Евреи век назад

Александра Гордон

 

РОССИЯ хроника 1903 года

 

«Восход» № 8

Постоянные читатели «Восхода» не забыли, вероятно, нашей прошлогодней полемики с «Новым временем» по поводу «секретного землевладения в Бессарабии. Испуганная призраком нового закона, предполагающего будто бы разрешить евреям покупку мелких земельных участков, стоящая на страже газета подняла крик: еврейские латифундии, мол, губят Россию. Ей поспешили откликнуться бессарабские гуси. Гусь вообще-то – птица рассудительная, но бессарабские гуси обнаружили совершенную бестолковость даже в столь немудреных делах, как патриотическое гоготание и писание ложных доносов. Те данные, например, с которыми выступил г-н Щербань в своем докладе о тайной еврейской аренде (этот доклад, Еврейская колония в Бессарабии «Александрен» перед первой мировой войной. представленный бессарабским помещиком г-ном Щербанем кишиневскому губернатору был встречен в штыки даже членами губернского комитета), были до такой степени нелепы, что, казалось, ни один человек, находясь в здравом уме, даже на миг не примет их всерьез. За тридцать с лишним лет земля была в еврейской аренде только шесть – с 1882 по 1888 гг. И без всякого обхода законов. До издания правил 3 мая 1882 г. аренда была евреям дозволена. Еврей платил 1 р. 84 коп. за десятину. Его предшественник грек платил 1 р. 24 коп, его преемник г-н Малай (национальность неизвестна, но, разумеется, не еврей и не грек) – 1 р. 90 к. В настоящее время, когда арендные цены на землю везде поднялись чуть ли не вдвое, крестьяне платят 4 р. 72 к. за десятину, и эту цену г-н Бессарабский Помещик находит нормальной. А вот г-н Щербань «достоверно» засвидетельствовал, что евреям крестьяне платят 35-40 р. за десятину – в десять раз больше существующих цен. И «Новое время» сие «достоверное» лжесвидетельство сделало отправной идеей своих замечательных «по силе и правдивости» статей об этом вопросе. Г-н Бессарабский Помещик выдает «Новому времени» аттестат «правдивости». Лишь бы газета позволила ему свести на ее страницах какие-то личные счеты...

 

«Новое время»,

11 (24 января)

Еврейские земельные планы

В привисленских еврейских газетах идет усиленная агитация в пользу покупки еврейскими богачами крупных помещичьих имений в Привисленском крае и продажи их путем парцелляции бедным евреям. Проектируется даже учредить особый банк по образцу Крестьянского поземельного. Хорошо, замечает «Варшавский дневник», что крестьянские земли охраняются законом от таких «палестинских поползновений». В самом деле, это уже будет «привисленский сионизм».

 

«Восход» № 11:

В Дубоссарах (Бессарабская губерния) на днях была сделана попытка создать дело о ритуальном убийстве*. Еще две недели тому назад было совершено убийство крестьянского мальчика по фамилии Рыбаленко, и некоторые обстоятельства этого преступления, а главное – невозможность разыскать преступников дали повод к возникновению различных фантастических слухов. «Бессарабский Помещик» огласил эти слухи и, разумеется, извратил истину: вместо сомнительного рассказа, переходившего из уст в уста среди взволнованного населения, в корреспонденции, появившейся в газете, сообщаются факты, якобы точно установленные. При этом о действиях представителей следствия, прибывших в Дубоссары, умалчивается. И читатели намеренно вводятся в заблуждение.

Корреспонденция «Бессарабца». Две недели назад несколько крестьянских мальчиков лет 10 – 12 после обедни отправились к Днестру. Двое из них, отделившись от остальных, вскоре пошли обратно домой, в Дубоссары. Проходя мимо какой-то еврейской лавки, один из мальчиков по фамилии Рыбаленко зашел внутрь купить табаку. Второй остался ждать на улице, но, прождав почти час и не видя товарища, начал беспокоиться. Тут из лавки вышел еврей и спросил, кого он ждет. Мальчик объяснил, а еврей сказал: «Отправляйся домой. Товарищ тебя догонит». Прождав еще некоторое время, мальчик ушел. Все это, как передают, он показывал на допросе следователю. Родственники мальчика по фамилии Рыбаленко, встревоженные его отсутствием, начали розыски и только на другой день утром в саду нашли совершенно изуродованный его труп, еще теплый, очевидно, недавно подброшенный.

Местные власти разрешили похоронить ребенка. Спустя две недели последовал донос, по которому в Дубоссары прибыли товарищ прокурора одесского окружного суда г-н Захаревич и врач из Тирасполя. 2 марта произведено вторичное вскрытие трупа мальчика. Вскрытием установлено, что смерть последовала от нанесения острым орудием 18 ран в области живота, шеи, и головы. Левый глаз совершенно вытек, одежда изрезана. Убийцы не обнаружены. Среди населения Дубоссар бродят самые невероятные слухи. Фантазия некоторых простирается до ритуального убийства. В «Новом времени» вслед за этой корреспонденцией появилась телеграмма из Дубоссар:

«Получены достоверные свидетельства о том, что еврейское население города Дубосссар на Днестре осаждено крестьянами. Причина – загадочное исчезновение крестьянского мальчика по фамилии Рыбаленко, зашедшего в лавку к еврею купить табаку, откуда мальчик больше не вышел, а на другой день его труп нашли в саду с 18 ранами в живот, шею и голову, нанесенными острым орудием. Левый глаз вытек, одежда изрезана. Многие подозревают ритуальное убийство. Убийцы не обнаружены. Следствие производится».

Телеграмма передает содержание сообщения «Бессарабца» и при этом умышленно подчеркивает идею ритуального убийства: «Фантазия некоторых», о которой говорится в корреспонденции, превращается «Новым временем» в «подозрения многих». Еще более гнусное впечатление оставляет сообщение об этой истории в газете «Свет»; она заявляет, будто «...при осмотре трупа оказалось, что тело несчастного имеет 36 наколов, нанесенных каким-то острым орудием по всем жилам. Кровь спущена до одной капли, один глаз вынут из орбит, на руках следы веревок. Предполагается, что мальчик был распят евреями, что кровь приготовлялась к предстоящему их празднику для каких-то обрядов. Дело передано судебному следователю. Один еврей стал называть участников этого ужасного преступления, но был признан сумасшедшим и помещен в больницу». Неудивительно, что в подробностях газеты совершенно расходятся: эти подробности наверняка вымышлены. Одна газета говорит, что установлены 18 ран, другая утверждает, что оказалось... 36 наколов, т.е. вдвое больше! Прочие органы печати, конечно, отнеслись к этому делу как к обыкновенному преступлению и ожидают результатов следствия. Мы обратились с запросом к проживающему в Кишиневе д-ру Л.М. Бурнштейну-Когану, и он сообщил нам следующее.

 

1. Убитый мальчик является одним из наследников довольно крупного имущества, подлежащего разделу меж многими наследниками. Раздела этого ждут давно. Но не могут произвести из-за несовершеннолетия младшего (убитого теперь). И вот у многих дубоссарцев является мысль, не убит ли мальчик одним из сонаследников для ускорения раздела. Врачебное следствие (в присутствии полиции по обыкновению) обнаружило убийство, произведенное острым орудием (вроде железных вил для сена).

2. Обыватели г. Дубоссар донесли прокурорскому надзору губернии (в Одессе), будто мальчик похоронен полицией без вскрытия благодаря подкупу врачей и самой полиции.

3. Прибывшие на место власти вырыли труп и обнаружили ложность доноса. Труп мальчика был в свое время вскрыт, и вторичное освидетельствование подтвердило правоту первого.

4. Врачи предъявили доносчикам иск за клевету. Дело пойдет в законном порядке.

5. В городе, однако распространился слух, что мальчика убили евреи в ритуальных целях. Следствием этого уже был погром, не принявший больших размеров лишь вследствие энергичной самозащиты евреев (дубоссарские евреи славятся своей силой).

 

* В начале 1903 г. возник новый «кровавый» навет: в местечке Дубоссары Херсонской губернии нашли исколотый труп христианского мальчика. В правых газетах сразу же написали, что «мальчик был распят евреями, кровь спущена до одной капли, и эта кровь приготовлялась для каких-то обрядов». На следствии выяснилось, что мальчика убил его родственник совместно с напарником – для получения наследства убитого, а труп исколол «под жидов», чтобы отвести от себя подозрение. Результаты расследования сообщили в Министерство юстиции, и начальник департамента пометил на докладе: признания обвиняемого «не соответствуют обстоятельствам дела», «вероятно, его подкупили жиды». Узнав мнение начальства, прокурор и следователь стали убеждать обвиняемого, что его признание вымышленное; тот упорно сознавался в преступлении; его уговаривали, даже производили психиатрические освидетельствования, – и наконец обвиняемый взял свое признание обратно. (Ф. Кандель. Книга времен и событий. Т. 2. С. 674, 675.)

 

«Восход» № 15

В «Правительственном вестнике» от 10 апреля напечатано следующее сообщение.

6 и 7 апреля в Кишиневе местное еврейское население подверглось нападению толпы рабочих. Беспорядки начались с разграбления еврейских лавок и квартир и весьма быстро приняли характер сплошных бесчинств. Несмотря на усилия полиции, а затем призванных в помощь воинских частей, рассыпавшиеся по городу буяны били стекла в окнах еврейских домов (причем случайно были разбиты стекла в нескольких квартирах христиан), уничтожали и расхищали имущество. Возобновившиеся на второй день беспорядки против евреев приняли, несмотря на призыв войск, угрожающий характер: произошло несколько побоищ, были пущены в ход не только палки и камни, но даже железные ломы и револьверы; 25 человек при этом было убито, до 75 ранено серьезно и 200 человек получило незначительные ранения. По распоряжению министра внутренних дел г. Кишинев и его уезд объявлены в положении усиленной охраны.

 

Оскверненные свитки Торы.
«Новости и биржевая газета». 14 апреля

К кишиневскому погрому

В «Бессарабских губернских ведомостях» напечатано следующее воззвание.

«Прочтите добрые люди! 6 и 7 апреля в городе Кишиневе произошли уличные беспорядки против евреев. Масса пострадавших осталась без всяких средств. Лишены крова и пищи. Необходима быстрая и всесторонняя помощь. Дамский комитет с разрешения местного управления открывает сбор пожертвований не только деньгами, но всякого рода припасами: овощами, сахаром, чаем, хлебом и т.п. Будет немедленно открыта еврейская столовая (Илинский переулок). Разграбленный дом на Азиатской улице в Кишиневе.
Организован временный приют (зал “Сан-Суси”), приняты меры к возможному исправлению жилищ бедняков и особенно к призрению осиротелых семейств и т.п. Придите на помощь этому доброму делу. Помогите пострадавшим от толпы буянов, действовавших под влиянием пьяного разгула или диких, нелепых инстинктов национальной вражды. Пособите все. Кто чем может. Это наш прямой долг. Наша святая обязанность.

Пожертвования деньгами и вещами просят направлять в квартиру председательницы дамского комитета Е.А. Уструковой: угол Гостиной и Жуковской. От 10 до 18 часов ежедневно».

Нами получены полные ужаса и скорби сообщения очевидцев этого народного бедствия. Приводим отрывки из них.

Нет слов. Нет красок для изображения всего того, что творилось в нашем городе 6, 7 и 8 апреля. Погром начался шестого разбитием стекол в еврейских домах и отчасти (по неведению) в христианских. Впереди шли два-три коновода, а за ними чинно, бесшумно два-три десятка подростков, имевших при себе в карманах камни, которые они швыряли в окна. Городовые ловили, было, этих подростков, но благодаря заступничеству старших тотчас же отпускали их. Таких сцен мы видели немало.

Многие из евреев спаслись тем, что выставили в окнах иконы.

В течение 2 дней празднования Пасхи разъяренная христианская толпа из подростков и взрослых мещан, рабочих и даже лиц в чиновничьих формах разграбила и уничтожила все еврейские дома, лавки и магазины и убила и искалечила множество народу. Среди них насчитывают много женщин и детей. Последних разбойники выбрасывали из второго и третьего этажа на мостовую ...Разграблено много синагог, свитки Торы разорваны и осквернены. В некоторых синагогах сторожа попытались противиться грабителям, но были убиты. Все улицы города покрыты толстым слоем пуха и перьев из разорванных перин. А вся мебель из разоренных домов разбита на мельчайшие щепки. Даже полы, печи и трубы на крышах не пощажены и разбиты. Я был свидетелем Киевского погрома в 1882 году. Но то, что я видел там, ничто в сравнении с тем, что я наблюдал здесь эти два дня. То, что грабители не смогли унести, они обливали керосином и сжигали. Число раненых евреев, кроме убитых, доходит до 300 человек.

Необходимо отметить, что беспорядки были прекращены без единого выстрела, как только объявили город на положении усиленной охраны. Убытки оцениваются в несколько миллионов рублей, тысячи людей остались без крова, одежды и пищи. Необходима немедленная помощь, которую просим адресовать на имя доктора

Мучника.

Все убеждены, что этот небывалый погром является следствием гнусной пропаганды г-на Крушевана* в «Бессарабце». Так как до нее у нас евреи очень хорошо уживались с местным населением.

 

* П.А. Крушеван – постоянный сотрудник и с 1897 по 1902 год главный редактор ежедневной кишиневской литературно-публицистической газеты ультра-правого толка «Бессарабец».

 

«Новости и биржевая газета»,

16 (29) апреля

В «Бессарабце» напечатано следующее характерное письмо:

«Милостивый государь главный редактор!

На второй день Пасхи злонамеренные люди, чтобы взволновать христианское население и привлечь его к участию в беспорядках, чинимых, к крайнему прискорбию, в городе Кишиневе, распространили по городу ложный слух, будто старый Михаил-Архангельский собор осквернен евреями и окна в нем побиты. Теперь тот же вымысел эти люди стали распространять по селам и деревням Бессарабии с прибавлением еще и той выдумки, будто при этом нападении евреями на православный храм убито два православных священника. По поручению преосвященника о. Нагова, епископа Кишиневского, объявляется, что ничего подобного в городе Кишиневе не было, что все это измышления людей злонамеренных, повторяемые за ними и другими лицами по легковерию.

Секретарь при преосвященном Е. Козакевич».

 

«Восход» № 16

Зверства в Кишиневе

Десятки убитых, сотни раненых. Разоренный дотла, опустошенный город – комментарии излишни. О чем тут, Разрушенный дом и жертвы кишиневского погрома.собственно, писать? О дикости и невежестве массы и необходимости просвещения? Но, Б-г мой, об этом писалось, кажется, достаточно, – а главное, как бледны, как Разрушенный дом и жертвы кишиневского погрома.ничтожны эти речи перед лицом вопиющих фактов, совершившихся среди бела дня на виду у всех. Мы, евреи, конечно, знаем погромы. О! Мы не забыли погромов 1880-х лет...

Но такого погрома, такого количества жертв еще не было. 50-тысячное население, их жизнь и имущество отдано на поругание черни. «Ни одно еврейское помещение не осталось целы, – пишет корреспондент. – Город словно завоеван чернью, и в наше цивилизованное время с военнопленными обращаются куда милостивее...»

Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» сообщает, между прочим, следующее. «Полиция очень строго кричала на громил. Патрульные с ружьями на плечах не менее строго призывали рассвирепевших разбойников к порядку...  Но те плохо слушались и с остервенением продолжали свое опустошительное дело. В полдень стало известно, что в разных частях города убито немало евреев. Несчастные в паническом страхе бросали свое имущество и прятались с женами и детьми куда попало: в погреба, на чердаки. В этот день разгрому подверглись все улицы, где только можно было найти еврейское жилище. Не пощажены были и синагоги: на Гостиной улице синагога разгромлена, свитки Торы разорваны и выброшены на улицу. Разгромлена большая синагога на Сенной площади и уничтожены все свитки заповедей. Интеллигентная публика – христиане – вела себя ужасно: пальцем о палец не ударила для прекращения разбоев. Страшно за нее... Она спокойно гуляла и наблюдала за ужасной “работой”».

Разрушенный дом и жертвы кишиневского погрома.

«Восход» № 17

Об организации кишиневского погрома* «Русские ведомости» сообщают следующее. Погром, очевидно, был подготовлен заранее и строго организован; он начался единовременно во многих местах, каждая банда «работала» на своем участке. Для предварительного соглашения, несомненно, требовалось время. Все это время, однако, Аргусово око дремало. Оказывается, ни для кого не было тайной, что бесчинства готовятся на первый день Пасхи. Прислуга рассказывала об этом своим хозяевам за несколько дней до праздника. Евреи также знали об этом и опять-таки еще до праздника посылали депутации к властям с указанием на грозящую им опасность. Депутаты были успокоены. В первый день Пасхи все и началось. Началось с того, что мальчишки разбивали стекла в окнах. Аргус продолжал дремать. На второй день толпа произвела страшный погром. Тогда, по одним сведениям, в три часа пополудни, а по другим – гораздо позже, призвана была военная сила...

Новый губернатор Кишинева князь С. Урусов, назначенный после погрома, писал по окончании расследования, что в первые часы побоища «одна рота в руках дельного человека могла остановить и потушить огромный пожар... Вместо этого... весь кишиневский гарнизон два дня подтверждал своим бездействием справедливость легенды о разрешенном Царем трехдневном грабеже». К концу второго дня из Петербурга пришло распоряжение навести порядок; войска начали разгонять толпу и не понадобилось ни единого выстрела, чтобы убийства и грабежи немедленно прекратились.

 

* С первых часов погрома солдаты местного гарнизона были выведены на улицы Кишинева, но они бездействовали и «равнодушно глядели на зрелище грабежа и разбоя». Погром набирал силу, обходя стороной дома, в окнах которых были выставлены иконы, а высшее городское начальство отмечало пока что пасхальный день, разъезжало по городу с праздничными визитами и ожидало распоряжений из Петербурга. Затем Дети, забитые во время погрома.начались убийства, и толпа, почуявшая запах крови и не встретившая противодействия, дошла до невероятной степени озверения.

 

 «Санкт-Петербургские ведомости»

Пущены были в ход топоры, ломы и пр. После разграбления одного магазина еврея, убитого злодеями, избиваемые евреи бросились за помощью к стоявшим на улице чинам полиции и патрулю. Но те равнодушно глядели на зрелище грабежа и разбоев. Евреев убивали в домах, погребах и на улице, срывали с конок и тут же на глазах публики топтали ногами и умерщвляли. Иных евреев убивали и вешали на бойне. Д-ра Штерна, подавшего помощь раненому еврею, толпа чуть не убила.

В «Русских ведомостях» корреспондент сообщает: «Я видел на кладбище 19 трупов. Они лежали в два ряда, покрытые еврейскими покрывалами – по белому черные волосы; перед некоторыми горели свечи, сторож сбросил с них покрывала... тут была женщина, был и ребенок 1 – 2 лет, юноша 17 – 18 лет, старик, другие... Люди всяких возрастов, все бедняки. У одного трупа лицо залито кровью. У старика вместо лба и носа зияющие проломы. Удары, нанесенные им, были зверские. Рассчитанные не на человеческий организм, а на крепость каменной стены. Передают, что евреев бросали с третьего этажа на мостовую. Судя по характеру повреждений, это вполне возможно. Были, говорят, и случаи изнасилования»*.

 

* В отчете городского прокурора сказано: «Всех трупов... обнаружено сорок два, из них тридцать восемь евреев... У всех убитых были найдены повреждения, причиненные тяжелыми тупыми орудиями: дубинами, камнями, лопатами, у некоторых же острым топором». Еврейские источники того времени называли около пятидесяти убитых евреев и более пятисот раненых... По окончании погрома евреи Кишинева собрали изорванные свитки Торы. Уложили их в глиняные сосуды, в отдельный сосуд положили пергаментный свиток с описанием тех трагических событий и понесли хоронить. Впереди шли раввины; следом за ними несли пять пар черных носилок, на которых лежали черные глиняные сосуды; десятитысячная процессия следовала за носилками, а многие стояли вдоль улиц и плакали. Сосуды со свитками Торы принесли на еврейское кладбище и замуровали в особом склепе, посреди могил с жертвами этого погрома. (Ф. Кандель. Книга времен и событий. Т. 2. С. 676-678.)

 

«Новое время», 19 апреля (2 мая)

Уже шестой день как прекратились беспорядки, однако положение нельзя назвать спокойным. Каждый день находят если не в центре города, то на окраинах трупы убитых христиан. На базаре страшно поднялись цены на жизненные продукты: мясо, хлеб и проч. Городская управа вынуждена была выписать на 800 руб. хлеба, который раздавался по 5 коп. за фунт. Эта мера заставила продавцов удешевить хлеб до установленной таксы, то же самое хотят сделать и с другими продуктами. Еврейское благотворительное общество собрало в пользу разоренных 150 тысяч руб., а дамское общество местного отдела Красного креста – 800 руб. Кроме того, в городе открыли бесплатную столовую. 10 апреля состоялось экстренное заседание думы. Городской голова К.А. Шмидт предложил дать из городских средств в пользу пострадавших евреев хоть 100 руб., но не нашел сочувствия у гласных, которые заявили, что для этого дела имеются громадные суммы «коробочного сбора». В том же заседании постановлено ходатайствовать, чтобы войска оставались на все лето в Кишиневе (обыкновенно они стоят лагерем в Бендерах). Гласный Дубина разразился обвинением против газеты «Бессарабец», но гласный Лазо возразил, что газеты ни при чем, виноваты во всем сами евреи. Гласный Георгиу обвинил администрацию в бездействии. В заключение дума решила, что все гласные должны составить записки о виденном. Вчера и сегодня евреи, раненые и здоровые, осаждали квартиру директора департамента полиции А.А. Лопухина. Ему подано множество жалоб. В основном все хотят, чтобы казна возместила убытки, правительство наложило на христианское население контрибуции в пользу евреев. Кроме того, министру внутренних дел подано большое количество коллективных жалоб, в которых наивно просят запретить русским газетам «Новому времени», «Свету» и другим писать о евреях. А газету «Бессарабец» уговаривают закрыть совсем. Все кишиневские присяжные поверенные вместе с помощниками выступают в защиту своих соплеменников. Во главе их стоит присяжный поверенный Кенигнац, который уже представлялся по этому делу господину Лопухину. Как на участников и подстрекателей евреи указывают на трех гласных думы, лиц весьма состоятельных и уважаемых: нотариуса П., землевладельца Б. и доктора С. Эти лица, если и были на улице во время погрома, то только с целью успокоить толпу, но евреям они нужны как участники, чтобы было с кого взыскивать убытки.

Ожидали возобновления беспорядков 14 апреля, но день прошел спокойно. Никаких инцидентов не было.

Арестованных до сего дня было 800 человек. Убитых – 48. В том числе два христианина. Около 80 человек евреев ранено тяжело, у многих – легкие раны. Но это цифры еще не окончательные, потому что мертвых находят каждый день. И можно с уверенностью сказать, что убитых христиан не два человека, а гораздо больше.

В некоторых поселениях Кишиневского и Орчевского уездов слышны отголоски кишиневских беспорядков. В селах Чеплены, Мерены и Бачей убиты несколько евреев. В Крымове, в Вадулуй-водах, в Оргееве, в Сороках, куда из Кишинева посланы войска, приняты меры к прекращению насилия. 12 апреля в Оргеево выехал вице-губернатор В.Г. Устругов для успокоения населения. Положение семей арестованных очень тяжелое.

 

Детей бросали с верхних окон на мостовую. «Восход» № 19 Еврейская семья после погрома.

Причины, сделавшие возможной кишиневскую катастрофу, в основном уже выяснены на страницах периодической печати. Именно на эти причины и обращает внимание составитель отдела общественной хроники в майской книжке «Вестника Европы». Он тоже указывает на частое совпадение еврейских погромов с периодами ужесточения режима по отношению к инородцам. Взгляд на евреев как на неполноправных жителей государства весьма характерен не только для властей, но и для толпы, – как то было и в средние века, в эпоху наибольшего угнетения иудейского населения. Такие же бесчинства, что происходят на наших глазах в южной и западной России, происходили в ХI веке на Рейне, в ХII – в Лондоне. С тою только разницей, что тогда религиозная антипатия к евреям играла гораздо большую роль, чем ныне. Сходство довершается тем, что значительная часть населения стоит у нас на той же ступени умственного развития, на какой семь или восемь веков назад стояли лондонские горожане...

...Отец Иоанн Кронштадский* не мог промолчать зная о кишиневских событиях. Ведь к его голосу прислушиваются миллионы русских людей. Он сказал свое веское слово, – и мы должны благодарить его за то, что он выразил общественное мнение столь безбоязненно, что он сказал именно то, что думают и чувствуют те русские, которые не утратили своего христианского самосознания.

В той же газете (в «Новостях») напечатано следующее письмо Н. Неплюева*. «От имени трудового братства и своего лично прошу вас принять эту лепту для пострадавших в Кишиневе евреев как слабое выражение братской жалости к пострадавшим и одновременно жгучего стыда за зверства, учиненные в святые дни Пасхи нашими единоплеменниками и единоверцами».

Нам сообщают, что граф Л.Н. Толстой пожертвовал в пользу евреев, пострадавших от погрома в Кишиневе, 1500 руб.

Дирекция московского литературно-художественного кружка отозвалась на бедствия кишиневских еврейских семейств, пострадавших от погрома, и послала деньги в местный комитет.

 

*Иоанн Кронштадский, он же Иван Ильич Сергеев (1829 – 1908), протоиерей, проповедник, духовный писатель. Автор многих трудов в том числе и «Катехизические беседы». Создатель благотворительных учреждений в Кронштадте и, что особенно примечательно, являлся членом «Союза русского народа».

** Николай Николаевич Неплюев (1851 – 1908) – писатель и общественный деятель.

 

«Восход» № 22

Из Белостока пишет «Северо-западный край» о сокращении заказов местным фабрикантам под влиянием кишиневских событий. С приближением лета город не ожидает больше того оживления в делах, какое наблюдалось в прежние годы, когда множество торговцев приезжало сюда и делало закупки сезонных товаров. Кишинев как торговый центр Бессарабии приносил и соседним торгово-промышленным городам, таким как Лодзь, огромную пользу, стимулируя местную торговлю и местное производство своими крупными заказами.

Теперь же заказов почти нет, и покупатели из Бессарабии практически не появляются.

 

Раненые после погрома.«Новости и биржевая газета», 25 апреля (18 мая)

Внутренняя почта

К кишиневскому погрому

16 апреля состоялось заседание нашей думы, на котором должны были рассматриваться ходатайства арендаторов городских лавок и будок, разоренных во время погрома, о сложении с них платы за аренду и рассрочке ее на льготных условиях. К стыду нашей думы, большинство гласных провалило этот вопрос, постановив снять его с повестки дня. В особенности усердствовал в данном случае гласный Лато, старавшийся уверить думцев, что «большинство пострадавших евреев наверняка поправится»... И дума, вняв призывам г-на Лато, не пожелала обсудить столь важный вопрос, как сложение нескольких сот рублей арендных денег с несчастных и обездоленных бедняков. Так поступает дума крупного губернского центра, где большинство плательщиков городских сборов составляют евреи!

Наша дума не расщедрилась ни на одну копейку в пользу своих несчастных граждан, адептов Моисеева закона!

«Русскому слову» сообщают из Одессы, что в последние дни чины одесской полиции по предписанию высших административных властей и судебной власти города Кишинева заняты розыском и арестами виновников колоссального преступления, совершенного в Кишиневе. По полученным сведениям в Одессе скрывается множество преступников, принимавших деятельное участие в грабежах и насилиях. Чины одесской сыскной полиции устраивают усиленные облавы и производят обыски в трактирах, на постоялых дворах и в притонах. Ими задержано свыше 200 подозрительных лиц. У многих найдены драгоценности. Из Одессы в Кишинев выехала многочисленная группа родственников пострадавших жителей Кишинева; они нашли своих родных на койках земской и еврейской общественной больниц. Многие женщины, старики и малолетние дети, лежащие в больницах Кишинева, находятся в беспамятстве.

 

«Восход» № 24

Новый закон о еврейском землевладении

10 мая с.г. наряду с легализацией жительства евреев в 101 поселке черты оседлости издан и общий ограничительный для евреев закон, воспрещающий им приобретение недвижимого имущества вне городских поселений в губерниях, не входящих в черту общей еврейской оседлости. Мотивом этого ограничения послужил факт расширения еврейского землевладения в трех внутренних губерниях: Смоленской, Псковской и Новгородской. В первой из них во владении евреев насчитывается 304 с лишним тысячи десятин. Во второй – около 190 тысяч десятин, а в Новгородской всего 43 тысячи десятин. Владельцами имений являются почти исключительно крупные лесоторговцы, купцы 1-й гильдии, и из указанных владений до 80% составляют лесные пространства. Стесненные в приобретении лесов в черте оседлости ввиду закона от 3 мая 1882 года, купцы стали покупать лесные имения в Смоленской и Псковской губерниях. Никаких жалоб на экономическую деятельность лесоторговцев не появилось даже в антисемитских корреспонденциях «Нового времени». Наоборот, оживление лесопромышленности предоставляло крестьянскому населению лишний заработок, а еврейские лесные имения, в конце концов, запродавались тем же крестьянам по мере вырубки. Наконец, звание помещика не дает евреям в России никаких особых сословных привилегий. Не сулит никакого влияния на местную общественную жизнь в силу действующего земского положения 1890 г. и законов о дворянстве. Предполагалось принять меры против крупного купеческого землевладения, а в результате запретили евреям и приобретение мелких участков для сельского хозяйства, и покупку дач для временного проживания, и устройство промышленных заведений вне городов. Даже «Новое время», обсуждая закон от 10 мая, не хотело верить, что он распространяется на лиц с высшим образованием, и разразилось воплями по поводу еврейских преувеличений. Однако текст закона, к сожалению, не допускает двойного толкования. Нужно намеренно закрывать глаза на истину или отличаться редким легкомыслием и невежеством, чтобы трактовать закон так, как предлагали сотрудники «Нового времени». Запрещено приобретать недвижимость вне городов всем евреям без исключения и во всех губерниях, не входящих в черту общей еврейской оседлости. При этом не сделано исключений для кавказских и среднеазиатских евреев, тысячелетиями живущих в этих странах. Кавказские евреи в Дагестане, Терской области и Грузии большей частью занимаются хлебопашеством и садоводством. И теперь они, подобно своим северным единоверцам, будут окончательно отрезаны от сельского хозяйства. «Новое время», несмотря на постоянное выдвижение религиозных обвинений против евреев, несмотря на свое подстрекательство в кишиневском деле, любит выставлять какие-то свои симпатии к еврейским беднякам. Отчего же сердобольные сотрудники этой газеты не подумают, что из-за небольшого числа лесоторговцев Смоленской губернии лишены прав состояния 60000 бедных кавказских евреев, 150000 среднеазиатских и множество сибирских евреев-земледельцев?

 

ГАЛЕРЕЯ МИРЬЯМ «Новое время», 24 мая (6 июня)

...Появившееся в «Правительственном вестнике» официальное сообщение по поводу новых узаконений о евреях объясняет весьма определенно, чем эти узаконения вызваны. В особенности обращает на себя внимание факт самовольного расширения евреями черты оседлости посредством приобретения весьма значительного количества земли в губерниях, не входящих в черту оседлости. Так, например, по собранным министерством внутренних дел сведениям выяснилось, что в Новгородской губернии евреями скуплено более 43 тысяч десятин, в Псковской – около 190 тысяч десятин и в Смоленской – свыше 304 тысяч десятин. По-видимому, однако, этими тремя губерниями не ГАЛЕРЕЯ МИРЬЯМограничивается распространение еврейского землевладения за пределы черты оседлости, так как в упомянутом правительственном сообщении сказано, что вообще за последние четыре года размеры земельной собственности евреев вне черты оседлости значительно увеличены. Как могло возникнуть это противозаконное еврейское землевладение за чертой оседлости, о том можно лишь догадываться. Впрочем, обход законов издавна составлял особый талант евреев. Гораздо большее недоумение вызывает тот факт, что судебные инстанции тоже оказались обойденными еврейскими приобретателями земельной собственности вне черты оседлости, ибо не подлежит сомнению, что крепостные акты на землю, перешедшую к евреям, могут получить силу не иначе как через судебные установления. Намек на способы перехода к евреям земли вне черты оседлости можно видеть в опубликованном нынче законе от 10 мая, воспрещающем в не входящих в черту еврейской оседлости губерниях, «совершать от имени и в пользу евреев всякого рода крепостные акты, служащие к укреплению за ними прав собственности, владения и пользования недвижимым имуществом, вне городских поселений расположенным, и предоставляющие им возможность выдавать под обеспечение сих имуществ денежные ссуды». Из этого можно заключить, что еврейское землевладение за чертой оседлости возникало, между прочим, косвенными путями – выдачей ссуд под земли в свое владение и заключением обязательств, в силу которых евреи фактически приобретали земли в свое владение и пользование, хотя юридически и не считались собственниками земли. Подобного рода приемы фактического завладения землею как будто не затрагивают вопроса о праве евреев приобретать землю в собственность. И евреи широко пользовались этими приемами там, где закон запрещает им покупать землю. В самой черте оседлости, где евреям разрешено приобретать недвижимость только в городах и местечках, они владеют большим количеством земли вне городов и местечек, числясь официально управляющими, администраторами имений, уполномоченными номинальной собственности и.т.д.

 

«Новое время», 8 июня

Закон от 10 мая

Закон от 10 мая, расширивший район расселения евреев в черте еврейской оседлости и ограничивший права на покупку земельной собственности вне этой черты, вызвал целый ряд статей и заметок, авторы которых и на этот раз стараются сохранить жалобный тон, усвоенный ими во всех случаях, когда вопрос касается «угнетенного народа». Обычная манера переводить речь с проделок сытых и плутоватых гешефтмахеров на еврейскую бедноту, действительно заслуживающую жалости, сохранилась в статьях по поводу закона от 10 мая.

Еврейская беднота, скучившаяся в местечках и городах черты оседлости, может только радоваться закону, так как он даст возможность уменьшить эту скученность, а тем самым и все неудобства, с ней связанные. Что же касается ограничения покупки земли по купчим крепостям или приобретения ее на правах залогодержателей вне черты оседлости, то это касается первогильдийцев, а также лиц, имеющих ученую степень и получивших этим путем право жительства в городах империи, а они едва ли могут быть причислены к бедноте.

Итак, теперь с запрещением покупать землю вне черты еврейской оседлости евреи должны будут перейти к торговле и ремеслам. Но чем же они занимались до сих пор?

Мы исколесили всю Россию и в черте еврейской оседлости, и вне этой черты; нам приходилось видеть много евреев, имеющих то или иное отношение к сельскому хозяйству; евреев-землевладельцев, лесопромышленников, скупщиков хлеба и маклеров по купле-продаже земли, и множество таких еврейчиков, которым названия-то не придумаешь, – но никогда не приходилось видеть еврея-земледельца. Между тем, в Новороссии существуют целые еврейские колонии, где евреи не лишены права заниматься сельским хозяйством. Таких колоний, например, в Елизаветградском уезде Херсонской губернии – 3 (5000 десятин земли), в Херсонском – 18 (45000 десятин), а попробуй найти еврея с плугом и бороной.

Как редкое исключение – найдете. Как общее правило – нет.

ГАЛЕРЕЯ МИРЬЯМ

 «Восход» № 2

Заседание историко-этнографической комиссии

В среду 25 декабря на заседании историко-этнографической комиссии Л.М. Брамсон* сделал сообщение о современном образовании евреев в России. Исследование проблемы началось в 1894 г. подробным осмотром еврейских школ министерством народного просвещения. В России существуют два типа еврейских школ, резко отличающихся друг от друга: 1) хедеры и ешивы – школы неорганизованные; 2) талмуд-торы новейшего типа – школы организованные. Число действующих хедеров установить очень трудно. Несмотря на легкость получения права на открытие хедера (три рубля за свидетельство) существует множество неофициальных хедеров, что объясняется безысходной бедностью меламедов.

Приблизительные статистические данные свидетельствуют, что на 199 евреев приходится один хедер; среднее число учащихся в нем – 28 человек. В Северо-западном крае один хедер приходится на 20, а на юге – на 40 детей.

В черте оседлости хедеров около 26 тысяч. Общее число учащихся там детей – 363 тысячи.

Хедер по своему устройству не отвечает современным требованиям санитарии и гигиены. Почти полное отсутствие воздуха, неподходящим образом сделанная мебель для учеников уже достаточно дурно характеризуют хедер даже с внешней стороны.

Меламед в среднем получает 25 рублей в год. Все обучение обходится еврейству в сумму от 6 до 8 млн. рублей в год.

 

*Брамсон Леон – еврейский общественный деятель и публицист. Работал юристом в Петербурге. Принимал деятельное участие в работе Общества для распространения просвещения между евреями в России (Краткая еврейская энциклопедия. Т.1. С. 327).

 

«Восход» № 28

В газетах появились объявления нескольких высших учебных заведений о приеме студентов. В каждом упоминается о различных ограничениях для евреев. Во многие академии, институты, инженерные училища, военные, юридические заведения евреи не принимаются вовсе. В других число их ограничено определенным процентом. Большинство евреев, окончивших средние учебные заведения, прошедших многолетний нелегкий путь, оказывается, таким образом, перед новым трудным порогом, перед почти неодолимым препятствием, часто перед гибелью надежд. В результате молодые души наполняются обидой и злобой; эти чувства не проходят с годами. На сие поистине печальное явление недавно обратил внимание г-н министр народного просвещения в особом циркуляре.

Категорическое требование министерства, чтобы преподаватели и руководители учебных заведений не позволяли себе в обращении с учащимися грубых и язвительных замечаний, можно надеяться, облегчит теперь положение еврейских детей и юношей, смягчит отвратительные нравы, установившиеся за последние 20 лет в некоторых институтах и школах западного края. Многие евреи старшего поколения, закончившие русские школы в 60-х и 70-х гг., с восторгом вспоминают своих учителей, с которыми на всю жизнь сохранили самые тесные связи. Но появилась новая поросль преподавателей, новые веяния; гуманное отношение к ученикам уступило место недоброжелательству. И возникла та рознь между педагогами и молодым поколением, которая служит почвой для многих дурных и вредных явлений.

Роль учителя ответственна и трудна. Это отмечается в циркуляре. Но особенно трудна роль педагога, преподающего еврейским детям. Для облегчения этой драматической ситуации необходимо, кроме общих принципов, изложенных в циркуляре министра, и коренное изменение условий и правил, связанных с образованием евреев. Тогда только устранятся из русской жизни те печальные явления, о которых идет речь.

 

* «Если русская хлебная торговля, имеющая основное значение для всего хозяйства страны ...вошла составной частью в мировой торговый оборот, то этим страна обязана главным образом евреям, выполнившим это сложное и важное дело вопреки всем препятствиям, которые ставились на пути их деятельности». (И.М. Биккерман. Роль евреев в хлебной торговле. СПб., 1912. «Книга о русском еврействе от 1860-х годов до революции 1917г.» М.: Гешарим – Мосты культуры, 2002.)

 

 

 << содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru