[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2001 ЭЛУЛ 5761 — 9 (113)

 

ЕВРЕИ В ГРУЗИИ: 26 ВЕКОВ ВМЕСТЕ

Леонид Эйчис

История евреев Грузии начинается уже вскоре после разрушения Первого Иерусалимского Храма. Все 26 веков их жизни на этой благодатной земле - уникальная часть всемирной истории еврейского народа. Нельзя утверждать, что община совсем никогда не подвергалась преследованиям, ущемлению религиозных и этнических прав, не знала общественного и политического антисемитизма, но объективно говоря, эти несчастья, кроме того что были локальны, никогда не бывали инициированы грузинами. И это принципиально отличает историю евреев, живших среди грузинского народа. Такой наиважнейший фактор и возможность отстаивать свои религиозные и национальные права привели к историческому повороту в политике ГССР в отношении репатриации евреев в Израиль.

Активное национальное самосознание евреев, сложившееся благодаря доброжелательному моральному климату Грузии, нашло свое отражение в массовой эмиграции начала 1970 годов. Надо сказать, у Грузии давно сложились хорошие отношения с государством Израиль. И в трудный для Грузии период 1992-1993 годов Израиль одним из первых иностранных государств открыл свое посольство в Тбилиси и начал посылать туда гуманитарные грузы: медикаменты, одежду, продукты питания, различное оборудование.

В сентябре 1998 года Грузия праздновала 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского народов. Такая значительная дата была отмечена на государственном уровне крупными торжественными мероприятиями.

«Это одно из важнейших исторических мероприятий, на которых мне довелось присутствовать за весь период моей деятельности», – заявил на состоявшейся 9 сентября 1998 года встрече с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе глава израильской делегации, ныне президент Израиля Моше Кацав. – Мы еще не можем полностью оценить огромное значение этого мероприятия, ведь мы говорим об истории 26-векового мирного сосуществования...»

Сегодня в Грузии по разным данным от 8 до 12 тысяч евреев, большинство из них проживает в столице. В Тбилиси две синагоги, ашкеназская и сефардская, есть ешива-колель «Ор Эмет», школа-хедер «Тиферет Цви». Большую работу ведет религиозная еврейская община, возглавляемая главным раввином Грузии Ариэлем Левиным.

Как и в странах СНГ, с общиной работают представительства Еврейского агентства и «Джойнта», благотворительные организации «Рахамим» и «Хэсэд». Действуют здесь и общеобразовательные школы, и детские сады, и, конечно же, ульпаны. Открыты Еврейский университет, Институт социальных работников.

Хедер в Грузии. 1970-е годы.

Но вернемся к уникальной дате, которую три года назад отметили грузинский и еврейский народы. Первое упоминание о евреях в Грузии содержится в летописи «Картлис цховреба», она-то и связывает их появление в стране с разрушением Первого Храма (586 год до н.э.). Древнейшее археологическое свидетельство пребывания евреев на территории Грузии – могильные камни с надписями на арамейском и древнееврейском языках близ бывшей столицы Грузии Мцхеты, датируемые III–IV веками. К сожалению, очень мало сохранилось сведений о судьбе грузинских евреев в средние века, нет подробных описаний их жизни в эпоху независимости и процветания Грузии (1089–1213), начавшуюся при царе Давиде Строителе. Впрочем, Марко Поло, посетивший эту землю в 1272 году, отмечал, что «в Тифлисе живут христиане – грузины и армяне, а также мусульмане и евреи».

Евреи в Грузии традиционно занимались торговлей: среди них было много лавочников и коробейников. Некоторые кустарничали, многие держали коров, овец, обрабатывали небольшие сады и виноградники. Те, кто не владел имуществом, часто получали от феодала дом и участок земли, право торговать и служить приказчиком в хозяйской лавке.

Натан Элиашвили в своей книге об истории грузинских евреев (1926) утверждал, что грузины по природе своей гостеприимны и сердечно приветствуют у себя в стране каждого пришельца. Принять евреев с почестями они считали своим моральным долгом, поскольку полагали, что любимая и чтимая грузинским народом царская династия Багратидов еврейского происхождения.

В первой половине ХIХ века в Грузии наблюдался экономический расцвет, который естественным образом ощутили и евреи. Прокладка шоссейных и железных дорог, расширение портов, развитие промышленности и сельского хозяйства способствовали оживлению торговли, что привело к значительным демографическим изменениям. Целые общины переселились из сел в города. Новые общины возникли в Сухуми, Поти, Батуми, вдоль всего Черноморского побережья. Значительно выросла весьма малочисленная тогда община Тбилиси.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в тбилисской синагоге на мероприятии, посвященном 2600-летию совместного проживания грузинского и еврейского народов. Сентябрь 1998 года.

Включение Грузии в состав Российской империи в 1801 году изменило экономическое, политическое и общественное положение евреев. Сначала они приветствовали российское правление, но вскоре ощутили его антисемитизм. Юдофобские настроения принесли в Грузию царские чиновники и русская православная церковь. Сложилась атмосфера фанатичного мракобесия: начались обвинения в ритуальных убийствах, вызвав волну антиеврейских выступлений и актов насилия.

Были в присоединении Грузии к России и положительные аспекты: постепенно установились связи между грузинскими и российскими еврейскими общинами. Указ 1804 года, включавший Кавказ в черту оседлости, позволил селиться в Грузии российским евреям. Их привлекали широкие экономические возможности и мягкий климат. Ашкеназские евреи обладали профессиями, так или иначе способствовавшими проникновению в Грузию русско-еврейской культуры: среди них были фармацевты, врачи, портные, ювелиры, часовщики, а также поставщики российской армии.

Общение между местными и приезжими евреями поначалу было весьма ограниченным. Они не знали языков друг друга, их разделяла стена неприятия. Наладить подлинное сотрудничество двух еврейских общин впервые попытались сионисты. Вообще идеи сионизма начали распространяться среди грузинских евреев уже во второй половине ХIХ века, благодаря чему сотни семей выехали в Эрец Исроэль. В 1897 году в Грузии возникла первая сионистская организация, которую создали приверженцы движения «Хаскала».

Как бы ни складывалась жизнь грузинских евреев, какие бы веяния ни ощущались, определяющей в ней всегда была роль Эрец Исроэль. Натан Элиашвили писал: «Любовь и стремление к Эрец-Исраэль было глубоким. Всю жизнь еврей мечтал уехать в Эрец Исроэль или хоть раз увидеть ее своими глазами, или умереть там на склоне лет».

Святая земля имела первостепенное значение и для христианской Грузии. Столетиями грузины-христиане совершали паломничество в Палестину, строили там церкви, монастыри. Грузинские монастыри появились на горе Синай, в Вифлееме, в Иерусалиме, самым популярным среди них считается иерусалимский монастырь Святого Креста, где по преданию похоронен Шота Руставели, величайший грузинский поэт ХII века.

С обретением независимости в 1918 году свободная Грузия просуществовала три года до падения меньшевистского правительства в марте 21-го, а когда пришли большевики, евреи поверили в обещанные ими блага. И начало действительно было впечатляющим: власти не вмешивались в религиозную жизнь, открывались еврейские школы, культурные центры. Затем наступили иные времена. Репрессии 1937 года, конечно же, не обошли и грузинских евреев. Не обошли их и национально-религиозные преследования, проводившиеся на всей территории Советского Союза, которые в годы войны несколько ослабли, но затем возобновились едва ли не с удвоенной силой. Волна антисемитизма, поднявшаяся в СССР в начале 50-х годов, привела к многочисленным арестам среди еврейской интеллигенции Грузии. Было арестовано немало религиозных активистов.

Главные раввины России и Израиля на мероприятии, посвященном 2600-летию совместного проживания грузинского и еврейского народов. Сентябрь 1998 года.

В 1950-е годы экономическое развитие Грузии ускорилось, и материальное положение евреев стало улучшаться. В 60-х годах сотни евреев обучались в вузах, шли в науку, промышленность, искусство и вскоре заняли в обществе видное положение. При этом большинство сохраняло религию и традиции своих предков. Несмотря на более чем полувековое коммунистическое господство грузинские евреи по сей день продолжают соблюдать завет обрезания, собственный свадебный ритуал, законы кошерности, они отмечают Субботу и все еврейские праздники. Общины Грузии всегда заботились о кошерной пище, выпечке мацы и финансовой поддержке синагог, чего в период советской власти не наблюдалось в российских общинах.

Борьба грузинских евреев за право выезда в Израиль стала одним из важных факторов, которые привели к исторической перемене в политике советского правительства по отношению к еврейской эмиграции. В 1969 году 18 семей первыми из евреев СССР обратились в Комиссию по правам человека при ООН. Активное пробуждение национального самосознания евреев нашло свое отражение в массовой эмиграции начала 70-х годов, когда в Израиль из Грузии выехали около 30 тысяч человек.

Уже после распада СССР многие грузинские евреи побывали у своих родственников в Израиле, а те стали бывать в краях, где родились. Это оказало большое воздействие на различные стороны жизни евреев Грузии: возросло национальное самосознание, активно стала развиваться культура, в еврейскую жизнь вовлекается больше молодежи. В то же самое время уехавшие из Грузии ощущают свою глубокую связь с грузинским народом и солидаризуются с его борьбой за самоопределение. В Израиле они составляют крепкое братство и сохраняют грузинский язык.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru