[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ МАРТ 2001 АДАР 5761 — 3 (107)

 

ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Силы человека ограничены, ему нужна помощь Б-га, который определяет жизненный путь и помогает в нужный момент оказаться в нужном месте. Без этой помощи ни один из нас, насколько бы ни был умен, не сможет достичь желаемого результата. Бизнесмены это чувствуют чаще других. Работает человек, работает в поте лица, а результат нулевой. И вдруг, будто где-то замкнулась невидимая цепь, – и он уже на вершине успеха! Конечно, так проявляется воля Б-га. Потому и говорят: «Не в уме богатство». Кто понимает это, обращается к Б-гу: молится, просит Его о помощи, а главное, чтобы наставил на истинный путь.

Что наша жизнь без труда? Труд делает ее полней, насыщенней. По сути, работа оправдывает существование человека на земле. Без регулярного труда даже физически организм наш функционирует хуже. Работающий дольше живет, его жизнь полноценней во всех отношениях. На пенсию желающий себе добра должен выходить как можно позже, когда работать уже совсем невмоготу. Решение бросить работу, если еще есть силы, – плохое решение: она самая важная часть нашей жизни.

Когда мы прилежно работаем, стараемся, то, конечно, хотим, чтобы труд наш оценивался все выше и выше. Кто поспорит: достойный труд должен соответственно оплачиваться! И нет ничего зазорного, что при этом индивидуальные потребности человека возрастут. Это естественно и способствует развитию общества. Сегодня мы совершенствуемся в своем деле, а завтра повышается наш уровень жизни, и так изо дня в день. И только так: постепенно, в результате ежедневного труда, в поисках все новых возможностей и резервов для его совершенствования должна формироваться наша собственность. Ценность человеческой жизни, семьи, всего живого, что есть на земле, прав собственности – как своей, так и чужой, значимы в любом обществе независимо от социального уклада и формы правления. Это обеспечивает нормальное существование государства, его общественный прогресс.

Реализовав свои способности, достигнув больших успехов, люди рассуждают по-разному. Одни говорят: «Мы многого достигли, преуспели, а теперь пришла пора помогать другим». Другие же изначально исходили из принципа: «Мы можем многого достичь и хотим трудиться, чтобы приносить пользу людям, помогать нуждающимся». Вторая мотивация предпочтительнее, таких людей ожидает благословение Б-га.

Как считают наши мудрецы, богат тот, кто доволен своей долей. Это вовсе не подразумевает пассивное существование – человек должен постоянно усложнять свои задачи, отсюда и весь последующий личный и общественный прогресс. Он должен делать это сознательно, мобилизуя все силы и возможности. А общество, государство должны следить за соблюдением заповедей: чтобы не было ни воровства, ни дискриминации. При несоблюдении этих основных законов жизни на смену общественному спокойствию приходят жестокость, анархия, единственным стремлением человека становится корысть.

Для реализации талантов каждого необходимо наличие равных возможностей. Когда Б-жья искра, заложенная в индивидууме, реализуется, человеческое общество только выигрывает, и анархии не остается места. Это как в спорте, в соревнованиях на олимпийских играх: каждый стремится быть первым, достичь большего, лучшего, а побеждает сильнейший – самый достойный и талантливый, хотя на старте все были наравне. Именно этого Б-г желал от человека, когда создавал его, и Он не отмеряет одним что-то за счет других. В каждого закладываются его собственные возможности, и как мы реализуем этот дар, сможем ли соответствовать замыслу Творца, зависит от нас самих. Высокие достижения одного – для остальных не только ориентир. Достигший экономических успехов в итоге и другим предоставляет возможности, например, создает рабочие места.

Противоречия, возникающие между отдельными членами общества, выделяющимися своим благополучием, и правами личности, требуют постоянного внимания и уравновешивания. Ни одно общество не сумело добиться полного и стабильного равновесия, и нередко стремление к этому приводило к ущемлению гражданских прав, личных свобод. Неограниченная свобода тоже не служила добру, а только вела к незащищенности от посягательств как общества в целом, так и отдельных его граждан.

Тоталитаризм, в недалеком прошлом часто поднимавший знамя общественной пользы, оставил неизгладимый след, принеся страдания миллионам людей. Защита «твердой руки» диктаторской власти была иллюзией, к тому же в таких условиях нередко предоставлялись уникальные возможности для обогащения элиты из властей предержащих за счет простых людей. Многое в коммунистических лозунгах было верным и справедливым, и между прочим лозунг «Обогащайтесь!» не противоречил ни коммунистической идеологии, ни ее вождям. Но призывы к хорошей жизни и помощи людям, к любви, взаимоуважению граждан не были подкреплены. Экспроприация, механическое разделение богатства между членами общества, «уравниловка» в конце концов привели к отсутствию полноценных стимулов, не обеспечивалась достойная оплата труда. Это привело к застою, а затем к краху тоталитарной системы и государственной экономики, не говоря уже о нравственных последствиях такой политики для страны.

Демократия тоже, когда насаждает беспредельный эгоизм, приводит к тому, что социум становится «обществом потребления». Следствие? Процесс резкого расслоения общества и рост конфликтов.

Согласование между общественной пользой и личной свободой обеспечивают лидеры, политическая элита, государство. Желания каждого члена общества должны быть соотнесены с общественными потребностями. До тех пор пока элита в своей деятельности основывается на популизме, «человеческих факторах», она не может обеспечить устойчивое общественное равновесие и волей-неволей оказывается в плену предвзятых подходов, субъективных решений, создаются условия для произвола. И только следование принципам абсолютной Б-жественной морали и справедливости делает всех людей равными перед Всевышним.

Многие, увлекшись высокотехнологическими достижениями современного этапа развития цивилизации, забыли заповеди Б-га и отошли от Него. Это тут же привело к напряженности и конфликтам. Лидерам, а также политической, экономической элите предстоит нелегкая задача – повернуть народы к Б-гу с тем, чтобы каждый продолжал жить по Его универсальным установлениям. Ответственное поведение наиболее преуспевающей части общества, выражающееся в бескорыстном вовлечении людей во владение и пользование накопленным богатством, соизмерение желаний всех и желания каждого создадут необходимые предпосылки для сотрудничества всех общественных слоев, признающих высшую власть. И поведение общественных лидеров должно в первую очередь являть пример любви к ближнему, заботы о его интересах и благах, а не узурпации всего во имя собственного эгоизма под личиной радения «за народ».

Удовлетворение личных потребностей в условиях духовной свободы ведет, и доказательство этому мы видим ежедневно, не к уходу от Б-га, а к единению с Ним. Уважение власти и уважение прав личности – то и другое вместе гарантируют спокойствие и мир.

Сегодняшняя ситуация в России очень напоминает ту, когда наш праотец Яаков в неурожайный год посадил дерево в бедную, неудобренную землю. А урожай оказался очень богат, потому что Яаков был тружеником и имел благословение Всевышнего. Так же и люди, способствующие возрождению страны, подъему ее экономики, делающие свой бизнес, свое дело в полную меру сил, получают благословение Б-га, благодаря которому и бывает урожай.

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru