[<< Содержание] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2003 ХЕШВАН 5764 – 11(139)
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
Москву с официальным визитом посетил главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер.
Ранее раввин Мецгер в сопровождении президента Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваева и главного раввина России Берла Лазара побывал в Киеве, где присутствовал на торжественном приеме по случаю вступления в должность главного раввина Украины Азриэла Хайкина.

Как сообщила пресс-служба главного раввина России, основная цель визита р. Йоны Мецгера – укрепление сотрудничества между еврейскими общинами России и Израиля, а также расширение связей между двумя странами, прежде всего в духовной и гуманитарной сферах.
Это – первый в истории визит в Москву главного ашкеназского раввина Израиля, а также и первая зарубежная поездка раввина Мецгера после его инаугурации.
Подобный уровень взаимоотношений свидетельствует об изменении акцентов в восприятии израильским религиозным сообществом еврейской общины России – самой динамично развивающейся в сегодняшнем мире.
Ранее центрами еврейского мира считались США, Франция и некоторые другие страны Запада. Поэтому именно в них после избрания и наносили свои первые визиты главные раввины Израиля.
Сегодня ситуация уже явно изменилась, что, по мнению главы пресс-службы ФЕОР Боруха Горина, «указывает на признание нашей работы по возрождению еврейской общины на постсоветском пространстве».

В российской столице главный ашкеназский раввин Израиля встретился с главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином.
Встреча состоялась в резиденции верховного муфтия при Большой соборной мечети в Москве. В ходе беседы стороны заявили о необходимости совместной борьбы с терроризмом. Муфтий Гайнутдин подчеркнул, что «абсолютное большинство мусульман России отвергает террор Аль-Каиды, Хизболлы и других экстремистских организаций, прикрывающихся лозунгами ислама».
Раввин Мецгер предложил созвать форум еврейских и мусульманских религиозных авторитетов в Москве, Иерусалиме или в любой другой столице мира, чтобы на нем громко и недвусмысленно обозначить взаимное стремление решать политические проблемы исключительно мирным путем, на основе компромисса и осудить террор как явление, противное самим основам веры в единого Б-га.
Муфтий Равиль Гайнутдин принял это предложение и, в свою очередь, пообещал в ходе предстоящей встречи с Владимиром Путиным просить российского президента поддержать эту инициативу.
В программу визита главного ашкеназского раввина Израиля были включены встречи с мэром Москвы Юрием Лужковым и спикером Государственной Думы Геннадием Селезневым.
Раввин Йона Мецгер посетил также еврейские религиозные школы Москвы – «Хедер Менахем» и «Ахей Тмимим», месивту и ешиву, благотворительный центр «Хесед Эзра». Он встретился с раввинами, работающими в общинах разных городов России.
Главный ашкеназский раввин Израиля посетил также и Еврейский женский институт «Махон Хая-Мушка», в котором учатся девушки из разных городов России и ближнего зарубежья и выступил перед студентками и преподавателями. На встрече присутствовали главный раввин России Берл Лазар, ректор института раввин Бекерман, директор благотворительного фонда «Ор Авнер» раввин Мондшайн, исполнительный директор ФЕО СНГ и стран Балтии раввин Беркович, а также другие гости.
В приветственном обращении к студенткам и преподавателям махона раввин Мецгер отметил высокий уровень еврейского образования в институте и пожелал студенткам успехов в новом учебном году. Высокий гость особо подчеркнул важность возвращения евреев к традициям своих предков.
Центральным событием визита главного ашкеназского раввина Израиля Йоны Мецгера в Москву стала встреча с представителями еврейской общественности в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще. В этой встрече принимали участие главный раввин России Берл Лазар, президент Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваев, посол Государства Израиль в России Аркадий Мил-Ман, генеральный директор Еврейского агентства России Карол Унгар и глава московского отделения «Джойнта» Йорам Аберджил.
Раввин Берл Лазар отметил в своей речи особую важность визита главного ашкеназского раввина Израиля для подтверждения высокого статуса российской еврейской общины.
По впечатлению раввина Лазара, его коллега раввин Мецгер был поражен тем, что в стране, где еще несколько десятилетий назад всерьез шла речь об уничтожении еврейской традиции, евреи ныне чувствуют себя как дома.
– Сейчас никто не гонит российских евреев из страны, они сами могут выбирать, где им жить и учить Тору, – подчеркнул раввин Берл Лазар.
Главный раввин России также отметил, что свобода принесла российским евреям не только радость. Но вместе с тем свобода еще и «налагает на нас большую ответственность».
Выступая на встрече, раввин Йона Мецгер рассказал эпизод из жизни одного почтенного еврея. Тот, выполняя обещание, данное в юности знаменитому раввину Хофец Хаиму, отказался пусть даже формально назваться неевреем, когда рассматривалась его кандидатура на пост президента Оксфордского университета. А как известно, Оксфорд – такое учебное заведение, в котором эту должность, согласно старинному уставу, может занимать только христианин.
– Я, первый главный раввин Израиля, пришедший в это здание, признателен вам за то, что вы гордитесь своим еврейством и не стесняетесь его, – сказал раввин Мецгер. – И только одно вызывает во мне беспокойство: я беспокоюсь за следующее поколение. Поэтому я прошу вас: передавайте свое еврейство вашим детям и внукам. Приводите их в это здание и научите их гордиться своим еврейством! Только тогда мы сможем возродить преемственность традиции иудаизма, которая была заложена нашими предками тысячелетия назад.
Главный ашкеназский раввин Израиля в ходе своего выступления был рад сообщить собравшимся две приятные новости.
Одна из них прямо касалась российской еврейской общины. А именно: мэр Москвы Юрий Лужков в результате переговоров с раввином Мецгером согласился выделить здание для будущего еврейского музея. И музей этот станет первым в Восточной Европе, в котором, по словам раввина, будет представлена история евреев «со дня сотворения мира». Реконструкцию здания обещал финансировать известный меценат и филантроп, президент Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваев.
Вторая новость затрагивала проблемы украинского еврейства. Дело в том, что до сегодняшнего дня в уцелевшем здании старинной одесской синагоги размещается Государственный архив Украины. Однако для одесских евреев эта синагога имеет особое значение. Весной 1841 года выходцы из города Броды – «бродские» евреи Одессы – открыли свою синагогу, которую с тех пор одесситы и называют Бродской. Со временем строение обветшало, и в 1863 году на средства общины по проекту архитектора Ф. Коловича построили величественное здание новой Бродской синагоги. Однако в 1925 году коммунистические власти синагогу закрыли, а в ее перестроенном помещении разместили архив...
Вот уже несколько лет одесская еврейская община добивается возвращения здания своей синагоги. И ныне – наконец-то! – вопрос этот уже близок к разрешению: в результате переговоров мэра города Руслана Боделана с раввином Мецгером и почетными гостями из Москвы власти распорядились вернуть Бродскую синагогу еврейской общине.
Выступивший на встрече в МЕОЦ посол Государства Израиль в России Аркадий Мил-Ман отметил историческое значение состоявшегося визита раввина Йоны Мецгера.
По материалам
информационных агентств
ВСТРЕЧА ГЛАВНЫХ РАВВИНОВ ИЗРАИЛЯ И РОССИИ
Основной вопрос, обсуждавшийся на встрече главного ашкеназского раввина Израиля Йоны Мецгера и главного раввина России Берла Лазара, – взаимодействие между еврейскими религиозными общинами Израиля и России.
Среди прочих проблем раввина Мецгера интересовали причины снижения темпов репатриации российских евреев в Израиль.

Раввин Берл Лазар объяснил своему коллеге, что в этом нет теперь ничего необычного. Массовая алия начала 1990-х годов в значительной степени была бегством из бывшего СССР. Однако сейчас положение евреев в России достаточно стабилизировалось. Евреи больше уже не бегут от хаоса и неустроенности – сегодня в Израиль едет тот, кто действительно хочет там жить.
Раввин Мецгер рассказал о своих впечатлениях в ходе визита в Россию. И в частности, о том, что на него произвело сильное впечатление развитие еврейской общины Москвы. Раввин Мецгер, по его словам, убедился в том, что это – община, которая смогла не только возродить синагоги и открыть общинные центры, не только создать полноценную систему образования – от детских садов до институтов и университетов! – но и построить впечатляющую структуру социальной поддержки малообеспеченных.

Как подчеркнул израильский раввин, в эту структуру, в частности, включены: «хеседы», помогающие нуждающимся, еврейский детский дом, больница, где люди могут получить квалифицированную недорогую – и даже бесплатную для незащищенных слоев населения – медицинскую помощь, и многое другое.
Высокий гость поинтересовался также и тем, ощущается ли сегодня в России давление на еврейскую общину со стороны властей. Учитывая известное обстоятельство, что еще полтора десятилетия назад в стране сохранялся государственный антисемитизм, этот вопрос представляется с его стороны вполне закономерным.
Вместо прямого ответа раввин Берл Лазар предложил раввину Йоне Мецгеру спросить об этом у самих присутствующих на встрече евреев…
Все они отвечали высокому гостю, что быть евреем в нынешней России – почетно.
По материалам
информационных агентств
ПРИБЫТИЕ В УКРАИНУ РАВВИНА АЗРИЭЛА ХАЙКИНА

В сентябре главный раввин Украины Азриэл Хайкин прибыл в Украину в сопровождении главного ашкеназского раввина Израиля Йоны Мецгера, главного раввина России Берла Лазара, и президента Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваева.
В киевском «Президент-отеле» в честь прибытия раввина Хайкина состоялся прием, на котором присутствовала посол Государства Израиль в Украине Наоми Бен-Ами. На встречу с главным раввином прибыли председатели свыше 160 еврейских общин, известные общественные деятели, журналисты, представители творческой и научной интеллигенции, раввины городов Украины.

В ходе приема были затронуты важнейшие вопросы еврейской жизни в стране, а также намечены пути решения самых острых и неотложных проблем.
– Этот прием показывает, сколь острую необходимость в духовном руководстве испытывали украинские евреи, сколь актуальны и безотлагательны вопросы, которые призван решать главный раввин, – сказал руководитель пресс-службы Совета раввинов Украины Олег Ростовцев. – Мы присутствуем сейчас на историческом событии, которое открывает новый этап в истории еврейского возрождения в Украине.
По материалам
информационных агентств
ЕВРЕЙСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПРИНЯЛ ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

В Крыму состоялась встреча президента Украины Леонида Кучмы с главным ашкеназским раввином Израиля Йоной Мецгером, главным раввином России Берлом Лазаром и главным раввином Украины Азриэлом Хайкиным. Во встрече принял участие глава Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваев.
Президент Леонид Кучма и главные раввины Израиля, России и Украины совместно обсудили некоторые вопросы развития еврейской общины Украины.
В ходе встречи главный раввин Израиля Йона Мецгер особо подчеркнул, что украинские евреи высоко ценят сотрудничество с украинским государством и личное содействие президента Украины в обеспечении достойных условий существования еврейской общины в этой стране.

Президент Леонид Кучма поздравил раввина Йону Мецгера с избранием его на пост главного ашкеназского раввина Израиля.
Йона Мецгер, в свою очередь, представил президенту Леониду Кучме новоизбранного главного раввина Украины Азриэла Хайкина.
Президент ФЕО СНГ Леви Леваев рассказал президенту об образовательных проектах благотворительного фонда «Ор Авнер» и о деятельности еврейских общин в Украине.
Главный раввин России Берл Лазар в ходе встречи выразил надежду на укрепление связей между братскими еврейскими диаспорами России и Украины.
По материалам
информационных агентств
ОТКРЫТИЕ ЧЕРКАССКОЙ СИНАГОГИ

Недавно состоялась торжественная церемония открытия первой синагоги в украинском городе Черкассы.
В этой церемонии принял участие новоизбранный главный раввин Украины Азриэл Хайкин, глава Федерации еврейских общин Украины Меир Стамблер, мэр города Анатолий Волошин и другие официальные лица, а также многие будущие прихожане.

Церемония открылась трублением в шофар, после чего главный раввин Украины перерезал ленту у входа в синагогу. Вместе с раввином Черкасс Довом Аксельродом раввин Азриэл Хайкин прибил мезузу к косяку двери главного входа синагоги.
В честь этого впечатляющего события перед гостями выступил еврейский хор детского сада и школы «Ор Авнер».
Главный раввин Украины пожелал всем евреям города счастливого Нового года. Раввин выразил надежду на то, что на Украине будет построено еще множество синагог, а все ее граждане смогут свободно исповедовать свою веру.

В своем выступлении раввин Черкасс Дов Аксельрод отметил, что эта открывающаяся синагога – уже третье еврейское учреждение в городе. Действительно, многие горожане знают, что за восемь месяцев его работы открыты детский сад и школа.
Раввин Дов Аксельрод в коротком интервью корреспонденту «Лехаима» рассказал о том, что особенно взволновало его:
– Многие евреи, пришедшие на открытие синагоги, признались мне, что это действительно знаменательное событие, по их словам, буквально сняло пелену с их глаз. И что именно благодаря этому важному событию впервые в жизни они наконец-то почувствовали себя настоящими евреями.
Э. Фишман
ПРАЗДНИК В МАЛАХОВКЕ

В синагоге старинного подмосковного поселка городского типа Малаховка впервые за последние 120 лет прошла церемония внесения свитка Торы.
Сегодня малаховская община во главе с раввином Мойше Тамариным и председателем Михаилом Глимчером насчитывает около 250 евреев.
В этой церемонии, чрезвычайно знаменательной для жителей Малаховки, некогда весьма густо населенной евреями, приняли участие главный раввин России Берл Лазар, директор фонда «Ор Авнер» раввин Давид Мондшайн, почетные гости из Москвы и ряда других городов.
Торжественная церемония началась с освященного многими веками традиционного написания последних букв в передаваемом прихожанам свитке Торы. Отреставрированный сойфером Элияу Баром свиток был дописан главным раввином России Берлом Лазаром, членом главного раввината России Залманом Каном и раввином Самары Шломо Дайчем в помещении правления малаховской общины.
Затем процессия во главе с раввином Мойше Тамариным, держащим в руках свиток, проследовала по улицам городка в синагогу.

Здесь к собравшимся обратился главный раввин России Берл Лазар. Он призвал жителей Малаховки:
– Приходите в синагогу на молитвы и на встречу Субботы, отдавайте детей в воскресную школу, где они будут изучать еврейские предметы и получат представление о традициях и вере своего народа.
Раввин Берл Лазар поблагодарил главу Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваева за помощь в реставрации свитка Торы.
Главный раввин России также обратился со словами благодарности в адрес внука малаховского раввина советского времени Й. Батурашвили – раввина Меира Канельского, который подарил для переданного общине свитка Торы искусно изготовленные ручки и красивую корону из серебра.
С. Чарный
СЕССИЯ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ВКРЕ В ИЕРУСАЛИМЕ
Со дня основания этой организации подобные сессии происходят регулярно – каждое полугодие.
В Иерусалиме недавно завершила свою работу очередная сессия Координационного совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства.
Представитель еврейской общины Швеции, принятой на прошедшей сессии в состав ВКРЕ, Зинаида Шварц в своем выступлении сказала:
– Мы надеемся, что с помощью Конгресса нам удастся осуществлять программы, помогающие членам нашей общины более успешно интегрироваться в жизнь страны. Особенно это касается пожилых иммигрантов. Но основная наша цель – это помощь Израилю. Нам необходимо оперативно получать информацию о происходящих в Израиле событиях, чтобы противостоять тенденциозному освещению фактов, которое часто предлагает наша пресса. Все публикации, касающиеся событий арабо-израильского конфликта, начинаются словами: «как сообщают палестинские источники». Пока мы успеваем дать опровержение, эти факты уже никого больше не интересуют. Мы рассчитываем с помощью Конгресса наладить своевременный информационный обмен.

Отдельной темой в работе Координационного совета стала деятельность ВКРЕ, направленная на помощь пострадавшим от террора. Члены делегации США Григорий Тополянский и Инна Аролович представили участникам заседания 18-летнюю Надежду Беренштейн.
Эта девушка только что вернулась после лечения, которое она проходила в одной из клиник Кливленда. Она пострадала два года назад во время взрыва в Тель-Авиве в дискотеке «Дельфинариум».
Надежда подробно рассказала членам Координационного совета о нелегкой судьбе жертв террора. Она поблагодарила ВКРЕ, русскоязычные организации Америки и русскоязычных врачей Кливленда за их деятельное участие в ее судьбе.
Российская делегация посетила семью Людмилы Лакир, тяжело раненной в результате теракта, совершенного 11 июня 2003 года. Делегаты из России передали Людмиле пожертвования, собранные в ходе известной акции ВКРЕ «Спешите делать добро!», проведенной летом этого года в Москве.
Члены Координационного совета обсудили и приняли положения, регламентирующие работу Комитета в поддержку Израиля, а также положения о порядке деятельности новообразованного Общественного совета. В Общественный совет вошли члены кнесета, присутствовавшие на заседании.
В конце заседания его участники приняли текст поздравления еврейского народа с новым, 5764 годом.
Отчет о работе дирекции за минувший 5763 (2002/2003) год представил исполнительный директор ВКРЕ Валерий Энгель. Он заявил о том, что на отчетном этапе задачей исполнительной дирекции и руководства ВКРЕ в целом явились структуризация деятельности этой организации и начало реализации проектов, принятых к исполнению в декабре 2002 года – на прошлом заседании Координационного совета. Были созданы и начали работать четыре офиса ВКРЕ – в Москве, Иерусалиме, Нью-Йорке и Берлине.
Основным направлением деятельности Конгресса стала реализация проектов в поддержку Израиля в его борьбе с международным терроризмом. При ВКРЕ создана международная организация «Врачи против террора», объединившая медиков из России, Израиля, США, Германии, Чехии и ряда других стран. Эта организация уже сейчас пользуется достаточно большим авторитетом в медицинской среде. Так, одним из свидетельств тому стало недавнее заявление врачей московской клиники ЦЭЛТ, направленное ими в адрес ВКРЕ, с просьбой оформить вступление в ряды антитеррористического движения всего коллектива.
Под патронажем ВКРЕ прошла серия выставок под девизом «Дети против террора». Выставки эти вызвали широкий резонанс в СМИ. Как подчеркнул Валерий Энгель, такие выставки оказались «первым прорывом в западных СМИ, когда газеты дали объективную информацию об арабском терроре в Израиле».
Летом 2003 года московский офис ВКРЕ провел крупномасштабную кампанию по сбору средств в помощь пострадавшим от терроризма. Были собраны десятки тысяч долларов, распределенные затем среди семей пострадавших от арабского террора в Израиле и от теракта в Каспийске 9 мая 2002 года.
Руководство ВКРЕ инициировало и другие акции в поддержку Израиля, а также меры в направлении интеграции русскоязычных евреев в мировую еврейскую семью на основе равноправного взаимодействия. Речь идет, в частности, о программе распространения еврейской литературы на русском языке и о создании «Семейной библиотеки русскоязычного еврейства». В рамках этой программы было профинансировано издание книг для распределения среди русскоязычных еврейских общин стран Европы.
В этом же контексте происходит и активная борьба ВКРЕ с миссионерством. Так, например, только за последние полгода удалось предотвратить проведение акций миссионерской секты «Евреи за Иисуса» и миссии «Слушай, Израиль!» в России, Украине и Белоруссии, в частности в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Днепропетровске, Минске и ряде других городов. Подобные же акции проводились деятелями Всемирного конгресса русскоязычного еврейства и в США.
С самого момента своего создания ВКРЕ принимает активное участие и в борьбе против проявлений антисемитизма в странах бывшего СССР. В частности, важную роль сыграл Конгресс в деле официального запрещения властями деятельности так называемой Национально-державной партии России. Организуя отпор разжиганию этой партией юдофобии, ВКРЕ обратился напрямую к президенту России Владимиру Путину, а затем сумел добиться рассмотрения дела против НДПР Генеральной прокуратурой РФ, что и привело в результате к отмене регистрации антисемитской партии.
В. Энгель подчеркнул, что существенную роль в реализации планов Конгресса стало играть созданное в марте 2003 года информационное Агентство еврейских новостей (АЕН).
В конце доклада исполнительный директор ВКРЕ остановился на ряде проблем, которые предстоит решить Конгрессу.
Речь идет прежде всего о расширении взаимодействия с международными еврейскими организациями и фондами, а также с представителями еврейского истеблишмента в странах проживания диаспоры.
Во исполнение этих целей уже в ближайшее время планируется провести несколько семинаров для сотрудников исполнительной дирекции.
Р. Финкельберг, С. Фуксон
СТАНЦИЯ НАЗНАЧЕНИЯ – ЖИЗНЬ
На Белорусском вокзале в Москве недавно состоялась всероссийская межконфессиональная акция против употребления наркотиков.
Эта акция проведена под девизом «Поезд в будущее. Станция назначения – жизнь».
В акции приняли участие немало официальных лиц, в числе которых оказались полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, главный раввин России Берл Лазар, первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви архиепископ Калужский Климент, представитель совета муфтиев России муфтий Равиль Хазрат.
С ходе проведения акции с Белорусского вокзала в Смоленск отправился агитационный поезд, пассажирами которого стали врачи, учителя, журналисты, спортсмены, популярные артисты – всего 176 человек.
В Смоленске они проводили тренинги и семинары для школьников и их родителей, студентов вузов и педагогов.
Главный раввин России Берл Лазар так прокомментировал это событие:
– К сожалению, проблема наркотиков касается всей молодежи. Это – болезнь, которой общество заражено изнутри. Мы не можем здесь отделять евреев от неевреев. Участие в этой акции – наша обязанность. Мы хотим добра молодежи. Дело не в том, чтобы запретить наркотики, а в том, что необходимо показать всем воочию, как употребление наркотиков уничтожает человеческую жизнь.
Выступая на церемонии завершения акции, раввин Берл Лазар призвал всех присутствующих, а особенно подростков, рассказать своим друзьям обо всем, что они узнали в ходе ее. Свою речь раввин закончил добрым напутствием:
– Живите без наркотиков – и ваша жизнь будет счастливой.
А. Баскакова
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

В Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще прошел День открытых дверей.
С утра и до позднего вечера сотни гостей знакомились с многочисленными программами, которые организованы в МЕОЦ, посещали открытые занятия в кружках, беседовали с руководителями отделов.
Каждый смог найти себе занятие по вкусу. Так, одни заинтересовались художественным творчеством – от живописи и золотого шитья до хореографии. Других привлекли спортивные секции. Третьи захотели изучать еврейскую традицию или принять личное участие в различных благотворительных программах...
Посетители МЕОЦ осмотрели выставку керамики с росписью на еврейские темы – замечательные работы художника Андрея Турова – и ознакомились с экспозицией познавательного батика Галины Дубинской «Дороги Израиля».

Пока взрослые занимались своими делами, малыши с удовольствием прыгали на батуте, установленном прямо на улице, участвовали в детской театрализованной программе и под руководством мастеров из Израиля изготавливали шофары из настоящих рогов. Закончился день концертной программой с участием известных московских артистов.
Открыл свои двери для интересующихся его деятельностью и благотворительный фонд «Эзра». В клубе «Радость общения» для подопечных фонда и гостей состоялся День именинника. На этом празднике побывали около двухсот человек. В подарок все виновники торжества получили книги.
А затем в их честь состоялся концерт. Открылся он еврейскими песнями в исполнении Давида Карпенко. Программу продолжила скрипачка Ирина Озерная. Подопечный фонда Борис Бочаров поздравил всех именинниц с днем рождения и исполнил песню «Какая женщина». Приятным финалом праздника стало сладкое застолье.
С. Ладожская
НАЙТИ СЕБЯ
В женском институте «Хая-Мушка» начался новый учебный год. На торжественной церемонии в честь этого события присутствовал главный раввин России Берл Лазар.
Выступая перед учащимися и гостями, ректор института раввин Авраам Бекерман отметил, что выпускницы этого года впервые получат дипломы о высшем образовании государственного образца.
– Махон – это не только учеба, получение знаний, – сказал в своем приветственном обращении раввин Берл Лазар, – это «ахдут», что означает «единение», которое свойственно еврейскому народу.

Руководитель московского Учебного центра Еврейского агентства в России Тхия Тамарин, принявшая участие в церемонии, также выступила с напутствием девушкам:
– Желаю каждой из вас добиваться успехов в своем стремлении двигаться вперед по пути овладения знаниями и ощущать от этого радость.
Махону «Хая-Мушка» недавно исполнилось двенадцать лет. Девушки получают в нем как солидное светское образование высокого уровня, так и традиционное религиозное. Студентки изучают педагогику, лингвистику и экономику на базе двух известных столичных высших учебных заведений – Московского авиационного технологического института и Московского экономико-лингвистического института.
Три года назад при махоне открылась школа, в которой учащиеся девушки не только завершают свое общее среднее образование в 10 и 11 классах, но также одновременно приобщаются к освященной тысячелетиями традиционной еврейской духовности.
Сейчас в «Хая-Мушка» учатся 150 девушек – 20 школьниц и 130 студенток. В нынешнем учебном году на первый курс махона зачислено двадцать студенток и еще столько же – в 10 и 11 классы школы. Учащиеся живут в общежитии при махоне, в удобных комнатах, и получают кошерное питание.

На церемонии посвящения в студентки первокурсницам пришлось отведать горький лук и сладости, символизирующие трудности учебы и радости побед над собой. Перед тем как всем вместе – студенткам, преподавателям и гостям – войти в здание махона, раввин Авраам Бекерман протрубил в шофар: «В добрый путь к вершинам знаний, к постижению наших многовековых традиций!»
– Мы не хотим останавливаться на достигнутом, – сказал в интервью корреспонденту «Лехаима» главный раввин России Берл Лазар. – Девушки приезжают не только учиться: они находят здесь свою семью, получают ответы на многие вопросы. А самое главное – они находят себя. Сегодня здесь учатся около полутора сотен девушек, но мы надеемся, что в ближайшее время учащихся в махоне будет уже больше тысячи. К сожалению, и в этом году опять не удалось принять в институт всех желающих. Проблема чисто техническая: раньше в этом здании был спортивный клуб, поэтому оно требует перепланировки и реконструкции.
И. Ясович
ЕВРЕЙСКИХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ СТАЛО БОЛЬШЕ
В этом году первый звонок прозвучал 120 раз в еврейских детских садах, школах и ешивах на территории СНГ.
Некоторые из этих школ основаны уже более десяти лет назад. Однако есть и такие еврейские детские учебные заведения, что впервые открыли свои двери в этом учебном году.
Так, в Грузии начала работать еврейская школа, в которой сели за парты 80 учеников. А в Белоруссии в средней школе города Бобруйска отпраздновали новый учебный год 70 учеников. В средней школе столицы Башкирии Уфы открыли еврейские учебники четыре десятка учеников.
В столице Уральского региона Екатеринбурге в еврейский детский сад пошли полсотни детишек. Также открыты новые еврейские детские сады во Владивостоке, а в Украине – в Ужгороде и Черновцах.
Многие из уже ранее действовавших школ в нынешнем году увеличили количество учеников в несколько раз по сравнению с предыдущим годом.

Вообще же в шести государствах бывшего СССР – Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, России и Украине – в добавление к действующей сети школ фонда «Ор Авнер» при Федерации еврейских общин СНГ в нынешнем году открылись уже 13 новых учебных заведений. Эти школы расположены в столицах и других городах стран СНГ: Уфе, Пинске, Бобруйске, Караганде, Баку, Тбилиси, Перми, Брянске, Владивостоке, Биробиджане, Ужгороде, Черкассах и Черновцах.
Во всех этих новых школах – небольшие классы, в каждой организовано трехразовое питание учащихся и педагогического персонала, а на работу в них приглашены лучшие учителя названных городов. Для преподавания информатики, английского языка и математики выделены дополнительные часы. Занятия по ивриту, еврейской культуре и традиции в основном будут вести израильские педагоги.
На территории бывшего СССР фонд «Ор Авнер» сегодня имеет в своей сети уже 87 школ. Из них 32 находятся в России, 37 – в Украине, шесть – в Белоруссии, три – в Казахстане, по две – в Грузии, Литве и Узбекистане, по одной – в Азербайджане, Эстонии, Латвии и Армении.
Для организации еврейской жизни в странах СНГ и в том числе и для работы со школами из Израиля в этом году приехали девять раввинов. Направились они в разные концы бывшего СССР, – в Курск, Тольятти, Астрахань, Краснодар, Оршу, Могилев, Брест, Черновцы и Ужгород.
Под эгидой Конгресса еврейских религиозных общин и объединений России (КЕРООР) открыты четыре школы. Из них две в Москве – «Эц Хаим» и «Ган Хама» – и по одной в Пятигорске и в Туле.
В Москве также работают три еврейские религиозные школы. Одну из них – «Мигдал Ор» – финансируют еврейские организации США и Израиля. Другая – частная религиозная школа «Бет Еудит». И еще действует государственная еврейская школа №1311 – с углубленным изучением иврита и традиции иудаизма.
При Международной еврейской организации ОРТ (Образовательные ресурсы и технологический тренинг) в России действуют четыре школы – в Самаре, Казани, Петербурге и Москве. В учебную программу каждой из этих школ ОРТ включен дополнительный предмет – технология, а также компьютерные дисциплины.
С. Фуксон
МОСКВА:
УЧЕБА НА ИВРИТЕ
В нынешнем году свои двери открыла школа для девочек, в которой преподавание всех традиционных еврейских дисциплин будет вестись на иврите.

Для обучения детей «светским наукам» приглашены лучшие московские учителя. В школе будут учиться дети посланников международного Любавичского движения в Москве, и девочки из еврейского пансионата «Дети будущего» – всего около четырех десятков школьниц.
Решение о создании такой школы назрело в результате наблюдения за работой детского сада «Хедер Менахем», в котором успешно применяется практика общения с детьми на иврите.
В этой недавно открытой школе сегодня уже действуют классы начального и среднего образования. Однако пока что в них проходят предметы по школьной программе только до шестого класса. Но это, как надеются учителя, родители и ученики, – всего лишь начало, первые шаги на долгом и увлекательном пути к вершинам знаний...
АЕН
«МЕСИВТА» ОБНОВЛЯЕТСЯ
Открыла свои двери для учеников «Месивта» – единственная еврейская школа-интернат на постсоветском пространстве. Это уникальное учебное заведение создано в Москве в 1999 году по инициативе главного раввина России Берла Лазара при поддержке известного предпринимателя и мецената Леви Леваева.
Школе также помогает «Фонд Кауфманна», а в нынешнем году она выиграла грант фонда «Авихай», предназначенный на развитие еврейского образования в России.
В «Месивте» ныне уже более сотни учащихся, которые съезжаются именно сюда для получения добротного образования со всех концов бывшего СССР – от Каунаса и Калинковичей до Находки.
В классах «Месивты» по-прежнему всего по 5-7 учеников. При росте числа учащихся руководство школы предпочитает открывать новые классы, а не увеличивать «наполняемость» в каждом из них. По мнению директора школы Арона Головчинера, именно этот метод обучения позволяет уделять больше внимания каждому ученику.
В этом году практически все выпускники «Месивты» сдали на «отлично» вступительные экзамены в Международный институт ХХI века (Еврейский университет).
В начавшемся учебном году внесены новшества и в учебные программы. Часов, отведенных на занятия по физическому развитию, теперь станет больше. Кроме общего курса истории, старшеклассники будут изучать теперь историю московского еврейства. Школьники также смогут петь в хоре, играть на различных музыкальных инструментах, учиться вождению автомобиля.
ЕШИВЕ – ПОЛТОРА ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Пятнадцатый учебный год начала ешива «Томхей Тмимим Любавич». В этом году здесь занимаются уже около полусотни учащихся.
Несколько лет назад в ешиве были введены приемные экзамены. Изменился и уровень преподавания: теперь с ребятами работают раввины, приглашенные из Израиля. Учебная программа «Томхей Тмимим» ныне соответствует всем международным стандартам.
С. Чарный
УФА:
ПЕРВАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ШКОЛА
Открыла двери первая в Уфе еврейская средняя школа «Ор Авнер», работающая на постоянной основе.
До открытия этого стационарного учебного заведения в столице Башкирии действовала только лишь одна воскресная еврейская школа.
Родителей и детей новая школа привлекает тем, что классы ее рассчитаны на обучение не более 5-8 учеников. Для них организовано трехразовое кошерное питание. Учить здесь будут по усиленным курсам информатики, английского языка и математики. Детей привозят на занятия и развозят по домам на автобусах.
Ежедневно в школе также проводится довольно обширная общеобразовательная работа и после окончания уроков. В ходе ее учителя из Израиля уже начали вести занятия по ивриту, еврейской культуре и традиции.
М. Калабухова
БРЯНСК:
ШКОЛА ОБУЧАЕТ ТРАДИЦИИ
С урока еврейской традиции начались занятия в новой еврейской общеобразовательной школе Брянска.
Учеников и учителей этой первой национальной школы в городе приветствовал сотрудник аппарата главного федерального инспектора в Брянской области Валерий Скидан. В своем выступлении он отметил, что школа находится под личным патронажем главного федерального инспектора Владимира Гайдукова и главы Брянска Валерия Полякова.
Школу возглавил раввин Брянска Ицхак Ройтман. В ее педагогическом коллективе – учителя высшей категории. Причем примечательно то, что среди них – девять «Отличников просвещения России». А учителя биологии и географии Жанну Воротынскую дважды официально признавали «Учителем года» в Курске, где она раньше работала.
АЕН
ХАРЬКОВ:
ЕВРЕЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
В Харькове открылась первая Еврейская академия для девочек.
Академия эта работает в сотрудничестве с одним из самых солидных высших учебных заведений города – Президентской академией в области преподавания менеджмента, экономики и иностранных языков.
Программа Академии для обучения девочек рассчитана на шесть лет и включает в себя также интенсивный курс иудаики. Занятия проходят в синагоге «Бейт Менахем». Среди традиционных еврейских дисциплин изучается курс истории нашего народа, а также основы иудаизма, Пятикнижия Торы, хасидизма, Алохи и иврита.
Обучение в Академии бесплатное. Планируется, что ее студентки будут помогать еврейской общине города Харькова, работая в воскресных школах и летних лагерях отдыха, традиционно организуемых для детей.
АЕН
БОБРУЙСК:
ШКОЛЬНИКИ УЧАТ ИВРИТ
В белорусском городе Бобруйске открылась еврейская средняя школа с преподаванием иврита, истории и традиций еврейского народа.

На праздник первого звонка собрались более 60 детей – от малышей из детского сада до учеников седьмого класса. В торжестве приняли участие председатель совета Объединения иудейских общин Белоруссии Эдуард Париз, председатель бобруйской еврейской общины Игаль Чернин и раввин Бобруйска Борух Ламдан.
После первого звонка начался праздничный утренник для малышей, а школьники отправились на свой первый урок в новой школе.
АЕН
ПЕТЕРБУРГ:
«ШАМИР» – ЭТО ЗНАНИЯ
Учителя высшей квалификации – супруги Козловские – приехали из Израиля в Петербург для того, чтобы вести занятия в еврейской общеобразовательной школе «Шамир». Они будут преподавать здесь не только курс иврита, но и еврейскую традицию.
Это стало возможно благодаря участию в финансировании школы благотворительного фонда «Ор Авнер».
В нынешнем учебном году школа «Шамир» получила два дополнительных этажа, что позволит увеличить количество учащихся (пока их около 140), открыть вечерние курсы еврейской традиции, семейный клуб и небольшой концертный зал.
Директор школы Марк Грубарг отметил, что благодаря индивидуальному подходу учителей к каждому ученику и особой, доверительной атмосфере сотрудничества педагогов и школьников практически все выпускники, получившие аттестаты о среднем образовании, поступают в вузы.
А. Елкин
ВОЛГОГРАД:
ЛУЧШАЯ ИЗ ЧАСТНЫХ
На «отлично» оценила комиссия готовность к новому учебному году единственной в Волгоградской области частной еврейской школы «Ор Авнер».
Проверка велась по 19 позициям, и ни по одной из них у членов комиссии замечаний не было. Отмечено в ходе проверки и отличное качество методической базы этой школы.
На одном из недавних заседаний Ассоциации директоров негосударственных школ Волгограда были оглашены результаты сдачи школьниками единого государственного экзамена по математике. И оказалось, что школа «Ор Авнер» заняла второе место среди негосударственных учебных заведений города.
В новом учебном году к занятиям в еврейской школе приступил 141 ученик.
АЕН
КАЛИНИНГРАД:
ЕСТЬ ПОПОЛНЕНИЕ
В четвертый раз распахнула свои двери школа «Ор Авнер» – и двадцать детей сели за ее парты. В эту дружную школьную семью в новом учебном году влились восемь новичков.
С началом нового учебного года школьников поздравил главный раввин Калининграда и Калининградской области Давид Шведик. Он подчеркнул, что смысл обучения в еврейской школе – не только в получении детьми качественного светского и традиционного образования, но в не меньшей степени – в заложенных именно школой основах еврейского образа жизни, в уважительном отношении к своим истокам.

Поздравить школьников пришел и ветеран Великой Отечественной войны, бывший узник гетто Яков Романович Суховольский.
Учебный год начался в отремонтированных классах, за новыми партами, с занимательными учебниками по всем школьным предметам и внеклассным дисциплинам. В этом – большая заслуга руководителя департамента образования областной администрации Лазаря Моисеевича Фуксона. Ученики получили в подарок яркий, красочный, познавательный школьный дневник.
Группы продленного дня оснащены первоклассными развивающими играми; здесь фломастеры и краски, альбомы и наглядные пособия. Подготовлена и столовая, где дети получают кошерное питание.
Кроме учебы по обязательной федеральной программе, школьники будут изучать иврит, еврейскую историю и традиции, музыку и танцы еврейского народа.
В. Винополь
ХЕРСОН:
ПЕРВАЯ В УКРАИНЕ
Еврейская школа в Херсоне – первая в Украине, созданная после провозглашения этой страной государственной независимости.
Недавно херсонская школа отметила свою одиннадцатую годовщину. С обращением к ученикам и их родителям выступил раввин Йосеф-Ицхок Вольф. Он рассказал об особом символическом значении элула – последнего месяца еврейского года и первого месяца года учебного.
Впервые на церемонию открытия нового учебного года в школу явились выпускники, поступившие в первый класс в год ее основания. Они приветствовали сегодняшних первоклассников и пожелали им, чтобы дух еврейства не оставлял их на протяжении всей жизни.
На первый урок ребят созвали торжественные незабываемые звуки шофара.
Д. Ривкин
АЛМА-АТА:
ШАБОС В «ГЕРШУНИ»
Многие новички, пришедшие в еврейский учебно-воспитательный комплекс «Гершуни», оказались на праздновании Шабоса впервые в жизни. Для них, впрочем, и была организована специальная – «учебная» – встреча Субботы.
Совсем скоро еврейская традиция вернется в их семьи, – убеждены организаторы этого празднования. Непременно вернется! Так же как она вернулась в семьи нескольких сотен учеников школы и воспитанников детского сада, которые вот уже в течение пяти лет приходят в родные стены своей «альма-матер».

Сегодня здесь обучаются две сотни мальчиков и девочек. Всех их с новым учебным годом от имени преподавателей «Гершуни» поздравили его президент – раввин Шевах Златопольский, директор Анна Щепкина, а также заведующая детским садом Марина Лапина.
В нынешнем году в еврейском учебно-воспитательном комплексе «Гершуни» открылся хедер «Оалей Леви-Ицхок». Произошло это в «день рождения» здешнего детского сада, которому исполнилось три года.

В этот день воспитанники детского сада, родители которых пожелали, чтобы их дети получили углубленное еврейское образование, закутанные в талесы, вошли в новое помещение. Здесь они отведали на вкус буквы еврейского алфавита, сделанные из медового пирога, услышали звуки трубящего шофара и увидели, как к дверному косяку прибивают мезузу. Такого торжества еврейского духа и следования традиции этим детям уже не забыть...
Э. Фишман
БАКУ:
ШКОЛА – БУДУЩЕЕ ЕВРЕЕВ АЗЕРБАЙДЖАНА

В столице Азербайджана Баку прошла церемония открытия новой школы «Ор Авнер». В этот сентябрьский день 206 мальчиков и девочек с первым звонком вошли в двери школы.
– Сегодня в Баку праздник, – сказала директор школы Людмила Аббасова. – Теперь каждый может воочию увидеть, что Азербайджан – свободная страна, дающая своим гражданам возможность получить образование в духе еврейских традиций.

Как уже сообщалось в нашем журнале, в апреле нынешнего года состоялась встреча президента Азербайджана Гейдара Алиева с главным раввином России Берлом Лазаром и президентом Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваевым. Именно в ходе той встречи и было принято решение на высшем официальном уровне – открыть в Баку еврейскую школу.
В торжественной церемонии открытия приняли участие член Милли Меджлиса – парламента страны – профессор Асаф Гаджиев, исполнительный директор Федерации еврейских общин СНГ Авраам Беркович, посол Израиля в Азербайджане Эйтан Наэ, а также почетные гости из Великобритании – вице-президент Всемирного еврейского конгресса лорд Джайнер, лорд Митчел и член палаты общин, секретарь британо-израильской парламентской группы, член британского «Общества друзей Израиля» Линда Перхам.

Несколько часов спустя на встрече в Милли Меджлисе со спикером парламента Азербайджана Муртузом Алескеровым лорд Джайнер назвал открытие первой в республике частной еврейской школы событием историческим.
...Учащиеся, учителя и гости собрались на школьном дворе. Дети приветствовали собравшихся государственными флагами Азербайджана, Израиля и Великобритании.
В начале церемонии открытия школы прозвучал Государственный гимн Республики Азербайджан, и на школьном флагштоке был поднят флаг этой страны. А затем ученица первого класса Эмилия Шамаилова и ученик девятого класса Эльмир Гасанлы дали символический первый звонок.
С приветственной речью к учащимся школы и гостям праздника обратился главный раввин ашкеназских евреев Азербайджана Меир Брук. После трубления в шофар раввин Брук повел по школе гостей на экскурсию, которая завершилась в актовом зале.

В своем выступлении лорд Джайнер сказал:
– Воздадим благословение светлой памяти Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, которая помогает раввинам-посланникам строить еврейские школы с такими умными и хорошими учениками.
Лорд Джайнер в своей речи также выразил сердечную благодарность президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, поспособствовавшему открытию первой еврейской школы в этом мусульманском государстве.
– Школа – это будущее еврейской жизни в Азербайджане, – сказал исполнительный директор Федерации еврейских общин СНГ раввин Авраам Беркович. – Замечательно, что в республике нет проявлений антисемитизма. Новая школа – это еще один пример великой традиции дружбы евреев и мусульман в Азербайджане.
По материалам
информационных агентств
РИГА: ЖИВА ПАМЯТЬ ХОЛОКОСТА

В первый день осени у мемориала на месте сожженной вместе с людьми 4 июля 1941 года Рижской хоральной синагоги собрались ученики и учителя еврейских школ столицы Латвии. На митинг пришли и жители города.
Почетные гости пожелали школьникам успехов в новом учебном году. Раввин Шнеур Кот протрубил в шофар.

С приветствиями обратились к собравшимся посол Израиля в странах Балтии Гарри Корен, министр правительства Латвии по особым поручениям и по вопросам интеграции Нил Муйжниекс, председатель фонда общественной интеграции Латвии и советник президента по вопросам экономики Сол Букинголтс.
По окончанию церемонии ученики, родители и гости направились во двор школы Хабад, где были накрыты столы с поминальным угощением.
Л. Гофеншефер
РАВВИН ОШЕР КРИЧЕВСКИЙ:
Пока в Омске остается хоть один еврей, я отсюда не уеду.
Раввин Ошер Кричевский родился в1978 году в городе Беэр-Шева в Израиле. До 13 лет учился в хедере, потом – после бар-мицвы – в ешиве в Иерусалиме. В 1996 году продолжил образование в Нью-Йорке, а затем преподавал в ешиве Буэнос-Айреса, одновременно еще и продолжая свое обучение. В 1999-2000 годах стажировался в Берлине по специальной программе подготовки раввинов. Закончил обучение в Тель-Авиве в 2001 году. В сентябре того же года был назначен главным раввином Омска и Омской области. Женат, имеет дочь.
– Уважаемый раввин Ошер, как же это вы решились приехать из теплых краев в далекий, холодный сибирский город?
– Я исповедую идеи Хабада, которые сформулировал Любавичский Ребе. Главная из них– развивать еврейские традиции везде, где живут евреи. Получив весьма основательное религиозное образование, я начал искать место, где мог бы найти достойное применение своим знаниям. Мой старший брат к тому времени уже работал раввином в Уфе, так что это у нас «семейный вирус». Мне предложили на выбор поехать в Сочи или в Омск. Я выбрал Омск, причем только потому, что здесь живет вдвое больше евреев, чем в Сочи. К тому же мне рассказывали, что сибиряки очень хорошие, приветливые люди, и я рад, что это вполне подтвердилось.
Слушая рассказы моих родителей, я считал, что в Сибири очень страшно! Ну а на самом деле здесь я осмотрелся– и все оказалось гораздо лучше, чем представлялось издалека. Конечно, здесь зимой очень холодно, особенно по сравнению с Израилем. Но я быстро узнал известную многим северянам истину, что сибиряк– вовсе не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Я эту истину скорехонько и основательно усвоил. Вот с той поры и стараюсь хорошо одеваться, а поэтому холода для меня уже не проблема.
– Надо признать, однако, и то, что ведь уже в Омске вам пришлось осваивать не только сибирский климат, но еще и русский язык. Как вы с этим справились?
– Мои родители уехали из Советского Союза в Израиль в 1971 году; папа– москвич, а мама родом из Баку. Они не жаловали советский режим, поэтому меня и десятерых моих братьев и сестер русскому языку не учили. При советской власти мой прадед отсидел двадцать лет в тюрьме за свои религиозные убеждения. Как известно, в те годы евреям было очень трудно сохранять свою веру, потому что тоталитарное атеистическое государство было против любой религии вообще, а иудаизма коммунисты просто не переносили.
Как бы то ни было, но, будучи уже здесь, в Омске, за два года я тем не менее освоил русский язык. Однако же, как видите, говорю пока еще с довольно сильным «ивритским» акцентом. Многие помогали мне осваиваться в новой среде. Знаете, важно для меня и то, что в Омске люди оказались вообще очень доброжелательными, и в немалой мере еще и поэтому незнание языка отнюдь не помешало налаживанию необходимых контактов.
– Что для вас явилось главной проблемой в Омске в так называемый «период адаптации»?
– Конечно, оказавшись так далеко от родного дома, я скучаю по своей семье. Но есть ведь и телефон, и Интернет, благодаря которым можно поддерживать связь с близкими...
Самая большая проблема– обеспечить кошерное питание. Ведь в Омске пока что– увы!– почти ничего нельзя купить из кошерных продуктов. Поэтому молоко мне присылают из Израиля, куриное и говяжье мясо– аж из Москвы...
Законы кашрута– это, без сомнения, один из способов сохранения еврейского народа. Я уверен в том, что со временем и в омских магазинах, несомненно, появятся специальные отделы, где можно будет свободно купить разнообразные кошерные продукты. Если на них будет спрос, то непременно– рано или поздно– появится и предложение.
– Вы немало повидали, жили в Нью-Йорке, Берлине, Буэнос-Айресе… По сравнению с этими мировыми центрами Омск выглядит, наверно, не очень привлекательно?
– Недостатки есть везде, но я отношусь к ним довольно спокойно. Ведь надо же понимать, что и в развитых странах тоже все не за один день появилось!
Следует также понимать и то, что у местных властей Омска просто на все не хватает средств. И все же, однако, чувствуется, что этот город развивается, даже и на моих глазах он меняется.
Я побывал уже во многих российских городах. И вы поверьте мне на слово: Омск на их фоне выглядит, право же, совсем неплохо! Этот город приспособлен для вполне нормальной жизни. Ведь Омск– город очень зеленый, и притом здесь еще и красивая архитектура у многих старых зданий. Впрочем, и у некоторых из новых современных строений архитектура тоже неплоха.
– Наверняка вы ехали в Омск с идеями и планами по обустройству общины. Какие-то из них уже удалось воплотить в жизнь?
– Признаюсь, пока еще я многого так и не достиг– по крайней мере из того, что загодя планировал. Главная моя мечта– это чтобы действительно удалось объединить всех омских евреев в одну дружную семью.
В Омске же сегодня действуют три еврейские организации: религиозная община, общественное объединение «Шалом– ХХI век» и представительство Еврейского агентства в России. Вот я и хочу, чтобы все мы работали вместе– на благо омичей...
Наша община собирает религиозных людей, организует бесплатную столовую для пожилых евреев, воскресную школу для детей. Община наша помогает решать не только религиозные, но и любые другие вопросы, и притом не только евреям. Например, недавно мы передали полученное из Израиля детское питание городским домам ребенка.
«Шалом– ХХI век» организует работу хеседа: занимается благотворительностью, оказывает помощь малоимущим. А омское представительство Еврейского агентства в России ведает вопросами репатриации евреев. Но по большому счету ясно, что все мы делаем одно дело. И поэтому– если нам всем действительно удастся наконец объединить усилия, то вот тогда мы многого сможем добиться.
В последние два года в Омске работал детский летний лагерь «Ган Исроэл», выходит ежемесячная газета «Ахдут» («Единство»), которая призвана стать трибуной омских евреев. К еврейским праздникам обычно приурочены концертные вечера, работают молодежный и женский клубы, в воскресной школе дети обучаются еврейским традициям, языку и компьютерной грамотности. Начал работать еврейский детский сад. Есть планы по открытию средней школы, компьютерного класса и библиотеки. Но на это пока у нас не хватает ни средств, ни помещений.
– А не откроете ли вы секрет, если расскажете, на какие средства существует омская религиозная община?
– Большая часть средств пока поступает к нам из Москвы... Однако отрадно то, что уже и некоторые омские евреи тоже помогают общине собственными деньгами.
Причем важным со всех точек зрения фактом представляется то, что помогают общине своими средствами не только люди состоятельные, но даже и некоторые старики с недавних пор жертвуют по 100 рублей из своих весьма небольших пенсий...
Пожертвования же вообще, как известно, играют очень большую роль в еврейской традиции. И я искренне радуюсь тому, что эта добрая, благотворная традиция и у нас, в Омске, не прерывается.
– Собираетесь ли вы по примеру многих других еврейских общин строить в Омске общинный центр?
– Начну ответ на ваш вопрос с того, что здание омской синагоги было построено около полутора веков назад. При советской власти его, к сожалению, экспроприировали и использовали под другие цели, однако в начале 90-х годов вернули общине.
Мы не смогли найти в городе помещение, подходящее для открытия в нем общинного центра. И поэтому пока ограничились тем, что выкупили у городских властей участок земли, расположенный очень удобно для его использования в дальнейшем– он как раз напротив синагоги.
Так что ответ один: как только у нас появятся средства, мы тут же незамедлительно приступим к строительству здания столь необходимого евреям-омичам общинного центра.
–Как раввин вы несете евреям религиозное учение иудаизма. Считаете ли вы это дело своим главным предназначением?
– Иудаизм отвергает идею миссионерства. Мы никому не навязываем свою веру, нет! Но тем не менее мы привлекаем людей к осознанию своих корней и делаем это с помощью наших национальных культурных традиций. Поистине так: ведь религия– это и есть наша культура.
Моя задача как раввина действующего– всемерно постараться создать условия для того, чтобы желающие соблюдать еврейские традиции смогли это делать...
Нет вообще неверующих евреев– есть нерелигиозные. Многие просто не знают, что они– евреи. Ну, скажем, не знают хотя бы потому, что по российским законам национальность определяется по отцу, а по законам еврейским– по матери. В советское время немало людей старались не афишировать свою принадлежность к еврейству, и по этой причине тоже слишком многие евреи ассимилировались.
Талмуд учит, что в рождении ребенка участвуют отец, мать и Б-г. Если ты веришь в Б-га, лишь когда это тебе выгодно, тогда уж извини, но это вовсе никакая не вера, а лишь математический расчет. Обычно о Б-ге вспоминают, когда плохо. Так, к примеру, к нам приходит много писем из колоний от осужденных...
Главное, люди должны знать о том, что они всегда могут обратиться за помощью в синагогу– и получить ее. Моя цель– помогать евреям, где бы они ни жили. Пока в Омске остается хоть один еврей, я отсюда не уеду.
– Часто ли вы сталкиваетесь в городе с антисемитизмом?
– В синагоге несколько раз разбивали окна, иногда появляются антисемитские надписи на заборах, но это мелочи. Омск в этом отношении– достаточно спокойный город, особенно по сравнению с другими российскими регионами европейской части страны...
В том, что в Омске нет вопиющих проявлений антисемитизма,– определенно заслуга и местной власти. Я неоднократно встречался с нашим вице-губернатором, известным юристом и политиком Алексеем Казанником, курирующим религиозные вопросы, и он всегда старается помочь, когда это нужно.
– А как складываются ваши отношения с представителями других конфессий?
– На межконфессиональной конференции я общался с представителем православной церкви отцом Феодосием и лидерами омских мусульманских общин. Однако каких-то личных отношений между нами, к сожалению, нет...
Я надеюсь, что такие отношения появятся– и, безусловно, послужат нам всем для пользы общего дела. Ведь Б-г один, только люди верят в него по-разному.
– И последний вопрос: как проводит свободное время главный раввин Омска?
– Суббота для евреев– день отдыха, в этот день даже телевизор смотреть нельзя. Стараюсь побыть с женой, которой, кроме меня, в Омске просто не с кем поговорить на ее родном иврите...
Чтобы не отрываться от проблем своей страны, регулярно смотрю по Интернету израильские новости. Читаю в основном религиозные книги, слушаю еврейскую музыку. Моя мама окончила консерваторию, она и воспитывала нас на классической музыке. Я очень люблю Чайковского, Баха, Моцарта, но слушать их порой просто нет возможности.
Беседовала О. Гольдман
МОСКВА: НА БОЛЬШОЙ БРОННОЙ РЕКОНСТРУИРУЮТ СИНАГОГУ
По инициативе раввина московской синагоги на Большой Бронной Ицхока Когана празднование окончания первой очереди реконструкции ее приурочили к дню рождения основателей Хасидизма.
В праздничном банкете приняли участие глава благотворительной организации «Колел Хабад» Шолом Духман, исполнительный директор Федерации еврейских общин СНГ Авраам Беркович, многие меценаты и другие почетные гости.
После банкета выступил мужской хор «Хасидская капелла».

Раввин Ицхок Коган в своей речи поблагодарил всех внесших пожертвования на реконструкцию синагоги.
Синагога построена в последней четверти XIX века известным российским финансистом и предпринимателем Лазарем Поляковым. В ее молельном зале был весьма предусмотрительно сооружен тайный подземный ход для спасения евреев в случае возможных погромов. В 1937 году раввин синагоги Мойше-Хаим Гуртенберг был расстрелян ГПУ, а сама синагога перестроена и передана ВЦСПС...
Решением правительства Москвы в 1991 году здание синагоги на Большой Бронной возвращено верующим.
Но ее трудная судьба на этом не кончилась. В 1993 году в комнату раввина была брошена зажигательная бомба. В 1998 году, когда в синагоге готовились к детскому празднику, в молельном зале сын раввина обнаружил среди книг заложенное некими негодяями взрывное устройство – и только чудо спасло здание от разрушения. Едва лишь бомбу успели вынести во двор, как прогремел сильный взрыв, от которого, к счастью, никто не пострадал. Следствие так и не выявило злоумышленников.
Сегодня синагога на Большой Бронной является одним из ключевых центров еврейской жизни Москвы. Под наблюдением главного раввина России Берла Лазара в синагоге работает магазин кошерного мяса, и сотни малообеспеченных пожилых евреев каждый месяц получают здесь гуманитарную помощь.
Э. Фишман
РОЖДЕНИЕ ОБЩИНЫ
С недавних пор активисты Карачаево-Черкесской еврейской религиозной общины совершают поездки по республике.
Цель этих поездок – привлечь в ряды единоверцев как можно больше евреев. Более года группа энтузиастов действовала «под крышей» национально-культурного центра. И вот совсем недавно она получила официальную регистрацию в Федерации еврейских общин России.
Пока в общину входят всего 135 евреев. Однако предполагается, что их в Карачаево-Черкесской Республике проживает не менее полутысячи.
Недавно еврейская община заручилась поддержкой своей деятельности со стороны республиканской администрации и ряда сельских советов. Помогает еврейской общине также и благотворительный фонд президента республики.
С. Ладожская
В СТРАНАХ СНГ СТАЛО БОЛЬШЕ РАВВИНОВ
В Москве приступил к работе раввин Йосеф-Ицхок Марзель, возглавивший центр подготовки посланников Международного Любавичского движения в России. В разных еврейских организациях Москвы работают более полусотни семей, прибывших из-за рубежа.
По данным фонда «Ор Авнер», на территории СНГ сегодня уже более 45 «раввинских» городов. В некоторые города раввины прибыли недавно. В числе таковых в города Белоруссии Могилев и Брест приехали работать раввины Менахем Альперович и Хаим Рабинович, в город Первомайск в России – раввин Леви Перельштейн, в Ужгород, что в Украине, – раввин Менахем Тайхман...
К армии посланников Любавичского Ребе в России присоединился раввин Ицхок Баркан с супругой Яффой. Они будут помогать главному раввину Екатеринбурга Зелигу Ашкенази в организации образовательных программ.
Раввин Ицхок Баркан принадлежит к третьему поколению посланников Ребе. Его дед Натан Баркан до недавнего времени был раввином в Риге, а отец работал в Берлине.
В Астрахань направлен раввин Шломо-Залман Гольдберг. Раввин Гольдберг окончил обучение в Московском центре подготовки посланников Любавичского движения. В Астрахани сегодня проживает около тысячи евреев, и теперь при участии раввина в этом городе вскоре откроется и еврейская школа, и еврейский детский сад.
Новый посланник приехал и в Москву. Раввин Йоэл Гинштат с супругой будут работать в пансионате для ребят из малообеспеченных семей «Дети будущего».
АЕН
МАЗЛ ТОВ!
Дорогого и любимого
Исая Давидовича Михлина,
участника Великой Отечественной войны,
прошедшего ужасы
фашистских лагерей,
поздравляем с 85-летием.
Желаем здоровья
и многих лет жизни!
Дети и внуки.
Дорогих Фаину Григорьевну и Бориса Михайловича Рейнгольд
Поздравляем с «золотой» свадьбой.
Желаем здоровья, благополучия, и еще – долгие годы
оставаться в строю!
Иркутский еврейский культурный центр.
Дорогую Фриду Самуиловну Хейфец
Поздравляем с юбилеем –
с 95-летием!
Здоровья, здоровья и многих лет
нам на радость!
Сын, племянники и племянницы, внуки, внучки и правнучки.
Уважаемую и дорогую Татьяну Федоровну Степанову
Сердечно поздравляем с 60-летием!
Желаем здоровья, успехов – и дожить до 120 лет.
Еврейская община Новоуральска.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru