[<< Содержание] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2003 ХЕШВАН 5764 – 11(139)
Из истории кровавого навета в Советском Союзе
Публикуемые документы связаны с историей кровавого навета новейших времен. Эта тема для исследователей, не говоря об обществе, и до сего дня остается практически неизученной.
Факты кровавого навета – то есть обвинения евреев в убийстве иноверцев для употребления их крови в ритуальных целях – в нашей стране известны достаточно давно. Получив распространение в средние века во многих католических странах Европы, они нашли благодатную почву и в России еще в конце ХVIII века. Вскоре после раздела и присоединения Польши к России после захвата ее территорий с многочисленным еврейским населением состоялся первый из известных процессов по обвинению евреев в ритуальном убийстве. Он проходил в 1799 году неподалеку от Витебска в местечке Сенно. И хотя все арестованные по этому делу евреи были освобождены, в 1816 году возник новый кровавый навет уже в Гродно, который побудил министра народного просвещения князя А. Голицына строго указать всем губернаторам впредь не обвинять евреев в убийстве христианских детей «по единому предрассудку», то есть без доказательств.
Собственно, в самой России единственным ритуальным процессом было саратовское дело. Расследование началось в Саратове в 1853 году и продолжалось без малого семь лет. Арестованные евреи обвинялись в убийстве двух христианских мальчиков. Они были осуждены, хотя «ритуал» доказан не был.
Не будем вдаваться в весьма, к сожалению, богатую историю этого предрассудка в России; основные сведения о ритуальных процессах над евреями читатель без труда сможет найти в энциклопедических справочниках. Самый громкий за всю историю кровавого навета в Российской империи процесс состоялся в Киеве в 1913 году. На этот раз жертвой оговора стал приказчик Менахем-Мендл Бейлис, обвинявшийся в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрюши Ющинского. Все хорошо знают, как закончилось это достопамятное судебное разбирательство. Присяжные вынесли вердикт о невиновности Бейлиса. Он был освобожден, справедливость как будто восторжествовала. Правда, только в отношении Бейлиса. Да и то из-за бесконечных угроз черносотенцев ему пришлось вместе с семьей бежать из России. Антисемитизм побежден не был, и это главное. Вплоть до крушения царского режима в 1917 году власти по-прежнему способствовали распространению в народе слухов о ритуальных преступлениях евреев.
Не был похоронен кровавый навет и в советское время. В первые годы большевистского правления новая власть объявила войну религиозным предрассудкам, назвала антисемитизм преступлением. Организаторы процесса над Бейлисом были осуждены. А в 1919 году была создана комиссия для изучения материалов ритуальных процессов. Однако подготовленные ею выводы так и не были опубликованы. Время от времени кое-где в СССР все равно возникали дела по кровавому навету. В середине двадцатых годов это случилось в Туле. В 1920 – 1930-х годах – в районах с преимущественно мусульманским населением: в Туркмении и Узбекистане. В послевоенный период, в разгар борьбы с космополитизмом и последовавшего за ним «дела врачей» кровавый навет напомнил о себе в иной, «модернизированной» форме: режим представил еврейских медиков как «вредителей» и «отравителей».
Массированная антиизраильская пропаганда в Советском Союзе во второй половине 1950-х и в 1960-е годы, принявшая явно антисемитский характер, содействовала возобновлению травли евреев, прямо или косвенно связанной с кровавым наветом. Обвинения в употреблении крови иноверцев в ритуальных целях исходили, как правило, от представителей темных, невежественных слоев населения. Власти, однако, старались их как бы не замечать. Так было, например, в Узбекистане (в Маргелане и Ташкенте в 1961 – 1962 годах), на территории Грузии (в Цхалтубо в 1963 году и в Кутаиси в 1965 году).
В пропагандистских атеистических кампаниях, развернутых на страницах газет, партийные и советские начальники явно намеренно обходили эту тему. Подчас они даже сами исподволь распространяли миф о кровавом навете. Настоящий международный скандал вызвала напечатанная в 1960 году в дагестанской газете «Коммунист» статья, где, между прочим, говорилось: «…Евреи согласно своей религии верят, что нужно раз в год пить мусульманскую кровь. Некоторые евреи покупают от 5 до 10 гр. мусульманской крови, которую смешивают с водой в большой бочке и продают как воду, соприкоснувшуюся с кровью мусульманина». Властям пришлось организовать ответную пропагандистскую кампанию за границей, уволить проштрафившегося редактора газеты и даже поместить опровержение. Впрочем, далеко не все случаи подобного рода становились известными на Западе. Лишь в наше время после открытия секретных архивов стало известно о событиях, произошедших в небольшом литовском городе.
Подписи на документах свидетельствуют, что с сообщением об этом «антисемитском проявлении», как определил случившееся глава КГБ, ознакомилось высшее советское руководство. На первой странице доклада имеются подписи Хрущева, Суслова, Брежнева. Ни в одном из тогдашних советских изданий об этой гнусной истории не было напечатано ни строчки. Властям удалось все сохранить в тайне.
Впервые публикуемые документы хранятся в Российском государственном архиве новейшей истории.
Совершенно секретно
СССР
Комитет Государственной Безопасности
при Совете Министров СССР
13 сентября 1958 г.
№ 2353-И
гор. Москва
ЦК КПСС
Докладываю, что 10 сентября 1958 года в гор. Плунге, Литовской ССР, ткачиха фабрики «Лину-Аудиняй» Иоцене Паулине, 29 лет, среди соседей распространила слух, что будто бы один еврей пытался похитить ее семилетнего сына и якобы похитил и унес к себе домой девочку.
Эти слухи быстро распространились на базаре среди крестьян. Около дома, где живет Иоцене, образовалась толпа. Находившаяся в толпе жительница дер. Мошеву, Плунгесского района, Друнгелене Юлия, 33 лет, утверждала, что будто бы она лично видела, как еврей нес девочку к себе домой, а второго ребенка тащил за руку.
По требованию матери и других граждан сын Иоцене указал на дом еврея Грольмана, куда якобы была унесена похищенная девочка. Дом Грольмана используется местными евреями для религиозных молений, о чем известно населению.
Возбужденные граждане, примерно 600 человек, окружили дом Грольмана и произвели обыск в сараях и подвалах. По требованию толпы прибывшие на место работники милиции сделали обыск квартиры Грольмана. Никакой посторонней девочки в квартире не оказалось. Одновременно часть толпы осмотрела квартиру еврея Шварцбура, хулиганствующими элементами камнями и палкой были разбиты стекла в окнах его квартиры, раздавались выкрики:
«Бей евреев!»
Ввиду распространившихся слухов, что работники милиции якобы подкуплены евреями и прячут «похищенную», по предложению работников милиции группе граждан было показано помещение милиции, но возбужденная толпа не расходилась.
В гор. Плунге были переброшены наряды органов госбезопасности и милиции и водворен порядок. Задержано 14 человек хулиганствующих элементов, которые привлекаются к уголовной ответственности по Указу Президиума Верховного Совета СССР за мелкое хулиганство.
Расследование происшествия продолжается оперативной группой КГБ при СМ Литовской ССР.
Заместитель председателя
Комитета госбезопасности
Ивашутин
Сов. Секретно
СССР
Комитет Государственной
Безопасности при Совете
Министров СССР
27 октября 1958 г.
№ 2657-С
гор. Москва
ЦК КПСС
13 сентября с.г. (№ 2353-и) докладывалось об имевшем место 10 сентября 1958 года антисемитском проявлении в г. Плунге Литовской ССР.
Расследованием установлено, что такое проявление произошло на почве издавно существующих среди некоторых отсталых людей предрассудков о похищении евреями детей для использовании их крови в религиозных обрядах.
Задержанная Друнгелене Юлия, которая, находясь в толпе, утверждала, что будто бы она видела, как еврей нес девочку к себе домой, а второго ребенка тащил за руку, на следствии показала, что она все выдумала, и причины этому объяснить не смогла. В связи с тем, что на воспитании Друнгелене находится восемь малолетних детей (муж в марте 1958 года за убийство осужден на 10 лет ИТЛ), привлекать ее к уголовной ответственности сочли нецелесообразным и ограничились предупреждением.
В ходе расследования выявлены и арестованы наиболее активные нарушители общественного порядка, подстрекавшие собравшихся к хулиганским действиям и возбуждавшие национальную вражду: Кукульскис Л.А., 1923 года рождения, без определенных занятий, и Казрагис В.К., того же года рождения, рабочий фабрики «Лину Ауденяй», трижды судимый по Указу от 4 июня 1947 года «Об усилении охраны личной собственности граждан».
Одновременно народным судьей Плунгеского района арестованы на 15 суток 13 человек из находившихся в толпе лиц, которые в нетрезвом состоянии допускали мелкие хулиганские действия.
Председатель Комитета госбезопасности
И. СЕРОВ
На первой странице документа имеются подписи М. Суслова, Л. Брежнева, А. Аристова, Л. Ильичева и других.
ЦК КПСС
13 дек. 1960 г.
ЦК КПСС
Посол СССР в Вашингтоне т. Меньшиков сообщает, что в последнее время в печати и в еврейских кругах США начата новая кампания клеветы против СССР в связи с ошибкой, допущенной буйнакской газетой «Коммунист» (Дагестан), опубликовавшей 9 августа статью, в которой евреи обвинялись в соблюдении обряда употребления крови мусульман. В связи с этим т. Меньшиков предлагает, чтобы Совинформбюро направило в США соответствующий материал, который мог бы быть использован для разоблачения этой клеветнической кампании.
Вопрос о грубой политической ошибке буйнакской газеты «Коммунист» рассматривался в ЦК КПСС. Дагестанский обком КПСС снял с работы редактора газеты и строго наказал руководителей Буйнакского горкома КПСС. В местной печати было опубликовано соответствующее опровержение и решение обкома КПСС.
Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам поддерживает предложение т. Меньшикова. Считаем возможным направить в газету «Нью-Йорк геральд трибюн», через московского корреспондента газеты «Морнинг-фрейхет» С. Рабиновича, письмо группы видных деятелей Дагестана – евреев, в котором дать отпор клеветнической кампании, предпринятой реакционными кругами США. Просим согласия.
Зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС
по союзным республикам
Л. ИЛЬИЧЕВ
Редактору газеты «Нью-Йорк геральд трибюн»
Хизгил Авшалумов
г. Махачкала,
ул. Советская,
дом 6-а, кв. 23,
СССР
Уважаемый господин редактор!
С этим открытым письмом обращается к Вам группа горских евреев – жителей Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Написать его побудила нас напечатанная в «Нью-Йорк геральд трибюн» 4 ноября статья Джозефа Ньюмэна, в которой он говорит о положении горских евреев.
Поводом для статьи послужило письмо читателя, опубликованное в местной газете, Буйнакского района республики, которое г-н Ньюмэн пытается представить как проявление национальной вражды.
Верно ли это? Конечно, нет! Появление такого письма – редчайший, исключительный случай, подобного которому никогда не было и, мы уверены, никогда больше не будет в нашей стране. Эта чистая случайность, ошибка безответственных журналистов, сделанная без всякого злого умысла. И советская власть в соответствии с положениями Конституции СССР и Конституций всех союзных и автономных республик, строго наказывает за такие ошибки, вольно или невольно они были сделаны. Уже на следующий день после публикации письма газета принесла извинения читателям за то, что поместила материал, где по невежеству автора содержался нелепый вымысел. Государственные и партийный организации, вся общественность республики резко осудили ошибку газеты, и люди, допустившие ее появление, понесли должное наказание. Таким образом, утверждать на основании этого случая, что в Дагестанской республике якобы «преследуются евреи», значит грубо искажать действительное положение вещей, преднамеренно вводить читателей в заблуждение.
Подписавшие это письмо принадлежат к различным слоям народности горских евреев. Среди нас есть и колхозники, и рабочие, и писатели. И нам, как никому другому, хорошо известно, что в нашей стране нет никакой вражды между народами, что отношения между ними основаны на братской дружбе и взаимном уважении. Равенство наций торжественно провозглашено и в Конституции СССР, и в Конституции нашей республики. Статья 90 Конституции Дагестана гласит: «Равноправие граждан Дагестанской АССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественной жизни является непреложным законом». В этих словах – основа всей нашей жизни. И мы твердо заявляем, что положения нашей Конституции свято соблюдаются. Да иначе и быть не может! Ведь советские люди воспитаны в духе дружбы и равенства всех наций и рас.
У нас в республике проживают много народностей. Они говорят на 83 языках и наречиях. Есть у нас аулы, где жители говорят на языке, совершенно отличном от языка жителей соседних аулов. И, однако, между ними нет ни тени ни какой-либо неприятии, объясняющей принадлежностью к различным нациям.
Та национальная рознь, которая была характерна для Кавказа в дореволюционный период, канула в вечность. Единой, дружной семьей живут народы Дагестана, которым социализм принес не только равенство, но и счастливую, обеспеченную жизнь. До революции наш народ, как и все другие, был задавлен нищетой и бесправием. Более 95 процентов горских евреев были неграмотным. А сейчас? Инженеры, ученые, писатели, композиторы – вот кто сыны и дочери нашего народа. Каждый из нас имеет возможность выбрать себе любую профессию, любую работу по призванию.
Народность наша очень небольшая. И, однако, многие горские евреи занимают высокие посты в партийных и государственных органах республики, руководят промышленными предприятиями, стройками, колхозами. В Дагестане широко известны, например, имена видных партийных деятелей республики Хануна Абрамова и Анатолия Данилова, кандидата экономических наук Исая Нахшунова, являющегося заместителем председателя республиканского совнархоза, Якова Измайлова, заместителя министра местной промышленности Дагестана... Профессора, преподаватели, ученые из числа горских евреев работают в высших учебных заведениях, в научно-исследовательских институтах и филиале Всесоюзной академии наук. На всю республику прославились своими трудовыми успехами дербентские колхозы, членами которых являются горские евреи. Недавно семеро наших колхозников удостоились звания Героя Социалистического Труда – высшей трудовой награды в Советской стране.
Мы имеем и богатейшие возможности для того, чтобы развивать наш язык, нашу культуру. По Конституции Дагестанской АССР государственными языками республики считаются девять языков, среди которых и татский язык, то есть язык горских евреев. На нашем языке издаются произведения прозаиков, поэтов и драматургов. На нем ведутся радиопередачи. Созданный недавно в Дербенте профессиональный татский театр уже успел завоевать популярность среди жителей республики.
Что касается еврейской религии, то она у нас пользуется такими же правами, как и другие религии. Верующие евреи, как и мусульмане, имеют все возможности отправлять свои религиозные обряды. В столице республики Махачкале, в городах Дербенте и Буйнакске нормально функционируют синагоги. Советская конституция обеспечивает за каждым гражданином свободу отправления религиозных культов, точно так же, как и свободу антирелигиозной пропаганды. Но нет нужды доказывать, что антирелигиозная пропаганда – это пропаганда научного мировоззрения, пропаганда естествознания. И ведется она у нас, конечно, не так, как старается изобразить господин Ньюмэн.
В заключении мы еще раз заявляем: то, что написано в статье г-на Ньюмэна о положении горских евреев, об отношении к ним других народов Дагестана не соответствует действительности. Отношения между ними построены на здоровых началах, на принципах ленинской дружбы народов.
С уважением
Гюльбоор Давыдова, колхозница,
Герой Социалистического
Труда, депутат Верховного Совета ДАССР
Хизгил Авшалумов – писатель,
член Союза советских писателей
Хануко Гадмилов – машинист
Дербентского паровозного депо
Гиршун Бабаев – врач
Буйнакской городской больницы,
Миши Бахшиев – писатель,
член Союза советских писателей
Шаботей Абрамов – председатель
Дербентского колхоза
24 апреля 1961 г.
Секретно
№ 619с
ЦК КПСС
Отдел пропаганды
Направляем для сведения перевод полученной нами копии письма члена Президентского Совета Общества «Франция-СССР» Андре Блюмеля на имя И. Рабиновича из Ассоциации бывших граждан Советского Союза (Израиль).
По просьбе Андре Блюмеля мы направили копию его письма в Государственный комитет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР т. Рязанову В.И.
Приложение: упомянутое на 4 листах
Председатель Президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами
Н. ПОПОВА
РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ «НЬЮ-ЙОРК ГЕРАЛЬД ТРИБЮН»
230 ВЕСТ 41 СТРИТ
НЬЮ-ЙОРК 36 Н. Й США
Уважаемый господин редактор!
Недавно мне, как корреспонденту нью-йоркской газеты «Морнинг-Фрейхет» довелось побывать в Дагестанской автономной Советской Социалистической республике. Во время моего пребывания там ко мне обратилась группа горских евреев с просьбой переслать Вам данное письмо. По их просьбе посылаю перевод этого письма на английский язык.
С уважением (подпись) С. РАБИНОВИЧ,
корреспондент газеты «Морнинг-Фрейхет»
Дорогой Президент!
Я только что получил Ваше письмо от 21 марта. Благодарю Вас за журнал и фотографию. Мне было очень приятно узнать об улучшении отношений между Вами и посольством СССР. Я надеюсь, что это принесет свои результаты, ваше письмо в основном касается дела о Дагестане. Я вам изложу его так, как я его понимаю и хочу, чтобы мой рассказ разрушил ложные и тенденциозные представления о нем.
9 августа прошлого года была напечатана одна статья в газете «Коммунист» (не являющейся официальной газетой СССР или даже РСФСР), – партийном органе, издаваемом на нескольких языках в Дагестане, автономной республике Российской Федерации, расположенной на берегу Каспийского моря, граничащей с Грузинской и Азербайджанской Республиками.
В этой статье, название которой переводится «Даже без бога дорога открыта» или «Без бога дороги также широки», направленной против религии и особенно против еврейской и мусульманской религий есть следующее место: «Они верили (евреи) согласно своей религии, что пить мусульманскую кровь раз в год было бы хорошо. Некоторые евреи покупают соответственно от 5 до 10 гр. мусульманской крови, которую они смешивают с водой в большой бочке и продают как воду, соприкоснувшуюся с кровью мусульманина». Далее статья продолжала критику мусульманской религии и уточняла, что все религии ложные.
Я подчеркиваю, что политика, проводимая компартией СССР, подкрепленная Конституцией и зафиксированная решением Совета Министров от 11 ноября 1954 г., предполагает идеологическую борьбу с религией, но запрещает личные оскорбительные выпады против религиозных элементов «и считает, что нельзя грубо оскорблять религиозные чувства людей».
8 октября прошлого года я был принят в Комитете по делам религиозных культов при Совете Министров СССР господином Рязановым, вице-президентом этого Комитета и господином Задорожным, членом Комитета, который занимается европейскими делами. Меня сопровождали мой друг Лярош и господин Жилкин, секретарь Общества «СССР – Франция» – оба знающие русский и французский языки.
В ходе этой беседы, господин Рязанов заявил: «Наше государство атеистическое и партия очень глубоко и активно занимается антирелигиозной пропагандой». Тогда я указал, что некоторые из тех статей, которые при мне имелись, содержали личные выпады, на мой взгляд, оскорбительные для некоторых евреев. Мне ответили, что люди, исповедующие различные религии в СССР, имеют одинаковые права и что на одну статью против еврейской религии проходится до сотни статей, направленных против провославной.
«Мы пытаемся действовать таким образом, – продолжал господин Рязанов, – чтобы антирелигиозные статьи не были ни оскорбительными, ни придирчивыми. Если мы узнаём о подобных фактах, мы принимаем меры – больше того – мы их уже принимали».
И тогда мои собеседники привели пример со статьей, которую я назвал и в которой утверждалось, что евреи раз в год используют мусульманскую кровь.
Они мне тотчас дали следующие уточнения, переданные мною Илье Эренбургу, президенту «СССР – Франция», который к тому же сообщил мне дополнительные сведения. В Москву из Дагестана приехала еврейская делегация, для выражения протеста против этой статьи. Дагестанские евреи-горцы решительны и настойчивы. Мне сказали, что они претендуют на то, что произошли от одного из племен, затерянного в Израиле. Решив не возвращаться домой, пока не получат удовлетворения своих требований, они добились большего, чем требовали.
В действительности, 6 сентября 1960 г. в той же газете «Коммунист», которая напечатала эту статью, была опубликована статья с опровержением (французский перевод статьи вы мне послали).
«В 95 номере газеты «Коммунист» за 9 августа 1960 г. опубликована статья товарища Мармудова Даайа, озаглавленная «Алаханз да ел еркин». Это грубая политическая ошибка товарища Мармудова Даайа и литературного сотрудника товарища Атайева.
В этой статье говорится, что по еврейскому религиозному обычаю евреи раз в год используют мусульманскую кровь.
Это грубое варварское обвинение было выдумано церковниками, чтобы разжечь антисемитизм, хотя он уже был разоблачен великими еврейскими учеными всего мира.
Марксизм и ленинизм дает обширные объяснения о происхождении этого варварского обвинения, которое не имеет под собой никакой основы».
Кроме того, то ли Комитет, то ли Илья Эренбург познакомили меня с принятыми мерами: автор статьи, член сельсовета одной деревни под Буйнаком, был снят с должности, главный редактор «Коммуниста» Дагестана уволен, секретарь местной парторганизации, также как секретарь областного комитета партии получили строгий выговор за отсутствие бдительности и политического контроля.
Господин Рязанов сказал мне, что делегация дагестанских евреев пришла поблагодарить его за принятые меры.
В ходе моей беседы с госпожой Фурцевой в январе этого года я ей сообщил о статье от 9 августа, напечатанной в «Коммунисте» Дагестана. Она мне ответила: «В СССР около 220 миллионов жителей, среди них естественно имеется несколько глупцов».
Я добавлю, что если бы какая-нибудь французская газета напечатала такую глупую статью и в некоторых случаях опасную, я не уверен, что наша законность и французская юриспруденция могли бы добиться наказания автора статьи.
Поверьте, дорогой президент, в мои чувства сердечной преданности.
Андре Блюмель
РГАНИ, Ф5, оп. 30, д. 277; оп. 34, д. 91.
Вступительная статья и публикация
кандидата исторических наук Александра Локшина
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru