно пополняется все новыми дарами-экспонатами. Члены общины нередко передают из своих семейных архивов и коллекций интересные фотографии, письма, дипломы, предметы старины.

Один из стендов занимает коллекция документов об известной в Средней Азии династии фотографов-евреев Пенсонов. Экспозицию их работ по праву открывает портрет «Туркестанская мадонна», удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Париже в начале 30-х годов минувшего столетия. А рядом, за стеклом, экспонируются черная капота (длиннополый кафтан) раввина XIX века, футляр для свитка Торы, рог-шофар.

Галина Дресвянская – тонкий знаток еврейского быта Средней Азии. Благодаря ее стараниям общественный музей за короткое время по праву стал вполне профессиональным. За минувший год его посетили не только ташкентцы, а и многие гости чуть ли не со всего света. В частности, – экскурсанты из Израиля, Канады, Германии, США, Кореи, Австралии, Испании, Голландии...

Но самое главное – этот сравнительно небольшой музей уже успел стать бесценным «учебником» для местной еврейской молодежи, которая приобщается к истории и традициям своего народа.

– Музей в Ташкенте – действительно единственный в своем роде на всю Среднюю Азию, – подчеркнул в интервью раввин Довид Гуревич. – Он служит консолидации, возвращению евреев к своим корням после долгих лет воинствующего атеизма и забвения национальных традиций. Когда мы закончим строительство в Ташкенте нового общинного центра, этот наш музей – как важный очаг культуры! – безусловно, получит самое светлое и просторное помещение.

В. Берман

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru