[ << Содержание ]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2003 ШВАТ 5763 – 1(129)

 

 

 

 

 

«А ИДИШЕ МАМЭ»

 

Мэр Хайфы с женой гуляли по городу. Вдруг из строящегося здания кто-то окликнул супругу мэра:

– Сарра! Как у тебя дела?

– Слава Б-гу!

Идут они дальше, и мэр спросил: кто это был?

– Однокурсник Хаим, когда-то мы думали пожениться, – ответила жена.

– Вышла бы за него и была бы женой какого-то строителя, – сказал мэр, – а так стала женой мэра.

– Если бы я вышла за него – мэром Хайфы был бы он.

 

... Женщина в еврействе всегда занимала важнейшее место: недаром на иврите ее называют «акерес а-байс» «корень дома». Главная в доме – жена. Одного еврея на его «золотой» свадьбе спросили: как получилось, что они с женой всю жизнь сохраняли теплые отношения?

– Поженившись, мы решили: главными вопросами занимаюсь я, а всем остальным – супруга, – ответил он. – Например, за кого голосовать – решаю я, и о политике на Ближнем Востоке слово – за мной. А мелочами вроде: кого пригласить в гости, какое образование дать детям и прочими текущими вопросами занимается жена...

Муж – работает, приносит в дом деньги. Но каким должен быть дом, как воспитывать детей – эти жизненные вопросы решает жена. И именно женщине доверено сделать дом по-настоящему еврейским. Так что атмосфера и отношения в доме зависят от жены.

Ныне женщины эмансипированы, они победили в борьбе за равные права с мужчинами, за полное социальное равноправие. И в этом нет ничего плохого: если жена имеет возможность заниматься и домашними делами, и общественными, то это – ее право! В иудаизме это – нормальное явление. Но жена должна понимать: главное – то, чем она занимается дома. Если женщины хотят иметь такие же права, как мужчины, то тем самым они снижают свой статус и свое положение в еврейской семье.

В иудаизме женщина всегда ставится выше мужчины. Недаром и в синагоге места для женщин располагаются выше. Сарра и вообще все наши праматери действительно были в религиозной иерархии по статусу выше мужчин-праотцев. Когда Авраам хотел удержать дома своего сына Ишмаэля, Сарра сказала: нужно его отослать, ибо он мешает воспитанию второго сына – Ицхака. И Б-г повелел Аврааму: «Все что Сарра тебе скажет, слушайся голоса ее...» (Тора, Ваейро, 21:7).

Вот и всем нам нужно прислушиваться к голосу женщины, особенно в вопросах будущего нашего народа, который всегда видел женщину центром еврейской жизни. Несмотря на то что она старалась всегда быть в тени, она не стала менее уважаема и всегда имела огромное влияние на все происходящее. Многие женщины были пророчицами, героинями.

Талмуд очень интересно объясняет роль жены: «Кошерной считается жена, умеющая сделать желание мужа». Именно сделать: не выполнять его желания, а уметь их формировать. Мужчина обычно не принимает мнения другого человека: мол, кто он такой, чтобы указывать мне, как себя вести?! Да я умней, и у меня опыта больше! Но вот кто действительно может изменить точку зрения мужчины – так это его жена. Если жена любит, уважает, кормит, выполняет желания мужа, то она – единственная, кто может верно направить его мысли. Талмуд объясняет: жена единственная может воздействовать на мужа. А что муж, пытающийся изменить жену силой? Ведь сила, как известно, не меняет человека, а ломает его! Жена же старается, чтобы дома был мир. Когда супруги любят друг друга, у нее есть все возможности получить все, что она хочет.

Как она будет действовать, как добьется этого? У женщин подход правильнее, чем у мужчин. Главное – жена создает атмосферу дома, воспитывает детей. Эта миссия дана ей свыше, и она столь важна, что наши мудрецы говорят: от выполнения многих заповедей, которые являются обязанностью мужа, жена освобождена. Ведь есть два вида заповедей: исполняемые в какое-то определенное время, и те, что выполнимы когда угодно. Важно не помешать главной миссии жены, – воспитанию детей. Вот жена и обязана соблюдать только те заповеди, что выполнимы в любое время, а если есть возможность – то и остальные. То же и с работой за пределами дома. Есть время и возможность – жена может заниматься и общественной деятельностью. Главная же ее задача – строить еврейский дом, строить будущее еврейского народа.

Женщины нередко сетуют, что хотели бы иметь еще детей, но заняты: как вдруг отложить все и рожать? Но никакие дела не сравнить с важнейшим – рождением еще одного еврея! Нельзя отказываться от нахес фун киндер – «удовольствия от детей». Раньше в каждой еврейской семье было по десять детей, а то и больше, вот это и было главным героизмом наших женщин! 

...Однажды, желая задеть раввина вполне современных взглядов, спросили: чем занимается его жена? 

– Открыла приют для беспризорных детей,– ответил раввин.

– Ваша жена так открыта для общества? – восхитились вопрошавшие.

– Этот приют в нашем доме, а дети эти – наши, – пояснил раввин. – И если бы жена занималась какой-то другой работой, то наши дети были бы действительно беспризорными.

Иудаизм одним и полноценным человеком считает обоих супругов – слитые вместе половинки семьи. Он и она поодиночке – всего лишь половинки человека. И о чем чаще всего говорят евреи – так это о своей еврейской маме: ведь в ней они всегда видят опору. Вспоминают, как мама их кормила, лечила, воспитывала, была строга и в то же время – добра: хотела, чтобы ее дети получили все самое хорошее! Это и есть «а идише мамэ», и мы о ней всегда помним...

Недавно я видел, как на улицах Москвы празднуют «День матери» – как и во всем мире. И подумал: а почему в нашей религии нет такого красивого праздника? Но тут же успокоился, вспомнив: просто у нас каждый день – День Матери. Каждый день мы помним о наших мамах, уважая их. Они дали нам жизнь. И нужно, чтобы наши девочки вырастали еврейскими мамами: только тогда этот праздник будет для них каждый день.

Главный раввин России Берл Лазар

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru