ПУРИМ И НИСАН – ПРИРОДА И ЧУДО

Дов-Бер Хаскелевич

 

Месяц нисан – это месяц Исхода еврейского народа из египетского рабства. О месяце Исхода Сынов Израилевых из Египта в Торе сказано: «Месяц сей [да будет] у вас началом всех месяцев. Первый [да будет] он у вас между месяцами года» (Исход, 12:2). Месяц Исхода в Священном Писании называется «Первым» месяцем года – это авив. Со знаменательного события исхода из Египта, собственно, и начинается история евреев как самостоятельного народа.

 

Неудивительно поэтому, что от такой в высшей степени знаменательной даты мы и должны вести счет нашего календаря. Месяц этот у нас – начало всех месяцев.

В более поздних книгах, написанных уже после возвращения из вавилонского плена, он называется также «месяц нисан». Древние вавилоняне называли этот месяц «нисану». В древнееврейском языке имя месяца нисан ассоциируется со словом нес – «чудо», «знамение». Великий еврейский философ XV века, принадлежавший к школе Маймонида, рабби Ицхак Арама в своем философском комментарии к Торе «Акедат Ицхак» писал, что в познании Создателя могут быть два пути. Один – это познание через природу, другой – через чудо. Чудо демонстрирует неограниченную власть Создателя над природой. Таково чудо Исхода сынов Израилевых из Египта и рассечения Чермного моря. Оба произошли в месяце нисан. Но не только через чудо можно познать Создателя.

Около тридцати лет назад группа студентов одного из израильских университетов обратилась к Любавичскому Ребе с вопросом: «Существует ли какое-либо веское доказательство, которое могло бы убедить нас, скептиков, в истинности существования Б-га, не оставляя в этом вопросе сомнений или возможности сомнений?»

В своем ответном письме Ребе, подробно разобрав предпосылки и аксиомы, которыми пользуется современная наука в методах доказательств, привел следующий пример. Предположим, мы пришли на полностью автоматизированный завод и не нашли там ни одного человека. Придет ли кому-нибудь из нас в голову, что этот завод работал и работает сам по себе, без – хотя бы незримого – присутствия Главного Конструктора? Наоборот, незримость Конструктора вызывает наше восхищение его удивительным талантом и способностью незримо руководить такими сложными производственными процессами. И если это справедливо по отношению к заводу, где речь идет о сотнях, тысячах или даже о десятках тысяч компонентов, то что можно сказать о природе, живой или неживой? Ведь согласно современной науке каждая вещь состоит из миллиардов атомов, а каждый атом – из еще меньших частиц. Казалось бы, в этом мире должен царить невообразимый хаос. Однако мы наблюдаем удивительную гармонию и слаженность между отдельными частицами микрокосмоса и частями макрокосмоса.

Законы природы, естественный порядок вещей также представляют собой величайшее чудо. Но, облеченные в естественный порядок, они представляются нам как само собой разумеющееся. Говорят иногда, что бытие, материальная сущность управляются «законами природы». Однако ясно же, что эти законы – вовсе не независимая самостоятельная сущность, властвующая над всем бытием. Законы природы лишь описывают положение вещей в природе, позволяя ученому не повторять на каждом шагу пространные объяснения простейших состояний, – пишет Любавичский Ребе, – но они ничего не объясняют.

Эти два элемента Творения – чудо и природа – отображены в двух началах еврейского календаря. Месяц нисан – начало чудесного: само слово «нисан» от слова «нес» – чудо, знамение. На языке Кабалы – это начало творения духовного. Тишрей – это начало природного цикла, сотворение материального мира. Это начало солнечного года, символизирующего неизменность естественного порядка. Чудо естественного порядка отражено также в чуде Пурима. Чудесное спасение нашего народа в Пурим было завуалировано в естественный порядок вещей. В Мегилас Эстер даже имя Б-га не упоминается открыто. Даже слово «Эстер» (от древнееврейского сетер – «тайна», «мистерия») символизирует утаенность этого «природного» чуда.

Рональд Кларк, написавший биографию Альберта Эйнштейна, в своей книге «Эйнштейн, жизнь и время» приводит письменный ответ выдающегося ученого на вопрос нью-йоркского раввина Гольдштейна, верит ли тот в Б-га. Эйнштейн ответил утвердительно: он верит «...в Б-га Спинозы, который раскрывается в гармонии природы, но не в Б-га, который интересуется судьбами людей». Как физик Эйнштейн видел Б-га в природе. Что касается его заявления, будто бы Б-г «не интересуется судьбами людей», то это – на наш взгляд – не выдерживает простой критики, ибо именно человек является самым удивительным творением в природе! Из всего великого мироздания, с его многочисленными галактиками человек – единственное известное существо, способное созерцать творение, восхищаться творчеством Создателя!

Член-корреспондент АН СССР Д.А. Блохинцев в своей статье «Размышления о проблемах познания и творчества и закономерностях процессов развития», опубликованной в сборнике «Современная физика и проблемы сознания», писал:

«Современный научный работник настолько поглощен своей профессиональной деятельностью, связанной с исследованием того или иного узкого конкретного круга вопросов, что зачастую уже не удивляется самой возможности познания мира, его непостижимой красоте и гармонии...»

Д.А. Блохинцев приводил целый ряд примеров, показывающих, как разум человека способен построить абстрактные математические модели, которые – иногда через тысячи лет – найдут применение в описании законов природы в астрономии, в физике: «Не значит ли это, что наш разум посвящен в тайны мира, но не помнит, когда и где произошло это посвящение?» Показательно, что этот вопрос задавал советский ученый, который должен все объяснять с точки зрения материалистической. «Научного» объяснения этому явлению у ученого Блохинцева нет.

Но разве не об этом говорится в Торе – в рассказе о сотворении человека в Образе и Подобии Б-жьем? Человек – единственное творение, наделенное Б-жественным Образом. Особенность мышления человека в том, что он способен постигать понятия и образы, отвлекаясь от конкретного. Эта способность видения духовных сущностей – прямой результат наличия в человеке Б-жественной души. И именно благодаря ей воображение наше способно созерцать сложнейшие понятия – такие, как вечность, бесконечность и абсолютное.

Благодаря душе человек способен познать Б-га, ибо Образ Б-жий уже есть внутри самого человека. В библейском рассказе о сотворении человека речь идет о том, что Всемогущий привел к человеку всех животных полевых и птиц небесных, чтобы тот нарек им имена. «Давать имена» – значит, определять сущность каждой твари в соответствии с ее назначением. Это значит – классифицировать и описывать каждую особь в соответствии с ее принадлежностью к тому или иному виду животных.

Но каким образом мог человек в первые часы своего существования давать определения окружающей его природе, если у него не было до этого никакой информации? «Человек, – говорит Кабала, – это “микрокосмос”, и внутри него содержится вся Вселенная!» «Все сотворил Он прекрасным в свое время, и Вселенную вложил Он в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Б-г творит, от начала до конца» (Коэлес, 3:11).

«[А] ограничена ли наша способность к познанию мира? – задавал вопрос Д.А. Блохинцев. – Классики материалистического мировоззрения в своих спорах с агностиками отвечали на него оптимистически... Тем не менее, на вопрос о неограниченности человеческих способностей познания никогда не будет однозначного ответа. Все это относится к тайнам будущего и именно к фундаментальным наукам, для успешного развития которых необходимо немало условий...»

Человек – венец Творения, высшее разумное существо в природе, созданное в Образе Б-жественном, должен постигать Б­га в природе. А природа – высшее чудо. И это – урок, который мы должны извлечь из наступающего месяца чуда – нисана.