[ << Содержание ] [ Архив ] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2002 КИСЛЕВ 5763 – 11(127)
«Почитай родителей твоих»
Каждый из нас полностью зависит от родителей в первые годы жизни, покуда не стал самостоятельным. Родительскую любовь дети всегда чувствуют, нуждаясь в помощи, поддержке отца и матери – тех, кто кормит, дает кров в отчем доме. Однако со временем ребенок становится независимым человеком. И мысли его меняются: подчас – увы! – некоторые думают о привычных с детства обстоятельствах по-другому, и действуют по-иному...
Спросите у ребенка: что готов он сделать для папы и мамы? И он чаще всего ответит: отдаст все, только бы сделать доброе для родителей. За их здоровье, благополучие способен расстаться со всеми игрушками.
Понятно, у ребенка возможностей мало. Но для него самое прекрасное – если папа или мама попросят сделать что-нибудь ради них и он это может. Так он получает удовлетворение, удовольствие от совершенного для любимых, самых близких людей – родителей. Для тех двоих, единственных на всем свете.
Какими должны быть высоконравственные отношения детей к родителям? Освященными заветами Б-га, на основе которых выработаны многовековые моральные принципы. И принципы эти действуют в разных уголках земли тысячелетия – сколько существует нравственность. Среди них первостепенный – уважать родителей.
Став самостоятельным, взрослым, понимаешь: уважение это выражается в непрерывности одних и тех же традиционных чувств, испытываемых всеми поколениями. Чувств, передаваемых по цепочке: от деда – к отцу, от отца – к сыну, от сына – к внуку. Традиция эта длится беспрерывно уже тысячи лет. И каждое поколение именно в таком духе воспитывало потомков, идущих вслед.
Эта эстафета поколений означает в нашем понимании не только необходимость оказания материальной помощи. Не менее важно воспитать детей и внуков в еврейском духе, чтобы жили в соответствии с истинной моралью и стали настоящими людьми: нравственными, получившими верное направление в жизни и духовном образовании. Еврейский менталитет всегда и означал-то в первую очередь одно: показать на деле родителям – дескать, от вас получил я все необходимое в жизни и готов передать это грядущему поколению. Наше самосознание зиждется на том, чтобы внуки помнили, что получили моральные, нравственные ценности у дедов и у родителей и готовы передать их следующим поколениям.
...Наверное, самое искреннее пожелание одного еврея другому, чтобы он получил удовлетворение от детей и внуков: «нахэс фун киндэр ун эйныклах» (идиш). Подчеркну: не от детей только, но и от внуков. Ибо самая неоспоримая ценность – человек видит еще при жизни (а мы верим, что и после пребывания в этом мире), что его дети и внуки продолжают идти тем же путем, каким шел он. Он видит: хотя он не вечен, но его дела и его пример остаются в жизни иных поколений. И все, что он делал для детей, – трудами и заботами кормил, поднял, вырастил и снарядил к дальнейшей жизни – продолжают делать уже и они сами, делать для внуков его.
Нет сомнений: это – один из важнейших принципов, на которых зиждется уважение к родителям. И действительно, самое приятное для дедушки и бабушки – видеть: жизнь не прошла впустую, и все, что они хотели передать детям, те в свою очередь передали внукам.
Но необходимо знать: согласно еврейским законам воздавать родителям только то, что мы намерены в свою пору получать от детей, вовсе недостаточно. «Уважай родителей твоих» – одна из Десяти Заповедей. В Торе не написано, что надо любить своих родителей, чтобы они получали нахэс, нет! – но «уважай...».
...В Талмуде и Шулхан-Орух о том написано много. Приведу малую толику. Так, нельзя сидеть на месте отца ни дома, ни в синагоге. Нельзя отрицать сказанного отцом и охаивать сделанное им. Нельзя называть отца по имени – только «папа», «мой учитель». И даже если кажется, что действительно стал умнее отца – все равно должен его уважать, как главного в своей жизни. Если отец зайдет в комнату, где сын, – тот должен встать из уважения. И даже после смерти отца сын, вспоминая его слова, должен всегда подчеркивать и сознавать, что слышал их от отца...
Из сказанного ясно: у нас, евреев, уважение к родителям основано вовсе не на том, что они когда-то сделали для нас. Это уважение предписано законами, Торы: прежде всего родители дали нам жизнь. В Первой Скрижали записаны законы отношений между людьми и Бгом; во Второй Скрижали – действующие между людьми. Таким образом, по Алохе родители выступают в роли неких партнеров Б-га: ведь они дали жизнь своим детям. И потому уважительное отношение к родителям сродни почитанию ими Б-га, своего Создателя.
Напоследок – поучительная история. Постаревший отец жил с сыном дома, но старик явно сдавал, и с ним было все труднее. Наступила зима, и сын решил: больше не сможет жить под одной крышей с отцом и стал выпроваживать того на улицу, всучив теплое одеяло, «чтобы не замерз». Отец взмолился:
– Сынок, последняя просьба: дай ножницы!
Принес сын ножницы, и, взяв их, отец разрезал одеяло пополам, сказав:
– Когда тебя в старости погонит на улицу твой сын, ты возьмешь с собой эту половину одеяла, «чтобы не замерз»...
В Торе не растолковано, почему положено уважать родителей. Но может быть, придет время и наши дети станут относиться к нам так же, как мы к нашим родителям. Стоит подумать о том времени, когда мы будем нуждаться в помощи детей. И от них воздастся нам ровно столько, сколько воздавали мы родителям своим.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru