[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2001 ТИШРЕЙ 5762 — 10 (114)

 

БЫЛ ЛИ МОИСЕЙ ОРТОДОКСОМ?

Второй раунд.

Автор статьи – директор «Центра осмысленной жизни» – написал книгу «К жизни, полной смысла». Предыдущая его статья, написанная для журнала «Фарбренген» (см. «Лехаим» № 8, 2001), вызвала после публикации ее в 1998 году целый поток писем. Отзывы большинства читателей были положительными. Но не все. Один раввин из штата Мичиган обвинил автора в том, что он-де «прискорбно ошибается, если думает, что соблюдение Торы и заповедей не создает или органически не меняет присущую человеку душу»... Этот раввин утверждал: «Нет сомнения, что соблюдение Торы и заповедей – единственный ключ к общению с Творцом. Люди, которые последовательно идут этим путем, называются ортодоксальными евреями, и Всемогущий все последние 3500 лет охранял их от коварных, своенравных, непостоянных, изменчивых окольных путей, которыми идет сбитое с толку, зашедшее в тупик человечество».

Что ж, продолжим дискуссию?

Вместо того чтобы спорить с тем автором письма, который не сумел понять смысл моей первой статьи «Был ли Моисей ортодоксом?», отступим на шаг. Чем пытаться определить, имеет ли законную силу «ортодоксия», лучше попытаемся уяснить себе, что по сути дела делает еврея евреем.

Может быть, культура? Образование? Соблюдение обрядов? Личность? Гены? История? Запрограммированность? Антисемитизм? Куриный бульон? И т.д. и т.п. – при желании список можно продолжить. А между тем ответ прост. Что делает вас человеком? Человеком – и что гораздо важнее – евреем вас делает одно и только одно: ваша душа, ваша нешомо.

По сути дела вы – это ваша душа, заключенная в тесный сосуд. Б-г создал вашу душу по Своему Б-жественному образу и подобию. Эта душа – «неотъемлемое право» всякого человека, неизменное и непроизвольное. Душа так же неизменна, как сам Г-сподь Б-г. Для философии Торы основной является мысль, что ничто – никакие действия, никакое поведение – не может изменить Б-жественную природу души. Душа вечна! Еврей имеет уникальную еврейскую душу.

Даже если человек – упаси Б-г – согрешит и нарушит Б-жий Закон, всегда остается надежда на тшуву (раскаяние). Маймонид писал: «Тора заверяет, что в конце голуса (изгнания) евреи совершат тшуву. Даже если человек не получит искупление грехов, его поведение отразится на его теле и на отношении тела к душе – но не на самой душе! В иудаизме, безусловно, нет такой вещи, как вечное осуждение души».

Это не какое-то мнение или точка зрения, это фундаментальный компонент еврейской веры, веры в бессмертие Б-га и в Б-жественную душу, абсолютная вера в то, что Б-жий замысел в отношении всего сущего осуществится. Иудаизм учит, что зло преходяще, а добро вечно!

Добро должно восторжествовать и восторжествует! Это – основа нашей веры в Мошиаха и в покаяние: мы верим, что мир наконец поймет цель, для которой он был создан. Ведь в противном случае ставится под сомнение существование самого Б-га.

Хорошо известное высказывание Гилеля гласит: «Любите все создания и приближайте их к Торе». Когда Гилель употребляет на первый взгляд странное выражение «создания», вместо того чтобы сказать «любите всех людей», он напоминает нам, что даже если человек явно лишен добродетели, все равно его следует любить за одно то, что он – Б-жие создание! Б-г решил создать его или ее, и это самая главная причина любить друг друга. Поэтому мы любим каждого безоговорочно, безусловно, в том числе и преступников и тех, кто не выполняет того, к чему он призван.

Но любовь на этом не останавливается. Подлинная, безусловная любовь означает также, что ты желаешь своему любимому только самого лучшего. Гилель продолжает: «И приближайте их к Торе». Любовь к ближнему заставляет делать все, что в ваших силах, дабы вдохновить своего ближнего и побудить его жить так, чтоб он мог максимально реализовать свои потенциальные возможности. Поэтому я могу быть не согласен с поведением или выбором какого-то другого еврея, но никогда не стану осуждать человека в нем. Я обниму его как брата, ибо оба мы Б-жьи дети!

А сейчас давайте вернемся к вопросу о религиозной «принадлежности» Моисея.

Понятие «ортодокс» политизировано и бюрократизировано. Большинство светских людей понимают под «ортодоксом» не еврея, соблюдающего предписания Торы, и не «Б-гобоязненного еврея», а политическую партию, «догматичное меньшинство», которое жаждет прийти к власти и навязывать свою волю другим. Так это или нет, но таково представление об ортодоксии у многих людей.

Кто может сказать, что они ошибаются? Сколько евреев отшатнулись от иудаизма по уважительным причинам: одни бежали из дома, потому что в нем господствовал религиозный гнет; другие почувствовали себя чужими в синагогах; третьи столкнулись с раввинами, которые встали на бюрократическую точку зрения и, стремясь наставить евреев на путь истинный, вели себя несдержанно, сердито, проявляли лицемерие или даже оскорбляли их и все якобы во имя «ортодоксии» и выполнения Б-жьей воли! Такие раввины следуют букве Закона, но не его духу.

Термин «ортодоксальный» зачастую подразумевает «негибкий», «застойный». А между тем Алоха (еврейский закон) имеет также значение «алихо» – «движение». Ибо это динамичная, живая система! Она не отбрасывает к древним эпохам, а обеспечивает живой подход к жизни, подход, который позволяет создавать бесконечно много новых сочетаний Б-жественной музыки, пользуясь теми же музыкальными обозначениями, теми же «нотами», что и наши святые предки.

Нигде в Торе не найти такого слова, как «правоверный» («ортодокс»); коли на то пошло, не найти там и слов «реформист» или «консерватор». Термин «ортодоксальное еврейство» был создан только после того как родились реформистское и консервативное движения, чтобы противопоставить одно другому и подчеркнуть контраст между ними. Поэтому мы снова задаем вопрос: «Был ли Моисей евреем-ортодоксом?» Нет! Ибо ярлыкам и определениям, изобретенным человеком, нет места в отношениях между нашей душой и Б-гом.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru