[ << Содержание ]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2003 ШВАТ 5763 – 1(129)

 

 

И ЖИЛИ ОНИ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО?

Моше Вишневский

 

Романтика. Страсть. Любовь, оставшаяся без ответа из-за жестокого поворота судьбы, или, наоборот, реализовавшаяся благодаря счастливому стечению обстоятельств. Такие романтические напряженные сюжеты встречаются везде – и в дешевых романах, и в популярных кинофильмах, и в шедеврах классической литературы. Обычно эти любовные истории заканчиваются либо катастрофой, либо блаженством: или все умирают, как в «Ромео и Джульете», или «живут долго и счастливо». Однако так повелось, что после достижения цели – то есть после развязки – редко повествуется, из чего сложилась «последующая счастливая жизнь». Занавес опускается – и все тут! Романтический процесс достижения цели – вот самоцель!

 

С еврейской точки зрения романтика – только часть гораздо более сложной головоломки, включающей в себя как четкую картину того блаженства, ради которого прилагалось столько усилий, так и четкое указание, как следует жить после того, когда это блаженное состояние достигнуто.

А ведь это две разных вещи!

Когда я был молод, меня однажды попросили произнести речь на церемонии открытия духовной академии. Я много говорил о том, как замечательно быть евреем. А затем добавил: несмотря на то что я много лет воспитывался в религиозном духе, я не верю в Б-га по-настоящему. В зале сразу же воцарилось молчание – тридцать лет назад сказать такое вслух было неслыханно! Развивая мысль, я сказал: «Но хотя у меня, возможно, нет безусловной, не допускающей никаких сомнений веры в Б-га, мой молодой еврейский разум непрестанно ищет Его, и еще неизвестно, какая из этих двух позиций лучше!»

Возвращаясь на свое место, я слышал, как люди шептали: «Блестяще!» и «Как вдумчиво!» Место на кафедре занял раввин, сказавший, что моя позиция по существу – подлинно еврейский подход: не слепая вера, а постоянное сомнение и поиск.

Другими словами, существует – как принято считать – всего две возможности: либо ты слепо придерживаешься стереотипного представления о

Б-ге, либо пускаешься в зачастую болезненный, но полный драматизма и романтики поиск Б-га. Найти же Б-га, то есть найти абсолютный смысл жизни и в то же время остаться зрелым, культурным человеком – категорически невозможно. Как выразился кто-то: «если ты говоришь с Б-гом, ты – святой, а если Он говорит с тобой, значит ты – безумец».

Если спросить человека с улицы, ради чего он трудится всю жизнь, тот вероятно ответит: чтобы в мире жилось лучше. Тогда спросите его: а после того, как положим конец войнам, несправедливости, болезням, невежеству и всему подобному прочему, что дальше? Скорее всего, он попросту пожмет плечами. Точно так же, если спросить ориентированного на духовность человека, что такое иудаизм, он или она скорее всего ответит: поиск Б-га. Задайте следующий вопрос: а когда найдем Б-га, что дальше? В ответ по всей вероятности услышите: поиск – это самоцель! Искать – это и значит найти.

Почему такое нежелание спросить: а для чего все это? Что же означает подлинная близость с Б-гом?

С точки зрения западного человека, поиск – это самоцель, но такой подход не дает большинству людей понять, кто и что есть Б-г? Многие боятся думать о Б-ге, потому что опасаются, будто это невесть куда может завести. Безопасней сосредоточиться на «процессе поиска» и забыть о возможности «завершения» или «достижения цели». Безопасней утверждать, что Б-г фактически никогда не общался и никогда не будет общаться с нами.

Я согласен, что это интересная история, которая держит людей в напряжении, пока не опустится занавес. Но если Б-г, создав человека, не сообщил, чего от нас хочет, что следует из этого? Что же, Он создал нас из спортивного интереса, чтобы позабавиться, наблюдая, как мы стараемся понять, зачем существуем? Или же

Он не в состоянии установить с нами связь? Какой отец после рождения ребенка выбросит его на улицу и скажет: давай, малыш, барахтайся сам, узнай жизнь на собственном опыте!

Какой отец даст своему ребенку новый автомобиль, не научив его водить машину?

Имеются люди и философии, готовые признать такую возможность. Однако иудаизм считает, что это не согласуется с самой природой Б-га. Иудаизм дает четкую концепцию, кто такой Б-г и что Он собой представляет, какими могут и должны быть наши отношения с Ним. Так же четко отвечает иудаизм и на вопрос: каким должен быть мир, чтобы достигнуть совершенства, и как жить «долго и счастливо». В Торе – совершено четкое и ясное определение того, что мы ищем.

Где же тут романтика? – спросите вы. – Где страсть и напряженность поиска? Если можно получить готовые ответы в аккуратной упаковке, не отказываемся ли мы от своей свободной воли? А заодно – и от присущего нам духа любознательности?

Поскольку Б-г бесконечен, то какой бы тесной ни была наша связь с Ним, всегда возможно сделать эту связь еще прочнее, еще чище. Как только мы осилим одну ступень в наших отношениях с Б-гом, любовь побуждает нас подняться еще выше, на более высокую ступень. В этом контексте каждая стадия сама по себе уникальна и осуществима. «Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Второзаконие, 30:14).

Иудаизм предлагает нам и напряженность и страсть романтики, и блаженство и радость исполнения. Одно питает другое. Чем более интенсивно исполнение, тем сильней желание еще более высокого исполнения. Чем сильней желание, тем более интенсивно исполнение.

Традиция велит нам мыслить о себе как о народе, в каждом поколении переживающем исход из Египта. Кабала добавляет: «Каждый день нашей жизни наполнен романтикой любовного общения с Б-гом».

 

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru