[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2001 СИВАН 5761 — 6 (110)

 

Глубокоуважаемая редакция!

С гордостью хочу сообщить вам, что в моей личной библиотеке, насчитывающей более полутора тысяч книг, хранятся почти все номера журнала «Лехаим», начиная с 24-го, датированного апрелем-маем 1994 года. Для меня они стали своеобразным учебником. По ним я изучаю историю, традиции и быт евреев, Тору, знакомлюсь с весомым вкладом, который внесли мои соплеменники в развитие мировой науки, литературы, искусства, медицины. В последнее время с особым интересом стал читать и делать выписки из материалов вашего журнала, связанных с Великой Отечественной войной, с вкладом евреев в победу как на фронте, так и в глубоком тылу. Этот интерес связан прежде всего с тем, что я начал собирать материалы о ратных и трудовых подвигах евреев-казахстанцев, чтобы попытаться написать о них хотя бы небольшую брошюру, тем более, что в казахстанской историографии это одна из почти неисследованных тем.

В связи с этим меня очень заинтересовало письмо в редакцию Бориса Фридмана из Уфы о его отце Фридмане Пинкусе Абрамовиче, опубликованное в № 3 (107) журнала за этот год. Оно меня не только заинтересовало, но и подкупило той особой теплотой, с которой сын пишет об отце. Так может писать только человек с большим добрым сердцем. И еще одна мысль. Мне кажется, что если бы каждый сын или дочь написали по письму такого плана, то получилось бы очень интересное повествование по истории еврейской семьи.

Заинтересовал же меня в письме тот факт, что во время Великой Отечественной Пинкус Фридман организовал в тыловой Алмате производство витаминных концентратов для армии.

Конечно же, мне хотелось бы получить от автора более детальное описание этого в полном смысле слова подвига. В частности, меня интересует: в каком году было начато производство, на базе какого предприятия, сколько (хотя бы приблизительно) было произведено продукции, работали ли на этом предприятии другие евреи (хорошо бы знать их имена и фамилии) и т.д.

Поэтому, если это возможно, убедительно прошу переслать г-ну Фридману данное письмо и мой адрес.

Заранее благодарен за помощь.

С уважением,

Ульман Абрум Ильич,

Алматы

 

 

 

Дорогая редакция журнала «Лехаим»!

Дело, которое вы делаете, бесценно. Мы, даже люди с высшим образованием, в иудаизме безграмотны. Как ничтожно мало знаем о великом нашем народе! Огромное вам спасибо и низкий поклон за то, что вы восполняете пробелы в нашем воспитании и образовании. Гордость наполняет сердце за наш народ, который дал миру стольких гениальных, замечательных, праведных, образованных и культурных людей. Жаль, что количество журналов, поступающих в нашу синагогу, уменьшилось, и его все труднее получить, а выписать мы, пенсионеры, не можем – неплатежеспособные.

Недавно был один из наших самых главных праздников – Пейсах. И мне хочется назвать человека, который много сделал для евреев в свете этого праздника. Это Ямпольский Михаил Наумович.

В 80-е годы многие евреи нашего города посылали по его адресу деньги на мацу – по 5 рублей за 1 кг. Я собирала деньги у своих друзей, и спустя 10–15 дней на мой адрес приходила маца с печатью «кошерная». И я обеспечивала ею и свою семью, и друзей.

Не помню, в каком это было году, но точно, что до 1990 года, – мацу я не получила. В это время я везла маму в клинику Федорова в Москву. Зная адрес Ямпольского, нашла телефон, позвонила, мне сообщили, что его арестовали. Позже в Донецке меня вызвали в правоохранительные органы, требовали письменное объяснение о посылке денег на мацу. Я никогда не была робкого десятка и сказала: «Вам хорошо, можете к своему празднику купить в магазине пасху. А как быть нам?». Ответ был: пеките сами. Я популярно объяснила, что в домашних условиях это невозможно, так как мы не знаем, как печь кошерную мацу. Я там видела большие списки евреев, которые пользовались услугами Ямпольского.

Будучи недавно в Москве, я и мама поехали в синагогу покупать мацу. Там за ней была большая очередь, но моей маме, ветерану КПСС, персональной пенсионерке, дали вне очереди (много мы с родственниками смеялись по этому поводу). Обеспечили мацой себя, родственников и привезли друзьям, чьи деньги, как и наши, пропали с арестом Ямпольского.

Может быть, редакции удастся что-либо узнать о судьбе этого праведного человека? Меня до сих пор волнует его судьба.

Заранее благодарна.

Лившиц Элла Абрамовна,

Донецк

 

 

 

Шалом, дорогая редакция нашего любимого журнала «Лехаим»!

«Лехаим» – журнал для общения. Вы стремитесь, чтобы людям было интересно, вам удается радовать нас увлекательными и полезными статьями. Спасибо. Уже само слово «Лехаим» многое объясняет. Если говорить откровенно, то мы почти не бываем нараспашку. Наше обычное состояние – застегнутость на все пуговицы. Вы помогаете нам, читателям, раскрепоститься. Кстати, это и есть ключик к тайнам нашей еврейской натуры. Колдовская дверца наших душ открывается с помощью такого вот ключика.

Журнал «Лехаим» интересен и нужен. Каждый номер читаем с удовольствием, обсуждаем, спорим. Вы даете нам возможность обратить внимание на то, к чему мы, бывает, приглядимся и перестаем замечать, сужая мир, в котором находимся. Благодаря журналу незначительное перерастает в неизмеримо большее. Мы благодарим вас. Иногда мелочи – это самое главное.

Сегодня мы прочли «Лехаим» за май 2001 года (№5/109), где в статье «Литература или политика?» писатель Идо Нетаньягу говорит, что было бы хорошо, если бы журнал напечатал одну из его статей, а автор статьи В. Дынькин спрашивает: «Стоит ли? Ответ за читателем». Думается, действительно было бы хорошо, если б журнал напечатал одну из статей Идо Нетаньягу. Как говорит А.Е. Бовин (там же): «Не прочитав книгу, трудно о ней говорить...».

Книга Нетаньягу поднимает политические вопросы, проблему взаимоотношений двух противостоящих друг другу народов на земле Израиля. Я лично и мои родные и близкие «болели» за Ариэля Шарона. (Читали в «Еврейском слове» №6 (28) 5761/2001 7–13 февраля «Ястреб мира», «Старый солдат, множество раз ходил на штурм...»). Нам хочется верить, что Ариэль Шарон — отличный политик, а у настоящего политика-еврея не может быть мира с арабами. Книга Идо Нетаньягу важна, в любом случае нам нужно знать разные мнения. Уверены, прочесть было бы интересно.

Представьте, что будет с кем-либо из наших, если Иерусалим будет арабским? Мы это принять да и понять, увы... да просто – этого не может быть!!! Господа, Израиль – для евреев (весь Израиль)! 

Принято считать, что спокойствие и уверенность нам дарит согласие с другими людьми. Но вот с арабами? Конечно же, нет! Заблудшие, увы, живут своей жизнью и веками стараются уничтожить нас – такова цель примитивных арабов. Мы есть не тогда, когда что-то обсуждаем, а когда делаем и все вместе, и лишь в этом случае мы вернем себе свою индивидуальность. Мы должны формировать свое общество через сообщество.

Давайте вспомним Марка Твена: «Терпимости не существует. Ей нет места в сердце человека, но по древней заплесневелой привычке все, захлебываясь и брызгая слюной, бормочут о ней. Нетерпимость – это все для себя и ничего для других... Такова основа природы человека».

Именно так! Давайте крепко задумаемся...

Благодарим за то, что вы даете возможность высказывать наши мнения на страницах журнала.

Семьи Бронштейнов, Лауденов, Музалевских,

Петербург.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru