[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

 

ЗАКОН И МОРАЛЬ

26 ноября в Московском еврейском общинном центре состоялась встреча главного раввина России Берла Лазара с членами культурно-просветительского центра русской еврейской интеллигенции «Ковчег».

Заранее была объявлена тема этой встречи – «Мораль и право в иудаизме». 

Свое выступление раввин Берл Лазар начал с постановки проблемы.

– Есть два разных вида законов, – сказал раввин. – Это – законы, которые мы называем еврейскими, и законы страны, в которой мы живем, – нееврейские законы. Наверное, можно говорить и о двух видах морали: общечеловеческой, принятой как главный путь в жизни, – творить добро, и особенной, еврейской морали. Еврейский закон отличается от нееврейского, еврейская мораль отличается от нееврейской. Если это не так, зачем тогда Б-г создал нас, евреев, отличными от всех остальных? Другой вопрос: наши законы верны только для нас или для всего человечества? Каковы наши законы и какова наша мораль?

Раввин Берл Лазар пояснил это на примере одной молодой еврейки, недавно побывавшей у него на приеме с вопросами о том, как ей поступить.

– Девушка хочет стать религиозной, – рассказывал раввин, – а родители говорят ей: «Зачем соблюдать заповеди, законы и праздники? Живи нормальной жизнью. Что плохого в том, что ты просто будешь хорошим и добрым человеком, который помогает другим? Зачем искать что-то еще?»

Ответ на эти вопросы к раввину Берлу Лазару пришел не сразу. И он не стал этого скрывать от заинтересованной аудитории.

– Что отличает нас от неевреев? – размышлял раввин. – Начну с того, что на евреях лежит больше ответственности, больше обязанностей, чем на других народах. Б-г дал им десять заповедей, а нам – шестьсот тринадцать! Если у нас столько обязанностей, то, наверное, есть у нас и особая миссия. Если мы – избранный народ, то это еще вовсе не значит, что мы лучше, умнее, богаче других. Наверное, Б-г хотел, чтобы мы совершили нечто. Что же это за «нечто»?

Раввин Лазар уточнил свой вопрос:

– Иными словами, что значит – быть евреем?

И немного подождав ответа, продолжил:

– Закон нашей страны – это основа нашей жизни, благодаря которой мы чувствуем себя спокойно. Например, законы предписывают платить налоги, чтобы помочь неимущим. Законы запрещают воровство и регулируют бизнес. И это хорошо. В чем же тогда разница между законом и моралью?

...Законы, по мнению раввина Берла Лазара, созданы для того, чтобы руководители государства могли поддерживать порядок в стране, и мораль не играет в этом процессе заметной роли.

– Но однажды приходит духовный лидер и говорит: «Нам мало закона, надо жить по морали...» – заметил раввин Лазар, и далее пояснил: – В еврейском законе есть две противоречащих друг другу вещи. Итак, – что говорит еврейский закон? «Мое – это мое, твое – это твое». Это закон. Однако в Мишне мы читаем: «“Мое – мое, а твое – твое” – это качества Сдома». Еврейская мораль, еврейская этика говорит: «Твое – это твое, а мое – тоже твое». В этом случае мы поднимаемся на более высокий уровень – уровень морали.

...Судя по разъяснениям раввина Лазара, следует подразделять четыре «ответвления» закона. Первое – этика, принятая множеством народов, это – десять заповедей. Второе – это закон святости, когда человек делает будничные дела, привнося в них святость. Третье – когда человек делает что-то, чтобы стать лучше, например через молитву приближается к Б-гу. (Это нужно не Б-гу, – подчеркнул раввин, – это нужно самому человеку.) Четвертое – соблюдение праздников, Субботы, иудейских традиций. Ну а все вместе – это и есть еврейский закон.

Так наставлял слушателей раввин Берл Лазар. А затем он предложил аудитории принять участие в дискуссии на обсуждаемую тему. И здесь были затронуты многие проблемы. Сперва заговорили, естественно, о самом насущном – о международном антисемитизме и в связи с этим о том, что в современном обществе часто не соблюдаются ни закон, ни тем более мораль.

После этой острой дискуссии заговорили, конечно, о проблемах современной российской еврейской общины. Раввин Берл Лазар с сожалением отметил, что многие евреи Израиля и Америки, похоже, навсегда потеряны для еврейской диаспоры. А произошло это из-за того, что они стремятся ассимилироваться среди других народов, принимая и образ жизни последних, а тем самым – и их мораль.

В то же время сейчас на наших глазах происходят и явления, прежде очень многим представлявшиеся уже просто совершенно невероятными, – подчеркнул Берл Лазар. – И среди самых потрясающих, пожалуй, главное – то, что в обновленной России за относительно короткое время образовалась сильная еврейская община.

–  В Америке и в Израиле, где все разрешено, многие забыли и о законе, и о морали, – продолжал раввин. – Недавно я вернулся из Америки. Там мне говорили, что еврейские общинные центры пустуют. В Израиле хотели создать страну, которая ничем не отличалась бы от стран Запада, – и, к сожалению, во многом это удалось. Изменения в российской еврейской общине за последние тринадцать лет поистине революционные – в хорошем смысле этого слова. Семьдесят лет евреям буквально все было запрещено, но они тем не менее сохранили свое еврейство. Российские евреи не видели, как их родители отмечают еврейские праздники, а сами они это делают с душой. За такой длинный период – в семьдесят лет – они остались евреями не только по названию...

О многом насущном и действительно важном в жизни заставляют задуматься подобные встречи с духовными наставниками. Они не забываются!

А. Баскакова

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru