[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)

 

ГЕРОИЗМ ДУХА, УМНОЖАЮЩИЙ СВЕТ

Лазарь Медовар

Уже более 2 тысяч лет Ханука – национальный еврейский праздник.

165 году до новой эры еврейские отряды под водительством Иеуды Маккавея нанесли решающее поражение греко-сирийскому войску царя Антиоха IV. Были освобождены Иерусалим и священный второй иерусалимский Храм. 25 Кислева при большом скоплении народа состоялось освящение Храма. Этот день и был определен мудрецами как начало восьмидневного праздника.

Сама победа немногочисленных еврейских отрядов над значительно превосходящим и числом, и вооруженностью, и военным опытом войском Антиоха явилась чудом. За эту чудесную победу было установлено специальное благодарение Б-гу, в котором есть такие слова: «Ты предал героев в руки слабых, многих – в руки немногих, нечистых – в руки чистых, злодеев – в руки праведных, живущих твоей Торой».

«Героями» здесь названы сирийцы и греки, евреи же отнесены к «слабым», победившим не благодаря их силе, а вопреки их слабости, ибо героизм в еврейской традиции – это героизм не меча, а духа.

Историки отмечают: победившие евреи освящали Храм, но не меч. Прославлялись победа света и подвиги погибших, но оплакивать их было запрещено.

Вступившие в Храм маккавеи были поражены масштабом злодеяний, совершенных оккупантами. Все было осквернено: на алтаре приносились в жертву свиньи, здесь и там высились обнаженные статуи греческих богов, золотые и серебряные сосуды, жертвенник, украшения внутри и вне стен Храма были разграблены или испорчены. Исчезла и одна из главных святынь Храма – золотая Менора (семисвечник). Пока очищали Храм, заменяли алтарь и жертвенник, была изготовлена новая Менора, подобная украденной. Для нее нашелся один единственный кувшинчик с оливковым маслом, опечатанный печатью первосвященника. Однако его содержимого могло хватить лишь на сутки вместо необходимых для приготовления нового масла восьми...

Но произошло еще одно чудо: Менора горела все восемь суток.

В ознаменование этого Б-жьего чуда было постановлено учредить праздник Хануки и отмечать его в течение восьми дней. Символом праздника стала Менора не из семи, а из восьми свечей (об их значении см. в «Лехаиме» № 11/79/, 1998), существенно отличающаяся по устройству от храмовой.

Храмовая Менора с семью лампадами стала символом еврейского народа еще со времен Моше. Ее изготавливали в период Исхода одновременно с переносным святилищем – мишканом. Она детально описана во второй книге Торы Шмойс (25:31-37). Согласно повелению Б-га вся она должна была быть выкована из цельного слитка чистого золота; из ее центрального ствола должны были симметрично выходить шесть ветвей – по три с каждой стороны; основание, ствол и ветви Меноры должны были иметь украшения в виде чашечек, шаров и цветков. Верхние концы ствола располагались на одном уровне, и каждый оканчивался чашечкой для масла с фитилем.

Шесть ветвей Меноры символизируют сотворение мира за шесть дней, а седьмая (ствол) – Субботу. По другой версии шесть ветвей олицетворяют шесть частей света, средняя же – небо.

Менора в первом Храме царя Соломона соответствовала описанной в Торе. Она горела постоянно, уход за ней входил в обязанности священника. Перед разрушением Храма священники успели спрятать Менору, куда – неизвестно по сей день. Изображение ее до нас не дошло в отличие от Меноры второго Храма времен маккавеев. После его разрушения в 70 году новой эры римлянами император Тит вывез Менору в Рим. Там в честь своей победы он велел изобразить ее на триумфальной арке. Впрочем, есть основания полагать, что изображена не храмовая Менора.

Изготавливать точную копию храмовой Меноры запрещено, так как нельзя заменить свет Храма. Зато ее изображение (по Рамбаму оно несколько иное) увековечено в гербе современного Государства Израиль.

Для светильника использовалось оливковое масло, особое, которое дает при сгорании чистый и яркий свет. Это масло добывалось из плодов масличных деревьев, во множестве произрастающих в Израиле еще с библейских времен.

С установлением праздника Хануки у еврейского народа появилась еще одна Менора – ханукальная. Как и у храмовой, у нее строго постоянное количество свечей (если у первой 7,

то у второй – 8), обе они не могут быть использованы для освещения помещения, а только как средство духовного общения с Б-гом. В отличие от храмовой Меноры, которая должна гореть постоянно, ханукальная зажигается только в дни праздника. Она имеет еще одну дополнительную, служебную свечу – шамаш, которой зажигаются все остальные и которую устанавливают вне ряда ханукальных.

Провозгласив праздник Ханука, старейшины Иудеи составили заповеди, отражающие его особенности и правила, включая также ритуал и место зажигания свечей. Согласно первоначальной заповеди ханукальные светильники следовало зажигать у входа в дом, чтобы напоминать всем о чуде, дарованном евреям Всевышним. Однако жизнь среди враждебных народов, когда само исполнение еврейских обрядов грозило смертью, заставила евреев зажигать светильники за закрытой дверью. Их стали устанавливать у окна, чтобы сквозь него свет ханукии распространялся за пределы дома.

Пока горят ханукальные свечи, не рекомендуется работать, зато поощряется веселое времяпрепровождение, забавы, танцы, игры. Дети традиционно играют в специальный волчок, который называют свивон или дрейдл.

Материал для ханукального светильника, лампад, фитилей может быть самым разнообразным. Также и их конструкции. В средние века получили распространение ханукии с задней стенкой и с боковым обрамлением. В музее Израиля в разделе иудаики целая стена отведена ханукиям, созданным мастерами разных стран и эпох. Собранные вместе, они по-своему подтверждают слова «Ам эхад, паним работ» – «Народ един, а лиц у него множество».

На немецкой ханукии XVIII века изображен Моисей со скрижалями Завета и его брат, первосвященник Аарон. На голландской – разведчики, посланные в землю кнаанскую, несут на плечах шест с громадной гроздью винограда, спускающейся до самой земли и свидетельствующей, что земля та богата и плодородна. В странах Восточной и Северной Африки на ханукиях часто изображали птиц, иногда полумесяц, цветы, колонны, различные архитектурные элементы. Например, задняя стенка одного марокканского светильника выполнена в стиле, в каком строятся дома в этом районе, – с арками и воротами. Бывало, украшениями ханукий служили гербы аристократических родов, не имеющих никакого отношения к еврейству. Сохранился редкий ханукальный светильник, в котором свечи находятся в красиво оформленной коробочке. Открыв ее крышку, свечи можно зажигать, а по окончании праздника или в случае необходимости крышка закрывается. Возможно, такими светильниками пользовались в Испании во времена инквизиции.

В наши дни ханукальное веселье вышло на улицы. В современном Израиле спортивное общество «Макаби» в дни праздника устраивает факельные пробеги и шествия. По стране во множестве разъезжают машины с ханукиями, большими светильниками украшают улицы городов. Есть такая возможность у евреев и в других странах. С перестройкой ханукии загорелись и у нас, в бывшем СССР, сначала в домах, а год от года все в большем количестве городов на центральных улицах и площадях вспыхивают их огни, а сам праздник нередко посещают руководители мэрий и даже государства.

Таковы исторические последствия победы евреев в войне за независимость своего государства и освобождение иерусалимского Храма.

Войне евреев против греко-сирийских войск и в частности событиям в Храме после его освобождения посвящены многие произведения религиозных и политических еврейских деятелей, историков, публицистов, писателей. Однако ежегодно в праздничные дни события далеких дней вспоминают с неизменным интересом, появляются все новые публикации.

Одной из наиболее популярных признана известная книга американского писателя Говарда Фаста «Мои прославленные братья», которая вышла на русском языке в 1990 году в издательстве «Библиотека-Алия» (Иерусалим). В предисловии сообщается, что в русском переводе она впервые вышла не в официальном издательстве, а появилась в самиздате и вызвала большой интерес читателей-евреев в СССР. Найти этот перевод не удалось, и роман Говарда Фаста вышел в новом переводе Георгия Вена.

Интересна судьба автора романа. Г. Фаст (родился в 1914 году) был членом коммунистической партии США, причем настолько известным, что в 1953 году ему была присуждена Международная Сталинская (Ленинская) премия «За укрепление мира между народами». Так вышло, что вскоре после этого он разочаровался в коммунизме и демонстративно покинул компартию.

«В наши дни необходимо и ценно вспомнить о человеческой солидарности в прошлом», – в своем обращении к читателям пишет Г. Фаст. И признается, что своей книгой обязан «прекрасным людям того времени, которых их вера, их образ жизни и любовь к родине привели к великой мысли о том, что сопротивление деспотизму есть подлинное повиновение Б-гу». Книга посвящена «Всем людям, евреям и неевреям, отдавшим свои жизни в древней и до сих пор незаконченной борьбе за свободу и достоинство человека».

Еще раз вместе с Г. Фастом вспомним историю той войны.

В эпоху второго Храма Иудея оказалась под господством Сирии, где в 196 году до новой эры на трон взошел Антиох IV, принявший имя Епифан (знаменитый). Но народ прозвал его «Епиман» (умалишенный). Грек по происхождению он был необузданным тираном, фанатично преданным греческому образу жизни и, невзирая на средства, насаждал его где только мог.

Встретив сопротивление евреев, Антиох решил полностью уничтожить все очаги еврейской культуры, заменить ее греческой во что бы то ни стало. Его наместники с сотней наемников входили в города и деревни, грабили и убивали людей, облагали их непосильными налогами. Были запрещены изучение Торы, обрезание, молитвы, нарушителям грозила смерть. Всюду устанавливались статуи греческих богов и богинь, перед которыми жители должны были совершать обряды и приносить жертвы.

Восстание началось в Модиине, деревне между Иерусалимом и морем, куда прибыл наместник Антиоха. Его наемники осквернили синагогу, вытащили священные свитки Закона и на глазах у всех сожгли. Затем был установлен привезенный алтарь, увенчанный статуэткой Афины, и наместник приказал плененному им в Иерусалиме левиту зажечь на этом алтаре огонь и воскурить фимиам. Но когда тот попытался это сделать, старейшина Модиина Матитьяу ножом убил его. Это послужило сигналом – модиинцы бросились на язычников и перебили всех. После этого они ушли в горы и, организовав там боевые отряды, вступили в бескомпромиссную войну против тирании.

Ярко и увлекательно воссоздает Говард Фаст картины жизни древней Иудеи, ее природу, события, битвы, благородные образы еврейских вождей. Это была первая подлинно национально-освободительная война, в которой евреи сражались за свою землю, свободу и веру.

В Иудее, как и в других странах в то время, были рабы, но отношение к ним было принципиально иным: раба нельзя было бить – в противном случае он имел право потребовать свободу; он мог входить в дом своего хозяина и даже быть там своим человеком. Евреи были единственным в мире народом, закон которого предписывал освобождать раба после семи лет неволи. В этой войне, происшедшей за несколько десятков лет до восстания Спартака, евреи освободили всех своих рабов. Впервые рабы добровольно воевали на стороне своих хозяев.

У евреев не было наемников, и потому их отряды всегда были очень малочисленны по сравнению с сирийским войском, в котором основную силу составляли наемники. Не было у евреев и оружия, и поначалу они воевали трофейным. Но преимущество их было в том, что они любили и хорошо знали свою землю, к тому же повстанцев поддерживало население.

Во главе отрядов встали старейшина Матитьяу и его пять сыновей: Иоханан, Шимон, Иеуда, Эльазар и Ионатан. Все они погибли за свободу Иудеи – трое до освобождения Храма, трое позже.

После гибели отца отряды возглавил Иеуда, оказавшийся талантливым полководцем. Он избегал сражений на равнинах и применял партизанскую тактику: заманивал сирийские отряды в леса, горы и болота и там, имея явные преимущества, уничтожал их. На его счету не было ни одного поражения.

Для усиления армии в сирийские войска были введены специально обученные боевые слоны. Под тяжестью одного из них, которого удалось убить, геройски погиб Эльазар.

Надо сказать, слоны мало помогли сирийцам в борьбе с партизанскими отрядами. В результате многолетней войны армия завоевателей была ослаблена. Кроме того, у Сирии появился могущественный соперник – Рим, также имевший виды на Иудею. Сирийцы вынуждены были поспешно покинуть Иудею, и отряды Иуды Маккавея вошли в Иерусалим.

Г. Фаст заканчивает свою книгу отчетом римского легата, посланного сенатом в Иудею для знакомства со страной и ее вождем Шимоном, единственным оставшимся в живых Маккавеем: «Евреи представляют собою серьезную угрозу Риму, поскольку они отрицают основу западной культуры – свободное рабовладение». Что и говорить, достойный и красноречивый финал.

Героизму Маккавеев также посвящены замечательные музыкальные произведения. Среди них опера А. Рубинштейна «Маккавеи», оратория Г. Генделя «Иуда Маккавей».

В одной из своих бесед Любавичский Ребе сказал: «...Многие тираны пытались уничтожить нас и нашу веру. Иногда они направляли свои отравленные стрелы против наших тел, иногда – против наших душ... В этих условиях мы должны уподобить себя отряду Хашмонеев (Маккавеев), которые всегда оставались верными заветам своих отцов».

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru