[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2001 СИВАН 5761 — 6 (110)

 

МЫ ПРЕКЛОНЯЕМСЯ ПЕРЕД РОССИЙСКИМИ ЕВРЕЯМИ

По просьбе редакции с г-ном Джоэлем Головенски беседует писатель Владимир Познанский

Директор Российского департамента Еврейского распределительного центра «Джойнт» (США) Джоэл Головенски по профессии юрист. 20 лет он практиковал в Нью-Йорке и 12 – в Израиле. Активный участник жизни нью-йоркской еврейской общины, он возглавлял городскую Комиссию по еврейскому образованию. После переезда в Израиль участвовал на общественных началах в работе совета директоров Еврейского агентства, специализируясь на вопросах еврейского образования. Г-н Головенски – гражданин США в пятом поколении. Имеет двух взрослых дочерей, живущих в Израиле, и внука – израильтянина в первом поколении.

– Американские евреи не так уж активно эмигрируют в Израиль, не то что евреи бывшего СССР и Восточной Европы?

– Да, Америку покидают немногие евреи. Мои мама, сестра с мужем и все друзья живут в Америке. Не так уж много евреев эмигрирует в «землю молока и меда» и из Москвы, в которой, в отличие от провинции, нетрудно найти работу. К тому же политика советского руководства в отношении национальных меньшинств сыграла большую роль в ассимиляции. В результате многие евреи воспитаны на русской культуре, считают ее своей, а потому не желают покидать страну проживания. Говорю это не в осуждение – просто констатирую факт.

– Вы давно в России? Бывали здесь раньше? Если да, какие заметили перемены?

– Я в России полтора года. Но бывал и раньше. Перемены, в том числе в еврейской жизни, огромные. Особенно если вести отсчет с 1956 года, когда СССР посетил мой покойный отец. Он был раввином и возглавлял первую делегацию еврейских религиозных деятелей из-за рубежа. В вашей стране люди боялись быть евреями, они не могли изучать иврит, еврейскую традицию и еврейскую историю, а слово «еврей» в паспорте означало, что это человек второго сорта с ограниченными возможностями при поступлении в высшие учебные заведения (особенно престижные) и устройстве на работу. Убожество социалистической экономики и глобальная несвобода произвели на отца удручающее впечатление. Ему казалось, что он попал в заколдованный злыми волшебниками мир, где из всех красок осталась только одна – серая.

Сегодня я вижу страну, которая, преодолевая временные трудности, стремится занять достойное место в мировом сообществе. Я вижу евреев, не только не скрывающих свою национальность, а гордящихся ею, свободно посещающих синагоги и национальные библиотеки. Еврейские юноши и девушки имеют возможность изучать иудаизм в более чем ста университетах, расположенных на территории бывшего Советского Союза, собираться в своих молодежных клубах, еврейские дети – ходить в еврейские школы и детские сады, ездить в еврейские лагеря отдыха.

– Незадолго до приезда вашего отца, в 1949-1952 годах, по инициативе Сталина в Советском Союзе была развернута широкая антисемитская кампания, разогнан Еврейский антифашистский комитет, а его члены – еврейская интеллектуальная элита – подверглись жестоким репрессиям. В числе прочих абсурдных обвинений им инкриминировали «преступную связь с буржуазной организацией “Джойнт”...».

– Конечно, это было вранье. Людей обвинили в шпионаже, а «Джойнт» возвели в ранг всемогущей разведывательной организации. К этому бреду можно было бы отнестись с юмором, если бы он не стал поводом для расправы с неповинными людьми. Почему вовлечь в свой кровавый фарс коммунисты решили именно «Джойнт»? На этот вопрос я отвечаю не как представитель этой организации, а как частное лицо. Не исключаю, что моя версия ошибочна.

«Джойнт» функционировал в СССР до 1938-го, то есть в течение 21 года после революции. Это стало возможным потому, что он строго следовал законам страны, всегда информировал о своей деятельности советское руководство и старался не раздражать его. Например, зная, с каким пренебрежением коммунисты относятся к интеллектуалам, наши сотрудники обучали евреев ремеслам. Рабочие профессии помогли им выжить в условиях тоталитарного режима.

А когда нужно было найти козла отпущения, «Джойнт» очень удобно подвернулся под горячую руку «вождя и учителя советского народа и всего прогрессивного человечества». Да и не было в СССР других еврейских «буржуазных агентов».

– Как сегодня работают в России «буржуазные агенты»?

– Главная наша задача – восстановить оборванные связи евреев со своим народом, культурой, традицией. Любым способом, который люди выберут сами, – через религиозные организации, путем культурного обмена или контактов с научными кругами. Например, существует Ассоциация преподавателей иудаики «Сефер», которая объединила всех ученых, работающих в этой области в России. Мы очень гордимся, что помогаем этой организации и различным университетским программам. Только помогаем: руководят ими другие, обладающие необходимыми знаниями инициативные люди.

Когда в 1988 году мы вернулись в вашу страну, обнаружили, что здесь очень много пожилых людей нуждается в материальной поддержке. Нужно было накормить их, одеть, снабдить медикаментами. Этим мы и занялись в первую очередь. Сейчас оказываем помощь 235 тысячам евреев на территории бывшего Советского Союза. Многие из них ежедневно питаются в открытых нами столовых. А тем, кто не в состоянии ходить, горячие обеды привозят домой. Или холодные, которые нужно только разогреть. Одни получают продуктовые посылки ежемесячно, другие – на еврейские праздники. Инвалиды могут рассчитывать на бесплатные костыли и коляски.

Одиночество – страшный враг человека. Поэтому дома у кого-нибудь из членов общины мы организуем встречи пожилых людей. За чаем с булочками и пирожными они имеют возможность поговорить друг с другом. И очень скоро начинают скучать по тем, кто по той или иной причине пропускает такие встречи.

Москва – мегаполис, в котором проживает немало евреев, однако их жизненный уровень сравнительно сносный, поэтому 90 процентов нашей помощи приходится на другие регионы. Особенно те, что расположены в бывших республиках Советского Союза и находятся в значительно более бедственном положении, чем Россия.

– В фильме «Из ада в ад» есть такой эпизод. В голодную послевоенную Польшу «Джойнт» привозит евреям продовольственные посылки. Что вызывает, мягко говоря, негативную реакцию поляков, а вернее, становится одной из причин чудовищного погрома. Вам не кажется, что нынешняя помощь евреям на глазах не менее нуждающихся русских не способствует улучшению взаимопонимания между ними?

– Мы прекрасно понимаем, что, доставляя продукты евреям, необходимо проявлять деликатность в отношении их соседей. Если соседи голодны, помогаем и им – всем, кто находится за чертой бедности, независимо от национальности.

– Работая во многих странах, вы сталкиваетесь с различными трудностями. А есть какие-нибудь, характерные только для России?

– Есть одна трудность. Причем немалая. В России принят закон о едином социальном налоге, согласно которому гуманитарная помощь облагается налогом в размере 35,6 процента. То есть, по идее треть каждой продуктовой посылки, предназначенной людям, находящимся за чертой бедности, должно получать государство.

Господин Сорос обратился к российскому правительству. Смысл его заявления был таким: «Я пытаюсь помочь бедным людям, а вы облагаете их налогом. Желаю успеха, но я заниматься благотворительностью в вашей стране больше не могу». Лично мне непонятно такое решение российского руководства.

Однако что бы ни произошло, «Джойнт» не прекратит свою деятельность добровольно. Мы считаем даже не обязанностью, а привилегией – помогать евреям, где бы они ни находились. Тем более евреям России, Украины и Белоруссии, которые очень многое дали миру. Евреи Америки и Израиля очень многим (если не всем) обязаны российским евреям. Пионеры Израиля были выходцами из России. Литературу на иврите создали они же. Высоконравственный принцип: «Евреи должны помогать друг другу в беде» тоже родился в среде русских евреев. И то, что мы делаем для них, – лишь малая часть огромной благодарности, которую они заслуживают.

– Недавно мы отметили Пейсах, скоро – Швуэс. С одной стороны – Египет, с другой – Синай. Связь событий того далекого времени и истории советского еврейства более чем очевидна. Как вы оцениваете современную жизнь евреев в России? Какой вам видится перспектива? На решении каких задач, на ваш взгляд, необходимо сосредоточиться в первую очередь? Какие в связи с этим задачи вы видите перед собой как представитель “Джойнта”?

– Ситуация с еврейской общиной в России очень напоминает то, что происходило после исхода из Египта. Ждать 40 лет конкретных результатов, к счастью, не пришлось. Мы уже сейчас видим значительное, я бы сказал – невероятное обновление еврейской жизни. В Москве и Московской области сейдеры проводили все еврейские организации. Например, в синагоге в Марьиной роще в сейдере приняли участие более 1000 человек. Это говорит о том, что евреи России находятся на том этапе, когда они не только покинули Египет, но и приближаются к земле обетованной.

В перспективе я вижу расцвет еврейских центров. В Марьиной роще такой уже в действии, скоро будет еще один у Хоральной синагоги. «Джойнт» считает, чем больше будет общинных центров в Москве, тем лучше. Недавно и мы приобрели новое здание для своей организации, идут переговоры о покупке еще одного. Собирается приобрести здание в Москве и Еврейское агентство. Появляются новые общины и общинные центры вокруг Москвы. Один из очень активно работающих центров открыл недавно МЕОД. «Джойнт» играет роль катализатора происходящих процессов. Мы ускоряем их, но сами не планируем.

Поздравляю читателей «Лехаима» с Швуэсом. Будьте счастливы!


<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru