[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ МАЙ 2001 ИЯР 5761 — 5 (109)

 

ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИИ

Лазарь Медовар

Впервые ее имя появилось на театральной афише сразу после Великой Отечественной войны в теперь уже далеком октябре 1945 года. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского извещала, что 22 октября состоится «Первый концерт центральной музыкальной школы-десятилетки учащихся класса В.И. Меренблюм... Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств профессор В.Я. Шебалин».

Также сообщалось, что весь сбор поступит в пользу детей бойцов, погибших в войну. Концерт проходил в Малом зале консерватории. Третьим номером программы значилась «Соната соль минор» Генделя в исполнении Марты Кушнирской (скрипка). Выступление было тепло встречено публикой.

Прошли десятилетия. Остались позади годы учебы в консерватории и аспирантуре, многолетняя работа в оркестре Государственного академического Большого театра СССР и его знаменитом ансамбле скрипачей, созданном и руководимом Юлием Реентовичем. После смерти руководителя и распада ансамбля Марта некоторое время продолжала играть в оркестре Большого театра, а затем перешла на преподавательскую работу в единственную в стране Государственную еврейскую академию имени Маймонида.

Восхождению на музыкальный олимп она обязана не каким-либо случайным удачам, а упорному труду и большой любви к музыке. А со скрипкой ее жизнь связана если не со дня рождения, то во всяком случае не намного позже него...

Родилась Марта Кушнирская в московской еврейской семье потомственных музыкантов. Отец, Лазарь Кушнирский, был виолончелистом оркестра филармонии, мать, Ида, – пианисткой, концертмейстером солистов балета и педагогом. Если учесть и предыдущие поколения, то «трудовой стаж» музыкантов семьи Кушнирских насчитывает около 300 лет.

В шестилетнем возрасте Марта была принята в «Школу одаренных детей», преобразованную позже в школу-десятилетку при Московской консерватории. Здесь учились и такие будущие знаменитости, как Игорь Ойстрах, Леонид Коган. Кстати, И. Ойстрах также был участником упомянутого выше первого концерта школы.

Отлично окончив школу в 1952 году, Марта отлично сдала и экзамены по специальности в Московскую консерваторию. Но ее не приняли – консерватории не нужны были «безродные космополиты», против которых тогда велась кампания. Она ответила на все вопросы по истории СССР (в основном по истории КПСС), но на следующий день увидела в списке абитуриентов против своей фамилии неудовлетворительную отметку. Пришлось забрать документы и отправиться в Ленинград, где она снова сдавала те же экзамены в Ленинградскую консерваторию. Здесь она была принята и попала в класс профессора В. Шера. С первого курса это была единственная студентка, получавшая «Сталинскую стипендию».

В 1958 году Марта с отличием закончила консерваторию, а в 1962 году – и аспирантуру при ней. На протяжении всей учебы она выступала в концертных залах Ленинграда и с сольными концертами, и в составе ансамблей.

Спустя год был объявлен конкурс в оркестр Государственного академического Большого театра СССР: открывали Кремлевский Дворец съездов, сцена которого по существу стала филиалом сцены ГАБТа. В этом конкурсе, состоявшем из трех туров, приняла участие и Марта Кушнирская. Газета «Советский артист» 16 марта 1963 года писала: «В результате прослушивания в двух турах и тайного голосования в оркестр принято 25 человек, в числе которых такие замечательные музыканты, как лауреаты международных конкурсов, солист оркестра Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова фаготист С. Красавин, аспирантка Ленинградской консерватории скрипачка М. Кушнирская... Часть артистов, принятых по конкурсу, в самое ближайшее время приступит к работе в оркестре театра».

Бывший тогда главным дирижером Большого театра Евгений Светланов не скрывал своего нежелания видеть среди вновь принятых скрипачей женщину. На предыдущем конкурсе в оркестр было принято несколько женщин-скрипачек, но через год они ушли в декретный отпуск. И все же среди скрипачей, принятых в оркестр, одна женщина оказалась.

В составе оркестра Большого театра Марта Кушнирская проработала более 30 лет, оставаясь одной из ведущих скрипачек при таких знаменитых дирижерах, как Е. Светланов, Ю. Файер, Б. Хайкин, Г. Рождественский, А. Мелик-Пашаев... Исполняла она и сольные партии в концертах артистов театра.

На одном из сольных выступлений произошел такой казус. Постановщик оперы «Руслан и Людмила» Б. Покровский решил, что в четвертом действии арию Людмилы (ее исполняла Бэла Руденко) будет сопровождать скрипачка-солистка, которую зрители должны видеть. Для этого была сооружена высокая тумба с «пятачком» наверху на уровне сцены. На этом «пятачке» и должна была стоять солистка со скрипкой. Выбор пал на Марту.

По ее просьбе вокруг «пятачка» было сделано небольшое ограждение, чтобы предохранить ее от падения. Но во время спектакля в какой-то момент одна нога Марты пошла мимо тумбы, и все восемь минут своего соло она отчаянно искала опору...

Поступив в оркестр, Марта вскоре получила приглашение и в другой прославленный коллектив – ансамбль скрипачей Большого театра. Причем участие в ансамбле не освобождало музыканта от основной работы в оркестре театра.

Организатором ансамбля и бессменным руководителем его на протяжении более 25 лет был выдающийся музыкант – народный артист РСФСР Юлий Маркович Реентович. Ансамбль был создан в конце 1955 года, а его первое публичное выступление состоялось 25 февраля 1956-го, и эта дата считается днем его рождения. Марту приняли в ансамбль через семь лет после этой теперь уже исторической даты.

«Первые шаги ансамбля скрипачей, – пророчески писал тогда Дмитрий Шостакович, – нас убеждают в том, что будущее этого коллектива прекрасно, и он займет видное место в строительстве советской музыкальной культуры».

Ю. Реентович. 1975 год.

Это был первый и единственный в Союзе классический профессиональный ансамбль скрипачей, игравший в сопровождении рояля, без дирижера и без нот – они играли свои партии наизусть, тем не менее все скрипки звучали синхронно.

Давид Ойстрах так писал об этом ансамбле:

«Разумеется, все его участники и в первую очередь руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств РСФСР Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом, – скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль».

На первых порах трудность состояла в выборе репертуара. Каждая скрипка поет по-своему, и чтобы они звучали синхронно, произведение должно быть написано именно для такого ансамбля. А поскольку подобных не существовало, то и музыкальной литературы, и специальных произведений для него не было. Приходилось аранжировать (специально перекладывать) различные музыкальные произведения для исполнения ансамблем. Реентовичу удалось привлечь высококвалифицированных аранжировщиков, а также композиторов, писавших специально для ансамбля. Среди них такие имена, как Г. Рождественский, Г. Заборов, Л. Фейгин, А. Гурфинкель, Р. Щедрин, А. Хачатурян, Е. Светланов, М. Чулаки... Постепенно репертуар расширился, в него вошло множество произведений разных эпох и стилей.

Особенно в начале своей деятельности ансамбль давал много благотворительных концертов. Его восторженно принимали в многочисленных аудиториях заводов и фабрик, в колхозах и совхозах, воинских частях и студенческих клубах. Артисты не считались с неудобствами и, когда не было настоящей сцены, играли на импровизированной. В памяти участников ансамбля остались многие необычные эпизоды из этих гастрольных поездок.

Для выступления в огромном сборочном цехе одного из заводов площадку для сцены соорудили прямо перед самым концертом. Пианино сюда принесли из клуба. Концерт проходил во время обеденного перерыва, и около тысячи рабочих в спецовках и халатах стоя слушали, как поют скрипки. Никто не уходил... Наградой артистам были горячие аплодисменты слушателей.

В пригороде Новосибирска играть пришлось в одном из рабочих клубов в нетопленном помещении. Артисты вышли во фраках и платьях, мерзли пальцы. В первых рядах зала оказались бабушки в белых платочках, в последнем – мужчины с бутылками: шум, гам... Реентович приказал играть «Аве Марию» Шуберта. В какой-то момент из первых рядов послышались рыдания. Когда смолкли последние звуки музыки, увидели в последнем ряду мужчин с так и не початыми бутылками в руках, они словно онемели. Несколько секунд полного молчания, и взрыв аплодисментов с криками «Здорово! Давай еще!» «Вот ради чего стоит жить», – резюмировал Реентович.

А в Лондоне выступление проходило в одном из лучших концертных залов. Он был полон, и музыкантов удивило наличие полицейских. Не успели артисты занять места на сцене и поднять скрипки, как из первых трех рядов поднялись молодые ребята с транспарантами в руках: «Убирайтесь в свою Россию...» Полицейские не вмешивались. «Стойте с поднятыми скрипками», – распорядился Реентович. Так и стояли 15 минут, пока публика сама разбиралась с «бунтовщиками». В конце концов большую часть удалось выпроводить из зала, а остальные свернули транспаранты и уселись слушать. Концерт прошел с большим успехом, причем было замечено, что первые ряды аплодировали особенно рьяно.

За время своего существования Ансамбль скрипачей дал более двух тысяч концертов, выступал во многих городах (свыше 70) и почти во всех республиках Советского Союза, на целинных землях Казахстана, Алтая, Сибири, в двадцати странах мира. Фирма «Мелодия» выпустила более 100 грампластинок с его записями. Ансамбль часто выступал на радио и телевидении, озвучивал кинофильмы, сопровождал выступления многих выдающихся артистов нашей страны. Ансамбль Реентовича объединял 17 скрипачей. Значительная роль в этом творческом коллективе принадлежала концертмейстеру Ирине Зайцевой.

В 1985 году уже после смерти Реентович

а московское издательство «Планета» к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов выпустило фотоальбом «Ансамбль скрипачей Большого театра СССР». Кроме многочисленных фотографий он содержит отзывы знаменитых музыкантов страны к разным юбилейным датам ансамбля. Вот некоторые из них.

«Искусство ансамбля ныне считается эталонным и принадлежит к тому лучшему, чем по праву гордится наша музыкальная культура... Наверное, мало кто знает, что свои выступления ансамбль скрипачей сочетает с напряженной повседневной работой в оркестре Большого театра. А ведь это совсем не просто, учитывая не только ежедневные репетиции и спектакли, но и главным образом содержание самой работы, требующей полной отдачи сил, нервного напряжения, – пишет Светланов и заключает: – Думается, Реентович владел теми современными принципами общения руководителя с коллективом, к которым необходимо нам всем стремиться в своей работе».

Этому мнению вторит и Г. Рождественский: «Труд артиста оркестра, помимо всего прочего, – тяжелый физический труд... И вот между репетициями и спектаклями, а иной раз и после спектакля, а иногда и перед репетициями собираются скрипачи оркестра Большого театра для того, чтобы поиграть музыку, написанную специально для их инструмента – скрипки, для того, чтобы ощутить себя в новом качестве солиста-ансамблиста, для того, чтобы в повседневном рабочем процессе избежать самого опасного, что может быть в искусстве – инерции. И они работают, работают тщательно, скрупулезно отделывая мельчайшие детали исполнения. Ведь их задача зачастую труднее, чем задача скрипача-солиста, – они делают виртуозный репертуар достоянием коллектива».

Заслуженный работник культуры РСФСР В. Зарубин пишет после концерта: «...Замер, затаив дыхание, зрительный зал. Простая, близкая сердцу мелодия “Песни” Дворжака захватывает слушателей. Семнадцать скрипачей в сопровождении фортепиано играют в унисон, как один музыкант, и звук их скрипок то объемный, симфонически насыщенный, то трепетно-прозрачный, то наполненный лирической теплотой, – очаровывает своей красотой. Выступает Ансамбль скрипачей Большого театра Союза ССР...»

А вот письмо первого космонавта планеты Юрия Гагарина: «Часто слушаю ваши выступления и всегда восторгаюсь. Ваше тонкое, совершенное искусство несет людям радость, делает их счастливыми».

Теплые слова в адрес Ю. Реентовича пишет профессор Т. Докшицер: «Выступления с ансамблем скрипачей всегда связаны с особым творческим настроением, которое в любых условиях мог создавать Юлий Маркович. В этом отношении его влияние на коллектив было огромно. Юлий Маркович не замечал мелочей, заботился о каждом, отвечал за всех и делал все для всех. Ему, казалось, не мешали трудности и неудобства гастрольной жизни. Организационные неурядицы, которые порой возникали перед концертом, он преодолевал спокойно, тихо, гасил в себе раздражительную реакцию и к людям обращал улыбку и ободряющие слова.

Его огромное человеческое обаяние в жизни и на сцене с одинаковой силой действовало и на окружающих, и на публику».

С любовью к коллективу скрипачей написали и те, кому довелось выступать с ним в концертах. «Я часто выступала с ансамблем, и каждая встреча приносила мне большую творческую радость, обогащала меня. Удивительно ясная звуковая кантилена скрипок невольно передается певцу, заражает его вдохновением», – это Ирина Архипова.

«Всегда с радостью вспоминаю концерты с ансамблем скрипачей и в нашей стране, и в гастрольных поездках за рубежом. Вспоминаю 1978 год, когда мы играли концерт в Будапеште. Зал был настолько переполнен, что даже на сцене пришлось поставить кресла для публики... Каждое выступление ансамбля выливается в яркий праздник музыки», – это Вера Дулова.

«Счастлива, что много работаю с ансамблем, выступая на лучших сценах мира и на клубных площадках в больших и малых городах. И везде слышны слова благодарности, признательности и любви», – это Бэла Руденко.

Пресса разных стран тоже приятно поражала единодушием. Характерной была публикация в голландской газете «Де телеграф»: «Ансамбль скрипачей Большого театра является коллективом новой музыкальной формы, не существующей нигде в мире... Необходимо заметить, что обработки всей исполненной программы были безупречны, и блестящее исполнение семнадцатью скрипками напоминало одну скрипку. Этот концерт, без сомнения, явился настоящим событием для Запада».

Увы, ничто не вечно под Луной... В 1982 году Реентович умирает, не дожив двух лет до своего семидесятилетия. Ансамбль, лишившись авторитетного руководителя, начал распадаться, и в 1984 году прекратил свое существование.

Марта Кушнирская продолжала работать в оркестре Большого театра до 1995 года, а затем, как уже говорилось, перешла на преподавательскую работу в Академию имени Маймонида. Теперь она доцент факультета музыкальной культуры, декан которого народный артист СССР, профессор Наум Штаркман.

И все же не дает покоя мечта о возрождении ансамбля скрипачей. Марта убеждена, что и без того сильное эмоциональное воздействие скрипки на слушателя многократно усиливается именно скрипичным ансамблем, в котором разные по голосу скрипки звучат синхронно. Три компонента, считает она, неизбежно обеспечат успех коллективу скрипачей у широких масс слушателей: классический ансамбль, доступность репертуара и виртуозное исполнение.

С появлением молодых воспитанников появилась и возможность осуществить мечту. Большую поддержку оказал Марте Кушнирской муж-электронщик, инженер-изобретатель Исаак Трегер. И цель была достигнута.

Марта сумела объединить своих воспитанников в творческий коллектив и в 1997 году создать новый молодежный ансамбль скрипачей «Мелодия», художественным руководителем которого она и стала.

В становлении ансамбля неоценимую помощь оказала ректор Академии Маймонида профессор Вероника Ирина-Коган.

Трудности, которые в свое время приходилось преодолевать Реентовичу, теперь возникли перед Мартой. Но времена изменились и, к сожалению, не в ее пользу.

Одна из главных трудностей – систематическая нехватка средств. Весьма дороги стали аранжировки музыкальных произведений, практически недоступны залы для репетиций и концертов, гастрольные поездки, низкие стипендии и зарплаты... Много репетиций Марта вынуждена проводить у себя дома, приспособив для этого одну из комнат квартиры.

Серьезной проблемой является сохранение стабильности коллектива. Почти все ансамблисты работают (в основном в оркестрах Москвы). Совместить работу, учебу, концерты, репетиции да еще личную жизнь удается не каждому. И молодые люди уходят. Для подготовки нового исполнителя взамен выбывшего требуется не менее года... Много времени отнимает работа с аранжировщиками, подготовка и проведение репетиций, подбор репертуара.

«Мелодия» не только исполняет почти весь репертуар прославленного ансамбля Реентовича, но и все более расширяет его. Ведется поиск еврейской тематики. В репертуар включены произведения композиторов, писавших на еврейские темы: Эрнеста Блоха (1880–1959) и Макса Бруха (1838–1920).

Э. Блох – швейцарский и американский композитор, известность которому принесли такие его произведения, как симфония с пением «Израиль», рапсодия «Шеломо» (Соломон), сюита «Баал-Шем»; три картинки из жизни хасидов и другие. Написаны они на основе старинных еврейских мелодий.

М. Брух – немецкий композитор и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Берлине. «Музыкальная энциклопедия» сообщает, что в 1881 году по заказу Ливерпульской еврейской общины он написал еврейскую мелодию «Кол Нидрей», принесшую ему широкую известность.

За три года существования ансамбль скрипачей Марты Кушнирской дал десятки концертов (большинство из которых благотворительные) на театральных и клубных сценах, в том числе Большого театра, Центрального дома работников искусств, Дома архитектора, Центрального дома актера, Дома кино... В сопровождении ансамбля выступали солисты лучших театров – Большого, имени Станиславского и Немировича-Данченко, Новой оперы. Ансамбль выступал также в Дни еврейской книги в Российской государственной библиотеке (им. Ленина), в театре «Шалом»...

2 мая 1999 года ансамбль Марты Кушнирской открывал в Доме кино вечер памяти евреев-жертв нацизма и героев сопротивления, организованный сопредседателем научно-просветительского центра «Холокост» А. Гербер. На вечере присутствовали представители администрации Президента РФ, посол Израиля, представители еврейских организаций России.

М. Кушнирская. 1975 год.

9 мая 2000 года Еврейским центром искусств (директор В. Плисс) было организовано выступление ансамбля на праздничном концерте в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне и 52-й годовщины независимости Израиля. Концерт проходил в большом зале Московской хоральной синагоги, а 24 мая в том же зале ансамбль дал еще один концерт, в котором приняли участие народные артисты России – пианист Д. Лернер и певец Э. Лабковский, флейтистка из Израиля С. Горзальчик, концертмейстеры ансамбля И. Кауфман и А. Шамонин. Солист ансамбля М. Червинский в сопровождении ансамбля исполнил сочинение Блоха, аранжировка которого сделана Мартой Кушнирской.

Народный артист СССР Зураб Соткилава сказал, прослушав ансамбль: «Это был праздник души». Ирина Архипова после концерта в Доме архитектора, пожелав коллективу всяческих успехов, отметила, что «Марта Кушнирская воссоздала этот жанр на профессиональной основе». А «Парламентская газета» 26 января 2000 года писала: «Очередной благотворительный концерт дал ансамбль скрипачей “Мелодия” теперь уже в московском Доме архитектора. Этот ансамбль молодых подвижников вот уже два года продолжает традиции того же жанра, что и некогда распавшийся знаменитый ансамбль скрипачей Большого театра. Художественный руководитель “Мелодии” Марта Кушнирская, сама скрипачка, более 30 лет отработавшая в оркестре ГАБТа, доцент, одновременно и наставница тех, кто так великолепно играл в этот день на сцене мелодии Прокофьева, Шостаковича, Рубинштейна и других...» Следует добавить, что Марта участвует в концертах не только как руководитель, но и как исполнитель наряду с другими скрипачами, своими воспитанниками.

Жизнь ансамбля скрипачей продолжается. Продолжается и традиция семьи Кушнирских. Сын, Леонид Трегер, окончил с отличием Гнесинский институт по классу валторны, сейчас он солист оркестра музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Шестилетняя внучка Марты Кушнирской, Юля Трегер, учится в московской средней специальной школе по классу скрипки у педагога Наталии Фихтенгольц.

Пожелаем же им всем – Марте Кушнирской, ее семье, ансамблю скрипачей «Мелодия» долгих и счастливых лет и творческих успехов.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru