СТАРЫЙ ЕВРЕЙ

Н. Гарин

 

Дождь мелкий, осенний. Приударит сильнее и опять сеет, как сквозь решето, застилая даль мокрым туманом. Сильный ветер захватит в охапку деревья и гнет их, и летят полужелтые мокрые листья.

Грязные поля, мокрые скирды хлебов на потемневшем жнивье.

Дождь льет и льет, рассказывая злую сказку хозяевам всех этих скирд, как ничего не останется от богатых некогда надежд.

– Ничего не останется.

И старый еврей – тяжелый и большой, грязный и старый, с седой бородой, пригнувшись, едет и смотрит из-под зонтика одним глазом.

Пара лошадей легкой рысцой тащит перегнувшуюся на бок плетушку; азям ямщика, промокший уже насквозь, блестит от воды, как шелковый, и вода с шапки непрерывной струйкой льет за спину ямщику, – но он сидит неподвижный, как изваяние.

– Охо-хо, – вздыхает старый еврей и опять погружается в туманы своей души.

Осень и там, – идут дожди, и все уже охвачено мокрой пылью осеннего покрова. Старая, никому ненужная жизнь подходит к концу. Только и осталось от нее, что соблюдал законы, не ел того, что не положено, справлял Шабос...

Было худо, думал, хуже не может быть, и стало совсем худо. И когда стало? Когда бросил даже на проценты деньги давать... Дети настояли – ученые дети – хо-хо, – говорят, что неловко... Ну, купил землю... До сената доходило дело: имеет ли право ссыльный еврей в месте своей ссылки покупать землю? Утвердил сенат купчую. Как и не утвердить? Надо же жить где-нибудь человеку. Ну, был виноват – сослали. Болело сердце за старой родиной – другое солнце там, другие люди, – переболело... Двадцать пять лет прошло и привык: новые места новой родиной стали. Жил, маклеровал при продаже имений, на проценты деньги давал... А разве русские не дают? Русский хуже еще: еврей трефного не ест, а русский всего сразу и с сапогами проглотит... Семен Илларионович четвертую часть в губернии земли дворянской проглотил и не подавился: двести тысяч десятин... Вырубил леса, уничтожил усадьбы, сады, как Мамай, прошел по земле, тройную аренду за землю назначил крестьянам, всех нищими сделал, в кандалы заковал, все проклинают его... А кто проклинает его, старого еврея? За что проклинать? Что купил там золотую брошку у барыни, которую удалось ей спасти, когда Семен Илларионович описывал ее имение и всю движимость? А когда случалось перед самыми торгами уже найти вдруг покупщика по вольной цене, Семен Илларионович разорвать готов был старого еврея и кричал:

– Пропадем от жидов!

А жидов-то всего десять человек на всю губернию, и богатства всех за одну селедку купить можно, а губерния разорена... А скажешь – правды не любят:

– Ты еще рассуждать: погоди, дай срок, жидюга проклятая...

А тут дети выросли, выучились, писать стали в газетах: еще хуже озлились, а все на его старую голову...

Бросил все, купил землю, хотел хозяиновать, как дед когда-то на

Волыни, когда держал имение в посессии.

Хорошо тогда было жить. Быва

ло, по непаханной земле, заскородят только землю и родит хлеб, какого нет больше. Взрослый работник – двадцать копеек... Можно было хозяйничать... Переменились времена: все дорого стало, и паханая не родит теперь больше земля.

Другие люди пришли, другие порядки, и не знал он их... То к нему ходили за деньгами, а теперь сам ищет их, и нет денег: пропали все деньги, убежали из глаз и не видно их, нигде больше не видно...

– Охо-хо...

Так все переворачивается...

Двадцать пять лет прошло, зовет председатель казенной палаты:

– Милость вам: манифест, – прошение...

– Ну, что ж, благодарю. Я старался, все бросил, земли купил...

– Вы больше не ссыльный, вам возвращены все права.

– Очень даже рад я...

– Поэтому вы должны возвратиться назад в черту оседлости.

Смеется...

А все деньги в земле, в хозяйстве. Кто купит землю по вольной цене, когда все знают, что дойдет дело до торгов.

А полиция гонит: уезжай.

В первую гильдию хотел записаться, чтобы получить права: был под судом, – нельзя.

Пошел к Семену Илларионовичу:

– Семен Илларионович, пристав в вашем доме живет: он вас послушает, скажите ему, чтобы позволили мне лишнее остаться, пока устрою дела.

– Я ничего не могу здесь, – сказал Семен Илларионович, – а и мог бы, не сделал. Как пишет твой Соломон? Врага бей. А ты мне и друг не был – и не будешь.

Что делать? Дети разлетелись, кто куда: один за границей, другой в Сибири: новые времена, новые песни...

Нанял приказчика. Ворует приказчик. Не терпит сердце, и едет теперь тайком, как вор, в свое имение старый еврей. Как снег на голову, накроет сразу и все узнает, сам хлеб соберет и продаст, – пусть ворует тогда на пустом месте... Как собрать только, как продать, когда все, может быть, сгниет. А может быть, его приказчик и успел все собрать, чтобы поскорее набить свои карманы? Может, продал уже все или продает, сегодня вечером продаст в ту минуту, когда он будет входить в свой дом?

Ой-ой!.. Поезжай же скорее, что ж ты едешь, как не живой... И кони твои худые, и плетушка твоя хуже телеги трясет.

Трясет и болит печень, и опять пойдут через нее камни: доктор запретил ездить, приказал лечиться, брать теплые ванны. И ванну купил и так и стоит в деревне: теперь где брать ванны? В семьдесят четыре года новая ссылка вышла, а за что?!

Поздно приехал старый еврей и совсем больной. Не ругал приказчика, не позвал даже и сейчас же приказал ванну согреть. Принял ванну, но идут там, в печени, камни, и стонет от боли старый еврей в холодном каменном, мрачном доме. Под высокие потолки уходят его стоны, свечка едва прорывает мрак большой и пустой комнаты.

Когда-то с торгов купил он это имение и клял владельца, когда, приехав, не нашел никакой мебели. Хотел купить новую, да так и не собрался.

Ой, как болит там в печени... И зачем купил он тогда это имение?.. Давали отсталого, зачем не взял?

Так и заснул он, вздыхая и охая: старый, тяжелый, рыхлый.

Спит и снится ему нехороший сон: кто-то ломится к нему в двери, чтоб обокрасть его. Проснулся от страха старый еврей и не спит уже, а слышит: стучат к нему в дверь.

– Кто там?

– Отворите: полиция, урядник.

– Что такое? Зачем урядник?

Дверь отворена: толпа людей, урядник.

– Позвольте ваше разрешение на приезд?

– Что такое? Какое разрешение? Я хозяин здесь и имею право...

– Одевайтесь.

– Что такое одеваться? Зачем одеваться?

– Чтобы ехать назад: лошади

поданы.

– Что?! Вон! Не поеду!..

– Тогда этапным порядком отвезут, – вот понятые.

– Какие понятые? Я больной!.. Как вы смеете?!. Я губернатору буду жаловаться, я буду телеграфировать министру... Да что вы себе думаете?..

– Насильно оденем – хуже будет...

– Что ж это?!. Ну на, возьми...

Старый босой еврей пошел к кровати тяжелой разбитой походкой, вытащил из-под подушки большой грязный кошелек, достал рублевку и протянул ее уряднику.

– Будьте свидетелями – подкупает, – обратился урядник к понятым.

– Что ж это? – растерянно оглянулся кругом старый еврей. Он заговорил упавшим голосом: – Я больной, я старый... Г-споди, за что же?

Он присел на стул, толпа понятых и сам урядник молча потупились:

– Что мы можем? Закон...

В дверях показался в это время рыжий плутоватый приказчик.

Вид этого приказчика сразу вызвал бешеный гнев.

– А, это ты, ты!.. Тебе это надо!.. Моих денег не берут: у тебя больше, чтоб подкупать...

И брань, проклятия сыпались на вошедшего.

– Одевайте его! – скомандовал потерявший терпение урядник.

Старого еврея одели и на руках снесли в плетушку.

Шел дождь, завывал ветер, колыхалось пламя фонарей, ветер рвал старую седую бороду, рвал и уносил последние слова уезжавшего старого еврея:

– Хуже последней собаки!.. И той можно издохнуть в своей берлоге...

Но уже больше ничего не было слышно.

 

Литературно-художественный сборник “Помощь”,

Петербург, 1901 год