[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2002 НИСАН 5762 — 4 (120)

 

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ В ПЕТЕРБУРГСКОЙ СИНАГОГЕ

Несколько месяцев назад в петербургской еврейской общине появилась идея провести городской праздник бар – и бас-мицвы. Причем сами виновники торжества – 13-летние мальчики и 12-летние девочки – должны были принимать непосредственное участие в его подготовке. Сказано – сделано: в еврейских школах № 224 и «Бейт Сефер Менахем», а также в организации «Бейт Хабад» около 50 учеников из разных школ города специально готовились к вступлению во взрослую еврейскую жизнь. Как испечь субботнюю халу? Как правильно надевать тфилин? В чем заключается работа сойфера? С практической стороной этих и многих других важных моментов еврейской жизни ребята познакомились еще до праздника.

«ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОЗВОЛИТЕ СВОЕМУ СЫНУ ВЫРАСТИ ЕВРЕЕМ, ВЫ ЛИШИТЕ ЕГО НАСЛЕДСТВА...»

И вот в феврале в большом зале хоральной синагоги собрались 53 бар – и бас-мицва, их родители, учителя, друзья. Но прежде всего гости увидели много света, праздничное убранство зала... Дети появились под торжественные звуки музыки и двинулись прямо к... президиуму. Конечно, ведь это их день!

Словами Любавичского Ребе, обращенными ко всем бар- и бас-мицва, открыл вечер раввин Цви Пински. Кантор Борух Финкельштейн исполнил песню «Шма, бни» – «Слушай, мой сын!» С приветственными и напутственными речами выступили главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер, директор школы № 224 и председатель общины М.Д. Грубарг, консул Израиля в Петербурге Ш. Полищук, директор школы «Бейт Сефер Менахем» В.Б. Столов; г-жа Женя Дан прочитала приветственное письмо директора петербургского отделения еврейского агентства в России Орит Катцов. Все гости праздника сошлись на том, что такой день останется в памяти ребят как одно из самых ярких впечатлений юности.

Сюрпризом стал специальный проект: видеофильм, в котором все герои торжества увидели самих себя на экране в процессе подготовки к этому дню. Потом был мини-спектакль по мотивам хасидской притчи в исполнении мальчиков и композиция в исполнении девочек, посвященная женщинам, сыгравшим большую роль в еврейской истории. Из зажженных свечей, как по волшебству, появились розы, которые со словами благодарности дочери подарили своим мамам. Теперь уже совершеннолетние, а значит, полноправные члены общины прочли молитву «Шма Исроэл». И уже никто не сдерживал слез, теплые чувства переполняли и участников, и гостей.

Праздник никогда не обходится без подарков: от имени общины все ребята получили Тору, Сидур, подсвечник для девочек и талис для мальчиков, а благодаря г-ну А. Пекаревскому и фирме «СЕЛА» – красивую форму.

Остается надеяться, что такой праздник станет доброй традицией еврейской общины и будущие бар- и бас-мицва станут участниками таких же грандиозных праздников.

Марина Меламуд

 

ВСЕХ НАС, ТАКИХ РАЗНЫХ, ДЕЛАЕТ ЕДИНЫМ НАРОДОМ ИУДАИЗМ:

БЕЗ НЕГО ВСЕ РАССЫПЛЕТСЯ, КАК КАРТОЧНЫЙ ДОМИК

На вопросы журнала «Лехаим» отвечает председатель еврейского религиозно-культурного общинного центра Владивостока капитан первого ранга в отставке Владимир Янкелевич.

– Как случилось, что вы, военный моряк, пришли к иудаизму и возглавили еврейскую общину? Явилось ли это результатом длительного духовного пути или в вашей жизни случилось некое знаковое событие, определившее ваш выбор?

– Придется начать издалека. Я родился в Баку в 1946 году. Родители мои не были коммунистами, они были просто, что называется, правильными советскими людьми, абсолютно далекими от религии. Но иудаизм присутствовал в семье как-то незримо, какой-то почти неуловимой еврейской аурой. Дедушка был очень религиозен, он имел свое постоянное место в синагоге. Помню, как я ходил в синагогу, чтобы получать для бабушки разрешение от раввина нарушить пост в Йом-Кипур из-за диабета. Еврейские праздники отмечались, в доме всегда была маца на Пейсах. Однако родители все это считали чем-то вроде старых обрядов, синагогу никогда не посещали.

Но уже в детстве я время от времени возвращался к одному и тому же вопросу... Мой отец с первого дня воевал на фронте, вернулся без ноги и с орденами, дядя тоже воевал, был офицером-танкистом... Да всех родственников, участвовавших в войне, и не перечислишь! Но везде речь почему-то идет о героическом русском народе. Я не против: русский народ – конечно, народ героический. А мы-то как же? Еще школьником я подсчитал, сколько евреев-участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза (в процентном отношении к численности евреев в СССР). И получалось – героический еврейский народ! Но об этом почему-то никто не говорил. В школьном курсе истории и литературы существовали великие французы, греки, Суворов в Альпах, а нас нигде не было. Конечно, я знал и об Эйнштейне, и о Спинозе, и о многом другом, но «официальный» образ еврейского народа вызывал внутреннее сопротивление, он не соответствовал моим ощущениям. Всегда хотелось узнать подлинную историю евреев, но никаких источников не было.

Во время службы в ВМФ с прямыми проявлениями антисемитизма я не сталкивался, кроме, пожалуй, одного случая, когда меня не приняли в адъюнктуру (аспирантуру), но я воспринял это спокойно. После назначения директором завода – командиром воинской части меня вполне по-советски поздравил замполит. Он сказал: «Поздравляю. Тебя утвердили. Представляешь, ни одного русского хоть мало-мальски подходящего не нашлось».

Родители и сестра с семьей уехали в Израиль во время известных событий в Баку. Я еще служил на флоте, но при первой возможности демобилизовался и уже в 1992 году приехал навестить родителей. Это было чудом. Когда они уезжали, еще не был снят «железный занавес». А я, капитан первого ранга, допущенный к разным не нужным мне «секретам», был твердо уверен, что пересечь государственную границу «кипучей, могучей» не смогу никогда. Мы все знали, что в этой жизни больше не увидимся. Это хуже, чем похороны. Ощущение свершившегося чуда было очень сильным. И тогда, при этом первом моем посещении Израиля, у меня возникла уверенность, что я неправильно понял свое предназначение: укреплял не те вооруженные силы, служил не в той армии, и вообще жил во имя ложных ценностей. У меня родилась убежденность, что я должен многое изменить в своей жизни.

– Как начиналось возрождение еврейской общины во Владивостоке? Помогли ли в этом традиции, оставшиеся с прошлых времен, или вам пришлось начинать с нуля?

– Начинали мы вместе с координатором еврейского агентства в России Людмилой Пестун (она сейчас живет в Ашдоде). Она родом с Западной Украины, выросла в традиционном еврейском окружении. У нее еврейское сердце. Безусловно, пригодился и мой административный опыт. К сожалению, еврейских традиций в нашем городе практически не было. Владивосток – город моряков-рыбаков и военных, многие приехали по распределению.

Первый пасхальный сейдер прошел во Владивостоке в 1992 году. После сейдера произошел перелом: евреи валом шли в наш офис, где оказывались среди своих. Теперь они вместе изучали историю, традицию, иврит, было много молодежи. В 1993 – 1994 годах при финансовой поддержке Джойнта начали работать клубы, состоялся региональный семинар «Евреи диаспоры – евреи ли мы?». Сегодня у молодежи начала появляться тяга к еврейскому образованию. В 2000 году одна девочка поехала учиться в школу Ривки Вайс «Бейт Егудит». А в 2001 году уже трое ребят поехали учиться в «Месивту», три девочки – в «Бейт Егудит» и еще одна – в махон «Хая-Мушка». И это предмет моей особой гордости, так как для города, где нет ни раввина, ни синагоги, – это, как мне кажется, неплохо.

– В вашем интервью на сайте общины вы говорите о том, что еврейский народ вне религии не существует. Какое место занимают иудейские религиозные традиции в вашей жизни и в жизни общины, которую вы возглавляете?

Важнейший вопрос, который, как мне кажется, каждый еврей должен задать самому себе или, быть может, раввину: что делает еврея евреем? Этот вопрос становится особенно актуальным после посещения Израиля, где можно встретить евреев самых разных антропологических типов, говорящих на разных языках, со своими обычаями и взглядами на жизнь. И вот тогда понимаешь, что всех нас, таких разных, делает единым народом только иудаизм. Нет его – и все рассыплется, как карточный домик. Нет веры – тогда для чего отстаивать Иерусалим. Тогда Новая Зеландия гораздо лучше – нет арабов, хорошая экология. А Канада чем плоха? Всем хороша, но не она – Земля Обетованная.

Я глубоко убежден, что вне религии евреи исчезнут, и о них будут вспоминать ученые, как сейчас вспоминают об этрусках. К сожалению, условий (таких, например, как в Москве) для соблюдения традиций в полном объеме во Владивостоке нет. Но мы делаем, что можем, надеемся, в дальнейшем станет лучше. Стараемся кошерно проводить праздники и Шабос, организовали изучение Торы и традиции. Собирается миньян, но, к сожалению, не регулярно.

– Какие процессы, происходящие сегодня в общине, свидетельствуют о необратимости возрождения еврейской жизни? И что порождает у вас тревогу?

– Иногда нам кажется, что все евреи города нам известны, все как-то приобщены к нашей работе, но почти каждый месяц две-три новые еврейские семьи появляются в общине. Концерты нашего клейзмерского ансамбля собирают аншлаги. С приближением праздника телефон в общине раскаляется докрасна от непрерывных звонков. Еврейские праздники стали естественной и в то же время знаменательной частью жизни общины. Во время Пейсаха темнеет поздно, транспорт ходит плохо, но собирается очень много пожилых людей, и все они терпеливо сидят за столом, участвуя в сейдере. Больше никто не пытается превратить Пейсах в Масленицу, как это кое-кто пытался сделать всего каких-нибудь лет пять назад.

В то же время тревожит достаточно сильная ассимиляция среди людей активного возраста. Легче обращаются к еврейской жизни старики и дети, а вот со средним поколением сложно, особенно, когда нет своих помещений, синагоги, раввина.

– Вы не раз отмечали, что одной из важнейших задач владивостокской общины является восстановление синагоги. На какой стадии сегодня находится решение этой проблемы?

– Джойнт с 1998 года обещает помочь с финансированием, Федерация еврейских общин России соответственно – с 2001-го.

– Каким образом осуществляется координация работы еврейских общин городов Приморского края, занимающего огромную территорию на карте России?

– На первом съезде ФЕОР в совет выбрали председателей общин от семи регионов, которые и должны были осуществлять координацию всей деятельности. Я вошел в состав совета от Дальневосточного региона. Затем мне позвонили и сказали, что Биробиджан не согласен и Еврейская автономная область будет координировать свою работу самостоятельно. Потом то же самое произошло с Хабаровским краем. На втором съезде ФЕОР определили, что координационным центром будет Хабаровск, а координатором – председатель Хабаровской общины Марк Оршинский. Об этом объявили и представителям общин Приморского края. Дело в том, что перед губернатором Приморского края все еврейские общины представляю я, но со времени второго съезда ФЕОР я просто не наделен соответствующими полномочиями. Хорошо это или нет? Я думаю, что плохо. Я буду возглавлять владивостокскую общину или кто-то другой – независимо от этого Владивосток останется центром всех приморских общин как благодаря десятилетнему опыту работы, так и своему расположению. Чем скорее это поймут, тем лучше для евреев.

– Какие перспективы сотрудничества с Федерацией еврейских общин России вы видите в будущем?

– Ждем от ФЕОР раввина и надеемся на помощь в строительстве синагоги.

– Искренне желаем вам, Владимир Юдовьевич, успехов в этом большом и нужном деле.

 

СБОРНИК ЕВРЕЙСКИХ ПОСЛОВИЦ

В Петрозаводске вышла в свет очередная брошюра из серии «Библиотечка газеты “Общинный вестник”». На этот раз – это «Еврейские пословицы». (Предыдущие выпуски – «Азбука иудаизма» Бен Гирша, «Время любить» Д. Цвибеля, «Из еврейской поэзии» И. Гина.) Составитель пишет в предисловии: «Данная брошюра не имеет претензий на какое-либо научное обобщение, а пытается лишь дать людям, не знающим идиша, возможность “попробовать на вкус”, что из себя представляют еврейские пословицы... Пословицы распределены по нескольким совершенно условным разделам и, конечно, не охватывают всего богатства и разнообразия еврейских пословиц». Тем не менее, сборник получился целостным и интересным. Пословицы, переведенные автором с идиша, опубликованы в оригинале и в русской транслитерации. Первые читатели уже смогли оценить «вкус этого блюда», и есть все основания полагать, что книжечка разойдется за несколько дней и тиража 300 экземпляров не хватит даже ценителям.

Дмитрий Цвибель

 

ДОМ ИЗ СКАЗКИ

Когда говорят о «доме для престарелых», воображение тотчас рисует безрадостную картину казенного учреждения с выкрашенными темной масляной краской стенами, с бездушным медперсоналом, а в доме – униженных людей, вынужденных влачить свое жалкое существование без надежды на семейный очаг, тепло и заботу. Так вот, ничего этого в доме для пожилых людей Днепропетровска нет. Те, кто в нем живут, – не подопечные, не пациенты, они просто люди. Это их Дом, построенный, словно в сказке, чтобы создать для них радость достойной старости.

«Сказка» – именно это слово чаще всего слышишь, разговаривая с жителями этого удивительного дома. Да и любого человека, который переступает порог красивого здания, расположенного в экологически чистом районе города, охватывает радостное ощущение покоя и умиротворенности. Просторные светлые коридоры, комфортабельные комнаты не более чем на двоих (есть и одноместные), душ, санузел, умывальник в каждой комнате, прекрасная библиотека, тренажерный зал, зимний сад – все это теперь принадлежит нашим ветеранам, людям сложной судьбы, перенесшим тяжелейшие испытания в жизни, потерявшим всех своих близких. Но у них и сегодня есть семья – наша еврейская община. И как в любой нормальной семье, у нас чтят родителей и дарят им всё самое лучшее. И этот прекрасный дом еще одно тому подтверждение.

Сейчас в доме для пожилых людей завершаются работы по оформлению зимнего сада, формированию библиотеки и благоустройству прилегающей парковой территории, но первые жильцы уже переступили его порог. «Мы не могли ждать ни одной минуты, – говорит главный раввин Днепропетровска Шмуэл Каминецкий. – Каждый день, даже каждая минута, прожитая этими людьми в тех ужасных условиях, в которых они оказались, принесла бы им дополнительные мучения. Это их дом, и мы, не мешкая, предложили им переехать сюда».

Реализация этого масштабного проекта стала возможной благодаря совместным усилиям днепропетровской еврейской общины (президент Попечительского совета Геннадий Боголюбов) и Всемирной еврейской организации помощи и утешения (президент Элиэзер Авцон). И результат оказался выше всяких похвал. В каждом уголке, на каждом квадратном метре дома чувствуешь любовь и заботу вдохновителей, авторов и исполнителей этого проекта. Здесь все продумано до мелочей и тем более не забыто о главном: от синагоги непосредственно в здании до итальянского оборудования в кошерной столовой...

И светлеют морщинистые лица стариков. И наворачиваются слезы на их глаза. И улыбка касается уголков их губ. Они еще не могут поверить в это чудо. Они боятся, что это сон, что они проснутся и снова окажутся в прежних своих квартирах, часто без света и тепла, без друзей... Но это не сон. Это действительно Чудо, одно из тех чудес, в которые еще десять лет назад никто бы не поверил, одно из тех чудес, которые с Б-жьей помощью совершаем, когда мы вместе. Когда каждый еврей знает: он не один, он ответствен за всех, и все ответственны за него.

Юлия Сарид

 

САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН...

Есть женщины-инженеры, есть женщины-врачи, женщины-учителя... И все они – матери, которые заботятся о своих детях, муже, доме, собирают родных и друзей у своего очага. Наших современниц увлекает пример женщин нашего близкого и далекого прошлого, матерей еврейского народа. Вечером двадцать второго Швата (третьего февраля) в клубе «Хая-Мушка» собрались представительницы донецкой общины, чтобы отдать дань памяти одной из величайших еврейских женщин нашего времени ребецн Хае-Мушке, жене Любавичского Ребе.

 

«Вся гордость мира от матерей» (горская пословица).

Праздник начался танцем в исполнении младшей группы ансамбля «Симха» под управлением Ларисы Палагуты. Ведущая вечера Ира Резник рассказала, как тридцать лет назад израильские женщины написали письмо Любавичскому Ребе. В ответ они получили благословение, в котором Ребе писал об огромной роли женщины-матери, ведь она не только дает жизнь, но и воспитывает детей «в настоящем для будущего». Поэтому у нашего народа женщина вознесена так высоко. Песня в исполнении женского хора стала подтверждением этих слов. Концерт продолжила Ольга Рафаиловна Гордон. Она прочитала отрывок «Эшес Хаил» из книги притч царя Шломо, подлинный гимн женщине. Музыкальное оформление Инны Хитряковой усиливало красоту слов. И вновь танец, на этот раз хасидский, в исполнении старшей группы ансамбля «Симха», уже маститых артистов.

Мушка Вышецкая и Хая-Мушка Каминштейн зажигают свечу памяти. Они названы в честь ребецн Хаи-Мушки. Имя Хая значит «жизнь», и пока мы будем называть дочерей этим именем, память о ней не исчезнет.

Ребецн Дина Вышецкая рассказала об удивительной скромности этой великой женщины. О ней нет фильмов, очень мало осталось ее фотографий. Она помогала своему мужу – Ребе, посвятив жизнь ему и заботе о евреях.

Двадцать второе Швата – дата юбилейная. Ведь в этот день пять лет назад состоялось первое заседание клуба «Хая-Мушка». Ребецн Дина от имени всех собравшихся поблагодарила организатора клуба Софию Черню, ее добровольных помощниц Ольгу Фоменко, Любовь Писанец, Викторию Грамотенко, всех участниц этого вечера.

А потом зрители увидели сцены из жизни еврейских женщин, которые комментировал главный моэл Украины Яков Гайсинович. Он также рассказал об огромной роли посланников Любавичского Ребе в жизни еврейских общин. А дальше попурри из всем знакомых еврейских песен, которым подпевают все сидящие в зрительном зале. После концертной программы – сладкий стол и танцы...

Знаете, что меня поразило на этом заседании клуба? Количество беременных женщин в зале. Никогда не умрет еврейство! Рожайте детей! Пусть их будет много! Пусть детский смех звучит в наших домах и согревает сердца наши!

 

Пусть ей вечно солнце

рукоплещет,

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная

из женщин –

Женщина с ребенком

на руках!

Сильва Вайнштейн

 

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА

В прошлом номере журнала «Лехаим» (№ 3) мы сообщали о тревожной ситуации в ряде городов Костромской области, в том числе в Нерехте, где распоясавшиеся молодчики из РНЕ практически открыто ведут антисемитскую и «антикавказскую» кампанию, запугивают и избивают людей. Мы также опубликовали письмо председателя еврейской общины Костромы Андрея Ошерова губернатору области Виктору Шершунову. В газете «Еврейское слово» №7 (81) была напечатана информация об обращении главного раввина России Берла Лазара и национального директора Объединения комитетов в защиту евреев в бывшем СССР Майкла Нафталина к губернатору Виктору Шершунову с призывом пресечь антисемитские акции со стороны местных экстремистских группировок.

Вот что нам сообщил Андрей Ошеров в продолжение темы.

«После того как письмо, подписанное Майклом Нафталином и Берлом Лазаром, поступило в областную администрацию, на темы антисемитизма и ксенофобии написала практически вся местная пресса. На прошлой неделе в четверг я был в Нерехте, чтобы своими глазами посмотреть на сложившуюся ситуацию, поговорить с человеком, который сообщил нам неприятные новости об экстремистах-антисемитах из РНЕ и о поджоге в его доме. Мы встретились с Сергеем. Он просил не называть его фамилии, так как, по его словам, если кто-то узнает, что именно он нам предоставил информацию о нерехтском отделении РНЕ, то его “могут посадить в тюрьму, подкинув что-то запрещенное”. Он показался мне очень запуганным человеком. Он поведал о лидере местного РНЕ г-не Хореве, о его связях во властных структурах и органах милиции. Мы объехали город, я видел ксенофобские надписи на стенах домов и стилизованные свастики (эмблема РНЕ), причем антисемитских надписей я не обнаружил. Когда я захотел сфотографировать эти надписи, Сергей меня всячески отговаривал, мотивируя тем, что меня немедленно заберет милиция (велика сила страха). Я не заметил следов поджога входной двери квартиры, где живет Сергей. Но мой собеседник сказал, что их не может быть, так как он тщательно все закрасил...

Когда я вернулся в Кострому, мне сказали, что в синагогу звонили представители РНЕ, предлагали встретиться и обсудить сложившееся положение. Однако никто больше не перезвонил. Вечером позвонили из областной администрации и предложили встретиться.

На встрече с вице-губернатором Сергеем Галицким мне сообщили, что в настоящее время проверкой фактов, изложенных в письме раввина Берла Лазара и Майкла Нафталина, занимается областная прокуратура и ФСБ. При этом вице-губернатор подчеркнул, что “до этого никогда никаких сигналов в эти службы не поступало”. Меня спросили, почему я думаю, что избиение мальчика на вокзале в Галиче – антисемитский инцидент, а не простое хулиганство. Я ответил, что информация получена от самого Димы и его матери, что били его молодчики с повязкой со свастикой на рукаве куртки. Г-н Галицкий выразил удивление тем, что я “не обратился в администрацию, а написал письмо в Америку и ФЕОР, и информация попала на новостные сайты Интернета”. Я ответил, что во время последнего совещания в администрации области я передал письмо-протест на имя губернатора области г-на Шершунова, на который я не получил никакого ответа. После этого я ознакомил вице-губернатора со статьей “Скины среди нас” в газете “Костромские ведомости”, практически представляющую собой завуалированную рекламу этой организации, и постарался объяснить, до чего может довести попустительство таким “опусам” в официальной прессе, учредителем которой является и администрация Костромы. Сергей Галицкий заверил меня, что еврейская община получит объективный ответ на вопросы, связанные с инцидентами в Костромской области. Меня попросили оперативно информировать администрацию области обо всех антисемитских и ксенофобских выходках экстремистских группировок. “В семье не без урода!”, – сказал вице-губернатор и добавил, что необходимо предпринимать совместные усилия для противодействия этим позорным явлениям».

Новости Федерации еврейских общин по материалам собственных корреспондентов «Лехаима» подготовила

Ирина Резвова

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru