[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)

 

ПРИМЕТЫ ВОЗРОЖДЕННОЙ ИСТОРИИ

Кажется, совсем недавно минули торжественные и радостные  дни месяца Тишрей, а вот уже и Ханука – время летит так быстро! Вспоминая подвиг маккавеев, всякий раз невольно задаешься  вопросом: а что я сделал для своего народа?.. И начинаешь «ревизию» дел, решаешь, чем нынешний год отличается от минувшего и давних, что сделано, а что только предстоит... Так в масштабах личных, так же и в общинных: все ли в порядке в нашем обширном – от Калининграда до Магадана – общинном хозяйстве? Многотысячные объединения больших городов уверенно входят во второе десятилетие своей возрожденной истории, другие же, в небольших «населенных пунктах», где и евреев-то, бывает, не больше сотни, делают лишь первые шаги на этом пути. А путь этот — дорога длиною в вечность. Но именно эти первые робкие ростки еврейской жизни особенно значимы, и, быть может, именно они составляют главную примету еврейской жизни России в уходящем году. Чтобы никого не обидеть, ни «больших», ни «малых», начнем по алфавиту...

Члены еврейской общины Архангельска вместе встречают Субботу, отмечают праздники. Вскоре откроет свои двери еврейская воскресная школа. Работает Хесед. В общину пришло много молодых людей, дав новый импульс деятельности молодежного клуба. Все еврейские организации города работают для достижения одной цели: поддержки общины и каждого ее члена. Но, как известно, та или иная группа людей по-настоящему не станет общиной, пока финансирование не осуществляется преимущественно из ее внутренних источников. В этой связи начато сотрудничество с представителями местного бизнеса. Руководство общины изыскивает возможности реализовать один из своих главных проектов — построить городской еврейский центр.

В нынешнем году произошли серьезные качественные изменения в работе еврейской общины Астрахани. Здесь начал работать молодежный отдел, где можно получить информацию о традициях, истории и религии еврейского народа. Прошли две большие концертные программы, собравшие немало зрителей. Проводились тематические беседы по изучению Торы. Открылся ульпан.

Важно отметить, что у общины «СФАРД» есть собственная библиотека, в фондах которой хранятся раритетные издания. В минувшем году были восстановлены двадцать сидуров (молитвенников) и старинных книг. Для нужд общины ФЕОР прислала махзоры (специальные молитвенники к Рош а-Шона и Йом Кипуру). Члены общины сами приобрели тфилины, и теперь утренние молитвы будут проходить в соответствии с законом. К сожалению, пока еще здесь нет духовного лидера – раввина, да и свиток Торы находится на восстановлении.

Община города Балаково существует немногим более года, в ней около 70 членов. Однако Субботы и праздники уже стали основой ее жизни. Проходят занятия по основам иудаизма, истории и традициям. Регулярно приходит сюда еврейская периодика. Представители общины приняли участие в первом Всероссийском фестивале еврейской музыки, песни и танца в Казани.

За два года в Боровичах община значительно подросла, для нее открыты новые эффективные программы. А главное, отремонтирована и открыта синагога. При поддержке организации «Движение без границ» действует культурно-просветительский центр «Хаверим», здесь занимаются с молодежью и детьми. При содействии «Джойнта» организованы мини-хесед, библиотека, видеоклуб. Благодаря ФЕОР члены общины регулярно отмечают Субботу. В истекшем году открылся ульпан, работает клуб «Говорим на идише».

Интересные формы работы получили свое развитие в иудейской общине Брянска — она веб-мастер крупного и довольно известного сайта «Хасидус по-русски», посещаемость которого не уступает другим популярным сайтам по традиции. Еще община стала издавать газету «Фарбренген», ее тираж, 40 тысяч экземпляров, распространяется по всем общинам ФЕОР и другим еврейским организациям России и СНГ.

По мнению председателя Брянской иудейской общины И. Ройтмана, важнейшим делом ФЕОР должна стать разработка серьезной системы подготовки председателей и координаторов. Необходимо привлечь для участия в этом людей науки, бизнеса и властных структур. Все это даст возможность эффективно обмениваться идеями, использовать и повышать интеллектуальный потенциал общин, входящих в ФЕОР.

Активизируется еврейская жизнь во Владивостоке. Значительно выросла популярность общинной газеты «Седьмой день». Здешний интернет-сайт считается одним из лучших среди русскоязычных сайтов ФЕОР. В прошедшем году заметно оживили культурную жизнь города регулярные выступления клейзмерского ансамбля «Ноар». При определенной финансовой поддержке местные клейзмеры могли бы с успехом гастролировать по городам Дальнего Востока.

Для еврейской общины Волгограда главное – приобщение к традициям молодежи. Только за прошедший год обряд обрезания совершили 37 человек, на учебу в ешивы СНГ были направлены восемь молодых людей, еще один заканчивает религиозную школу в Израиле, три девушки учатся в московском махоне «Хая-Мушка». В общине регулярно проводятся хупы, бар- и бас-мицвы, совершается брис-мила. Как показывает жизнь, для многих путь возвращения к еврейству начинается с кадиша в миньяне по умершему родственнику. И все же отсутствие действующей синагоги значительно ограничивает возможность привлекать евреев к родным традициям.

В волгоградской общине уже стали традиционными театрализованные, литературные и музыкальные вечера в дни еврейских праздников, в честь памятных дат и знаменательных событий еврейской жизни. С успехом прошли гастрольные концерты петербургского кантора Б. Финкельштейна и нижегородского ансамбля «Фрейлахс», большой интерес вызвал общинный фестиваль еврейской книги. При общине работают молодежный клуб, еврейская воскресная школа «Возрождение», средняя общеобразовательная школа «Ор Авнер», семейный клуб «Бейтиют», издается еврейская региональная газета «Шофар Поволжья». Ведется большая благотворительная работа: организуются трапезы, распределяется гуманитарная помощь, регулярно продовольственную помощь получают малообеспеченные семьи. Чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими, для них организован клуб «Посиделки». Скоро откроются женский клуб и две школы: для вожатых летнего лагеря «Ган Исроэл» и школа экскурсоводов.

Городская администрация высоко ценит деятельность еврейской общины и оказывает конструктивную помощь во всех ее начинаниях. Благодаря инициативе руководства общины по каналам городского радио и телевидения регулярно транслируются передачи на еврейскую тему. Авторитет еврейской общины так велик, что в городе пресекаются любые публичные попытки проявления антисемитизма. Так, например, недавно был отменен концерт профашистской рок-группы «Коловрат».

В минувшем году численность зарегистрированных членов еврейской общины Выборга выросла почти в два раза — от 170 до 300 человек. Распахнул свои двери новый офис. Действуют программы «Тора в каждый еврейский дом», идентичная программа связана с мезузой. Они осуществляются при участии ешивы Петербурга. Регулярно собирается семейный клуб. Работает еврейская благотворительная столовая, программа «Теплый еврейский дом». Деятельность общины освещается в местных СМИ.

Радуют перемены в жизни еврейской общины Дербента. В этом году здесь открылась еврейская воскресная школа для людей разного возраста. Они изучают родные историю, язык и традиции. Теперь еще появилась возможность овладеть компьютером, воспользоваться услугами Интернета. Скоро при воскресной школе откроется семейный клуб. А клуб «Ахдут» недавно был преобразован в одноименное молодежное движение. Его члены – самые активные участники всех мероприятий еврейской общины, особенно концертов и праздничных вечеров. Не забыты в общине малоимущие и инвалиды, при материальной поддержке ФЕОР им оказывали благотворительную помощь.

Всего два года назад с созданием еврейской общины Иванова началось здесь восстановление еврейской жизни. Теперь с помощью ФЕОР ивановские евреи уже принимают самое активное участие в днях российской культуры. Энтузиастами была создана постоянная выставка «Мы – городу!» с фотографиями и биографическими сведениями о евреях-производственниках, учителях, врачах, ученых, участниках Великой Отечественной войны.

С началом работы еврейской воскресной школы ни один праздник общины не обходится без спектаклей ее учащихся. В минувшем году регулярно работал лекторий: проходили занятия по традиции, культуре еврейских сайтов Интернета.

Много радости горожанам подарили концерты ансамблей «Симха» (низкий поклон и добрая память его руководителю Леониду Сонцу!), «Хасидская капелла», клейзмерских групп Казани, Нижнего Новгорода, Владимира. Готовятся оригинальные творческие программы с участием местных музыкантов. За восстановление и развитие еврейской культуры председатель общины награжден почетным знаком города «Триумф» за 2000 год.

Все большее число евреев тянется к своим традиционным ценностям. Если в предыдущие годы на мероприятия общины приходили 100–150 человек, то теперь уже около 500.

В прошедшем году община города Касимова заметно пополнилась молодежью. Теперь регулярно отмечается Суббота, при большом стечении людей проходят еврейские праздники. В воскресной школе начался второй учебный год: работает ульпан, один раз в месяц проводится семинар по еврейской традиции. Каждый член общины получает еврейские газеты и журнал «Лехаим», они здесь очень популярны.

Летом по приглашению общины приезжала шоу-группа московского театра «Шалом». Воспитанники Александра Левенбука показали класс! Стали доброй традицией семейные поездки на теплоходе по Оке. Разнообразие и насыщенность общинной жизни касимовской еврейской общины неоднократно освещалась в местной прессе. Материальная помощь ФЕОР и методическая поддержка координатора Леонида Резникова позволяют общине полноценно развиваться, разрешать насущные проблемы, строить планы.

В Кемерове вот-вот закипит общинная жизнь в новом офисе. А как отмечались праздники в Тишрее! Кемеровское общество еврейской культуры провело торжественное празднование Рош а-Шона в музыкальном театре Кузбасса. В ближайшее время должны открыться лекторий, ульпан.

За истекший год еврейская община Кинешмы существенно увеличилась. Большой приток учащихся и в воскресной школе — теперь в ней 26 детей. Работает ульпан для взрослых. Школьники побывали на интересных экскурсиях: в литературно-театральном музее в Щелыкове, в музее Иванова, на теплоходе проехали по окрестностям города.

При поддержке «Джойнта» в Кинешме действуют благотворительная столовая на 30 человек и патронажная служба. Женская группа общины совместно с организацией «Кешер» получила грант фонда Сороса на проведение в городе акции «Женщины против насилия».

У руководства общины установился хороший контакт с недавно избранным мэром города, с городской администрацией, представители которой побывали и на ежегодном собрании общины, и на празднике Рош а-Шона.

Приятно отметить, что в этом году все основные мероприятия общины города Клинцы проходили в отремонтированном помещении общинного центра! На праздничные вечера здесь собиралось около 100 человек. В общинной работе активное участие принимает молодежь.

За последний год в культурной жизни Костромской общины произошли заметные события. Весной здесь был организован ансамбль еврейской песни «Гораль Эхад». На первом фестивале еврейского искусства имени Юрия Плинера в Казани он удостоен звания лауреата. Теперь полным ходом идет работа над созданием первого его диска. Стал лауреатом казанского фестиваля и муниципальный Камерный театр под руководством Бориса Голодницкого, который получил и диплом Фестиваля имени Соломона Михоэлса в Москве. В настоящее время труппа работает над спектаклем «Кровавая шутка» по Шолом-Алейхему. Постановка готовится к Фестивалю им. Михоэлса в 2002 году.

Летом община учредила региональный центр еврейской культуры, который должен продюсировать самодеятельные и профессиональные коллективы во всем регионе, ему предстоит организовать мастер-классы, на нем – организация концертов и других культурных мероприятий.

Только весной 1998 года костромским евреям наконец-то была возвращена синагога. Конечно, предстояла большая работа по реконструкции здания. Осуществить ее стало возможным благодаря значительной помощи в первую очередь ФЕОР, «Джойнта» и местных спонсоров. Во время строительных работ в синагоге программы общины не прекращались ни на минуту, а их более шестидесяти! Здесь и библиотека в несколько тысяч томов, и музей истории и культуры евреев Костромы, и театрально-кукольная студия... При поддержке ФЕОР продолжает свою работу еврейская воскресная школа, она здесь не одна, есть и другая — посольства Государства Израиль. В общине регулярно работает лекторий, только в истекшем году здесь было прочитано более 50 лекций на разные темы. Радует активность семейного клуба, который организовал зимний и летний семейные лагеря. А событие года – это рождение молодежного клуба. Впервые в своей истории община провела молодежный лагерь. Есть своя программа и для женщин — «Час Торы», которую ведет Галина Скаржинская.

В Костроме работает еврейский благотворительный центр «Хасдей Цион» с филиалами в Кинешме, Шарье, Иванове, Буе, при поддержке «Джойнта» он осуществляет полный комплекс программ помощи евреям региона, оказывает содействие молодому Хеседу из Кирова. Налажено сотрудничество с организациями ХАМА, Помощи и Утешения, Клеймс Конференс. Трудно переоценить помощь братской еврейской общины «Бейт Эль» Вашингтона (США) в различных аспектах еврейской национальной жизни.

Надо отметить, что уже несколько лет в общине в соответствии с традицией отправляются похороны.

Достоинств в нынешней общинной жизни немало, но есть и значительные проблемы. Главная в том, что община очень нуждается в постоянно проживающем в городе раввине, который мог бы разрешать повседневные вопросы евреев Костромы, Кинешмы, Шарьи, Иванова, Ярославля. Раввин Мойше Тамарин приезжает 1-2 раза в месяц, чтобы провести Шахарис, занятия по традиции с членами миньяна. Но кратковременных визитов, конечно, недостаточно.

Впервые за свою историю еврейская община Магадана торжественно отметила Йом Кипур и праздник Суккос. Активизировались образовательные программы общины. В еврейской вечерней школе появился компьютерный класс. Открылась школа Бейт-Мидраш по углубленному изучению Торы. Но, к сожалению, в городе есть проблема: не хватает специалистов, владеющих ивритом, для преподавания языка и чтения молитв.

Летом еврейские дети отдохнули в лагере.

В общине Магнитогорска организованы гуманитарная и благотворительная помощь пенсионерам и инвалидам, а также родственникам пострадавших в результате террористических актов в Израиле. Взято под контроль наведение порядка на территории еврейского кладбища, на могилах. В реализации этого проекта примет участие и молодежь. Молодежный клуб в этом году развернул свою работу. Но пока жизнь никак не обходится без проблем: срочно необходимо оборудование для офиса общины.

За последний год в еврейской религиозной общине Нижнего Новгорода заметно преобразилась благотворительная кошерная столовая: ее расширили и отремонтировали, оборудовали новыми техникой и импортным инвентарем. Каждую Субботу в ней собирается до 100 человек. А какие у общины перспективы! Строятся новые офисы, намечен ремонт помещений для музея истории нижегородского еврейства и библиотеки. Завершается строительство миквы.

В общине работают детский сад «Ган Менахем» и лицей «Ор Авнер». В лицее в этом году появилась библиотека – 1700 томов! Под руководством раввина М. Фишера действует ешива. Минувшим летом в лагере «Ган Исроэл» отдохнули 160 человек.

Скрашивает и наполняет здешнюю жизнь женщин клуб «Хая-Мушка» под руководством ребецн Яэль Бергман. На его заседаниях порой собирается до ста участниц! Оживился молодежный клуб «Хаим». Еще бы! За последнее время численность его возросла почти вдвое. Совместно с активом общины ребята участвуют в благоустройстве захоронений на еврейских участках кладбищ «Красная Этна» и «Марьина роща».

В прошедшем году на базе Нижегородской синагоги неоднократно проводились семинары. В апреле координатором ФЕОР по Верхне-Волжскому региону был организован семинар для руководителей общин, посвященный празднику Пейсах. Рав Гитик из Израиля провел два семинара, посвященных деятельности организации «Эш а-Тора». В мае в живописном месте Нижегородской области при участии общины Казани прошел семинар по вопросам проведения бар-мицвы для 35 мальчиков и их родителей.

Конечно, национальное самосознание у евреев заметно растет. За последний год около 20 мальчиков прошли обряд обрезания; была и хупа.

На праздничные вечера общины собиралось до 600 человек, на концерты – до 1000. Неоднократно в стенах синагоги проводились детские и молодежные мероприятия с конкурсами, призами, музыкальными номерами, световыми эффектами. Дизайнерские решения в оформлении зала были незаурядными.

1250 членов общины на новый еврейский год получили подарочный календарь, регулярно на дом к ним приходит журнал «Лехаим». К празднику Пейсах всех желающих обеспечили мацой. На Хануку и Пурим в еврейских домах вовремя оказались ханукальные светильники и «шалахмонес».

А в еврейской общине Новгорода Великого в этом году хорошие новости: впервые была построена сукка. Каждую Субботу в синагоге собирался миньян. По пятницам у членов молодежного клуба – Каболас Шабос, на который порой приходит до 50 человек. Вдвое выросла численность учащихся еврейской воскресной школы. На средства местного спонсора идет реконструкция здания еврейского общинного центра. Благодаря спонсорам осуществляется опека над пятью пожилыми людьми. В истекшем году новгородскую еврейскую общину посетили гости из Калифорнии (США) и вице-мэр Страсбурга, к слову, ортодоксальный еврей.

Есть в Новозыбкове свои радости и проблемы. Праздничные мероприятия еврейской общины в этом году собирали почти вдвое больше людей, чем в прошлом. В городе работает воскресная школа с изучением истории, традиции еврейского народа, иврита, английского языка, информатики.

Община имеет собственное еврейское кладбище, за которым постоянно следят. 9 Ава там собралось более 100 человек, чтобы прочесть молитвы и пожертвовать цдоку. Но плохо то, что кладбище находится на краю города и не всякий может туда добраться.

Когда-то у евреев Новозыбкова была хорошая, большая синагога, расположенная в весьма удобном месте. Она и сейчас цела и находится в приличном состоянии, однако администрация города вместо того, чтоб вернуть ее евреям, выделила взамен небольшой одноэтажный дом рядом с кладбищем – вот, мол, где ваше место! Конечно, это лучше, чем ничего: есть хотя бы где собраться, чтобы встретить Субботу. Только отнюдь не все желающие смогут сюда прийти.

С начала 2001 года еврейская община Новокузнецка обрела собственный офис. Здесь организуются мероприятия, о которых прежде было и не мечтать. Здесь евреи встречают Субботу, молятся, проводят трапезы, знакомятся с народными традициями, отмечают праздники. Работает библиотека, еврейская воскресная школа и клуб пожилых людей «Эрев Тов», где проводятся творческие вечера, музыкальные гостиные, лекции о здоровом образе жизни, встречи на еврейской кухне. Среди членов общины распространяется еврейская периодика.

Еврейская община Орла уделяет значительное внимание развитию еврейской культуры. Она сотрудничает с ведущими режиссерами и актерами городских театров. В настоящее время ведется работа по созданию своей музыкально-театральной студии, расширению библиотеки, совершенствованию воскресной школы. Издается информационный листок. В деятельности общины активно участвует молодежь.

Желающих принять участие в еженедельных встречах Субботы так много, что «Центр Шалом» уже не может вместить всех; общине требуются дополнительные помещение и финансирование. Но главное, назрела острая необходимость в приобретении здания для синагоги. С помощью ФЕОР еврейская религиозная жизнь, которой еще совсем недавно просто не существовало, забила ключом. На вечера, посвященные еврейским праздникам, собирается до 300 человек.

Однако есть и проблемы. Все еще не открыт семейный клуб. Необходимо как можно скорее задействовать столовую для нуждающихся, наладить регулярное поступление гуманитарной помощи. Нужно помочь престарелым членам общины с лекарствами, медицинской техникой, очками, с зубным протезированием. Для воскресной школы не хватает учебников, аудиокассет для занятий еврейскими танцами. Нет пока у общины и своей газеты.

За минувший год количество активных членов еврейской общины Пскова, решивших принять на себя обязанности по соблюдению законов Торы, увеличилось примерно вдвое. Повысилось качество преподавания в еврейской воскресной школе, появились компьютерные классы, в рамках семейной программы Хесед стала работать дошкольная учебная группа. В молодежном движении на постоянной основе действуют клубы и кружки по интересам, лекторий по вопросам традиции и изучения компьютерной техники, идет подготовка к открытию общинного Интернет-сайта. Начался выпуск ежемесячной газеты «Элеф». Проведена подготовительная работа и разработан дизайн-проект мемориала «Памяти псковских евреев – жертв Холокоста».

Община Рязани выступила с необычной инициативой — организовала семинар «Профилактика экстремизма в межнациональных и межконфессиональных отношениях». В этом семинаре, правда, пока только в роли слушателей, приняли участие представители правоохранительных органов. Однако, заинтересовавшись темой, блюстители порядка обратились в общину с просьбой провести подобный семинар, но с более широким кругом участников, представляющих МВД, ФСБ, прокуратуру и администрацию области.

На помощь руководству еврейской общины пришел Правозащитный центр имени Г. и С. Лайт Петербурга и Совет еврейских общин штата Калифорния (США). Состоялся второй семинар, и по результатам двух этих по сути профессиональных мероприятий группа работников правоохранительных органов и общественных деятелей города (еврейскую общину представлял ее председатель Леонид Резников) выезжала в Сан-Франциско, где знакомилась, как американские полицейские борются с преступлениями на почве ненависти, ксенофобии и антисемитизма. В октябре американцы, приехавшие в Рязань, встречались с представителями национальных диаспор. Визиты зарубежных организаций широко освещались в местных СМИ. Роль еврейской общины в организации такого рода мероприятий отмечалась особо.

Оказывается, существенные перемены в жизнь еврейской общины может внести... компьютер! Так, в Рыбинске начали проводить регулярные встречи на сайтах jewish.ru, sem40, istok, lamed и других. Может, и в силу этого значительно повысился авторитет общины среди детей и молодежи: они стали чаще посещать ее офис, чтобы воспользоваться компьютером, Интернетом, приобщиться к еврейским сайтам и периодическим изданиям.

Община наладила связь с рыбинским землячеством в Израиле. Существенно увеличилось число желающих отметить Субботу и еврейские праздники. Появились новые формы работы, такие как, например, интернет-конференции с педагогическим клубом «Новая еврейская школа», на которые приходят преподаватели воскресной школы. Проводятся интерактивные игры с детьми, посвященные еврейским праздникам. В минувшем году начал работу женский клуб «Бат Хава», ежемесячно отмечается Рош-Ходеш, интереснее стало в клубе еврейской кухни, строже соблюдаются требования кашрута при приобретении продуктов и напитков для застолий и для благотворительных целей. В течение всего года работал кружок по изучению Торы, традиции и истории еврейского народа.

К празднику Ту би-Шват впервые был приурочен городской вечер еврейской музыки, организованный еврейской общиной при участии двух городских музыкальных школ, он состоялся в одном из лучших концертных залов города. В общине провели первую еврейскую свадьбу с хупой.

Вместо 10 экземпляров журнала «Лехаим» в месяц в общину стали приходить целых 70! Регулярно стала поступать газета «Еврейское слово». Наряду с «Лехаимом» она стала самым популярным и оперативным информационным изданием.

Центр еврейской жизни в Самаре — городская синагога. Ежедневно собирается на молитву миньян, так же и на Каболас Шабос. Во дворе синагоги имеются мужская и женская миквы. Каждый еврей Самары имеет возможность стать активным членом общины и получить индивидуальную консультацию и информационную поддержку. Несколько тысяч человек уже присоединились к этой программе. Их данные занесены в компьютер, в синагоге хранятся фотографии и документы, подтверждающие их национальную принадлежность. Ежедневно списки пополняются.

Два раза в неделю проходят молодежные программы. Ежемесячно в синагоге собирается женский клуб. При общине работает еврейская воскресная школа. Этим летом в детском лагере отдохнули 140 детей. При поддержке местных спонсоров община организует большие концерты, посвященные еврейским праздникам. На праздники в синагоге бывают сотни евреев.

С помощью спонсоров несколько раз в году выдавали гуманитарную помощь более чем 2000 нуждающихся. В синагоге действует благотворительная столовая, где 80 пенсионеров и инвалидов благодаря самарским бизнесменам ежедневно получают горячие кошерные обеды. Во дворе синагоги закончено строительство нового здания столовой. Это даст возможность ежедневно кормить обедами до 300 человек.

За последний год культурная жизнь еврейской общины города Светлый Яр стала богаче и насыщеннее. При общине создан молодежный клуб. Учащиеся еврейской воскресной школы изучают традицию, английский язык, математику, изобразительное искусство. Недавно ребята приступили к изучению иврита. На праздничных вечерах, которые в общине проходят регулярно, собираются около 200 человек. Впервые в этом году празднование Пейсаха было организовано при участии двух молодых раввинов, учащихся ешивы из Израиля. Важно отметить, что в общине существенно расширился фонд библиотеки еврейской литературы.

В прошедшем году благодаря финансовой помощи ФЕОР еврейская община Северодвинска смогла, наконец, снять в аренду специальное помещение. Здесь действуют семейный и молодежный клубы. Планируется чтение цикла лекций по истории евреев в России. Благодаря компьютерам, как подаренным ФЕОР, так и купленным на пожертвования членов общины, в еврейской воскресной школе начато преподавание информатики. Скоро начнется регулярный выпуск информационного листка с использованием компьютерных программ.

В минувшем году в еврейской общине Смоленска шла активная работа с детьми и молодежью. Летом школьники отдыхали в лагере «Ган Исроэл», что разместился недалеко от исторических мест – в поселке Любавичи Руднянского района Смоленской области. В общине регулярно выходит газета «Яхад», в ней публикуется информация о еврейской жизни города, материалы по истории смоленского еврейства, сведения об известных евреях-смолянах. С ее помощью евреи знакомятся с духовным наследием Любавичского Ребе, с движением Хабад.

Заметно оживилась культурная жизнь общины. Осенью минувшего года смоленский ансамбль клейзмерской музыки стал дипломантом второго Всероссийского фестиваля национальных культур, проходившего в Волгограде. Руководство общины придерживается принципов конструктивного взаимодействия с любыми позитивными силами и структурами общества и находится в постоянном контакте с администрацией области и городской мэрией.

В еврейской общине Сыктывкара благодаря ФЕОР впервые был торжественно отмечен Йом Кипур. Первый раз прозвучал кадиш при погребении члена общины.

Высокая общественная активность евреев заставила руководство задуматься об аренде большого помещения. Вот уже несколько месяцев идут ремонтные работы в будущем еврейском культурном центре. Вообще потенциал еврейской диаспоры Республики Коми достаточно высок. Это отмечено главой края Ю.А. Спиридоновым, который нередко бывает гостем на еврейских праздниках

Религиозная жизнь еврейской общины Таганрога сосредоточена в помещении Еврейского дома. Здесь проходят ежедневные и Субботние молитвы, учат Танах и Талмуд, отмечают праздники. Здесь же регулярно проводятся беседы по традиции и истории евреев, обсуждаются материалы еврейских газет и журналов, письма из Израиля и США.

Община активно участвует в деятельности таганрогского отделения научно-просветительского центра (НПЦ) «Холокост». Проходят семинары, конференции и уроки по истории Холокоста в учебных заведениях города, а также тематические мероприятия по теме «Просвещение против предрассудков (на примере Холокоста)».

Осенью минувшего года в еврейской общине Тулы открылся еврейский центр. Ежемесячно выпускается газета «Голос Общины». Создан ансамбль клейзмерской музыки «Алэвай», ставший лауреатом международного конкурса имени Соломона Михоэлса. На постоянной основе работают воскресная школа, молодежный клуб «Мигдаль», есть библиотека. В скором будущем планируется открыть новые клубы: «Наше наследие», «Евреи в мировой культуре», «Литературно-музыкальная гостиная», а также семейный клуб и хор еврейской песни. Ведется обучение основам иудаизма, изучение молитв на иврите. В планах общины создание детской школы искусств.

Организацией праздничных программ в еврейской общине Читы занимается молодежный клуб «Дэрэх». Клуб собирается еженедельно, раз за разом пополняется его состав. С начала минувшего года в общине выходит газета «Йом Тов». Увидел свет альманах «Вестник сибирских евреев», посвященный истории евреев Забайкалья. В этой области община ведет серьезную исследовательскую работу.

За истекший год членами еврейской общины Юрги был прослушан и обсужден полный цикл недельных глав Торы. Впервые был проведен праздник Суккос. Начали работу молодежный и женский клубы. При общине создана библиотека. С живым интересом члены общины осваивают компьютерную технику и Интернет.

По понятным причинам мы рассказали далеко не всё и не обо всех еврейских общинах России. Ограниченная журнальная площадь не позволила сообщить о событиях общинной жизни многих общин в истекшем году (по григорианскому календарю). Но не стоит отчаиваться. Жизнь продолжается, а значит, будет и повод, и возможность продолжить этот заинтересованный разговор.

 

 

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ КУЛЬТУР

В областном краеведческом музее Волгограда с успехом прошла конференция на тему: «Культура Юга России. Проблемы и перспективы развития в XXI веке», к которой была подготовлена беспрецедентная выставка «Волгоградская область – перекресток культур». Идея создания такой экспозиции в рамках межрегиональной научно-практической конференции возникла у экскурсовода, научного сотрудника музея Софьи Рамазановой. Заблаговременно Софья Михайловна обратилась к еврейской общине и предложила проиллюстрировать один из разделов выставки материалами Волгоградского еврейского общинного центра. Надо сказать, община располагает уникальными материалами, переданными ей в дар семьей Шехтман. Это тфилин, принадлежавший дедушке Клары Мееровны Шехтман, и сидуры конца XIX века, которые использовало для молитв не одно поколение этой семьи. Кроме того, еврейская община предоставила материалы, принадлежавшие библиотеке общинного центра: сидуры, изданные уже в наши дни, пасхальное блюдо, бокалы для кидуша, мезузу, менору. Выставку украсили фотографии, отразившие интересную и насыщенную жизнь еврейской общины сегодня: проведение пасхальных сейдеров, занятия в школе «Ор Авнер», летний отдых в лагере «Ган Исроэл». ..

 

Всего на выставке были представлены экспозиции шести национальных общин – шести культур. Бок о бок с русскими лаптями соседствовал татарский кумган, с украинским рушником – польский костюм, с баварской пивной кружкой – казахская домра...

Между прочим, на открытии выставки произошел любопытный инцидент. Во время торжественной церемонии устроители выставки по русской традиции предложили гостям отведать «хлеб-соль». Но евреям запрещено вкушать хлеб, не омыв руки! Председатель ВЕОЦа Яэль Иоффе повела себя в соответствии с этой традицией. Присутствующие были в недоумении.  Пришлось объяснить, что каждый народ следует своей вере и традициям. Мелочь, конечно, но это показывает, как необходимо нам всем межэтническое и межконфессиональное общение, чтобы лучше понимать и уважать друг друга.

Инна Чижикова

ДНИ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИВАНОВЕ

В лучшем концертном зале города, Центре культуры и отдыха Иванова, состоялось открытие Дней еврейской культуры. В торжественном вечере приняли участие более 500 человек. С приветственным словом выступили заместитель губернатора области Н. К. Бровцын и глава городской администрации А.В. Грошев, отметившие большой вклад еврейской общины в культурную жизнь города. Зал тепло принял приветствие главного раввина России Берла Лазара. В этот вечер состоялся концерт ансамбля «Тум-балалайка» (художественный руководитель народный артист России Михаил Глуз). Заведующий отделом культуры города С. Фролов вручил артистам ансамбля грамоту главы города Иванова.

 

В Центральной городской библиотеке имени Я. Гарелина открылась выставка еврейской книги из фондов посольства Государства Израиль и частных библиотек. На открытии выступали деятели культуры города, отмечавшие особый вклад еврейского народа в сокровищницу мировой мысли.

Большой интерес вызвала фотовыставка «Иерусалим с птичьего полета», предоставленная посольством Государства Израиль. В кинотеатре «Современник» прошла презентация израильских видеофильмов и новинок российского кино.

 

Две студии ивановского телевидения показали репортажи, отразившие все важные события этого форума — Дни еврейской культуры, интервью с руководителем общины Эрвином Кирштейном.

Эдуард Кирштейн

АНШЛАГ!

В рамках Дней национальных культур в Кинешме, прошедших при поддержке городской администрации, состоялся День еврейской культуры. В театральном зале на 600 мест был полный аншлаг!

 

Центральным событием этого мероприятия стал концерт ансамбля «Тум-балалайка» (ФЕОР). Зрители тепло встречали этот коллектив. В фойе театра экспонировалась выставка рисунков и плакатов, посвященная еврейским праздникам и традициям. Большой интерес вызвала экспозиция еврейских книг, журналов и газет. Зрители имели возможность ознакомиться со стендами «Наши евреи» и «Трагедия Холокоста». Особое внимание привлекла выставка творческих работ членов общины. Надо заметить, здесь же в холле, располагались столы с разнообразным ассортиментом еврейских блюд для дегустации. Стоит ли говорить об успехе эдакой «выставки»! Продегустировав блюда, желающие могли еще получить и рецепт заинтересовавших их блюд.

Во многом успех мероприятия обязан активному участию в празднике женской группы «Подруги», поддерживаемой Проектом Кешер во главе с директором Светланой Якименко.

Галина Младенова

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРОТИВ ПРЕДРАССУДКОВ

Выставка «Черта оседлости – до и после» побывав уже более чем 30 городах России, приехала в Петрозаводск и расположилась в выставочном зале Карельской государственной филармонии. Эту экспозицию в рамках программы «Просвещение против предрассудков» подготовил Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Спонсоры выставки говорят сами за себя: это Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы имени Рудомино, министерство иностранных дел Нидерландов (в рамках программы MATRA), Фонд помощи протестантских церквей в Швейцарии (HEKS), Европейский комитет реформаторской церкви Нидерландов, Комитет войны и мира реформаторских церквей Нидерландов. Посетителям вручали буклет и плакат выставки.

«Цель выставки, – говорилось в аннотации, – представить историю юдофобии и особенности современного антисемитизма, из-за которого в нашем многострадальном веке принесены в жертву человеческой нетерпимости миллионы жизней. История антисемитизма – наглядное доказательство того, какую опасность таят в себе предубеждения и нетерпимость и сколь разрушительное воздействие на ход демократических реформ оказывает умелое использование расовых предрассудков населения...»

Выставка прекрасно оформлена, глубока по подходу к проблеме и содержанию. Она прослеживает этапы развития антисемитизма до Катастрофы и после нее, вплоть до середины 90-х годов минувшего века. На выставочных стендах были представлены фотографии и текстовые материалы по разделам: «Средние века», «История современного антисемитизма», «Евреи в Российской империи», «Евреи в Советском Союзе до второй мировой войны», «Нацизм и Холокост», «Евреи в Советском Союзе после войны».

На церемонии открытия экспозиции выступили координатор программы «Толерантность» Фонда Сороса Л. Семина, заместитель министра культуры Карелии И. Шумская, заместитель председателя Государственного Комитета Республики Карелия по национальной политике В. Бирин, проректор Петрозаводского государственного университета, директор Центра Интернет Петр Гун, председатель еврейской религиозной общины Д. Цвибель, а также представители министерства образования республики и мэрии Петрозаводска.

В рамках мероприятия прошел семинар учителей школ по проблеме толерантности. Были организованы экскурсии для школьников, встреча с узниками гетто и концлагерей. Вернисаж широко освещался в прессе, а местный канал телевидения передал интервью председателя общины Дмитрия Цвибеля.

Алена Карелина

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗВОНИТЕ МАМЕ!

В столовой Ворошиловского райисполкома Донецка, в большом светлом зале собрались сто тридцать еврейских женщин – члены клуба «Хая-Мушка». Здесь были учителя еврейской школы, воспитатели еврейского детского садика, представители Хеседа, Еврейского Агентства и просто еврейские мамы.

Заседание клуба открыл главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий. Это не была официальная речь – он рассказал трогательную историю о том, как Любавичский Ребе любил свою мать. Никакие дела не могли помешать ему каждый день ровно в шесть вечера заходить к ней и, налив чашку чая, рассказать о прошедшем дне.

После рава главный моэл Украины Яаков Гайсинович рассказал притчу о виноградной лозе, которая растет, обвиваясь вокруг сухих деревьев. Растет и дает урожай. Так и евреи благодаря своим корням, то есть предкам, которых, увы, уже нет рядом с нами, невзирая на преграды живут, учатся, растят детей и продолжают свои традиции.

Затем эстафету приняла бессменная ведущая женского клуба Ирина Резник. «Самая большая мицва – дать человеку работу», – сказала Ирина и тут же дала работу всем в зале. Нужно было придумать название, девиз, песню, словом, «сделать рекламу своей компании». Что тут началось! В считанные минуты сочинялись тексты на популярные мелодии, рисовались плакаты. Замелькали названия «Симха», «Нахес», «Шалом»... Представительница «Компании пенсионерок» обратилась ко всем присутствующим словами Расула Гамзатова: «Мужчинам под ноги скорее бросьте свои, в слезах намокшие платки». По обычаю после таких слов мужчины должны были прекратить войны. А вот девиз компании ШМБ (Шалом, Мазл Тов, Бе-Симха):

 

Каждый день звоните маме!

Не нуждаются в рекламе

Материнский труд и честь.

Надо наш девиз учесть!

 

Но сколько бы ни старались участники, победила, конечно, дружба.

Во втором конкурсе члены жюри с помощью «диспетчера» Софии Черни задавали командам вопросы: какое блюдо готовится на тот или иной праздник? Какая песня поется на то или иное торжество? В какой день, держа над головой курицу или петуха, отдают за них все свои грехи?.. Песни-вопросы прекрасно исполняла израильтянка Хани. Жаль, что порой ответы слышались только от преподавателей иврита и традиций... Зато многие поняли: надо бы больше учиться.

Благодаря музыкантам Светлане Ворониной и Юле Вириной праздник особенно удался. Спасибо и Яне Кабо, которая помогла арендовать зал. И конечно, сотрудникам столовой синагоги, приготовившим настоящий праздничный стол.

После подведения итогов главный приз конкурса – телефонный аппарат достался Даше Шабалиной. Кстати, она была главным оформителем праздника. Руки в работе, а голова в раздумьях. Молодец!

Однако есть еще человек, без которого, не будет преувеличением сказать, не было бы ничего: ни конкурсов, ни призов, ни угощений, даже самого женского клуба... Если бы не ребецн Дина Вышецкая и ее неуемная энергия! Ведь именно она смогла собрать столько разных незнакомых людей и сделать их хорошими, добрыми друзьями.

Будьте счастливы, дорогие женщины! Пусть будут счастливы и здоровы ваши дети! Да не будет у вас слез и седины!

Марина Зарахович

 

ВОССТАВШИЕ НА ПЕПЕЛИЩЕ

О первых евреях в Боровичах почти не сохранилось сведений, вероятно, они были из кантонистов. Известно, однако, что в разное время в городе действовали три синагоги. Самую старую, каменную, закрыли еще в 1905 году (теперь от нее остался небольшой притвор, в котором уместился маленький продуктовый магазин). Вместо этого здания Боровичская городская Дума выделила еврейской общине двухэтажное деревянное строение. Оно просуществовало до 1938 года, пока его не передали городскому обществу трезвенников. Спустя несколько месяцев в здании бывшей синагоги случился пожар, и оно полностью сгорело.

Была в городе еще одна небольшая синагога (Дом омовений) на старом еврейском кладбище. Но в 40-х годах кладбище закрыли, а синагогу разрушили. На этом месте сейчас городские овощные склады, и о прошлом напоминает лишь несколько уцелевших надгробных камней, вросших в землю. А для захоронений еврейской общине выделили участок в 400 квадратных метров на общем городском кладбище. Там и хоронят евреев доныне.

В 40 – 70-е годы все, кто пытался вести еврейский образ жизни, практически находились в подполье. Для молитв собирались на квартирах. Долгое время организатором таких собраний был часовщик Кац. Люди хранили у себя дома старинные еврейские книги, Талмуд, предметы культа, которые удалось спасти из старой синагоги.

В декабре 1991 года в местной газете «Красная Искра» появилось объявление: евреи приглашаются на праздник Ханука! Все были очень удивлены и немного растеряны: а нет ли в этом какого подвоха? На то первое после многолетнего перерыва еврейское празднество собралось 30 человек. Оказалось, что молодые еврейские ребята решили возродить общину.

Именно на том собрании боровичские евреи открыто пели еврейские песни, пытались говорить на идише и несмотря на многие скептические высказывания типа «лучше не высовываться» все-таки решили зарегистрировать общину.

Первую моральную и материальную поддержку еврейская община в Боровичах получила от «Джойнта», который в ту пору только разворачивал свою деятельность в России. Община жила и развивалась не согласно, а скорее вопреки условиям: не было постоянного помещения, не хватало средств...

В 1998 году у общины стали налаживаться связи с синагогой города Фримонта, штат Калифорния. «Русский клуб» Фримонта, состоящий в основном из бывших граждан России, выразил желание материально поддержать боровичских евреев.

А в 1999 году руководство общины обратилось к городским властям с просьбой выделить помещения под синагогу и еврейский центр. И власти не отказали — предоставили помещение в красивом купеческом особняке в самом центре города. Это единственное такого рода здание в северо-западном регионе города. Благодаря финансовой помощи общины синагоги Фримонта и организации Bay Area Council, особенно исполнительного директора этой организации Пнине Левермор, в здании удалось сделать ремонт, установить биму, восстановить антикварный Арон Койдеш. По случаю открытия синагоги друзья из Фримонта подарили свиток Торы. Петербургский еврейский центр искусств и ремесел изготовил великолепный Парохет (занавесь для Ковчега) и Яд (указку для чтения Торы).

Вот какая история. А теперь в еврейской общине действуют различные программы: детские кружки по интересам, видео-клуб, библиотека, клуб пожилых людей, ульпан, есть свой музыкальный ансамбль. В синагоге достойное место заняли тома Талмуда дореволюционного издания и другие старинные еврейские книги.

Если спросить у боровичских евреев, какая у вас синагога – хасидская, ортодоксальная или прогрессивная, они ответят: «Наша синагога для всех евреев без всяких различий. Пусть приходит каждый и молится, как ему подсказывает его душа. Нас здесь слишком мало, чтобы разделяться».

Ади Штейман

 

«ДА НИСПОШЛЕТ МИР НАМ...»

Ровно 60 лет прошло с того страшного дня. Золотой осенью 1941 года нацисты согнали евреев на центральную площадь Днепропетровска. 10 тысяч детей, стариков, женщин с грудными младенцами на руках, даже больных и инвалидов. Среди них были моя бабушка и ее трехлетняя дочь, моя тетя. Могла бы быть и мама, если бы в начале июня не уехала на каникулы к родственникам в Москву. У тех, кого согнали, отбирали деньги и вещи. А затем под усиленной охраной 10 тысяч человек шли по городу в сопровождении бесновавшихся овчарок. Евреям сказали: их ведут в новый район – в гетто. А привели сюда, на окраину города, ко рву...

Сколько прошло лет, а боль той трагедии не утихает. Нет больше этого рва. Теперь здесь парк Днепропетровского университета. Построили дома для преподавателей, библиотеку, бассейн и стадион. Но советская власть немного смилостивилась и установила маленький, неприметный знак – «Мирным жителям, жертвам фашизма». И все. И ни слова о том, кто были эти мирные жители, сколько их было и даже о том, что они захоронены здесь, под этой землей. Был приказ забыть и не вспоминать.

И только евреи пронесли через десятилетия, сохранили память об этой трагедии. Каждый год приходили они сюда почтить память близких. Слава Б-гу, за это в советские времена не сажали, не расстреливали. Только могли исключить из института, выгнать с работы. А тех, кто выступал на этих импровизированных митингах или осмеливался прочитать молитву, отправляли в «психушку».

О том, чтобы поставить памятник погибшим евреям, даже разговоров не было. Только когда агония советского режима стала очевидной, у многих появилась надежда: соберем деньги, поставим памятник, чтобы могли сюда прийти евреи и неевреи, вспомнить, всплакнуть, подумать: как же такое могло произойти?!. Не где-нибудь, а вот здесь. Не когда-то в давние дни, а в наше время – ведь еще не успели поседеть те, кто в тот день появился на свет.

Год за годом мы приходили сюда на траурные митинги весной в Йом а-Шоа и осенью в годовщину расстрела. Читали «Кадиш», плакали и ждали, что память наша материализуется в достойном памятнике, а не будет только болью наших сердец. Многие до этого не дожили. Ушла и моя мама, так и не увидев памятника над братской могилой, где лежат ее мать и сестра — мои маленькая тетя Соня и бабушка Рахель. А я все же дожила. И счастлива, что ровно через 60 лет после того страшного дня памятник все-таки открыли.

Хмурилось небо. Пытался срываться дождь. А люди шли и шли туда, где когда-то был ров. Сколько пришло – сотни, тысячи? Но не 10 тысяч, как тогда. Почему меньше? Может, уехали? Не дожили? Очень заняты?.. Не дай Б-г, забыли. Грустно. Но теплеет на сердце, когда видишь среди пожилых людей детей, молодежь. Это ученики еврейской школы, училища «Бет Хана». У всех строгие, скорбные лица. А рядом наши ветераны, подопечные «Хеседа». Наша еврейская община.

Звучат траурные мелодии, торжественно зажжены свечи памяти. Их зажигают те, кому удалось спастись, выскользнуть, убежать, выбраться из той могилы. Это Моня Грейман и Мара Козюлина. Больше не спасся никто.

На траурный митинг пришли представители других национальностей и конфессий и, конечно, работники городской и областной администраций. Важные и искренние слова говорит мэр Днепропетровска Иван Куличенко, который поддерживает возрождение национальных общин, чтобы процветал наш город. О годах раздумий и творческом поиске говорит автор памятника, Аркадий Шмист. Скорбные и торжественные слова поминальных молитв «Кэл Моле Рахамим» и «Кадиш» читают главный раввин Шмуэл Каминецкий и Александр Фридкис. Болью в сердце отзываются их слова. Многотысячный единый выдох: «Омейн». Натянулась ленточка — упало белое покрывало.

Памятник строг в своей простоте: стела черного камня с белыми, как бы поседевшими свитками Торы, черный на светлом фоне текст на иврите и украинском. На обратной стороне – длинный перечень организаций, которые помогли появиться этому памятнику, вырвать страшную память из небытия. Очень жаль, что не упомянута здесь мэрия нашего города и областная администрация, ведь без их поддержки не вышло бы ничего. А возглавить этот список по праву должен раввин Шмуэл Каминецкий, именно он своим самоотверженным трудом служил возрождению нашей общины.

Открытие памятника еще не конец. Наш путь теперь – на главную площадь города, куда 13 октября 1941 года нацисты сгоняли евреев. Сегодня здесь откроют памятный знак – небольшую мемориальную доску на здании центрального универмага – единственного здания, уцелевшего на площади с тех времен. В центре мемориальной доски – выщербленный Моген-Довид, словно пробитый пулей.

Но все это чуть позже.

А пока в память о погибших 60 лет назад еврейская община скорбным и торжественным маршем идет по улицам города. Тем самым путем, каким когда-то шли 10 тысяч евреев, только мы идем вспять. Мы возвращаемся к нашим традициям, к единой еврейской судьбе, к нормальной жизни. Мы должны пройти этот путь, чтобы вернуться к себе.

Маргарита Бальмина

 

Чортковской синагоге «Новой» – новую жизнь!

Знаменательное событие произошло в Чортковской еврейской общине. Впервые за последние 62 года она собралась на Субботу в здании бывшей синагоги. Синагога «Новая» была построена местными евреями  еще до первой мировой войны, в 1905-1909 годах. Тогда евреев насчитывалось около 10 тысяч, что составляло почти половину населения города.

Здание построено по проекту австрийского профессора, архитектора Ганса Гельдиремера. Внутри оно было украшено прекрасной резьбой и росписью итальянских мастеров. Посмотреть его приезжали туристы, специалисты разных национальностей и вероисповеданий из стран Европы. Известно, что в 1910–1914 годах сюда ежегодно приезжал  раввин-чудотворец, проводил богослужения, и в «Новую» шли и ехали евреи из различных городов Галиции, Австрии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Сербии, России и Литвы, чтобы услышать от него слова поддержки, получить нужный совет...

После войны в здании синагоги располагались автопарк, столовая воинской части, станция юных техников. Здание претерпело значительные перестройки. Основной зал разделен на два этажа. От росписи ничего не осталось. И все же состояние самого здания удовлетворительное.

И вот впервые за 62 года в одной из комнат синагоги собралась почти вся община – провести Субботу. К сожалению, комнату арендовали только на вечер. Даже для такого небольшого количества людей, как в нашей общине, здесь едва хватило места. Приехали представители израильской организации «Эзра» Мария и Галя. Их рассказы слушали с большим интересом. Сделали Кидуш, пели еврейские песни, трапеза была кошерной. У всех было особенно приподнятое настроение, потому что мы провели такой вечер именно там, где это и следует делать.

Наша небольшая община обращается ко всем еврейским организациям и особенно к Федерации еврейских религиозных общин Украины: нам нужны юридическая и финансовая помощь, чтобы община смогла обосноваться хотя бы в нескольких комнатах синагоги. Мы также надеемся, что «Джойнт» поможет нам оборудовать там комнату для социальной работы.

«Новой» чортковской синагоге и нам, старым и молодым, нужна новая еврейская жизнь!

Екатерина Баранова

 

ДОРОГА В БОЛЬШУЮ СЕМЬЮ

Страшная катастрофа в Нью-Йорке повергла в шок человечество. И не только количеством жертв. Вдруг стало очевидно, что никакие самые современные достижения науки и техники не способны защитить хрупкие человеческие жизни. Все ухищрения человека, вообразившего себя Царем, взявшим бразды правления миром в свои руки, оказались на деле попыткой ребенка построить карточный домик. Материальное рассыпается в прах... Что нужно, чтобы устоять в этом рушащемся мире? Наверное, крепкий дух. И союзники нужны не только странам и их армиям, а и нашим душам. Никогда не рано подумать о душе.

Условия социума меняются, а жизнь идет свои чередом, и перед каждым родителем стоит выбор – куда, по какому пути направить ребенка, как обеспечить ему жизнеспособность, безопасность, благополучие, здоровье. Мы, воспитанные советской системой, привыкли, что образование должно быть получено в атеистической школе, где все на свете объясняется (или не объясняется) с точки зрения материализма. Достаточно ли этих объяснений, мы почти не задумываемся. Следом за школой по схеме институт... Только вот мы старательно забываем, что нет больше государства, заставлявшего нас думать и действовать одинаково, и за это было гарантировано, что с голоду и от безработицы мы не умрем. Сейчас время каждому решать за себя и действовать в одиночку. Конкуренция ужесточается. Все больше платных вузов, дополнительными платными услугами обрастает и среднее образование, платной становится медицина... Даже по окончании очень престижных столичных вузов нередко не хватает «знакомств и связей», чтобы найти достойно оплачиваемую работу. А рядом молодежь, занимающаяся сомнительными делами, увлекающаяся алкоголем и наркотиками. И мы тоже со своими проблемами суем голову под мышку или в песок...

Наши дети зачастую чувствуют душевное одиночество и очень остро. Не хватает поддержки, в сущности нет чувства корней, и они идут чужими дорогами, вынуждены «играть» по правилам, которым в сущности правил недостает...

Однажды я оказалась в обществе евреев, которые стараются жить по заповедям Торы, и ощутила его колоссальный магнетизм. Все было нестандартно. Первый шок и урок, когда раввин Зуше Горелик улетал в Израиль: у него родился ребенок. Все с радостными напутствиями провожали его, а я, мыслящая шаблонами обыденного сознания, посочувствовала: «Да, у вас столько проблем. Маленький ребенок...» Никогда не забуду его изумленного взгляда. «Ребенок – проблема? – удивился он. – Ребенок не может быть проблемой. Ребенок – это счастье!»

Мне вспомнились наши с мужем бессонные ночи, безденежье, частные квартиры... Словно два паучка на одной паутинке, мы висели над целой пропастью проблем – совершенно одни. И все же наша жизнь еще была не так драматична, как могла бы быть: помогали родственники, но и сами они, без сомнения, испытывали те же чувства, что и мы... Рождение ребенка было радостью только для моей маленькой семьи, а тут я увидела радость стольких евреев из-за чужого ребенка!.. Оказывается, он не чужой. И молодой семье приходят не только поздравления, но и реальная помощь. Молодым родителям при необходимости будут оказывать даже материальную помощь, не говоря уже о поддержке членов общины, сослуживцев.

Если бы нам с вами довелось учиться в ешиве... Когда бы вы ни пришли туда, даже спустя несколько лет, вас встретят как родного, накормят, спросят, есть ли где остановиться, устроят фарбренген в вашу честь, помогут решить возникшие проблемы... А кто запросто позволит себе полететь в Европу, Америку, Израиль на несколько дней? Тот, у кого есть толстая чековая книжка? Не угадали: ученик ешивы, если у него есть на билет по молодежному тарифу (а это, поверьте, немного) и загранпаспорт с визой. Тогда он может полететь в любой город мира, и еврейская община примет его как своего.

Быть евреем сегодня... Это значит перестать прятаться в чужих одеждах, цепляться за чуждые ценности. Идти по единственному предназначенному нам пути, а не стараться в России быть русскими, в Германии немцами, на Луне селенитами. О чем говорит еврейская история? Без земли, без родины, без языка евреи выжили как нация, опровергая все пассионарные теории, потому что в любом государстве в любые времена тайно или открыто мужчины учили Тору, женщины зажигали субботние свечи...

– Но как не потеряться в таком сложном мире, как сегодня? – спросила я директора еврейской школы для мальчиков «Месивта» Аарона Головчинера.

– Мы всегда были здравомыслящими людьми и большей частью находили верную линию поведения в разные эпохи. Сейчас каждый народ ищет свой путь к Б-гу. Нам его искать не надо, нужно только на него встать. Конечно, мир развивается. Поэтому для наших мальчиков разработана специальная программа обучения и воспитания, где достижения современной науки, представленные школьными и вузовскими дисциплинами, сочетаются с глубоким изучением Торы, еврейских законов, философии, жизнью по заповедям.

Мы реалисты и не изолируем наших воспитанников от мира, а помогаем найти в нем свою нишу. Вместе со знаниями по еврейской традиции наши ученики получают прочную базу обычной российской школы со всем набором предметов, а лучшие из них – и профессию юриста, программиста, экономиста, дизайнера, лингвиста.

– Кого вы принимаете в школу?

– Мальчиков 13-16 лет.

– А школа большая?

– О нас уже писали, я думаю, многие знают: это 10 классов общей численностью 50 человек.

– Как проходит набор?

– По собеседованию и тестированию.

– С нагрузкой ребята справляются? Столько предметов сразу.

– У нас дифференцированный подход к обучению: идем от уровня знаний ученика. Классы небольшие, и занятия фактически репетиторские. Преподаватели талантливые, увлеченные. Большое значение придается психологической совместимости педагогов и учеников, поэтому наша школа не дает «школьного синдрома» и конфликтов. Здесь хорошая атмосфера, полноценное питание: ежедневно фрукты, овощи, мясо, выпечка. Воспитатели разнообразят досуг ребят. Есть и видео, и компьютеры, теннис, футбол, баскетбол, шахматы, бассейн. Ребята – желанные гости в МЕОЦе, где уже работает много развивающих программ. С ними часто встречаются известные в еврейской среде люди, находят время и главный раввин России Берл Лазар, и бизнесмен Леви Леваев.

– У вас учатся одни москвичи?

– Нет, хотя их около половины.

– Можно ли сейчас, с середины учебного года поступить в вашу школу?

– Старшие классы укомплектованы полностью, а вот в 6-й, 7-й и 8-й еще можно попасть.

Придя сюда, никто не жалеет. Такой атмосферы, как в традиционных еврейских школах, в других не найти. И перспективы замечательные. «Месивта» – это не просто школа, это – братство: маленькое, школьное и в то же время в масштабах всей страны и земли!

Новости Федерации еврейских общин по материалам информационно-аналитического департамента ФЕОР и собственных корреспондентов «Лехаима» подготовила Ирина Резвова

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru