[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2002 ШВАТ 5762 — 2 (118)

 

Прогулки по НоводевиЧьему

Соломон Кипнис

Продолжение. Начало в №113.

 

ДЕЛИКАТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Лина По (1899 – 1948). Не стройте догадок – с писателем Эдгаром По в родстве она не состояла.

А теперь всмотритесь в другую последовательность написания:

По Лина.

Полина Михайловна Горенштейн сделала красивый и многозначительный псевдоним «По Лина» из своего имени, когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица.

Но не только балет был страстью ее одаренной художественной натуры. Училась во Вхутемасе, занималась рисованием, лепкой, писала стихи, увлекалась музыкой.

В 1934-м случилась трагедия: заболела энцефалитом, ее разбил паралич, полностью потеряла зрение.

Нечеловеческим трудом, огромным напряжением воли ей удается частично восстановить способность двигаться, но слепой она так и осталась. Сценическая деятельность оборвалась навсегда.

Осознав, что для жизни в искусстве судьба ей оставила только «внутреннее зрение», она весь талант и труд обращает на то, чтобы реализовать этот свой единственный шанс – начинает заниматься лепкой. 

Лина По становится скульптором. И еще каким!

Уже в 1937-м ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Никто, конечно, кроме родных и близких, не ведал, что их создал незрячий скульптор.

Даже когда решался вопрос о принятии Лины По в члены Союза художников и там узнали, что автор представленных скульптур – слепая женщина, в это просто отказались поверить. Но, так как «слухи» были уж очень настойчивые, то на квартиру к ней отрядили весьма представительную комиссию: художника Б. Яковлева, скульптора А. Антропова, искусствоведа В. Грабарь-Мещерину.

Сестра Лины По поделилась своими воспоминаниями о визите комиссии.

...Незадолго до прихода комиссии Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру Кармен, танцующую испанский танец сегедилью. Именитым гостям работа эта очень понравилась.

Но ведь им надо убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек.

Тактичный предлог для проверки нашел художник Яковлев.

– Ваша испанка, – сказал он, – очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.

«Испытуемая» взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, который тут же вставила в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала:

– Вы правы, пусть танцует с веером.

Сомнения комиссии развеялись...

Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур – в мемориальном музее Лины По, в доме культуры Всероссийского общества слепых.

Поражает буквально всё здесь увиденное. А портреты исторических личностей – так те просто потрясают. «Слепая лепит бюсты людей, которых она не видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от портретного искусства», – говорил скульптор С. Меркуров.

Многие выдающиеся деятели искусств, посетившие музей, среди которых М. Нестеров, И. Грабарь, С. Конёнков, П. Кончаловский, оставили свои восторженные отзывы о работах Лины По.

Осматривая экспозицию музея, я и предположить не мог, что от висящего здесь портрета Лины Михайловны протянется ниточка в... мое детство.

Портрет этот вызвал у меня повышенный интерес потому, что Лину Михайловну я видел живую – в 1946-м на ее персональной выставке в Центральном доме работников искусств, наблюдал, как она там беседовала со скульптором Конёнковым.

И всего на год раньше был сделан так понравившийся мне портрет. Вот я и сравнивал виденное с увиденным. Естественно, поинтересовался, кто же автор портрета.

Им оказалась художница Ада Варновицкая... Та самая Ада, дочь друзей моих родителей. Мы жили тогда в Харькове. Ей было лет двадцать, она училась в каком-то художественном институте. И я, двенадцатилетний мальчик, тайно вздыхавший по этой красивой девушке, был очень рад, скорее даже горд, когда Ада согласилась рисовать меня, да еще маслом! Последнее обстоятельство почему-то представлялось мне безумно важным. А сознание, что Я буду «позировать» Ей, делало меня просто счастливым... 

Пришел из музея домой, разыскал тот рисунок, увидел мальчика с челкой, в пионерском галстуке и... нахлынули воспоминания.

Лину По в душе благодарил за все прекрасное – увиденное и разбуженное. 

(2-27-4)

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru