ОДНА ЖИЗНЬ, ОДНА ПЛОТЬ

 

Когда мы с моей будущей женой решили сочетаться браком, наступило восхитительное время. Свадьба была веселой и радостной. И я на всю жизнь запомнил пожелание одного умного человека, гостя на нашем торжестве. Он сказал: «Желаю вам, чтобы тот восторг, которым вы охвачены сегодня, сохранился на всю жизнь!»

 

Тора говорит о брачном союзе: «… Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». В этом – основа понимания семейной жизни для еврея. Наши мудрецы объясняют: брак – восстановление целого. Муж и жена – две половины одного существа. Каждая, появившись на свет, в одиночестве блуждает по миру, пока не находит вторую. Обретя друг друга, они становятся единым целым. Мы верим: души этих «половинок» связаны изначально и судьба ведет их к тому, что однажды они встретятся и поженятся. Еврейские мудрецы утверждают: Г-сподь еще до рождения человека знает, с кем тот заключит брачный союз. Поэтому мы говорим: «суженый», «суженая». Так что не надо думать, будто люди женятся вследствие простой случайности – вроде знакомства на дискотеке. Нерушимый брачный союз есть воплощение великого замысла Г-сподня. Именно Г-сподь назначил, с кем ты создашь семью, от кого будешь рожать детей, с кем сможешь уверенно и без сожалений пройти до конца жизненный путь.

Вообще счастливый брак – это всегда результат осознанного (или даже неосознанного) исполнения Б-жьей воли. Да, Б-г говорит нам, что мужчина должен найти свою половинку-женщину, а женщина – свою половинку-мужчину. До брака главную роль играет дружба: казалось бы, каждый из нас – по интересам, по устремлениям, по взглядам – ближе к представителям своего пола. Но Б-г заповедал, что жениться нужно на тех, кто относится к полу противоположному. И так же выходить замуж. Ибо только объединив два несхожие существа, можно создать нечто высшее по сравнению с обоими. У мужчины одни преимущества, у женщины – другие, брак же заключается для того, чтобы к вашим достоинствам прибавились достоинства человека, с которым вы делите радости и тяготы бытия. И тогда единое целое, которое вы оба являете собой, станет совершеннее, чем каждый из вас в отдельности. Вы не просто получаете удовольствие от благих свойств своей второй половины, но сами улучшаетесь вместе с ней. И главнейшее, по Торе, – размышлять надо не о том, как получить, а о том, как отдать. И, конечно, надо стремиться отдать самое лучшее.

Если вы не следуете этому принципу, тогда вашей семейной жизни не позавидуешь. Часто встречаются пары, что прожили вместе год-два и разочаровались друг в друге. Они решили пожениться в период взаимной романтической влюбленности. Каждый видел в другом только хорошее и был уверен, что так будет продолжаться вечно. То есть, что он будет вечно «получать». А потом начались обиды, претензии: дескать, как же так, я ожидал от тебя большего!.. И я ожидала того же…

А по Торе – скажу еще раз – «ожидать» от другого вообще ничего не нужно, нужно отдавать самому. Раз я люблю, я хочу, чтобы моя любимая была счастлива. Или был счастлив мой любимый. В этом случае – только в этом! – супругам не грозит разочарование.

Один из традиционных еврейских свадебных обычаев велит невесте стоять под хупой с закрытым лицом. Это символ того, что мужчина женится не «на внешности», а на человеке – в котором, как во всяком другом, наряду с хорошим есть и дурное. Глядя на невесту с закрытым лицом, жених, кроме того, как бы говорит ей: многое в тебе утаено от моего взора, но я беру тебя такой, какова ты есть, ибо ты – моя половина.

Половина, которую назначил вам Г-сподь, – самая лучшая, но не потому, что она идеальна «по определению», а потому, что Г-сподь счел ее, со всеми ее недостатками, единственно идеальной для вас, со всеми вашими недостатками. В истинном браке, совершающемся по законам Торы, эти недостатки уничтожаются совместными усилиями, а достоинства супругов, напротив, возрастают.

Знавал я супружескую чету, которая трижды праздновала свадьбу. Поженились в первый раз – развелись: каждый решил, что у партнера слишком много дурных качеств. Поискали других партнеров – ни на что хорошее не набрели; вернулись друг к другу. Пожили вместе сколько-то времени – снова крупно поссорились и разошлись. Второй раз занялись поисками – опять не получилось. Поженились в третий раз. Смотришь на таких и думаешь: сколько же эти люди потеряли времени зря! Сколько отняли у собственного счастья! Конечно, наша религия разрешает развод, – но это на крайний случай, а настоящий брак, по Торе, предполагает, что мужчина и женщина сразу будут «одна плоть» на всю жизнь.

Увы! Нынешняя «масс-культура» диктует совершенно иные стандарты поведения. Кино и телевидение демонстрируют надуманные любовные истории, исполненные фальши. На самом деле ничего подобного в жизни не существует. Если человек настроен на «получить», а не на «дать», – он становится рабом телевизионных и прочих мифов. Гляди-ка, думает этот человек, у других (тех, что на телеэкране) все есть, а я чем хуже? И на людей, которые его окружают, он уже не обращает внимания, стараясь отыскать «лучшее» в другом месте… А какое оно – «лучшее»? Опять же – такое, с помощью которого можно больше «получить». И в результате свою настоящую половину – ту, что ему предназначил Г-сподь, – он не замечает, просто проходит мимо. Счастья такому человеку не видать. Его отношения с партнером, возможно, начнутся бурно и романтично, но со временем дела пойдут все хуже. Только тот, кто расположен давать, а не брать, как учит нас Тора, – только он способен обрести подлинную гармонию в семейной жизни.

Одно из свадебных благословений переводится примерно так: «Пусть радует Г-сподь этих возлюбленных, как радовал он Адама в раю». Спрашивается – могут ли земные жених с невестой испытывать такую же радость, как Адам в раю? Одно дело рай, другое – наша обыденная жизнь с ее трудами и заботами. Но если поразмыслить: чему радовался Адам, когда обрел свою жену Хаву? Тому, что нашел лучшую в мире. Иначе и не могло произойти. Хава ведь была единственной женщиной. И в этом глубинный смысл благословения. Мы желаем молодым супругам, чтобы каждый из них понимал: его вторая половина – единственная на свете.

 

Главный раввин России Берл Лазар