[<< Содержание]        ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2003 ХЕШВАН 5764 – 11(139)

 

«Огонь живой ту глину опалит...»

Мирра Аспиз

Народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Академии художеств Рена (Ревекка Моисеевна) Цузмер родилась в 1918 году в Одессе. Ей исполнилось четыре года, когда семья переехала в Москву. Отец Рены, Моисей Яковлевич, был профессором Московского педагогического института им. Ленина; он – автор многих учебников по биологии для средней школы и высших учебных заведений. М. Цузмер хорошо знал классическую музыку, отечественную и зарубежную литературу и прекрасно рисовал. Мать Рены, Мария Львовна, была микробиологом. По стопам отца пошла лишь Анна – старшая сестра Рены, написавшая несколько школьных учебников по разным разделам биологии.

Рена Цузмер на открытии персональной выставки в Российской Академии художеств. 2003 год.

Рена же в 1949 году окончила Московский институт прикладного и декоративного искусства. Ей посчастливилось: в ту пору там преподавали известные художники А.А. Дейнека и А.Д. Гончаров. Живописному мастерству она обучалась у Р.Р. Фалька, а композиции – у В.А. Фаворского. Ее первые керамические работы относятся к началу 1950-х годов. Тогда на художественных выставках еще не появлялась декоративная керамика. Рена стояла у ее истоков. Время новой керамики – время, когда «посудные» формы – вазы, блюда, чаши – зачастую переставали быть утилитарными вещами, превращаясь в подлинно художественные произведения. На них наносились натюрморты, пейзажи, портреты, другие живописные изображения, которые постепенно становились все более тонкими и сложными по цвету. Росписи Р. Цузмер отличались несомненным своеобразием. В вековые традиции древнего искусства она внесла свой неповторимый талант. Ее декоративные керамические композиции оставляли ощущение красоты, гармонии. Она и стихи – любительские, но очень искренние, – писала о своей любимой работе:

 

Рожденная из недр земли земля,

Земля, что просто глиною зовется,

В порыве творческом свободно

разольется.

Возникшая из недр земли земля.

 

Огонь сверкающий ту глину опалит,

Огонь, что в глубине земли мерцает,

Что созидает все и разрушает.

Огонь живой ту глину опалит.

 

И заблистает вечность в звонком

сплаве том,

В том сплаве, что керамикой зовется.

Огонь с водой в объятии сольется,

Чтоб засияла вечность в хрупком

сплаве том...

 

Ты так податлива, упруга и тепла,

В ладони, словно птица, прилетаешь.

Росу с них пьешь и форму обретаешь,

Всегда изменчива, коварна и вольна.

 

Добытая  из  недр земли земля,

Которую мы глиной называем,

В свободных, чистых формах оживает,

Чтобы, застыв, опять уйти в века!

 

Настенное панно «Последний луч». Фаянс.

Первая выставка работ Р. Цузмер состоялась в 1953 году, а пока последняя – через полвека, в залах Академии художеств. В течение пятидесяти лет художница участвовала более чем в двадцати отечественных и зарубежных выставках. В ее керамических работах слились, по ее собственным словам, три стихии – скульптура, живопись и графика. Творчество ее высоко оценено специалистами. Вице-президент Академии художеств, народный художник Т. Салахов назвал ее талантливейшим мастером в области декоративного искусства. Скульптор О. Комов восхищен ее работами, выполненными, как он пишет, с высоким вкусом и подлинным ощущением формы. В его комнате висит фаянсовый светильник ее работы. Присмотревшись к нему, видишь, говорит О. Комов, что «перед вами сложная пространственная скульптура, только подвешенная к потолку... Она будит воображение своей изысканной пластикой, напоминает... ХVIII век. То в ней видится екатерининская карета, то какие-то архитектурные детали великолепного интерьера.., а то и просто парадный сервиз...»

Ваза «Ранняя зима». Фаянс.

Искусствовед Н. Воронов тоже высоко оценивает работы Рены Цузмер, относящиеся к разным периодам ее творчества, – к более раннему, живописному, и к позднейшему периоду – скульптурно-пластическому.

Художница успешно проявила себя и в больших формах, связанных с архитектурой. Ею, к примеру, создана декоративная решетка «Цветы и птицы» для Дворца культуры Волгодонска, фриз «Земля цветет» для Дворца молодежи в Благовещенске-на-Амуре, керамические композиции для пансионата «Дружба» в Ялте и многое другое. Для музея первого космонавта в городе, носящем его имя, Цузмер создала своеобразный мемориал «Небо над родиной Гагарина».

Фрагмент настенного панно«Суламифь». Фаянс.

С годами в ее творчестве все более ощущается психологизм. Ее декоративное блюдо «Старые деревья» – это не просто пейзаж, а, в известном смысле, символ стойкости и мужества. Она сама говорит, что деревья для нее – живые существа со своими радостями и печалями; молодые – полны радостью бытия, старые – несгибаемы, мудры и готовы к уходу. Подобно колоннам, возносятся они к небесам. Колонны вообще занимают немалое место в творчестве художницы. Они, пишет Рена, «словно столбы света, пронизаны воздухом... В их мерцающей глубине летают стаи птиц, распускаются и сбрасывают листву деревья, возникают города и селения, расстилаются поля и текут реки, рдеют закаты, идут дожди». Созданные ею колонны увенчиваются иногда вазами, лепными травами и листьями.

Темы живописных и графических работ Р. Цузмер – природа, город, театральные персонажи, карнавал. В них отражены ее восприятие мира, впечатления жизни, мечты.

Настенное панно «Воспоминание о Каунасе» (на месте каунасского гетто). Красная глина.

Большинство ее керамических ансамблей связано с пушкинской темой. И это не случайно. Вот как она рассказывает об этом: «Я держу в руках маленький томик Пушкина, изданный к столетию со дня его смерти... Думала ли я, посылая книгу на фронт моему мужу Владимиру Писаржевскому, что вернется она ко мне после его гибели? “Пришли мне Пушкина, он мне необходим, с ним легче убить фашизм, я обязательно вернусь, и мы вместе будем наслаждаться великими стихами”, – просил он в письме».

В.В. Писаржевский пошел на фронт добровольцем и погиб в 1944 году. Рене прислали его орден Отечественной войны I степени и тот самый томик Пушкина. Она говорит: «Все эти годы лежал на душе моей долг перед его памятью, и я, наконец, решилась прикоснуться к пушкинской поэзии, столь зримо и вдохновенно вошедшей когда-то в нашу жизнь, в ее счастье и горе». Выполненная ею многопредметная композиция «Памяти поэта» приобретена Третьяковской галереей. За эту работу Р. Цузмер удостоена Государственной премии России им. И. Репина и награждена золотой Пушкинской медалью.

Из композиции «Памяти поэта». Настенное панно «А.С. Пушкин». Фаянс.

Композиция – восемь творений из керамики. Портрет поэта заключен в медальон и как бы вырастает из окружающей среды.  Вся композиция опалена осенью: фаянсовый рельеф «Михайловское. Вид с балкона», медальон «Река Сороть», чаша «Дуб уединенный», чаша «Осень»... На колонне – ваза с изображением места последнего упокоения Пушкина.

Основные вехи творческого пути Р. Цузмер нашли свое отражение в статях отечественных искусствоведов. Ее керамические, живописные и графические работы представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее, в музее керамики («Усадьба Кусково»), во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее истории и реконструкции Москвы, Музее-заповеднике А.С. Пушкина в Михайловском, в музеях Костромы, Ярославля, Сергиева-Посада... Монументально-декоративными работами Цузмер украшают гостиницы «Россия» и «Урал» в Москве, Дворцы культуры некоторых российских городов... Большое количество ее работ находится в ее личной мастерской, составляя единую коллекцию, которая представляет собой прекрасную основу для персональной музейной экспозиции творчества Рены Цузмер.

 

 

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru